СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытое внеклассное мероприятие по литературному чтению. Читательская конференция «Семейное чтение: школа сотрудничества детей и родителей».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель данного мероприятия : Развитие семейного интереса к чтению и книге, поддержка  высокого престижа чтения в сознании родителей и их детей. Формирования читательской культуры, устойчивой потребности к чтению. Привлечь родителей к активной поддержки детского чтения, помочь им построить семейный досуг.

Просмотр содержимого документа
«Открытое внеклассное мероприятие по литературному чтению. Читательская конференция «Семейное чтение: школа сотрудничества детей и родителей».»


ГУ «Кызылжарская средняя школа»

Акмолинская область

Астраханский район

Открытое внеклассное мероприятие

по литературному чтению

в 3 - 4 классах

Тема конференции

«Семейное чтение:

школа сотрудничества

детей и родителей».

Гоманюк Инна Геннадьевна


Цель: Развитие семейного интереса к чтению и книге, поддержка высокого престижа чтения в сознании родителей и их детей.

Основные задачи:

Формирование читательской культуры, устойчивой потребности в чтении, любви к книге.

Привлечь родителей к активной поддержке детского чтения, помочь им построить семейный досуг, общение, сотворчество вокруг чтения.

Оборудование: на доске - высказывания о книгах; столы расставлены полукругом; в центре класса - трибуна.

Высказывания о книгах на доске.

« Книга - огромная сила». (А.В.Луначарский)

«Любите книгу – источник знаний» (М. Горький)

«Книга есть…кусок горячей, дымящейся совести». (Б.Л.Пастернак)

«Всем хорошим во мне я обязан книгам». (М.Горький)

Организационный момент.

1.Слово учителя:

Добрый день, дорогие мамы, папы, бабушки, ребята… Добрый день, большая дружная школьная семья 2-4 классов. Сегодня мы собрались с вами, чтобы получить заряд бодрости, блеснуть эрудицией и ответить на волнующие нас вопросы.

2. Деление на группы ( по картинкам узнать героя и названия произведения)

«Снежная королева», «Незнайка», «Винни Пух»

3.Постановка проблемы.

Уже не первый год мы, учителя начальных классов и учителя русского языка и литературы, отмечаем некоторые тенденции: падение престижа и ухудшение навыков чтения среди учащихся, сокращение времени, уделяемого детьми чтению.

ЧТО ДЕЛАТЬ? Как формировать читательскую культуру? Дети за частую читают только то, что им задаёт учитель . Ведь интерес к книге и к чтению не должен ограничиваться рамками урока и программными произведениями. Мы считаем, что поддержка интереса к печатному слову – это только совместная деятельность: УЧИТЕЛЬ - УЧЕНИК – РОДИТЕЛЬ.

В семейном кругу мы с вами растем,
Основа основ – родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты выходишь из семьи.
В семейном кругу мы жизнь создаем,
Основа основ – родительский дом.

Тема нашей конференции «Семейное чтение: школа сотрудничества детей и родителей».

Тренинг. «Семейное чтение: ЗАЧЕМ?»

Основное содержание: «Шесть Шляп Мышления»*

Во время проведения тренинга все участники одновременно «надевают шляпы» одного цвета, согласно определенной последовательности, и работают в соответствующем режиме.

Психолог остается под синей шляпой: объявляет, что предстоит сделать, следит за процессом, обобщает достигнутое и обозначает новые цели.

Белая шляпа используется для того, чтобы направить внимание на информацию. Мы задаемся вопросом: «Семейное чтение. Зачем?»

К сожалению, сейчас среди ребят каждый день читают художественную литературу единицы, посещают библиотеку единицы, не говоря уже о тех, кто заглядывает в книжные магазины и следит за новинками. Интерес к чтению падает… НО у нас пока ещё есть время, для того чтобы всё исправить. Согласитесь, в 21веке полноценными читателями надо успеть стать в детстве, иначе потом жизненный стремительный темп может не оставить для этого времени. Давайте объединим усилия и поможем нашим детям сформировать любовь к книгам, ведь это – первая ступенька к грамотности и обучению в течение всей их жизни. Метод кнута здесь не годится, поэтому приглашаю вас к сотрудничеству, вместе мы сможем создать самые благоприятные условия для познавательной деятельности детей и предоставить им возможность всеми путями развивать своё чтение. Мы считаем, что главный путь широкого приобщения ребят к чтению – это возрождение традиции семейных чтений. Как это сделать? Ответить на этот вопрос, мы попытаемся вместе. Предлагаем вам принять участья в тренингах, упражнениях. Это будут не лекции, а живые диалоги, споры, эксперименты, конкурсы.

Красная шляпа: у участников тренинга появляется возможность рассказать о своих чувствах относительно рассматриваемого вопроса, не вдаваясь в объяснения о том, почему это так, кто виноват, что делать.

Проблема: Дети читают мало. Интерес к книге пропадает. Почему это так? Кто виноват? Что делать?

Черная шляпа позволяет дать волю критическим оценкам и опасениям, связанным с реализацией программы «Семейное чтение: школа сотрудничества детей и родителей», защищает нас от безрассудных и непродуманных действий.

«Семейное чтение: школа сотрудничества детей и родителей». Повысит ли интерес к чтению? Стоит ли начинать или это пустая трата времени. (Минусы)

Желтая шляпа требует переключить свое внимание на поиск достоинств, преимуществ и позитивных сторон рассматриваемой идеи.

«Семейное чтение: школа сотрудничества детей и родителей». Повысит ли интерес к чтению? Стоит ли начинать или это пустая трата времени. (Плюсы)

Зеленая шляпа: находясь под зеленой шляпой, мы придумываем новые идеи, модифицируем уже существующие, ищем альтернативы. Учителя русского языка и литературы (Экспертная группа)

Упражнение «Поэма о семейном чтении»

Все участники получают по листу бумаги и ручке. Каждый пишет короткую строчку, с которой будет начинаться поэма: «семейное чтение – это…» Учитель собирает у родителей листочки и зачитывает их один за другим как поэму. По группам.

Практикум «Как читать вашему ребёнку»

«Пробуждение у детей интереса к чтению зависит не только от литературного материала, но и от подачи его читателям. И ещё больше оно зависит от личности взрослого, взаимодействующего с ребёнком на материале книги. Залог успеха в пробуждении у детей желания читать – способность взрослого … оживлять интерес детей собственным интересом». И.Н. Тимофеева

Исследования показали, что хорошо читающим детям родители читали примерно час в неделю, то есть по 10 минут в день. И сейчас мы будем учиться читать по ролям, с выражением. (Учитель заранее подбирает 1-2 отрывка из литературных произведений, чтобы каждый присутствующий принял участие в чтении.)

В конце упражнения каждый родитель получает красочно оформленную памятку:

Ежедневно выделяйте время, чтобы читать своему ребёнку.

Создайте спокойную, удобную для чтения обстановку.

Окружайте своих детей книгами, детскими журналами и газетами.

Проводите различные аналогии, чтобы расширять знания. Мозг лучше воспринимает информацию в виде различных ассоциаций.

После прочтения обязательно обсудите книгу (рассказ).

НО не превращайте семейное чтение в зачёты и экзамены:

Помните, что чтение – это театр одного или нескольких актёров, в котором от вас зависит, что останется в душах ваших домашних.

Разыгрывайте с ребенком сценки, играйте в сюжетно-ролевые игры по прочитанной книге.

Рисуйте литературных героев, придумывайте им костюмы, вещи и предметы.

Используйте время, которое вы заняты физическим трудом , чтобы вместе с детьми послушать аудиокниги.

Посещайте общественную библиотеку, книжные магазины и ярмарки, внимательно отбирайте книги для своих сыновей и дочерей, учитывая их интересы и возраст.

Отмечайте достижения ребенка, поощряйте его за большие и маленькие достижения.

Вы должны помочь почувствовать своим детям, каково это гордиться своими собственными достижениями и оставаться уверенными в себе, вступая на путь новых открытий.

Не следует сравнивать достижения ребенка с успехами других детей; постоянное невыгодное сравнение снижает самооценку, закрепляет неприязнь к более успешным детям.

Тренинг 2. «Семейное чтение: Начни с себя!»

Упражнение «Найди в себе плюсы и минусы»

Каждая группа получает бланк (фамилия, имя не указываются), который ему предстоит заполнить

Качества, которые помогут мне организовать чтение в кругу семьи

Качества, которые мне помешают в этом

1. … 
2. … 
3. …

1. …
2. …
3. …

Затем на доске появляется бланк, выполненный на большом листе, в него вписываются качества.

Упражнение «Волшебная лавка»

А теперь представьте, что существует волшебная лавка, в которой есть весьма необычные вещи: «терпение», «умение слушать», «чувство юмора», «умение найти свободное время», «любознательность», «умение владеть собой» и т.д. Учитель выступает в роли продавца, который продаёт качества в обмен на рассказ покупателя, как он им воспользуется. Например, покупатель просит у продавца «умение находить свободное время». Продавец спрашивает: «Сколько ему нужно? Почему он раньше не приобрёл это качество (помешали телевизионные сериалы, социальные сети или ещё что-то)? »

Упражнение «На какого литературного героя я похож ? »

Учитель предлагает одному из присутствующих выбрать среди участников группы человека, вызывающего у него ассоциации с каким-либо литературным героем. При этом надо сказать, кого именно ему напоминает данный участник. И так до тех пор, пока мяч не побывает у каждого. Последний участник , к которому попал мяч, бросает его человеку, от которого мяч был получен и высказывает своё мнение относительно его ассоциации: «Маша, ты сказала, что я похожа на Ассоль, а на самом деле я чувствую себя Золушкой»

Викторина

Викторина по произведениям Р. Киплинга «Кто это?»

1. Он с самого рождения хромает на одну ногу. Вот почему он охотится только за домашней скотиной. (Шер-хан)

2. Она хитра, как шакал, отважна, как дикий буйвол, и бесстрашна, как раненый слон. Голос у нее сладок, как дикий мед, а шкура мягче пуха. Черная как чернила, но с отметинами, которые видны на свету, как легкий узор на муаре. (Багира)

3. Ноги ступают без шума, глаза видят в темноте, уши слышат, как шевелится ветер в своей берлоге, зубы остры и белы - вот приметы наших братьев. (Волчья стая)

4. Они бегут напрямик через джунгли, и все, что попадается им навстречу, сбивают с ног и разрывают в клочья. Даже тигр уступает им свою добычу, они не так крупны, как волки, не так ловки, но очень сильны, и их бывает очень много. (Дикие рыжие собаки)

5. У них есть свои дороги и перекрестки, свои подъемы и спуски, пролегающие в ста футах над землей, и по этим дорогам они путешествуют даже ночью, если надо, никто в джунглях не водится с ними. (Бандер-логи)

Конкурс «Волшебные слова в сказках»

Кто, в каких сказках произносил такие волшебные слова.

1. Мутабор. (Калиф. В. Гауф. «Калиф-аист»)

2. Сусака, масака, лэма, рэма, гэма! (Гингема. А. Волков. «Волшебник Изумрудного города»)

3. Крекс, фекс, пеке. (Буратино. А. Толстой. «Золотой ключик, или Приключения Буратино»)

4. Сим-сим, открой дверь. (Герои арабской сказки «Али- баба и сорок разбойников»)

5. Бурум-шурум, шалты-балты. (Нильс. С. Лагерлеф. «Чудесое путешествие Нильса с гусями»)

6. Вот я! Вот я! Превращаюсь в воробья. (Баранкин. В. Медведев. «Баранкин, будь человеком!»)

7. Бирелья-турелья, буридакль-фуридакль... (Энни. А. Волков. «Огненный бог Марранов»)

Конкурс «Былины»

1. Кто из великих русских богатырей 33 года пролежал на печи? (Илья Муромец)

2. Какое чудище проживало в горах Сорочинских? (Змей Горыныч)

3. Кто из богатырей умел превращаться в различных животных? (Волхв Всеславьевич)

4. Кем был Тугарин, побежденный Алешей Поповичем? (Сыном Змея Горыныча)

5. Кем оказался пахарь, соху которого не смогла выдернуть из земли целая дружина? (Микулой Селянинови- чем)

6. Кто освободил Забаву Путятичну, племянницу князя Владимира, из плена? (Добрыня Никитич)

Юмористическая конкурс «Знаете ли вы сказки?»

1. Назовите сказочного персонажа, лезущего вон из кожи.

(Царевна-лягушка)

2. Как называется летательный аппарат, на котором женщина впервые поднялась в воздух?

(Метла)

3. Вспомните имя сказочника, у которого был свой конек.

(П. П. Ершов)

4. Как называется русская народная сказка, в которой рассказана история о долгом пути хлебобулочного изделия к потребителю?

(Колобок)

5. Как называется деталь женского платья, в котором помещаются реки, озера, лебеди и другие предметы окружающей среды?

(Рукав)

6. Какое самое надежное средство ориентации в сказочных ситуациях?

(Клубок)

7. Назовите имя царя, жившего так давно, что никто в это уже не верит.

(Горох)

8. Как звали царя, который допетушился?

(Додон)

9. Как называется швейная принадлежность, в которой таится смертельная опасность для сказочных долгожителей?

(Игла)

10. Какую награду за подвиг обещают сказочные цари героям?

(Полцарства)

11. Назовите сказочного персонажа, лопнувшего от смеха при виде неквалифицированного моста.

(Пузырь)

12. В какой русской народной сказке описана жизнь дружной коммунальной квартиры?

(Теремок)

13. Какой исходный продукт нужен для варки сказочной каши?

(Топор)

14. Как называется сказочный индивидуальный летательный аппарат многоразового пользования?

(Ступа)

Юмористический конкурс «Знаете ли вы мифы?»

1. Как звали парней, у которых не только голова на плечах?

(Атланты)

2. Назовите имя женщины, чья верность оказалась мистической.

(Пенелопа)

3. Как зовут специалиста по отстрелу невлюбленных?

(Амур)

4. Как звали женщину, у которой любимый ходил по ниточке?

(Ариадна)

5. Назовите имя силача, который боялся потерять почву под ногами.

(Антей)

6. Как звали мифического бога, большого поборника сна?

(Морфей, Гипноз)

7. Как звали эмансипированную женщину античности?

(Гетера)

Конкурс. «Почти буриме» (Для родителей)

Я называю окончание стихотворных строк, написанных знаменитыми поэтами, ваша задача вспомнить и прочитать все четверостишья, из которого они взяты, и назвать автора, и произведение.

1 команда. Кроет, крутя, завоет, дитя.

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя,

То как зверь она завоет,

То заплачет как дитя.

(А.С.Пушкин «Зимний вечер»)

2 команда. Одинокий, голубом, далекой, родном.

Белеет парус одинокий,

В тумане моря голубом .

Что ищет он в стране далекой?

Что кинул он в краю родном?

(М.Ю.Лермонтов «Парус»)

3 команда. Пору, мороз, в гору, воз.

Однажды в студеную зимнюю пору

Я из лесу вышел, был сильный мороз.

Гляжу поднимается медленно в гору.

Лошадка, везущая хворосту воз.

(Н.А.Некрасов «Мужичок с ноготок»)

Конкурс. «Музей забытых вещей»

Чтоб героев книг узнать-

Надо книги всем читать.

Мы читаем, много знаем.

И того же вам желаем.

Чтоб страна была сильна,

Дружной быть семья должна.

Мы друг другу помогаем,

Вместе дружно все решаем.

Назвать произведение, его автора и прочитать строчку из произведения, где идет речь об этих предметах.

1 команда. Телефон, перчатки.

-У меня зазвонил телефон.

(«Телефон». Н.Чуковский).

-Вместо валенок перчатки, натянул себе на пятки.

(«Вот такой рассеянный…» С.Маршак)

2 команда. Очки, фонарик.

-Лишь стоит обрести очки. («Мартышка и Очки» И.Крылов)

-И в руке его горит маленький фонарик. (Муха-цокотуха»)

3 команда. Мячик, орешки.

-Уронила в речку мячик. (А. Барто. Стихи)

-Белки песенки поет и орешки все грызет.

(А.С.Пушкин «Сказка о царе Султане»)

Учитель. Спасибо всем! Спасибо командам, жюри, спасибо зрителям. На нашем празднике нет победителей и побежденных. Сегодня наш победитель-книга. И если вам сегодня было интересно, весело и радостно, мы очень рады. Пусть эти конкурсы найдут свое повторение в ваших семьях, на ваших праздниках и семейных торжествах.

И пусть всегда к вам на помощь приходит книга.

Итог:

Кто сказал, что будет легко? Воспитывать увлечённого читателя трудно. Но если за это берутся люди творческие, заинтересованные в успехе, ищущие новые нестандартные способы и пути решения этой задачи, то победа будет за ними. И эта Большая победа будет складываться постепенно из маленьких. Не надо ожидать, что вдруг весь класс сразу станет самым читающим. Терпение, упорство, творчество, энтузиазм - вот те качества, которые нам, с вами, понадобятся на этом тернистом пути.

Ведь кто как ни, мамы, папы, бабушки, дедушки, заинтересованы в том, чтобы ваши дети росли начитанными и образованными.

Хочется напомнить пословицу: «Один в поле не воин». Вместе мы сила.



10



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!