СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытое интегрированное занятие "Психологические основы безопасного управления транспортными средствами"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное интегрированное занятие ориентировано на учащихся, обучающихся по программе профессиональной подготовки "Водитель Тс категории "В" с целью знакомства обучающихся с психологическими основами деятельности водителя, для развития умения анализировать свои психофизиологические особенности и соотносить их с требованиями к профессиональной деятельности водителя.

Просмотр содержимого документа
«Открытое интегрированное занятие "Психологические основы безопасного управления транспортными средствами"»

Управление образования администрации г. Белгорода

МБУДО «Центр технологического образования и детского технического творчества» г. Белгорода







ОТКРЫТЫЙ УРОК

(методическая разработка)



Психологические основы

безопасного управления транспортными средствами


Подготовили:

учитель профессии

«Водитель ТС категории «В»,

Гаврилова Ольга Викторовна,

педагог-психолог

Носова Оксана Викторовна













Белгород

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Тема урока: Психологические основы

безопасного управления транспортными средствами

Цели урока:

Обучающая: знакомство обучающихся с психологическими основами деятельности водителя, обучение умению применять полученные знания на практике

Развивающая: создание условий для развития умения анализировать свои психофизиологические особенности и соотносить их с требованиями к профессиональной деятельности водителя

Воспитательная: создание объективной основы для воспитания культуры безопасного вождения

Профориентационная: формирование представлений о профессии «водитель» и требований, предъявляемых к человеку, выбравшему данную профессию, объективно осуществлять самоанализ уровня развития своих профессионально важных качеств и соотносить их с требованиями профессии «водитель»

Задачи:

- мотивировать обучающихся к освоению учебного материала;

- проверить и оценить усвоение учебного материала, изученного на предшествующих занятиях;

- познакомить обучающихся с понятиями «психические процессы» (внимание, память, мышление, восприятие), «психические свойства» (темперамент) и «реакция водителя»;

- продиагностировать уровень и особенности развития психофизиологических процессов и свойств;

- способствовать становлению умения оценивать собственные психологические особенности и соотносить их с требованиями к профессиональной деятельности водителя;

- развивать мотивацию и самосовершенствование личности, формирование безопасного стиля вождения;

- определить отношение обучающихся к профессиональной деятельности водителя (составить портрет идеального водителя).

Аудитория: учащиеся 11 класса.

Продолжительность занятия: 2 урока(1ч. 20 мин.).

Учебно-методический комплекс: Министерство образования и науки РФ. Примерная программа подготовки водителей транспортных средств категории «В», Москва 2008. Раздел: «Основы безопасного управления транспортным средством»

Тип урока: интегрированный

Форма проведения урока: урок-практикум

Используемые методы: фронтальный опрос, работа по карточкам, беседа, демонстрация, постановка проблемных вопросов, диагностические методы, метод упражнений.

Методическое оснащение урока:

А. Технические средства обучения:

Персональный компьютер IBM, мультимедийный проектор, фонарь, презентация и видеоматериалы «ПДД» новая редакция.

Б. Литература

1. Ю.В. Денисова «Психологические основы безопасного управления транспортными средствами». Москва, Автошкола МААШ 2011.

2. В.И. Коноплянко «Основы управления автомобилем и безопасность дорожного движения». Москва «Высшая школа», 2005.

3. Правила дорожного движения. Москва, ООО «Дом славянской книги», 2011.

4. Экзаменационные задачи для подготовки к теоретическим экзаменам на право управления ТС категории «А» и «В» с комментариями. Москва, изд-во «Третий Рим», 2011.

5. Немов Р.С. Психология. – М.: ВЛАДОС, 1999. – Кн.1. Общие основы психологии.

6. Немов Р.С. Психология. – М.: ВЛАДОС, 1999. – Кн.3. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики.

В. Дидактическое обеспечение:

- таблица «Кольца Ландольта»

- картонные полоски 12Х3 см

- диагностические тесты:

* тест для проверки ночного видения

*тест на определение адаптационных способностей

*тест на определение диапазона бокового зрения

* тест на определение времени реакции

*тест на определение темперамента

* таблицы Шульте-Платонова

- памятки для учащихся:

* Каким должен быть отличный водитель?

* Саморегуляция: искусство властвовать собой

Структура урока

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация опорных знаний.

  3. Изложение нового материала.

  4. Подведение итогов урока.

  5. Рефлексия.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Начало занятия:

- проверка наличия учеников на занятии

- проверка готовности учеников

Поприветствовать обучающихся. Проверить наличие учеников согласно списку по журналу. Проверить наличие учебных принадлежностей.

II. Актуализация опорных знаний

  1. Два человека работают у доски со знаками (по 3 шт.), описание знаков по алгоритму:

а) название знака

б) к какой группе знаков данный знак принадлежит

в) место установки знака

г) зона действия знака

д) действия водителя

2. Два человека решают задачи из сборника на местах (п.25,1-10; п.25,11-20).

3. Вопросы к учащимся:

- Какие виды административных наказаний могут применяться за нарушение Правил? (Предупреждение, штраф, конфискация, лишение права управления ТС, административный арест)

- Неуплата штрафа в установленный срок влечет… (Штраф в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа либо административный арест на срок до 15 суток)

- За какие административные правонарушения, связанные с наличием состояния опьянения, водитель может быть лишен права управления ТС? (За управление ТС в состоянии опьянения, невыполнение требования о прохождении мед. освидетельствования, передачу управления ТС лицу, находящемуся в состоянии опьянения)

- За какие правонарушения установлена административная ответственность? (Повлекшие причинение только легкого или средней тяжести вреда здоровью человека)

- В каких случаях владелец ТС обязан возместить вред, причиненный этим ТС? (Если не докажет, что вред возник исключительно вследствие непреодолимой силы)

- В каких случаях водители привлекаются к уголовной ответственности за нарушение правил (При причинении тяжкого вреда здоровью человека или смерти).

Объявить тему и цель занятия.

III. Изложение нового материала

Вводное слово учителя

Учитель: В каждой профессии можно выделить наиболее важные психофизиологические процессы, определяющие качество и безопасность работы.

Физические и психологические требования к водителям ТС могут быть определены исходя из анализа их деятельности. Водитель должен воспринимать большие объемы информации о характере и режиме движения всех участников, о состоянии дороги, окружающей среды, средствах регулирования, о состоянии узлов и агрегатов автомобиля. Кроме того, он должен эту информацию проанализировать и принять соответствующее решение, на что отводится ограниченное количество времени.

Именно дефицит времени часто является причиной дорожно-транспортного происшествия. Можно назвать следующие ошибки водителя, связанные с дефицитом времени:

• ошибка в проведении ситуационного анализа (например, водитель при приближении к перекрестку считает, что включенный желтый сигнал светофора сменится на зеленый, но включается красный);

• неверное принятие решения (например, вместо маневра, единственно необходимого в данной дорожно-транспортной ситуации, водитель применяет экстренное торможение);

• ошибочность действия (например, принято правильное решение применить экстренное торможение, однако водитель ошибочно нажимает педаль акселератора, увеличивая тем самым скорость).

Таким образом, психофизиологические характеристики отражают способность водителя воспринимать дорожную информацию, осмысливать ее, принимать решения и своевременно выполнять действия по управлению транспортным средством.

Какие же психофизиологические характеристики водителя я имею в виду? Вы можете сами их назвать?

Вы правы. Всё, что вы назвали, можно объединить в три группы:

  • Психические процессы: познавательные процессы (ощущения, восприятие, память, мышление и др.);

  • Психические свойства (темперамент, характер);

  • Психические состояния (утомление, монотония, состояние алкогольного и наркотического опьянения).

Сегодня на занятии мы познакомимся с первыми двумя группами, а именно с психическими процессами и свойствами.

Итак, психические процессы. Они помогают нам познавать окружающий мир, получать разнообразную информацию о мире, хранить ее, творчески перерабатывать, воспроизводить даже спустя много времени.

Ощущения — это отражения в сознании человека отдельных свойств предметов и явлений материального мира, непосредственно воздействующих на органы чувств. Различают ощущения зрительные, слуховые, обонятельные, кожные, двигательные, вибрационные и др.

Зрительные ощущения. Для водителя в процессе движения зрительный анализатор является основным источником информации об окружающей обстановке. Снижение возможности видеть дорожную обстановку влечет за собой увеличение числа дорожно-транспортных происшествий. Статистика указывает на большое количество ДТП (до 60 %) в темное время суток, несмотря на снижение в это время интенсивности движения до 10—15 % от ее дневной величины. Следовательно, некоторые особенности физиологии зрения должны учитываться водителем при выборе режима движения в условиях искусственного освещения дороги.

В связи этим, необходимо ввести несколько понятий, связанных со зрением: это острота зрения, зрительное поле или поле зрения, бинокулярное зрение, адаптация, зрительное восприятие и глазомер.

Способность глаза видеть форму предмета и четко различать его очертания называется остротой зрения. Наиболее острое — центральное зрение в конусе с углом около 3°, хорошая острота зрения — в конусе 5—6°, удовлетворительная — 12—14°, причем по вертикали эти углы несколько больше. Предметы, расположенные за пределами угла 14°, видны без ясных деталей и цвета. Для рассмотрения предмета, находящегося в периферическом (боковом) поле зрения, человек рефлекторно переводит на этот предмет глаза так, чтобы он попал в зону острого зрения. Это требует времени. Так, при проезде перекрестка водитель может затратить на перевод взгляда с фиксацией с одной стороны пересечения до другой от 0,5 до 1,16 с. В зависимости от скорости — это расстояние от нескольких до десятков метров.

Определение расстояния до предмета, находящегося в поле зрения, возможно, когда оба глаза нацелены на этот предмет. Нацеливание обоих глаз на одну точку называется конвергенцией и производится совместно глазными мышцами и хрусталиком глаза. Среднее время конвергенции составляет около 0,165 с. Восприятие величины предмета основано на оценке соотношения его угловой величины в поле зрения и расстояния до предмета. Предметы кажутся тем меньше, чем они дальше расположены от наблюдателя. Глаз способен воспринимать, также пространственное расположение предметов относительно друг друга и их расстояние между собой.

Таким образом, восприятие формы, удаленности и размеров предметов обеспечивается остротой зрения, конвергенцией и аккомодацией хрусталика (изменением его кривизны при помощи глазных мышц). Точность этих восприятий важна для уверенного управления автомобилем, так как именно при их помощи оценивают положение автомобиля на дороге, размеры проезжей части, расстояние до препятствия и др.

Прежде чем мы перейдем к рассмотрению следующего понятия, выполним небольшую практическую часть.

Психолог: Ребята, все вы имеете на руках медицинскую справку, где написано «годен к управлению ТС категории «В». И многие, но уверена, что не все, знают какое у вас зрение, да? Есть ли среди вас те, кто не знает? Прошу вас принять участие в небольшой проверке, пожалуйста. Остальные могут также поучаствовать, находясь на своих рабочих местах.

Тест оценки остроты зрения и ночного видения

Материалы: таблица «Кольца Ландольта»

Ход проведения: Проводить днем в хорошо освещенной комнате.

Инструкция: Встаньте на расстоянии 5 м от таблицы и смотрите на ряды колец на таблице. Какой ряд вы видите четко.

Оценка результата: Если вы сумеете точно описать только 1-ый ряд фигур, изображенных на рис.1, то лучше ограничить ночные поездки либо обратиться к окулисту за более подробной консультацией. Если вы хорошо видите нижний ряд, значит, все в порядке.

Сейчас вы наглядно убедились в том, что не все из вас имеют остроту зрения равную 1 или нормальное зрение. Среди вас есть и такие, кто имеет зрение, например, 0,75 или 0,5 и другие показатели остроты зрения, свидетельствующие о наличии близорукости – заболевания, для которого характерно хорошее видение вблизи и не очень хорошее видение вдаль. Скажите, как это может отразиться на процессе вождения автомобиля? Что следует использовать такому водителю, садясь за руль? Конечно, очки и не стесняться этого, так как от остроты зрения водителя, не только от этого, от многих других факторов тоже, зависит и жизнь, и здоровье его самого и его пассажиров.

Еще один интересный и полезный факт, который может вам пригодиться в жизни, особенно если вы запланируете длительное путешествие, или вам предстоит ночная дорога, также это будет полезно, если вы устали, плохо себя чувствуете, что естественным образом не может не сказаться на остроте вашего зрения. Очень полезен в таких ситуациях обыкновенный лимон. Положив дольку лимона под язык, вы значительным образом на некоторое время сохраните привычную для вас остроту зрения. В обычных жизненных условиях остроту зрения у человека поддерживает фермент рибопсин, который выделяется в нашем организме только ночью. А если ночью вы в дороге, то помочь его выработке можно с помощью дольки лимона.

Учитель: Следующий важный показатель зрения, это зрительное поле. Зрительным полем называют измеряемую в градусах область, видимую фиксированным (неподвижным) глазом. В среднем для белого цвета оно распространяется к наружной стороне на 90°, к внутренней — на 65°, вверх — на 65°, вниз — на 75°. Поле зрения для цветных объектов существенно меньше. Водители со значительно суженным полем зрения могут допускать в управлении автомобилем ошибки, связанные с невозможностью обнаружения объектов за пределами их поля зрения (например, пешеход или автомобиль на обочине, обгоняемый автомобиль, объекты, находящиеся на перекрестке). Совмещенное поле зрения человека (зрение двумя глазами) составляет приблизительно 120—130°. Если предмет рассматривается совместным для обоих глаз участком поля зрения, то он отражается отчетливо, рельефно. Это так называемое бинокулярное зрение.

На помощь нам в попытке определить свое поле зрения приходит психолог.

Психолог: Продолжим нашу работу по изучению своих индивидуальных особенностей зрения. Величину поля зрения в бытовых условиях можно попытаться определить следующим образом.

Тест на определение бокового зрения

Материалы: не требуется.

Ход проведения: Встаньте, держа голову прямо и смотря на любой объект, находящийся в метрах десяти прямо перед вами. Разведите руки в стороны так, чтобы они образовали прямую линию. Начинайте их сводить, не опуская вниз. Как только вы сможете видеть их боковым зрением, замрите и определите угол между их положением, которое они занимают, и исходным.

Оценка результата: Если угол между стеной и вашими руками более 20°, у вас плохое боковое зрение. Некоторые люди имеют так называемое тоннельное зрение. Они могут видеть только в пределах угла не более 40°.


Итак, каждый из вас приблизительно оценил у себя величину поля зрения. И у некоторых из вас она оказалась не 20°, а больше. Не расстраивайтесь. Узнать точную цифру вам поможет врач-окулист, который с помощью специального прибора поможет вам рассеять ваши тревоги или же наоборот несколько озадачить. Что же делать водителю, у которого величина бокового зрения оказалась больше 20°? Не водить автомобиль? Конечно, нет. Ему просто нужно быть более внимательным на дороге, и чтобы увидеть, что происходит у него справа или слева или сзади достаточно повернуть голову. Это трата драгоценных секунд, но эти секунды ничто по сравнению с собственной безопасностью и безопасностью других участников дорожного движения.

Учитель: Решающее значение для зрения имеет освещенность. Для того чтобы глаза могли распознать предмет, необходим определенный уровень освещенности. Предметы можно распознавать по силуэту — при яркости объекта ниже яркости окружающего его фона (это бывает при невысокой освещенности дороги); по обратному силуэту — когда яркость препятствия больше окружающего его фона, но детали поверхности неразличимы; по высокой яркости предмета (по деталям его поверхности).

При изменении уровня освещенности глаз приспосабливается к новым условиям. Этот процесс называется адаптацией. Время адаптации, т.е. время, необходимое для перестройки глаза на новый режим освещения, является важной физиологической особенностью зрения, непосредственно влияющей на безопасность движения. При переходе от темноты к свету глаз приспосабливается быстрее, чем наоборот. Наибольшие затруднения для водителя возникают при резких изменениях освещенности дороги, при движении в условиях недостаточной освещенности, при недостаточной контрастности. Во всех этих случаях процесс зрительного восприятия существенно замедляется.

Быстрое изменение уровней освещенности вызывает настолько сильное раздражение сетчатки глаз, что наступает временное ослепление. Ослепление может наступить при освещении водителя светом фар встречных автомобилей, лучами светильников, блеском отраженного света. Время ослепления колеблется в широких пределах и в зависимости от субъективных качеств и степени раздражения сетчатки может продолжаться от нескольких секунд до нескольких минут.

Те, кто хочет испытать на себе явление ослепления светом фар встречного автомобиля, прошу принять участие в эксперименте.

Психолог: Узнать свои адаптационные способности может каждый в домашних условиях. Для этого достаточно некоторое время, в течение 10 секунд, смотреть на яркий свет (энергосберегающая лампочка предпочтительней), а затем посмотреть, например, на написанное в книге и засечь время, которое прошло до момента четкого различения букв в строчках.

В нашем эксперименте мы используем фонарь и таблицу с кольцами.

Тест на определение адаптационных способностей

Материалы: фонарь, секундомер, таблица «Кольца Ландольта».

Ход проведения: Перед тем как смотреть на таблицу, пристально посмотрите на источник очень яркого света (фонарь), который находится непосредственно перед вашими глазами. После этого переместите взгляд на таблицу.

Оценка результата: Если не более чем через 10 с., Вы будете видеть фигуры так же, как до ослепления, то все нормально. Если это время больше, то вам лучше избегать ночного вождения, особенно на плохо освещенных участках, где возможно ослепление встречным транспортом. Управляя автомобилем ночью, старайтесь как можно меньше смотреть на ярко освещенные объекты.

Сейчас вы опытным путем убедились каковы адаптационные возможности вашего глаза. Результаты у всех разные. Какие рекомендации можно дать тем, у кого время восстановления составило более 10 секунд? Главное во время движения в ночное время суток соблюдать скоростной режим. И если вы видите, что водитель встречного автомобиля при приближении к вам не переключает дальний свет на ближний, тем самым показывая собственную низкую культуру, неуважение к другим участникам дорожного движения, но вы – обязательно снизьте скорость в целях своей же безопасности и не делайте того же в ответ, ведь вы же выше этого.

Учитель: При управлении автомобилем исключительно важная роль принадлежит зрительному восприятию скорости, направления движения и их изменений. Водитель по видимому относительному перемещению поверхности дороги и различных неподвижных предметов может судить о скорости и направлении собственного движения. Известно, что опытный водитель довольно точно воспринимает скорость движения автомобиля, не глядя на спидометр. Однако после продолжительной езды с большой скоростью он привыкает к ней, вследствие чего нередко превышает допустимую скорость. Эту ошибку восприятия необходимо учитывать после продолжительной езды с большой скоростью.

Значительное влияние на безопасность движения оказывает способность к цветоразличению. Глаз человека способен различать все цвета, однако размеры поля зрения зависят от цвета рассматриваемого предмета. Граница поля зрения для голубого цвета на 10—15° меньше, чем для белого, а для красного цвета граница меньше, чем для голубого. Поле зрения для зеленого цвета почти вдвое меньше, чем для белого. У некоторых людей могут быть врожденные отклонения в цветоразличении — дальтонизм. Наиболее часто наблюдается неразличение красного и зеленого цветов.

Зрительное восприятие — более сложный познавательный процесс, нежели зрительное ощущение. При ощущении отражаются отдельные качества и свойства предметов окружающего мира, а при восприятии эти качества и свойства предметов отражаются во взаимодействии, т. е. в виде единого образа.

Процесс восприятия связан с пониманием сущности предметов и явлений. Водитель, управляя автомобилем, должен воспринимать большое количество зрительных, звуковых и других раздражителей. Качество восприятия водителя, т. е. его быстрота, полнота и точность, зависит от знаний и опыта водителя. Опытный водитель при одних и тех же условиях увидит больше и быстрее, чем новичок.

Процесс правильного восприятия зависит от способности человека к восприятию пространства и времени. Обычно человек воспринимает пространство как трехмерное. Удаленные предметы видны под меньшим углом, чем близкие. Для водителя наиболее важно восприятие расстояний между предметами и удаленности их от него. Ничто не воспринимается изолированно, в отрыве от общего окружения. Вот почему для водителя так важно знание размеров предметов, наиболее часто встречающихся при управлении автомобилем.

Систематическая тренировка в определении расстояний развивает глазомер — важное качество водителя. Значительно сложнее водителю воспринимать и оценивать расстояния до двигающихся объектов (автомобили, пешеходы и др.) и дистанцию между ними.

Важную информацию получает водитель при восприятии дорожных знаков. Четкость и быстрота их восприятия во многом зависят от размеров знаков и расстояний их от водителя, скорости движения и контрастности букв и символов.

На оценку расстояний до предметов влияет цвет, в который окрашены эти предметы. Например, расстояние до автомобиля, окрашенного в темные цвета (красный или синий), кажется водителю больше, а до окрашенного в яркие тона (оранжевый, желтый) — меньше.

Умение точно оценивать временные интервалы, особенно при совершении различных маневров автомобиля на больших скоростях, имеет в ряде случаев решающее значение для безопасности движения. Оценка скоростей движения автомобилей, пешеходов и других подвижных объектов лежит в основе динамического глазомера, который является одним из основных элементов, определяющих мастерство водителя. Неправильная оценка временного интервала приводит к нервозности, резким приемам управления и, как следствие, к аварийной обстановке. Так, например, большинство ошибок водителей при обгоне связаны с неправильной оценкой интервала времени, расстояния до встречного автомобиля и его скорости.

Водители, особенно неопытные, могут допускать ошибки в восприятии и оценке коротких временных интервалов. Наиболее опасна тенденция к переоценке временных интервалов, когда водителю кажется, что для выполнения маневра времени вполне достаточно; ошибка, как правило, обнаруживается слишком поздно для ее исправления. На точность восприятия времени оказывают влияние индивидуальные особенности человека, его эмоциональное состояние.

Слуховые ощущения и восприятия. Как средство получения информации слуховое восприятие является для человека вторым по значению психическим процессом. Оно зависит от трех факторов: слухового анализатора, источника звука, среды, которая передает звук от источника к уху.

Слуховым ощущением называют реакцию слуховой системы на звук. Обычно считается, что человек воспринимает звуки в интервале частот от 20 до 20 000 Гц.

Уровень звукового давления зависит от амплитуды колебаний и измеряется в децибелах (дБ). Шум в салонах легковых автомобилей должен быть в пределах норм, принятых для рабочих мест. В кабинах грузовых автомобилей, особенно большой грузоподъемности, интенсивность шума превышает эти нормы и может достигать значительных величин. Допустимым пределом шума в кабине автомобиля считают 75 дБ.

Биноуральность слушания (двумя ушами) позволяет довольно точно определить источник звука в пространстве и характер его перемещения. Водитель слышит и оценивает работу агрегатов автомобиля, звуковые сигналы от других водителей, звонки у железнодорожных переездов, сирены спецавтомобилей, зуммеры внутренней сигнализации. По интенсивности и частоте некоторых других шумов водитель судит о скорости движения и ее изменении.

Постоянно действующий шум оказывает отрицательное воздействие на органы слуха. Под влиянием шума удлиняется скрытый период двигательной реакции, снижается зрительное восприятие, ослабевает сумеречное зрение, нарушаются координация движений и функции вестибулярного аппарата, наступает преждевременное утомление.

Важнейшей функцией, обеспечивающей прием и переработку информации, является внимание. Трудно переоценить значение внимания для деятельности водителя. По данным статистики, невнимательность — наиболее часто встречающаяся причина дорожно-транспортных происшествий. В каждый момент водителя окружают многие предметы и явления, однако воспринимать он должен только то, что в сложившейся ситуации влияет на безопасность движения.

Внимание — это активная направленность сознания человека на те или иные предметы и явления действительности или на определенные их свойства и качества при одновременном отвлечении от всего остального. Однако в процессе управления автомобилем водитель не может сосредоточить свое внимание только на каких-то заранее определенных предметах ввиду постоянно меняющейся дорожно-транспортной ситуации. Даже если в сложившейся ситуации только одна линия информации представляет интерес, не всегда безопасно концентрировать на ней внимание до такой степени, что другие события, которые потенциально могут оказаться более важными, пройдут незамеченными. Водитель должен обладать способностью концентрировать внимание на одном явлении и исключать другие только до тех пор, пока не произойдет что-либо более существенное.

Важнейшими качествами внимания, необходимыми водителю автомобиля, являются: устойчивость, концентрация, объем, распределение и переключение.

Устойчивость внимания — это способность сосредоточения в процессе работы в течение длительного времени. Она определяется временем, в течение которого его интенсивность (напря­женность) остается неизменной. Как показали опыты, интенсивность внимания может сохраняться в течение 40 мин без заметного ослабления.

С устойчивостью внимания тесно связано такое его качество, как концентрация — сосредоточение внимания только на одном объекте с одновременным отвлечением от всего остального. У водителя автомобиля такая концентрация внимания может быть в течение незначительных промежутков времени, например при проезде пешеходных переходов, остановок общественного транспорта, железнодорожных переездов, при встречном разъезде, на мостовых переходах, тоннелях и др.

Объем внимания характеризуется количеством объектов, которые могут быть восприняты одновременно. Человек может одновременно охватить 4-6 объектов, если условия восприятия не слишком сложные. У опытных водителей объем внимания больше, чем у начинающих.

Распределение внимания — способность человека контролировать и одновременно успешно выполнять несколько различных действий. Обычно человек может распределять внимание между двумя разнородными действиями, причем одно из них для него привычно. Например, вождение автомобиля более безопасно, если водитель все внимание уделяет дорожной обстановке, выполняя необходимые движения рук и ног автоматически. Успешное распределение внимания между двумя совершенно незнакомыми видами деятельности очень затруднено.

В условиях аварийной ситуации требования к распределению внимания водителя повышаются. Он должен одновременно смотреть, думать и действовать. Единство и слаженность этих сторон направленности внимания обеспечат правильные действия водителя в сложной обстановке.

Переключение внимания — это способность быстро менять объекты внимания или переходить от одного вида деятельности к другому. Быстрота переключения внимания помогает ему воспринимать те объекты, которые при распределении внимания он не может охватить одновременно.

Переключение и распределение внимания в сочетании с правильной последовательностью действий и активностью наблюдения являются основой осмотрительности и предосторожности водителя.

Узнать каковы особенности вашего процесса внимания вам поможет психолог.

Психолог: Для того, чтобы справиться с этой задачей и получить более или менее объективные данные об уровне развития и некоторых особенностях вашего процесса внимания, мы воспользуемся общеизвестными таблицами Шульте, они лежат перед вами.

Методика «Таблицы Шульте-Платонова»

Цель: диагностика объема, распределения и переключения внимания.

Материалы: таблицы 1,2, ручка, секундомер.

Ход проведения: Задание 1: Постарайтесь как можно быстрее отыскать в таблице 1 все числа от 1 до 49. Начали.

26

2

48

7

32

16

29

4

19

25

11

3

35

12

37

46

20

28

10

41

15

22

43

5

49

23

8

44

13

1

17

33

40

21

36

9

14

39

6

18

45

27

31

47

38

42

24

30

34

Оценка результата: Если вы затратили на это менее 60 с. - отлично; если более 80 с - плохо.

Задание 2 (домашнее задание): Попробуйте выполнить еще одно более сложное задание. В таблице отыщите все цифры, набранные жирным и обыкновенным шрифтом. Искать их надо следующим образом: сначала жирную единицу, потом обыкновенную, далее жирную двойку, потом двойку обыкновенную и так далее до 24.

 11

19

4

16

23

14

6

3

15

22

13

7

21

10

24

9

17

5

12

1

18

2

20

13

24

11

3

18

8

17

22

5

16

23

8

1

20

4

21

10

19

6

14

2

12

15

7

9


Оценка результата: Если время менее 80 с. - отлично, более 100 с. - плохо.

Все из вас справились с заданием, но результаты у вас были совершенно разные. И как вы убедились отличных результатов среди участников нет. Но это не повод для паники. Как говорится в поговорке: «Кто предупрежден, тот вооружен». Теперь вы знаете, что процесс внимания у вас не на высоком уровне, значит, есть над чем работать. Главное – поставить цель и идти к ней. Что может помочь вам развивать внимание? Как ни банально это звучит – компьютерные игры, динамичные, требующие от участника и быстроты мышления, реакции и, конечно же, внимания. Единственный совет – делайте это днем, а не ночью. Ночью организму необходим отдых, иначе вся ваша работа по развитию внимания и реакции будет бесполезна, утомление снижает и то, и другое. Помните об этом.

Учитель: Качества внимания не являются неизменными, их можно развивать и совершенствовать. Основной предпосылкой развития внимания водителя является наличие у него интереса к своей профессии. Другими предпосылками хорошо развитого внимания являются такие качества личности водителя, как трудолюбие, добросовестное отношение к своей деятельности, дисциплинированность, целеустремленность, выносливость, настойчивость, энергичность и др.

Психические свойства людей неодинаковы. На психические свойства человека в большой степени влияют факторы окружающей среды, которые, оказывая воздействие на нервную систему, изменяют глубину и скорость протекания психических процессов. К этому приводит и воздействие факторов, изменяющих функции организма.

Реакция — это ответное действие организма на какой-либо раздражитель. Вся деятельность водителя представляет собой непрерывную цепь различных двигательных реакций. Несвоевременные или неточные реакции нередко приводят к дорожно-транспортным происшествиям, поэтому для обеспечения безопасности движения водителю нужно иметь четкое представление об их продолжительности. Двигательные реакции человека могут быть простыми и сложными.

Простая двигательная реакция — это возможно быстрый ответ заранее известным одиночным движением на внезапно появившийся известный сигнал, например нажатие кнопки на световой или звуковой раздражитель. Среднее время реакции на световой раздражитель равно 0,2 с, а на звуковой — 0,15 с.

В большинстве случаев реакция водителя на неожиданно возникающий тормозной сигнал относится к сложным двигательным реакциям, и время ее может колебаться в широких пределах (0,4—1,5 с) в зависимости от профессионального опыта и индивидуальных психофизиологических особенностей водителя.

Время двигательных реакций увеличивается при болезненном состоянии, утомлении, после употребления алкоголя. Водители, время двигательных реакций у которых превышает установленные нормы, к управлению автомобилем не должны допускаться.

И снова немного практики.

Психолог: Вы все уже знакомы с автомобилем, и даже имеете несколько часов практики. Разбирая свои ошибки в конце очередного занятия, наверняка многие из вас винят себя за медлительность: «не успел/а притормозить», «не совершила нужный маневр, а время было» и т.п. Но на дороге такая медлительность может стоить дорого. Здесь и сейчас в учебной обстановке мы с вами еще раз обратим внимание на такой важный параметр как «время реакции».

Тест на определение времени реакции

Материалы: картонные полоски 12×3 см.

Ход проведения: Возьмите полоску картона длиной 12 см, шириной 3 см и попросите партнера подержать ее так, чтобы нижний конец находился между большим и указательным пальцами вашей правой руки. Тот, кто держит полоску, должен неожиданно для вас отпустить ее, а вы поймать между пальцами.

Оценка результата: Если не успели, значит, не стоит вам обольщаться в отношении своей реакции. Даже самые отличные способности и совершенные навыки не спасут вас от несчастья, если вы не будете избегать опасных состояний.

Когда вы немного размялись, посмеялись, можно поговорить о серьезных вещах. Вы знаете, что реакция у вас на данный момент далека от совершенства. Это может быть связано как с особенностями вашей нервной системы, так и с отсутствием тренировки. Тренировка, безусловно, важна и нужна – все те же компьютерные игры, к тому в недрах Интернета много программ для развития двигательной координации и времени реакции. Это вам задача номер один. Об особенностях нервной системы мы поговорим позже.

Учитель: Для правильного понимания индивидуально-психологических особенностей водителя недостаточно только изучения отдельных психических процессов, характеризующих человека как личность. Личность складывается из большого многообразия качеств, взаимосвязанных между собой. К ним относятся способности, интересы, темперамент, характер, склонности, отношение к своей профессии, другим видам деятельности, к общественной работе. Личными качествами водителя во многом определяются его профессиональные качества, поэтому иногда говорят: «Человек водит автомобиль так, как он живет».

Например, эмоциональный склад человека во многом зависит от его темперамента и черт характера.

Темперамент как свойство личности определяет динамику протекания психических процессов. Он проявляется в эмоциональной возбудимости и общей подвижности человека. Различают четыре вида темперамента: • сангвинический;

• холерический;

• флегматический;

• меланхолический.

Кто вы по темпераменту вам поможет узнать небольшой психологический тест.

Психолог: В школе вы наверняка уже определяли свой темперамент с помощью различных тестов. Но сегодня я бы хотела вам предложить несколько необычный метод. Несмотря на свою простоту, он зарекомендовал себя как достаточно надежный и проверенный практикой вариант определения темперамента в обычных условиях. С его помощью вы самостоятельно сможете выявить кто по темпераменту ваши друзья, родители и даже учителя. Попробуем?

Проективная методика 1.

Материалы: символические изображения (слайд).

Ход проведения: Перед вами символические изображения. Не задумываясь долго, выберите в каждом варианте один из символов, наиболее приятный вашему восприятию. Вспомните пословицу: «Первая мысль от Бога, а вторая от Сатаны». Учтите, что народ никогда не ошибается в своих пословицах и поговорках. Чем больше Вы будете думать над выбором, тем ниже будет становиться достоверность вашего выбора.





Методика 2 (дополнительная)

Материалы: зеркало.

Ход проведения: Внимательно посмотрите на себя в зеркало. Особое внимание обратите на форму бровей («домиком», «дугой», «как у Пьеро», «ровная линия») и зубы (широкие, мелкие, ровные, кривые, выступающие зубы).

Оценка результатов:

1-ый вариант символов соответствует типам активности нервной системы согласно вашему темпераменту: а) внешняя и внутренняя уравновешенность свойственна флегматику; б) внешняя и внутренняя неуравновешенность – холерику; в) внешняя активность, внутренняя уравновешенность – сангвинику; г) внешняя пассивность, внутренняя неуравновешенность – меланхолику.

2-ой вариант: брови «домиком», неровные, широкие зубы, выступающие клыки характерны для холерика; округлые, дугообразные брови, широкие, ровные/неровные зубы - признаки сангвиника (иногда рост зубов и челюсти может не совпадать, отсюда кривизна зубов); прямые брови, ровные, одинакового размера зубы – внешние атрибуты флегматика и под углом расположенные брови как у Пьеро, мелкие, ровные зубы характеризуют меланхолика.

А как ведут себя люди разных темпераментов на дороге вы сейчас узнаете.

Учитель: Особенности темперамента отражаются на работоспособности водителя. Так, например, холерик, для которого характерна высокая степень эмоциональной возбудимости, при управлении автомобилем будет утомляться быстрее флегматика, которому свойственно спокойное отношение к делу. Холерик исключительно активен, но недостаточные усидчивость и выдержка, бессистемность в работе снижают его качества как водителя, особенно в дальних рейсах. Сангвиник хорошо проявляет себя в водительской профессии, но иногда переоценивает свои возможности, может принимать поспешные решения. Уравновешенность, спокойствие и медлительность флегматика благоприятно сказываются на работе, не требующей принятия быстрых решений в условиях дефицита времени. Решения и действия флегматика более замедленны. Меланхолик менее пригоден для профессиональной деятельности водителя. Он склонен к излишним колебаниям, нерешительности, проявлениям эмоциональной неустойчивости.

Чистые темпераменты — явление редкое. Чаще встречается сочетание отдельных черт различных темпераментов, совокупность которых и определяет темперамент.

Очень большое значение в деятельности водителя имеет его эмоциональное состояние. Известно, что радостные переживания делают человека бодрым и уверенным. В результате его действия становятся более точными, реакции быстрыми, движения координированными. Горе, тяжелые переживания приводят к противоположным результатам. Особенно такие чувства отражаются на внимании: человек, поглощенный своими переживаниями, становится рассеянным.

В работе водителя беспрерывно возникают источники эмоционального напряжения: опасная ситуация на дороге, вынужденное экстренное торможение, подъезд к оживленному перекрестку и др. Серьезное усложнение обстановки движения и возникшая в связи с этим опасность, как правило, вызывают изменения психического состояния водителя. Опытные, уверенные в себе водители, обладающие твердым и решительным характером, действуют в опасной ситуации точно и быстро, в ряде случаев даже лучше, чем в обычных условиях. Другие же, как правило, неопытные водители, проявляют растерянность, не выполняют необходимых действий или вместо них выполняют лишние, ненужные действия.

Способность не поддаваться растерянности и страху, хладнокровно, быстро и решительно действовать в сложной и опасной ситуации определяется эмоциональной устойчивостью и является одним из важных качеств водителя.

Отрицательные эмоции у водителя могут быть вызваны нездоровым климатом или плохими отношениями в коллективе, неправильной организацией работы, негативными действиями со стороны администрации, семейными неприятностями, самочувствием.

Таким образом, если действия водителя, совершившего дорожно-транспортное происшествие, могут быть квалифицированы как неосторожные или легкомысленные, то причину этих действий, прежде всего, следует искать в самой личности водителя с ее переживаниями, жизненными потребностями, конфликтами, радостями и огорчениями. Это закономерно. Заботы, неприятности и обиды не оставляют водителя, когда он садится за руль.

Как с этим справится, как за короткое время восстановить свое эмоциональное состояние, вам расскажет психолог.

Психолог: Не всегда хорошая физическая форма, здоровье являются залогом успеха как в жизни, так и на дороге. Окружающие нас психологические стрессоры ни на минуту не дают нам о них забыть. Но садясь за руль, это делать необходимо. Для этого нужно научиться управлять своим телом, мыслями, эмоциями, т.е. овладеть хотя бы простейшими навыками саморегуляции. В связи с этим не могу не напомнить слова известного врача Поля Брэгга: «Если я не буду хозяином над собой, то кто-то другой уж точно займет это место». Существует несколько методов саморегуляции, среди которых наибольшую популярность имеют релаксационные упражнения, сочетающие в себе расслабление мышц и управление дыханием.

Упражнение 1.

Ход проведения: Это упражнение можно делать в любом месте. Нужно сесть поудобнее, сложить руки на коленях, поставить ноги на землю и найти глазами предмет, на котором можно сосредоточить свое внимание.

Инструкция: Начните считать от 10 до 1, на каждом счете делая вдох и медленный выдох. (Выдох должен быть заметно длиннее вдоха). Закройте глаза. Снова посчитайте от 10 до 1, задерживая дыхание на каждом счете. Медленно выдыхайте, представляя, как с каждым выдохом уменьшается и наконец исчезает напряжение. Не раскрывая глаз, считайте от 10 до 1. На этот раз представьте, что выдыхаемый вами воздух окрашен в теплые пастельные тона. С каждым выдохом цветной туман сгущается, превращается в облака. Плывите по ласковым облакам до тех пор, пока глаза не откроются сами. Чтобы найти нужный ритм счета, дышите медленно и спокойно, отгораживаясь от всевозможных волнений при помощи воображения.

Этот метод очень хорошо ослабляет стресс. Через неделю начните считать от 20 до 1, еще через неделю - от 30 и так до 50.

Упражнение 2.

Ход проведения: Это упражнение рекомендуется выполнять утром, чтобы положительно настроить себя на весь день.

Инструкция: Сядьте удобно, расслабьтесь, закройте глаза, слегка откройте рот. Дышите ритмично, но не глубоко. Пусть дышит тело, тогда дыхание будет становиться все более поверхностным. Почувствуйте, как ваше тело обретает глубокую расслабленность. Попробуйте ощутить улыбку, но не на лице, а внутри себя. Улыбка озаряет все ваше существо. Вы будто улыбаетесь животом. Ваша улыбка мягкая, едва уловимая, подобная цветку розы, распустившейся у вас в животе и источающему аромат по всему телу. Почувствуйте, как вместе с улыбкой у вас рождается хорошее настроение и удивительное чувство покоя и внутренней гармонии. Родив в себе такую улыбку, вы будете счастливы в течение дня. А теперь считаем до шести. «Один» – ноги легкие, «два» – руки легкие, «три, четыре» - сердце и дыхание совершенно нормальные, «пять» – лоб прохладный, «шесть» – руки сильные; глубоко вздохнуть, глаза открыть!» вы чувствуете себя совершенно спокойно и бодро…

Есть масса и других упражнений, помогающих справиться с волнением, напряжением, тревогой и другими отрицательными эмоциями. Кого это заинтересовало, могут обратиться ко мне индивидуально, и мы вместе попробуем выбрать для вас соответствующие техники.

Учитель: Профессиональная деятельность водителей в определенной степени формирует характер человека. Необходимость принятия решения в сложных дорожных условиях при наличии дефицита времени развивает у водителя волевые качества, инициативу, ответственность, настойчивость и др.

Как показали исследования, водители, систематически нарушающие Правила дорожного движения, в большинстве своем люди эгоистичные, легкомысленные, часто нарушающие нормы общественной жизни. Напротив, водители, работающие без аварий, характеризуются высокой степенью дисциплинированности, уравновешенностью, рассудительностью, более широким умственным кругозором, находчивостью и другими положительными чертами.

Так, волевые качества помогают водителю управлять своим поведением и действовать в соответствии с обстановкой, подавлять отрицательные эмоции.

Для формирования у водителей высокой эмоционально-волевой устойчивости вождению необходимо обучать в условиях реальной дорожной обстановки с определенной (разумной) степенью опасности, контролируемой инструктором.

Оперативные качества обеспечивают высокий уровень готовности к действиям при неожиданно возникающих критических ситуациях, определяют способность водителя в условиях жестко ограниченного времени и в состоянии эмоционального напряжения быстро и точно реагировать на неожиданно возникающие изменения дорожно-транспортной обстановки, принимать правильные решения и своевременно выполнять необходимые действия.

Реакции водителя в экстремальных условиях деятельности зависят и от уровня его профессиональной подготовки. Однако при одном и том же уровне профессионального мастерства быстрее и точнее будет действовать водитель, обладающий лучшими оперативными качествами, которые зависят от его индивидуальных особенностей.

Важнейшими из них являются следующие: смелость, которая в сочетании с профессиональным мастерством обеспечивает иногда рискованный, по единственно правильный выход из самых сложных ситуаций; высокая эмоциональная устойчивость, обеспечивающая необходимую степень самообладания; быстрая сообразительность в сочетании с хорошей сенсомоторной координацией, достаточной скоростью и точностью двигательных реакций; большая скорость переключения и распределения внимания; оперативные качества памяти, в том числе высокая готовность памяти, от которой зависит быстрое извлечение информации, необходимой для выполнения целенаправленных действий. Все эти качества в реальной деятельности проявляются в тесном взаимодействии и единстве, а их физиологической основой являются сила, уравновешенность и подвижность нервных процессов коры головного мозга.

IV. Подведение итогов урока

Заключительное слово учителя

Учитель: Автомобиль — прекрасный помощник человека. Он способен даже помочь изменить характер водителя. Но прежде чем я скажу вам, как, давайте вместе подумаем и попробуем составить портрет идеального водителя. Каким он должен быть?

Составление обучающимися портрета идеального водителя. Психолог фиксирует названные характеристики на доске.

Учитель: А теперь вернемся к сказанному мною ранее: как автомобиль может изменить характер владельца? Он может помочь изжить нетерпеливость; стать сдержаннее, тактичнее, осмотрительнее, уважительнее; обрести внимательность, твердость, решительность. Но может выявить в человеке и все худшее, что до поры до времени было скрыто.

Среди прочих характеристик, вы назвали такой параметр как опыт. Да, опыт действительно важен и нужен, но… Опыт — это не умение пройти участок трассы «со свистом под сто десять» там, где стоит знак «40 км/ч». И не вороватое ныряние под знак «Въезд запрещен». И совсем не доблесть не давать в уличной сутолоке растерявшемуся новичку перестроиться в соседний ряд. Все это никакого отношения к опыту не имеет. Опытный водитель — это, прежде всего, культура на дороге; сознание и понимание того, что ты не один участвуешь в движении; умение своими действиями не только не создавать помех другим водителям, но и при необходимости помочь им выйти из затруднительного положения.

Наше занятие подошло к своему логическому завершению, и для нас важно услышать от вас продолжение следующего предложения…

V. Рефлексия

(прием «Незаконченные предложения…»)

- Продолжите предложение: «Мне было интересно сегодня, потому что…»

Учитель: Я благодарю вас за занятие!

Психолог: Ребята, чтобы вся полученная вами сегодня на занятии полезная информация всегда была с вами, так сказать под рукой, я хочу дать вам в дорогу небольшие памятки. Они помогут вам не только еще раз повторить то, о чем мы сегодня говорили, что делали, но в них вы найдете и некоторые рекомендации, например, по управлению своим эмоциональным состоянием, и многое другое.

Спасибо вам за работу!

26

2

48

7

32

16

29


4

19

25

11

3

35

12

37

46

20

28

10

41

15

22

43

5

49

23

8

44

13

1

17

33

40

21

36

9

14

39

6

18

45

27

31

47

38

42

24

30

34


26

2

48

7

32

16

29

4

19

25

11

3

35

12

37

46

20

28

10

41

15

22

43

5

49

23

8

44

13

1

17

33

40

21

36

9

14

39

6

18

45

27

31

47

38

42

24

30

34



26

2

48

7

32

16

29

4

19

25

11

3

35

12

37

46

20

28

10

41

15

22

43

5

49

23

8

44

13

1

17

33

40

21

36

9

14

39

6

18

45

27

31

47

38

42

24

30

34



26

2

48

7

32

16

29

4

19

25

11

3

35

12

37

46

20

28

10

41

15

22

43

5

49

23

8

44

13

1

17

33

40

21

36

9

14

39

6

18

45

27

31

47

38

42

24

30

34



26

2

48

7

32

16

29

4

19

25

11

3

35

12

37

46

20

28

10

41

15

22

43

5

49

23

8

44

13

1

17

33

40

21

36

9

14

39

6

18

45

27

31

47

38

42

24

30

34



26

2

48

7

32

16

29

4

19

25

11

3

35

12

37

46

20

28

10

41

15

22

43

5

49

23

8

44

13

1

17

33

40

21

36

9

14

39

6

18

45

27

31

47

38

42

24

30

34




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!