СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытое занятие . Тема: Бытовые электроприборы. Электричество.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомить дошкольников с электричеством. 

Просмотр содержимого документа
«Открытое занятие . Тема: Бытовые электроприборы. Электричество.»

Название объединения: «3D Конструктор»

Ф.И.О. педагога: Денисова Наталья Владимировна

Возраст воспитанников: 6-7 лет

Тема: Бытовые электроприборы. Электричество.

Цель: знакомить учащихся с электричеством.

Образовательные задачи:
- обобщать знания детей электробытовых приборах; знакомить с электричеством;
- расширять представления о том, где «живет» электричество и как оно помогает человеку;
- познакомить детей с причиной проявления статического электричества;
-закрепить правила безопасного поведения в обращении с электроприборами в быту.

Развивающие задачи:
-развивать стремление к поисково-познавательной деятельности;
- способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами;
- развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы;
- развивать волевую готовность к школе.

Воспитательные задачи:
- воспитывать интерес к познанию окружающего мира;
- вызывать радость открытий, полученных из опытов;
- воспитывать умение работать в коллективе.

Тип занятия: Комбинированное

Форма проведения занятия: беседа, игра, дидактическая сказка.

Форма организации занятия: фронтальная и групповая.

Методы обучения: Словесный (беседа, диалог); наглядный (демонстрационные опыты); аудиовизуальный (видеоматериалы);

Работа под руководством педагога, дозированная помощь.

Средства обучения:

Простые: игрушка, карточки, рисунки.

Сложные – средства автоматизации (телекоммуникационные сети)

Материал: - мяч, зелёные, красные карточки;
- две игрушки: одна с батарейкой, вторая без батарейки (руль);
- пластмассовые палочки по количеству детей;
- кусочки шерстяной ткани, шелка;
- карточки «Правила пользования электроприборами»;
- кукла Золушка;
- цветные шары;
- пластмассовая расческа;

- чёрный перец, сахар, вода, ёмкости, сито

- 3 стола, стулья.

Литература:

1. Жоэль Лебон, Клеман Лебом «Как это работает». - Москва: ООО «Издательство АСТ», 2014 год.

2. О.В.Дыбина, Н.П.Рахманова, В.В.Щетинина «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников». М.: ТЦ Сфера, 2010.

3. Дидактические карточки для ознакомления с окружающим миром «Электробытовые приборы» ООО «Маленький гений» «Пресс».

4. Наглядно – дидактическое пособие «Бытовая техника» Издательство «Мозаика – синтез». Москва.

5. Нуждина Т.Д. «Энциклопедия для малышей. Чудо - всюду мир вещей и машин» Ярославль, «Академия Развитие», 1998.

6. Итернет ресурсы.

Ход занятия:

I Организационный этап:

Вступительное слово педагога о встрече гостей и цели их прихода.

II Этап всесторонней проверки знаний.

Педагог: в руках кукла Золушка.

Про бедную Золушку сказку читаю,
Но как ей помочь, к сожалению, не знаю.
Не справиться девушке с тяжкой работой,
А на балу оказаться охота.
Никто не оценит бедняжки стараний!
Ей так не хватает машины стиральной.
Приходится Золушке дом убирать,
Но где пылесос, чтобы ей помогать?
Как трудно тарелок огромную груду,
Помыть без машины, что моет посуду.
А надо еще приготовить обед.
Как жаль, что электроплиты в доме нет.
Присела бедняжка – всего не успеть.
Сейчас телевизор бы ей посмотреть!
Однако работает, сил не жалея,
Надеется только на добрую Фею.

Ребята, сейчас Золушке, что помогло бы справиться с делами?

Как назвать приборы одним словом?

Мы сейчас будем отгадывать загадки и узнавать электробытовые приборы:

(Слушание загадок в исполнении детей и просмотр отгадок на экране)

1.На плите стоит - пыхтит.
В нём вода бурлит – кипит.
Из - под крышки выйдет тучка,
Носик есть и с боку ручка.
Чайных чашек всех начальник.
Называется он…  Чайник

2. Полюбуйся, посмотри - 
Полюс северный внутри! 
Там сверкает снег и лёд, 
Там сама зима живёт.    (Холодильник.)

3. Река — льняная,

Лодка — стальная,

Проплывёт она —

Пропадёт волна. (Утюг)

4.С легкостью каждый сейчас угадает:
Вещи она неустанно стирает.
Полоскает и выжимает 
Брюки, рубашки, носки и белье  (Стиральная машина).

5.Пол в квартире изучает,
За порядок отвечает.
Хоть имеет длинный нос,
Он не слон, он… (Пылесос)

6.Вот так дом -

Одно окно:

Каждый день

В окне кино! (телевизор)

7.Горячий ветер сушит и пушит,

Горячий ветер красоту творит. (Фен)

8.А по центру потолка солнышко висит, как наступит темнота – в ней лампочка горит. (Люстра)

9.Ночью, если захочу, щелкну раз и день включу. (Бра)

10.Свет идёт не с потолка,
Свет даёт моя рука. -
Я включаю и Она, 
Как домашняя луна,
Светит около меня, 
И под ней читаю я. (Настольная лампа)

11.Застрочит, как пулемёт, платье новое сошьёт.  (Швейная машина)

12.Сжал кулак свой исполин, сделал соком апельсин. (Кухонный комбайн)


Педагог: Ребята для чего нам необходимы электроприборы?
Электроприборы окружают нас повсюду. Они, как добрые волшебники, помогают нам везде. Без них человеку было бы трудно.

Давайте отправим Золушку на бал, теперь у неё есть помощники, которые быстро сделают всю работу.

II. Этап подготовки к активному и сознательному усвоению новых знаний.

- Что общего у всех электроприборов? (электрический шнур, вилка). Без подключения к розетке с током, они не работают. Для того, чтобы электроприбор заработал, его надо подключить к электричеству. Это делают только взрослые, включают вилку в розетку.

На каждом приборе есть кнопка «включить» и «выключить».

- Чем они отличаются? Они выполняют разную работу

- Беседа о правилах пользования электроприборами. Просмотр презентации:

Давайте сформулируем правила безопасного обращения с электроприборами, чтобы не ударило током.

1. Не включайте неисправные электроприборы.

2. Не пользуйтесь электроприборами, если у них перекручен шнур.

3. Не прикасайтесь к оголенным проводам.

4. Никогда не трогайте провода и электроприборы мокрыми руками.

5. Не вынимайте вилку из розетки, дергая за шнур.

6. Не пользуйтесь электроприборами в ванной.

Что надо делать, если человека ударило током? (не прикасаться к нему, вынуть вилку из розетки, деревянной палкой, стулом оттащить человека от неисправного прибора, звонить 03 – это скорая помощь)

Из- за неправильного обращения с электроприборами и его неисправности, может случиться беда, и произойти пожар. Когда может случиться пожар?

- Если вы накрыли настольную лампу материалом или бумагой.

- Если вы на обогревателе сушите свои мокрые брюки,

- Если утюг долго стоит подошвой на гладильной доске – оставлен без присмотра.

-Если неисправная электропроводка: искрит, пахнет паленым, идет дым

- Неправильное использование

Что надо делать, если начался пожар? (Звонить 01)

Игра «Можно – нельзя!»

- Давайте поиграем в игру «Можно - нельзя!». Я вам буду называть действия с предметами, а вы мне будете поднимать зеленый кружок, если можно, и красный – если нельзя.

* Изучить инструкцию с родителями и действовать по инструкции? (Зеленый кружок, можно.)

* Мыть в воде машинку, в которой есть батарейка?  (Красный. Нельзя, потому что батарейка разрядятся в воде и машинка не будет работать).

* Играть с электроприбором как с игрушкой, баловаться? (Нет!)

* Включать малышу вилку в розетку? ( Красный. Нельзя!)

* Бросать электроприбор, трясти его? (Нет! Можно поломать)

* Изучить какие кнопки что обозначают? (Да, нужно!)

* Включать и выключать электроприборы без взрослых? (Нельзя!)

* Лить воду на электроприборы? (Нет, будет короткое замыкание. Опасно! Красный кружок)

* Пользоваться пультом? (можно, если родители разрешают)

*  Совать внутрь посторонние предметы? (Нет!)

- Молодцы! Вы знаете правила обращения с электроприборами.

Кто какие правила запомнил?

Физкультурная пауза - игра «Для чего это нужно»

- Ребята, вставайте полукругом на ковре, я вам буду бросать мяч, и называть электроприборы, а вы мне говорите, для чего нужен тот или иной электроприбор.

- Электроплита…для приготовления пищи,

- Утюг  …для  глажки белья

- Миксер … для взбивания крема

- Феном … сушат волосы.

- Лампой  … освещают книгу.

- Пылесосом – пылесосят ковры.

- Вентилятором – охлаждают воздух.

- В холодильнике – хранят продукты.

- В микроволновке – готовят, разогревают еду.

- В чайнике – кипятят воду.

- По телефону – звонят.

- На магнитофоне – слушают музыку.

- Как все эти приборы называются одним словом? – Электроприборы.

-Видите, как много электроприборов нас окружает. Они наши лучшие помощники. Все они делают нашу жизнь удобной и разнообразной. Без них человеку было бы трудно.

Молодцы, все сегодня хорошо отвечали,  садитесь на свои места

III. Этап усвоения новых знаний и навыков.

Сегодня мы узнаем, откуда берётся электричество в розетках наших дом Электрический ток бежит по проводам и заставляет электрические приборы работать. Электрический ток чем-то похож на реку, только в реке течет вода, а по проводам текут маленькие-премаленькие частицы-электроны. А  подробнее об электричестве вы узнаете на уроках физики, когда пойдете учиться в школу.

Просмотр презентации

У нас работает ТЭЦ – это теплоэлектростанция, которая получает горячий пар под высоким давлением, он вращает турбину , образуется электричество. Там электричество высокого напряжения – 400 000 вольт.

Затем электричество подаётся на подстанцию, где его преобразуют до 6000, или 10000 киловольт.

Затем снова его преобразуют с помощью трансформаторов в напряжение 380 В.

По кабелям, а затем по проводам оно поступает в розетки и выключатели под напряжением 220 – 380В.

Игра «Ток бежит по проводам».
Ход игры:
Дети, перехватывая правой и левой рукой узелки на веревке, говорят слова:

Ток бежит по проводам,
Свет несет в квартиру нам.
Чтоб работали приборы,
Холодильник, мониторы.
Кофемолки, пылесос,
Ток энергию принес.

После игры дети встают  вокруг педагога.

- А есть электричество неопасное, тихое, незаметное. Оно живет повсюду, само по себе, и если его поймать, то  с ним можно очень интересно поиграть. Я приглашаю вас в страну «Волшебных предметов», где мы научимся ловить электричество.
Опыт №1

Материал: 2-3 емкости с перемешанным перцем и сахаром, вода, сито, карандаши или деревянные палочки.

Проведение опыта. Воображаемая ситуация. «Представьте себе, что Злая Мачеха придумала Золушке новое задание: перемешала перец с сахаром и велела успеть разделить их до утра. Бедная Золушка не знает, как это сделать. Сможем ли мы ей в этом помочь?»

Вариант 1. Можно использовать воду.

1. Вода добавляется в одну из емкостей: сахар растворяется, перец всплывает на поверхность воды или, намокнув, располагается в ее толще. (Дети приходят к выводу, что этот вариант не годится: сахар растворяется).

Вариант 2. Можно использовать мелкое сито.

Содержимое из второй емкости высыпается в сито и просеивается. (Дети приходят к выводу, что этот способ также неудачен, потому что мелкие частички перца плохо проходят через отверстия сита и задерживаются в нем).

Вариант 3. Если дети сами не вспомнят о существовании статического электричества, то воспитатель с помощью наводящих вопросов напоминает им об этом явлении.

Вариант 4. Дети потирают карандаши (деревянные палочки) о свои волосы и прикасаются к смеси. К наэлектризованным предметам быстро прилипает перец. Дети аккуратно его ссыпают в другую емкость. (Перец легче сахара, поэтому свободно прилипает к палочкам под действием электричества).

Опыт №2 «Ожившие волосы».
Цель: познакомить детей с проявлением одного вида электричества.
Материал: расческа.

Проведение опыта. Педагог достает из кармана расческу, потирает ею о свою шерстяную рубашку, дотрагивается до волос. Волосы «оживают», становятся «дыбом».

Вопрос детям: «Почему так происходит?» Волосы «оживают» под действием статического электричества, возникающего из-за трения расчески с шерстяной тканью рубашки.

Опыт №3

1. На стене висит шарик и на полу разноцветные шарики. Педагог предлагает  повесить их на стену. (Дети пытаются повесить их на стену, у них не получается).
- Почему этот шарик висит, а ваши падают? (предположения детей).
Давайте и наши шарики превратим в волшебные. Надо шарик потереть о волосы и приложить к стене той стороной, которой натирали. Вот и ваши шарики висят, стали волшебными. Это произошло из-за того, что в наших волосах живет электричество,  и мы его поймали, когда стали шарик тереть о волосы. Он стал электрическим, поэтому притянулся к стенке.
А когда еще можно увидеть электричество в волосах? (когда расчесываемся).
Что тогда происходит с волосами? (они электризуются, становятся непослушными, торчат в разные стороны). 
Вывод:  в волосах тоже живет электричество.

2. А сейчас мы попробуем другие предметы сделать волшебными.
Возьмите с подноса пластмассовые палочки и прикоснитесь к бумажным бабочкам. Что вы видите? (лежат спокойно).
Сейчас мы сделаем эти обычные палочки волшебными, электрическими, и они будут к себе притягивать. Возьмите кусочек шерстяного шарфика и натрите им пластмассовую палочку. Медленно поднесите палочку к бабочкам и потихоньку поднимите ее. Бабочки тоже будут подниматься. Почему? Палочки стали электрическими и бабочки прилипли к ним, притянулись. Как палочки стали электрическими? Их натерли кусочком шарфика.
Вывод: электричество живет не только в волосах, но и в одежде.

Опыт №4

У меня в руках руль. Я нажимаю на кнопку, а он молчит. Что случилось? (ответы детей). Действительно, в нем нет батарейки. Сейчас я поставлю батарейку – плюс к плюсу, минус к минусу. Игрушка заработала. Почему?
Что за сила такая скрывается в батарейках? (ответы детей)
Когда мы поставили батарейку, через игрушку пошел электрический ток, и она заработала.
Вывод: в батарейке живет неопасное электричество. С игрушками на батарейках очень весело и интересно играть.
- Какие у вас дома есть игрушки на батарейках? (ответы детей).

IV. Этап закрепления новых ЗУН

Где живёт неопасное электричество? За счёт чего оно получается?

Где живёт опасное электричество?

Какие правила обращения с электричеством вызапомнили?

Я предлагаю вам рассмотреть ещё некоторые правила в группе по карточкам.

V. Подведение итогов.

Чем сегодня занимались? Что узнали нового?

Какое бывает электричество?

VI. Рефлексия.

Что я думал?

Что я чувствовал?

Что я приобрёл?

Что меня удивило?

Как я оцениваю общение с педагогом на занятии?




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!