СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Oткрытое занятие по развитию речи 7 класс

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: упражнять обучающихся в определении глаголов цвета

Задачи:  обобщить и систематизировать имеющиеся у детей знания о глаголе как части речи; пополнять словарь глагольной лексикой, углубить понятие о семантических группах глаголов;

развивать и совершенствовать артикуляционную мускулатуру, речевое дыхание; способствовать развитию у школьников речи, памяти; корригировать  мышление, внимание; стимулировать речевую активность;

 воспитывать интерес к знаниям, к русской поэзии; способствовать эстетическому воспитанию детей.

Оборудование: логопедические зеркала, карточки (для выполнения индивидуального задания), дидактический материал, компьютерная презентация, таблица ЗУХ, запись звуков леса.

Тип занятия: комбинированный.

Просмотр содержимого документа
«Oткрытое занятие по развитию речи 7 класс»

Министерство образования и науки

Докучаевская СОШИ №27













Глаголы цвета

Открытое занятие по развитию речи в 7 классе





Подготовила: учитель – дефектолог

Л.В.Шаповалова



















Докучаевск 2016

Тема: Глаголы цвета.

Цель: упражнять обучающихся в определении глаголов цвета

Задачи:  обобщить и систематизировать имеющиеся у детей знания о глаголе как части речи; пополнять словарь глагольной лексикой, углубить понятие о семантических группах глаголов;

развивать и совершенствовать артикуляционную мускулатуру, речевое дыхание; способствовать развитию у школьников речи, памяти; корригировать мышление, внимание; стимулировать речевую активность;

воспитывать интерес к знаниям, к русской поэзии; способствовать эстетическому воспитанию детей.

Оборудование: логопедические зеркала, карточки (для выполнения индивидуального задания), дидактический материал, компьютерная презентация, таблица ЗУХ, запись звуков леса.

Тип занятия: комбинированный.

Методы и приемы:

Беседа, упражнения, аналогия, сравнение, методы контроля (устный, письменный, самоконтроль), приемы опроса: устный с комментированием, устный фронтальный, в процессе беседы, дифференцированный.

Ход занятия.

І. Подготовительный етап.

1. Организационный момент.

Настроение у нас отличное,

А улыбки – дело привычное.

Пожелаем друг другу добра,

Ведь урок нам начинать пора.

2. Психологический настрой.



ІІ. Основной этап.

  1. Артикуляционная гимнастика.

  2. Упражнения на дыхание.

  3. Сообщение темы и цели занятия.

  4. Повторение изученного:

а) самостоятельная часть речи – глагол.

- Какая часть речи называется глаголом?

- Для чего нужны глаголы в речи? (чтобы рассказать о способах передвижения предмета; о трудовой деятельности предмета; о звуках, которые издает предмет; о цвете предмета)

- Какие значения глаголов вы знаете? (глаголы труда, речи, движения, цвета, чувства, звучания)

б) глаголы труда.

- Для чего нужны в речи глаголы труда? (глаголы труда нужны в речи для того, чтобы рассказать о трудовой деятельности)

- Назовите глаголы, которые рассказывают о вашем труде на уроках?

О труде существует множество пословиц и поговорок, прочитайте и объясните их значение:

Не потрудиться, так и хлеба не добиться. 
Труд человека кормит, а лень портит. 
Терпение и труд все перетрут. 
Кончил дело – гуляй смело.

- Какие слова существуют в языке, чтобы в полной мере отразить величие и многообразие человеческого труда? Вспомним наиболее общие слова, обозначающие трудовую деятельность: работать, делать, трудиться. А в каждой сфере есть свои слова:

  • в сельском хозяйстве – пахать, сеять, косить, боронить, сгребать, жать, полоть, убирать, молотить, копнить и др.;

  • в строительстве – строить, штукатурить, асфальтировать, бетонировать, красить, белить, месить и др.;

  • в быту – варить, чистить, мыть, стирать, печь, вытирать, полоскать, выжимать, резать, гладить, мочить, солить и др.

- Д/и «Найди соответствие между существительным и глаголом»

Врач рисует

Учитель шьет

Повар лечит

Художник учит

Швея варит

в) глаголы звука.

- Исследователи творчества А. С. Пушкина отмечали, что поэт всегда был скуп на прилагательные. Есть строфы, в которых прилагательные почти полностью отсутствуют, и в этом случае идейно-художественным центром текста становятся глаголы. В стихотворении «Зимний вечер» образ вьюги (бури) сначала дается через зрительные впечатления:

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;

Затем автор переходит к звуковым образам:

- Прочитайте выразительно отрывок из стихотворения.

То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.

Слух поэта различает и завывание ветра, и плач ребенка, и шорох соломенной крыши, и стук кого-то в окошко. И все это дано через простые сравнения с обычными явлениями деревенской жизни. Весь отрывок полон движения, жизни. Достигается это Пушкиным благодаря мастерскому использованию глаголов. Что делает буря? Она «кроет небо», «воет», «плачет», «шумит соломой», «стучит в окошко». Нельзя не заметить, что почти все глаголы имеют приставку за-, которая придает глаголам значение начала действия, а всей строфе – единый музыкальный ритм.

г) глаголы движения.

- О чем рассказывают глаголы движения? (глаголы движения в речи нужны для того, чтобы рассказать о движении предмета)

а) игра «Оживи предмет»

  • Лягушка (что делает?) - … прыгает

  • Машина (что делает?) - … едет

  • Рыба (что делает?) - … плывет

  • Черепаха (что делает?) - … ползет

  • Птица (что делает?) - … летает

  • Белка (что делает?) - … квакает



  1. Физминутка.

Выполни движения.

Из – за парты я встаю,

Головою поверчу,

Ногами потопаю,

Руками похлопаю,

До облака дотянусь

И на место опущусь.

6. Глаголы звука

Мы всюду слышим звуки. Утром звонит будильник, начинают хлопать двери, на улице громыхает проезжающий мимо грузовик, на кухне гремят посудой, в чайнике булькает вода. В морозный день скрипят шаги по хрустящему снегу. В дождливый день крупные капли барабанят по стеклам, а на улицах грязь хлюпает под ногами прохожих. Звуки для нас настолько обычны, что неестественной кажется абсолютная тишина. Не случайно поэтому в программу космонавтов включено и «испытание тишиной».

- А сколько новых звуков мы услышим в лесу! Разноголосо поют птицы, шаловливо журчит ручей, шумят высокие сосны, шелестит листва, жужжат пчелы, добывая нектар из цветов, а у вас гулко стучит сердце от переполняющей радости общения с природой.

(запись звуков леса)

8. Гимнастики для глаз.

- Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти. Повторить 5 раз.

- Перевести взгляд быстро по диагонали: направо-вверх — налево-вниз, потом прямо вдаль. Затем налево-вверх — направо-вниз и посмотреть вдаль. Повторить 5 раз.



9. Изучение нового.

а) глаголы цвета.

- У каждого на парте лежит карточка с текстом. Прочитайте текст. Найдите глаголы и запишите их в тетрадь (дифференцированно)

Посмотришь, а кругом трава, цветы, ягоды. Белеют ромашки, синеют колокольчики, алеет спелая ягодка земляники.



- Какие глаголы обозначают цвет?

- Подберите проверочные слова к глаголам цвета.

- Для чего нужны глаголы цвета?

б) сюрпризный момент. (Забегают 3 обучающихся с карточками, на которых написаны глаголы)

- Что это? Наш кабинет осветился ярким солнечным светом. А вот и разгадка: посмотрите, один за другим выстраиваются глаголы: блестеть, сиять, сверкать. Глаголы встали в ряд и взялись за руки. Кто самый смекалистый? Догадайтесь, почему глаголы встали в один ряд? (синонимы)

- Запишите глаголы в тетрадь.

- Можно ли проверить написание безударной гласной в словах блестеть – светиться?

в) отгадайте загадку.

Растет – зеленеет,

Упадет – пожелтеет,

Полежит – почернеет. (Лист)



- Выпиши глаголы цвета.

г) упражнения на внимание.

- В разных местах класса находятся карточки, на которых написаны глаголы. Их пять.

- Найди их глазами и запиши глаголы цвета. (Краснеет,голубеет)



ІІІ. Заключительный етап.

  1. Итог занятия.

  • Составить таблицу ЗУХ (знаю, умею, хочу узнать)


  1. Оценка учебной деятельности обучающихся на занятии.














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!