Министерство образования и науки
Докучаевская СОШИ №27
Глаголы цвета
Открытое занятие по развитию речи в 7 классе
Подготовила: учитель – дефектолог
Л.В.Шаповалова
Докучаевск 2016
Тема: Глаголы цвета.
Цель: упражнять обучающихся в определении глаголов цвета
Задачи: обобщить и систематизировать имеющиеся у детей знания о глаголе как части речи; пополнять словарь глагольной лексикой, углубить понятие о семантических группах глаголов;
развивать и совершенствовать артикуляционную мускулатуру, речевое дыхание; способствовать развитию у школьников речи, памяти; корригировать мышление, внимание; стимулировать речевую активность;
воспитывать интерес к знаниям, к русской поэзии; способствовать эстетическому воспитанию детей.
Оборудование: логопедические зеркала, карточки (для выполнения индивидуального задания), дидактический материал, компьютерная презентация, таблица ЗУХ, запись звуков леса.
Тип занятия: комбинированный.
Методы и приемы:
Беседа, упражнения, аналогия, сравнение, методы контроля (устный, письменный, самоконтроль), приемы опроса: устный с комментированием, устный фронтальный, в процессе беседы, дифференцированный.
Ход занятия.
І. Подготовительный етап.
1. Организационный момент.
Настроение у нас отличное,
А улыбки – дело привычное.
Пожелаем друг другу добра,
Ведь урок нам начинать пора.
2. Психологический настрой.
ІІ. Основной этап.
Артикуляционная гимнастика.
Упражнения на дыхание.
Сообщение темы и цели занятия.
Повторение изученного:
а) самостоятельная часть речи – глагол.
- Какая часть речи называется глаголом?
- Для чего нужны глаголы в речи? (чтобы рассказать о способах передвижения предмета; о трудовой деятельности предмета; о звуках, которые издает предмет; о цвете предмета)
- Какие значения глаголов вы знаете? (глаголы труда, речи, движения, цвета, чувства, звучания)
б) глаголы труда.
- Для чего нужны в речи глаголы труда? (глаголы труда нужны в речи для того, чтобы рассказать о трудовой деятельности)
- Назовите глаголы, которые рассказывают о вашем труде на уроках?
О труде существует множество пословиц и поговорок, прочитайте и объясните их значение:
Не потрудиться, так и хлеба не добиться.
Труд человека кормит, а лень портит.
Терпение и труд все перетрут.
Кончил дело – гуляй смело.
- Какие слова существуют в языке, чтобы в полной мере отразить величие и многообразие человеческого труда? Вспомним наиболее общие слова, обозначающие трудовую деятельность: работать, делать, трудиться. А в каждой сфере есть свои слова:
в сельском хозяйстве – пахать, сеять, косить, боронить, сгребать, жать, полоть, убирать, молотить, копнить и др.;
в строительстве – строить, штукатурить, асфальтировать, бетонировать, красить, белить, месить и др.;
в быту – варить, чистить, мыть, стирать, печь, вытирать, полоскать, выжимать, резать, гладить, мочить, солить и др.
- Д/и «Найди соответствие между существительным и глаголом»
Врач рисует
Учитель шьет
Повар лечит
Художник учит
Швея варит
в) глаголы звука.
- Исследователи творчества А. С. Пушкина отмечали, что поэт всегда был скуп на прилагательные. Есть строфы, в которых прилагательные почти полностью отсутствуют, и в этом случае идейно-художественным центром текста становятся глаголы. В стихотворении «Зимний вечер» образ вьюги (бури) сначала дается через зрительные впечатления:
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
Затем автор переходит к звуковым образам:
- Прочитайте выразительно отрывок из стихотворения.
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.
Слух поэта различает и завывание ветра, и плач ребенка, и шорох соломенной крыши, и стук кого-то в окошко. И все это дано через простые сравнения с обычными явлениями деревенской жизни. Весь отрывок полон движения, жизни. Достигается это Пушкиным благодаря мастерскому использованию глаголов. Что делает буря? Она «кроет небо», «воет», «плачет», «шумит соломой», «стучит в окошко». Нельзя не заметить, что почти все глаголы имеют приставку за-, которая придает глаголам значение начала действия, а всей строфе – единый музыкальный ритм.
г) глаголы движения.
- О чем рассказывают глаголы движения? (глаголы движения в речи нужны для того, чтобы рассказать о движении предмета)
а) игра «Оживи предмет»
Лягушка (что делает?) - … прыгает
Машина (что делает?) - … едет
Рыба (что делает?) - … плывет
Черепаха (что делает?) - … ползет
Птица (что делает?) - … летает
Белка (что делает?) - … квакает
Физминутка.
Выполни движения.
Из – за парты я встаю,
Головою поверчу,
Ногами потопаю,
Руками похлопаю,
До облака дотянусь
И на место опущусь.
6. Глаголы звука
Мы всюду слышим звуки. Утром звонит будильник, начинают хлопать двери, на улице громыхает проезжающий мимо грузовик, на кухне гремят посудой, в чайнике булькает вода. В морозный день скрипят шаги по хрустящему снегу. В дождливый день крупные капли барабанят по стеклам, а на улицах грязь хлюпает под ногами прохожих. Звуки для нас настолько обычны, что неестественной кажется абсолютная тишина. Не случайно поэтому в программу космонавтов включено и «испытание тишиной».
- А сколько новых звуков мы услышим в лесу! Разноголосо поют птицы, шаловливо журчит ручей, шумят высокие сосны, шелестит листва, жужжат пчелы, добывая нектар из цветов, а у вас гулко стучит сердце от переполняющей радости общения с природой.
(запись звуков леса)
8. Гимнастики для глаз.
- Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти. Повторить 5 раз.
- Перевести взгляд быстро по диагонали: направо-вверх — налево-вниз, потом прямо вдаль. Затем налево-вверх — направо-вниз и посмотреть вдаль. Повторить 5 раз.
9. Изучение нового.
а) глаголы цвета.
- У каждого на парте лежит карточка с текстом. Прочитайте текст. Найдите глаголы и запишите их в тетрадь (дифференцированно)
Посмотришь, а кругом трава, цветы, ягоды. Белеют ромашки, синеют колокольчики, алеет спелая ягодка земляники.
- Какие глаголы обозначают цвет?
- Подберите проверочные слова к глаголам цвета.
- Для чего нужны глаголы цвета?
б) сюрпризный момент. (Забегают 3 обучающихся с карточками, на которых написаны глаголы)
- Что это? Наш кабинет осветился ярким солнечным светом. А вот и разгадка: посмотрите, один за другим выстраиваются глаголы: блестеть, сиять, сверкать. Глаголы встали в ряд и взялись за руки. Кто самый смекалистый? Догадайтесь, почему глаголы встали в один ряд? (синонимы)
- Запишите глаголы в тетрадь.
- Можно ли проверить написание безударной гласной в словах блестеть – светиться?
в) отгадайте загадку.
Растет – зеленеет,
Упадет – пожелтеет,
Полежит – почернеет. (Лист)
- Выпиши глаголы цвета.
г) упражнения на внимание.
- В разных местах класса находятся карточки, на которых написаны глаголы. Их пять.
- Найди их глазами и запиши глаголы цвета. (Краснеет,голубеет)
ІІІ. Заключительный етап.
Итог занятия.
Оценка учебной деятельности обучающихся на занятии.