СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытое занятие "Стратегия игры в шашки"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Шашки по праву признана одной из самых интеллектуальных игр, прежде всего, она стимулирует мыслительную деятельность детей, способствует их логическому мышлению, развивает пространственное воображение, память и внимание, формирует такое качество, как усидчивость.

Просмотр содержимого документа
«Открытое занятие "Стратегия игры в шашки"»

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

"Дом детского технического творчества"









Открытое занятие

по теме:

«Стратегия игры в шашки»

(Первый год обучения)

















Составитель:

педагог дополнительного образования

Подгайная Т.П.










Тема: Стратегия игры в шашки

     Цель: создать условия для интеллектуального развития детей, ознакомить с понятием «стратегия» в шашечной игре .

     Задачи:

Обучающие:

  • Активизировать мыслительную деятельность, тренировать логическое мышление и память, наблюдательность, находчивость, смекалку.

Развивающие:

  • Развивать чувство ответственности и умение разрешать проблемные ситуации.

Воспитывающие:

  • Воспитывать спокойствие и уверенность в своих силах, настойчивость, умение достойно выигрывать и проигрывать


Тип занятия: получение новых знаний и умений

Форма работы: фронтальная, групповая, индивидуальная

Оборудование: шашечные доски, комплекты шашек, часы

Формирование универсальных учебных действий (УУД):

Личностные

Воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости, ответственного отношения к учению, самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Предметные

Формирование следующих умений:

- знать историю развития шашек;

- знать правила игры в русские шашки;

-знать, что понимают под тактикой и стратегией в шашках



Метапредметные

Коммуникативные

Умение:

  • оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, формулировать высказывание;

  • сотрудничать, договариваться о последовательности действий и результате, учиться представлять другим ход работы и его результат, слушать мнение других;

  • адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.


Регулятивные

Умения:

  • работать по предложенному педагогом плану, проговаривая последовательность действий;

  • формулировать вопрос, проблему, затруднение, с которыми столкнулись обучающиеся;

  • оценивать сложившуюся учебную ситуацию.


Познавательные:

Умение:

  • перерабатывать полученную информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

  • обобщать полученную информацию;

  • давать оценку своим действиям, оценивать результат;

  • находить ответы на вопросы, используя жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.



Ход занятия


1. Психологическое начало, мотивация, целеполагание

-Для чего вы ходите на кружок шашек?

-Что вам дает умение играть в шашки?

-Шашки по праву признана одной из самых интеллектуальных игр, прежде всего, она стимулирует мыслительную деятельность детей, способствует их логическому мышлению, развивает пространственное воображение, память и внимание, формирует такое качество, как усидчивость. Так что вы не зря посещаете этот кружок, вы станете более внимательными, у вас улучшится память и мышление. А еще вы почувствуете радость победы и в то же время, научитесь безболезненно проигрывать

-Сегодня мы узнаем о стратегии игры в шашки, получите несколько полезных советов, которые помогут вам побеждать, узнаете о возникновении игры в шашки и проведете небольшой шашечный турнир в конце занятия.

2. Сведения из истории шашек

Сообщения детей об истории возникновения шашек

1) Шашки - одна из самых древних игр.

У Платона встречается миф о том, как бог Гермес, придумавший эту игру, предложил богине Луне играть с ним в шашки с тем условием, что в случае проигрыша он получит от Луны пять дней. Одержав победу, Гермес прибавил эти пять дней к тем 360 дням, которые до этого составляли год.

2) По одной из исторических версий шашки изобрел греческий воин Паламед, известный как участник осады Трои. Осада города продолжалась 10 лет и, чтобы убить скуку, Паламед придумал эту увлекательную игру, возможно, рисуя клетки на земле.

3) Увлекались шашками и египетские фараоны. Во время раскопок в Египте обнаружили гробницу вельможи, который был приближенным фараона. На стенах гробницы есть росписи, отражающие три страсти древнего египтянина - охоту, рыбную ловлю и игру в шашки. В Лувре хранятся две шашечные доски, принадлежащие фараонам. Из гробницы Тутанхамона была извлечена доска для игры в шашки, состоявшая из тридцати клеток.

Исходя из перечисленного возникла версия о древнеегипетском происхождении шашек.

4) Из Древнего Египта шашки начали свой путь по миру. Сначала в Грецию, затем в Древний Рим. Как ни странно, по мнению исследователей, правила игры имели много общего с современными шашками. За несколько веков до нашей эры уже играли на 64-клеточной доске. Шашки были двух цветов - белые и черные. И представляли собой как бы две армии, которым предстояло сражение. Отступление не предусматривалось, поэтому шашки могли ходить только вперед. Если шашка прорывалась в тыл к противнику, то повышалась ее боевая способность, и она становилась дамкой. Взятие происходило с помощью перескакивания одной шашки через другую.

Точно так же в бою победивший воин перешагивает через побежденного, чтобы дальше продолжить сражение.



5) У римлян игра называлась "латрункули" и происходило от слова "латро" - воин. Немцы, французы и другие народы называли ее иначе, но в каждом из этих языков прослеживалось слово "дама". Будущих рыцарей обязательно учили игре в шашки - они прививали столь необходимые воину навыки этики и стратегии рыцарских поединков.


3. Шашечная викторина

- Какие шашки начинают игру?

- Что такое «за фук»?

- Что такое дамка?

- Как определяют, кто играет, каким цветом?

- Сколько клеток на шашечном поле?

- Сколько шашек участвует в игре?


4. Изучение нового материала

-Чтобы основательно научиться играть в шашки, нужно хорошо усвоить основные принципы игры и овладеть важными тактическими и стратегическими приемами.

Под тактикой в шашках понимают комбинации, жертвы, удары и прочие форсированные планы.

Под стратегией — идейные планы игры, использование конкретных слабостей в позиции


Совет 1В процессе игры старайтесь пройти своими шашками в дамки и не позволяйте сделать этого сопернику.

Дамка является очень грозным оружием, ее сила заключена в дальнобойных возможностях, а также в умении двигаться в любом направлении (по диагоналям доски). Даже одинокая дамка может без труда преградить  путь целой группе шашек соперника.

ТАК В РУССКИЕ ШАШКИ МОЖНО ВЫИГРАТЬ ПРИ ПОМОЩИ ДАМКИ


Совет 2. Старайтесь добиться того, чтобы шашек соперника становилось меньше, чем ваших.

Совет также очевидный, но как им воспользоваться? Надо заставить соперника отдавать свои шашки или же самому сбивать шашки соперника. Сделать это можно с помощью различных приемов. Вот самые простые из них: простой прием выиграть шашку соперника –  заход в «любки»,  прием игры —нападение на слабую шашку соперника..Ю



Совет 3. Занимайте своими шашками центральные поля доски.

Шашка, расположенная на поле у края доски (бортовом поле), имеет меньшую силу, чем шашка, занявшая одно из полей в центре доски.

БОРТОВЫЕ ШАШКИ ЧЕРНЫХ НЕ МОГУТ СПРАВИТЬСЯ С ЦЕНТРАЛЬНЫМИ ШАШКАМИ БЕЛЫХ

При выполнении этого совета следует действовать осторожно, обеспечивая своим центральным шашкам достаточную защиту в случае возможной атаки на них шашек соперника.

Совет 4.  Старайтесь определить, что в ответ может предпринять соперник, и какие будут последствия.

-Перед тем как сделать ход будьте внимательны, каким бы заманчивым этот ход не казался. Другими словами, чтобы выиграть, обязательно нужно пытаться предугадать действия соперника еще до своего маневра, так как, разгадав замысел соперника слишком поздно, помешать этому можно не успеть.

Совет 5Пытайтесь постоянно продумывать свои действия на несколько ходов вперед.

Это, так называемый, расчет позиции. Чем Ваш расчет глубже и точнее, тем больше возможностей переиграть своего соперника.


5. Тренировочные игры в парах

Проведем небольшой шашечный турнир

А) Вспоминаем правила игры:

- Бить всегда, брать за фук.

- не жульничать

-не обижаться, уважать соперника

-не поддаваться

- ничья после 15 ходов, если вы не сможете побить соперника

цвету шашками будет играть.

Один ребенок из пары берет 2 шашки: белую и черную, прячет их за спиной и перемешивает. Затем по команде вытягивает кулачки вперед, а другой ребенок выбирает. Все дети расставляют шашки на поле                           

Игра в шашки требует спокойной обстановки и внимания. Наши участники  сразятся в честном бою на шашечных досках, самые умелые из вас выйдут победителями. Желаю вам успехов, удач и побед.

По окончании соревнования определяются победители

Как только участники турнира перестают играть,    происходит      награждение победителей. Вот и подошло к концу наше занятие. Вы храбро сражались за победу в турнире, не всем сегодня повезло, объявляю победителей шашечного турнира.

Пора прощаться.  До свидания ребята!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!