«Профилактика плоскостопия»
Цели:
- Осмыслить, присвоить и обобщить новую информацию.
- Формировать навыки, предупреждающие развитие плоскостопия.
-Создать благоприятные условия для здоровья, обучения и развития ребенка
(для педагога).
Задачи:
Образовательные:
- Обобщить и систематизировать знания детей функциях стопы человека и плоскостопии; научить способу выявления плоскостопия.
Развивающие:
- Развивать навыки самостоятельной работы; умения выполнять физические упражнения по предотвращению появления плоскостопия.
Воспитательные:
- Содействовать стремлению детей вести здоровый образ жизни.
Оборудование: плакат с изображением стопы человека; тексты для экспертов:линейка;фломастер;лист с отпечатком стопы; проектор.
Педтехнология: комбинация критического и здоровьесберегающего обучения.
Методы обучения: проблемный, репродуктивный, лабораторная работа, творческий.
Формы организации:беседа, работа с таблицей, опережающее домашнее задание, практическая работа, сообщения, творческое задание, рефлексия.
Принципы обучения: учет возрастных и индивидуальных особенностей, доступность, последовательность, научность, работа в группах.
Тип занятия: изучение нового материала.
ХОД (45 мин.).
I.Вызов – 10 мин.
-Рассмотрим ситуацию: На день рождения подруги школьница 16 лет пошла в новых туфлях на высоких каблуках. Хотя идти было не близко, и ноги быстро устали, она себя чувствовала совсем взрослой и счастливой. После застолья стали танцевать. Но через некоторое время из-за боли в ногах школьнице пришлось от танцев отказаться и провести остаток вечера, сидя на диване в тапочках хозяйки. Как вы думаете, что стало причиной боли в ногах у девочки? а) дальнее расстояние, которое пришлось преодолеть до дома подруги. б) туфли на высоких каблуках или в) продолжительные танцы?
- А не могли бы вы тогда сказать, о чем пойдет речь на нашем занятии? Помогите мне определить тему нашего занятия.(ответы детей).
-По ходу занятия вы будете заполнять таблицу «Знаю – хочу знать – узнал».
- Какие задачи вы бы поставили для того, чтобы раскрыть нашу тему? (ответы детей).
- Для здоровья человека важное значение имеет состояние скелета и мышечной системы. Их формирование происходит в детские годы в процессе роста и развития организма.Нам с вами предстоит выяснить, что такое плоскостопие и как оно возникает. Мы научимся тому, как самостоятельно выявить наличие или отсутствие плоскостопия. А также изучим советы по предупреждению возникновения этого заболевания. Это наша цель. Для этого вы будете заполнять таблицу, рассуждать, делать практическую работу, вырабатывать собственное отношение к изученному, рефлексировать.
Сегодня на занятии у нас присутствуют эксперты-теоретики, исследователи и практики, которые подробно ответят на наши вопросы.
II. Осмысление – 20мин.
-Некоторым из вас заранее было дано опережающее домашнее задание. Сообщения подготовили теоретики, исследователь и практик. Они будут высказываться по обсуждаемой теме. Остальные фиксируют высказывания, готовя свои комментарии и вопросы. После окончания работы мы сформулируем выводы.Прием «Двухрядный круглый стол»
Эксперты– теоретики:
Плоскостопие – деформация стопы, характеризующаяся уплощением ее сводов. Зачем нужны эти своды?Своды обладают рессорными свойствами (амортизатор). Смягчение ударов о землю и распределение действия силы тяжести, что позволяет приспособить стопу к неровностям почвы.
Различают: поперечное и продольное плоскостопие.
При поперечном плоскостопии уплощается поперечный свод стопы, ее передний отдел опирается на головки всех пяти плюсневых костей.
При продольном плоскостопии уплощен продольный свод и стопа соприкасается с полом почти всей площадью подошвы.
Причиной плоскостопия могут стать неправильно подобранная обувь (тесная, неудобная обувь, туфли на каблуке), длительное хождение или стояние, избыточная масса тела, травмы, недостаток витаминов и наследственность.
Плоскостопие относится к таким заболеваниям, которые, возникнув, быстро прогрессируют. Лечить плоскостопие гораздо труднее, чем предупредить его развитие. Первые ранние признаки – болит подошва стопы, ломит косточки предплюсны, и ноют мышцы голени. Поначалу это тупые боли, которые проходят после отдыха. Но мышцы уже сигнализируют – стопе нужна помощь. Обычно быстро изнашивается внутренняя сторона подошвобуви.При плоскостопии нарушается мышечный и связочный аппарат стопы, она расплющивается, отекает. Потом возникают боли в стопе, голени, бедре, и даже поясницы.При плоскостопии нарушается осанка, из-за ухудшения кровоснабжения быстро наступает утомление нижних конечностей, часто сопровождающееся ломотой, болями, а иногда и судорогами.
Для лечения плоскостопия используют:
1. Лечебную гимнастику.
2. Массаж.
3. Правильную обувь. Обувь должна плотно обхватывать (не сдавливать) передний отдел и пяточную часть стопы, иметь достаточно гибкую подошву и невысокий каблук.
4. Обязательно при плоскостопии ношение ортопедических стелек-супинаторов.
5. Ходьба босиком по неровной поверхности, по песку.
6. Упражнения для мышц ног, особенно для мышц стопы, ходьба на цыпочках, прыжки в длину и высоту, бег, игра в футбол и баскетбол, плавание.
Эксперт – исследователь:
Данные школьного медкабинета свидетельствуют, что у 9% школьников наблюдается плоскостопие. В основном оно характерно для учащихся 8-9 классов. Необходимо сказать, что женщины страдают плоскостопием в 4 раза чаще, чем мужчины. Женщинам приходится расплачиваться за высокие каблуки, модные узкие носки у обуви, в которой ноги опираются не на всю стопу, а только на головки плюсневых костей. Не хватает квадратных сантиметров каждому пальчику, они, деформируясь, теснят друг друга. Вскоре стопа перестает сопротивляться этому насилию и появляется деформация. Варикозное расширение вен уже в самом разгаре.
Профилактика плоскостопия:
1.Не носить слишком тесную обувь. Обувь д. б. с задником и со шнуровкой.
2.Не носить обувь на плоской подошве, оптимальная высота каблука – 3–4 см.
3.Никаких “платформ”, подошва должна быть гибкой, чтобы не только папа был в силах ее согнуть, но и ребенок при ходьбе.
4.Для уменьшения деформации стопы можно пользоваться супинаторами.
5.Выполнять общеразвивающие упражнения и упражнения для нижних конечностей.
6.Полезно ходить босиком по скошенной траве, морской или речной гальке.
7.Ношение кед или кроссовок не более 2-х часов в день, они удобны для занятий спортом, но совсем не фиксируют голеностопный сустав и не содержат супинаторов (за исключением дорогих профессиональных моделей).
В домашних условиях:
– ходить по валику босиком;
– поднимать с пола карандаш пальцами ног;
– катать мяч подошвами ног;
– делать массаж ступней.
Физминутка-2мин.
Упражнения для нижних конечностей.
Эксперт – практик:
Определить тип стопы, пользуясь инструктивной картой.
Инструктивная карта:
1. Взять лист белой бумаги, положить его на пол.
2. Встать на него мокрой ногой.
3. Контуры следа обвести простым карандашом.
4. Найти центр пятки и центр третьего пальца. Соединить две найденные точки прямой линией.
5. Если в узкой части след не заходит за линию – плоскостопия нет.
Практическая работа «Определение плоскостопия».
-А теперь послушаем вопросы, которые подготовили наши слушатели по ходу выступлений экспертов( вопросы детей ).
- Для закрепления материала используется прием «Ромашка вопросов», при этом предлагаются вопросы различной категории ( на знание, на понимание, на применение, на анализ, на синтез и на оценку).
1.Что такое плоскостопие?(Знание).
2.Правильно ли я поняла, что появлениеплоскостопия можно предупредить?(Понимание)
3.Как можно применить супинаторы? (Применение)
4.Почему появляется плоскостопие? ( Анализ)
5.Что будет, если обувь будет на несколько размеров больше, на вырост? (Синтез)
6.Как ты относишься к тому, что за модные узкие носы и высокие каблуки можно поплатиться здоровьем? (Оценка)
-Проверим наши таблицы.
III.Рефлексия -12мин.
-Выводы:
1.Плоскостопие – это изменение стопы, характеризующееся уплощением ее сводов.
2.Причиной плоскостопия могут стать неправильно подобранная обувь (тесная, неудобная обувь, туфли на каблуке), длительное хождение или стояние, избыточная масса тела, травмы, недостаток витаминов и наследственность.
3.Чтобы не допустить плоскостопия, нужно правильно подбирать обувь, следить за гигиеной стоп, выполнять упражнения для нижних конечностей.
- Рецепты здоровья очень просты и не требуют денежных вложений, они требуют лишь вашего желания. Мудрые люди говорят, хочешь быть здоровым – будь им. Быть здоровым, значит быть красивым, уверенным в себе человеком. Выбор всегда остается за вами!
Что вы сегодня узнали нового?
Достигли ли цели?
Пригодятся ли эти знания в жизни?
Оцени свою работу по 5-балльной системе.
Большое спасибо за работу на нашем занятии. И помните, что существует четыре простых правила, чтобы быть здоровым:
1.Наращивайте «мышечный корсет».
2.Следите за осанкой.
3.Правильно питайтесь.
4.Носите правильно подобранную обувь.
IV. Домашнее задание -1мин.
В завершении я хотела бы предложить вам творческое задание. Закончите любую фразу, превратив ее в девиз здорового образа жизни.
1. Быть здоровым, значит…
2. Здоровье – это…
Спасибо за работу на занятии. До свидания. На следующем занятии мы разучим комплекс упражнений, позволяющий укрепить мышечно-связочный аппарат стопы и нижних конечностей в целом.