СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытое заседание химического кружка "Химик"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытое заседание химического кружка

"Химик"

Просмотр содержимого документа
«кружок Химик»

Тамбовское областное государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

"Котовский индустриальный техникум"




методическая разработка

на тему:





Открытое заседание химического кружка

"Химик"


Разработал: преподаватель спецдисциплин Т.Г.Цыганкова


Город Котовск

2012 год



ЦЕЛИ:

1. Закрепить знания по теме "Растворы".

2. Показать роль русских и зарубежных ученых в развитии теории растворов.

3. Показать связь изученного материала с практикой.

4. Развитие интереса к изучаемому предмету.


ОФОРМЛЕНИЕ КАБИНЕТА:

Стенд "В мире растворов".

Название портов и кораблей для участников викторины.

Плакат "Практике наука путь открывает, практика науке пищу дает!"


ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ:

Таблицы растворимости, ПСХЭ, калькуляторы, карточки с индивидуальными заданиями, реактивы, пробирки, катиониты и аниониты,


ТСО:

Мультимедийный проектор (слайды)








План занятия.

  1. Вступительное слово руководителя кружка.

  2. Ионный обмен и его применение.

  3. Викторина "Путешествие в страну растворов".


  1. Вступительное слово руководителя кружка (постановка цели, значение темы и т.д.).

Растворы широко применяются в различных сферах деятельности человека. Они имеют большое значение для живых организмов. Человек, животные и растения усваивают питательные вещества в виде растворов. Сложные физико-химические процессы в организмах человека и животных протекают в растворах. Природная и минеральная вода являются растворами.

В различных производственных и биологических процессах большую роль играют растворы электролитов. Свойства этих растворов объясняет теория электролитической диссоциации. Знание ТЭД является основой для изучения свойств неорганических и органических соединений, для глубокого понимания химических реакций в растворах электролитов.

  1. Выступления членов кружка.

Краткое содержание выступлений.

  1. Ионный обмен

Впервые ионный обмен при очистке воды был использован в 1903 г. Для разделения и очистки веществ русским ботаником М.С.Цветом, создавшим новый вид химического анализа, названный хроматографическим, с помощью которого он выяснил состав хлорофилла. Историю ионитов можно начинать с работ этого ученого.

Очень большая заслуга в деле создания ионитов принадлежит выдающемуся советскому почвоведу К.К.Гедройцу, впервые объяснившему, как происходит ионный обмен в почвах. Созданная им и другими учеными теория позволила начать изготовление первых искусственных ионитов для промышленности вначале из торфа и каменного угля, а потом и из алюмосиликатов. Открытие способов получения синтетических смол позволило сделать следующий шаг—перейти к созданию ионообменных смол—ионитов.

Как видно из этой исторической справки, своими успехами в этой области наука и техника обязаны в первую очередь трудам русских ученых.


  1. Иониты – что это такое?

Кто же создал эти чудесные смолы, которые дают возможность науке и технике успешно решать все новые и новые задачи?

Можно ли очищать воду от растворённых в ней солей фильтрованием без перегонки?

«Конечно, нет! — скажете вы.—Фильтрованием можно очищать жидкости только от нерастворимых примесей. Сколько ни фильтруй, например, солёную воду, дистил­лированной от этого она не станет!»С давних пор в этом были убеждены все, пока не появились синтетические смолы, названные ионооб­менными, или ионитами.(демонстрация ионитов)

Иониты — твёрдый зер­нистый материал, в Зави­симости от вида могут быть окрашены в тёмный или светлый цвет, обладают способностью набухать в воде. Если взять прибор из двух стеклянных трубок, наполненных такими зёрнами, и пропускать через них солёную воду, то в подстав­ленный стакан будет стекать совершенно безвкусная и прозрачная жидкость.

Как же можно объяснить это превращение солёной воды в дистиллированную с помощью фильтрования?

Растворение — явление более сложное, чем представ­ляется на первый взгляд. Молекулы многих веществ при растворении в воде распадаются (диссоциируют) на элект­рически заряженные частицы — ионы. Одни из них ока­зываются положительно заряженными и называются ка­тионами, другие — отрицательно заряженными и назы­ваются анионами. Например, при растворении поваренной соли в воде образуются катионы натрия — положительно заряженные частицы натрия Na+ и анионы — отрицательно заряженные кислотные остатки соляной кислоты С1- . Процесс диссоциации поваренной соли, происходящий при этом, можно записать так:

NaClNa+ + Сl-

Иониты, попадая в воду, тоже подвергаются диссоциа­ции. Одни из них образуют очень сложные анионы , кроме того, катионы водорода Н+ . Эти иониты называются катионитами. Другие, диссоциируя, образуют очень сложные катионы и, кроме того, анионы ОН- , т. е. отрицательно заряженные гидроксильные группы. Эти иониты называются анионитами.

Секрет действия ионитов на растворы солей и других веществ состоит в том, что они могут поглощать из раство­ров этих веществ образуемые ими ионы, а вместо них отдавать, например, ионы водорода Н+ и гидроксильных групп ОН- .

При прохождении солёной воды через первую трубку прибора в приведённом выше примере находящийся в ней катионит поглощает из воды ионы натрия Na+, а вместо них отдаёт ионы водорода Н+. Анионит же, помещён­ный во второй трубке, поглощает из солёной воды кислотные остатки соляной кислоты С1- и отдаёт ионы ОН- . Солёная вода в результате такого обмена нонами очищается от поваренной соли и становится такой же чистой, как дистиллированная.

Достоинство ионитов заключается в том, что их можно многократно использовать и активность при этом почти не изменяется. Это достигается тем, что насыщенный поглощёнными ионами катионит промывают слабыми раст­ворами минеральных кислот (или солей), аниониты — растворами едких щелочей с последующей промывкой водой.


  1. Викторина "Путешествие в страну растворов"

( по материалам презентации)

Мы отправляемся в страну растворов на 4-х кораблях (4 команды по 4 человека): Бригантина, Фрегат, Крейсер и Парусник. В каждом порту мы будем знакомиться с его достопримечательностями и в конце путешествия вернемся в наш родной порт "КИТ". Счастливого плавания!



Порт "История"

  1. Сванте Аррениус

Сванте-Август Аррениус родился 19 февраля 1859 года в старинном шведском городе Упсале. В гимназии он был одним из лучших учеников, особенно легко ему давалось изучение физики и математики.
    В 1876 году юноша был принят в Упсальский университет. И уже через два года (на шесть месяцев раньше срока) он сдал экзамен на степень кандидата философии.

    Однако впоследствии он жаловался, что обучение в университете велось по устаревшим схемам: например, "нельзя было услышать ни единого слова о менделеевской системе, а ведь ей было уже больше десяти лет"…
    Хотя Сванте Аррениус по образованию - физик, он знаменит своими химическими исследованиями и стал одним из основателей новой науки - физической химии. Больше всего он занимался изучением поведения электролитов в растворах, а также исследованием скорости химических реакций.
    Работы Аррениуса долгое время не признавали его соотечественники, и только когда его выводы получили высокую оценку в Германии и Франции, он был избран в Шведскую академию наук. За разработку теории электролитической диссоциации Аррениусу была присуждена Нобелевская премия1903года.
    Веселый и добродушный великан Сванте Аррениус, настоящий "сын шведской сельской местности", всегда был душой общества, располагал к себе коллег и просто знакомых. Он был дважды женат; его двух сыновей звали Олаф и Свен. Он получил широкую известность не только как физикохимик, но и автор множества учебников, научно-популярных и просто популярных статей и книг по геофизике, астрономии, биологии и медицине.
    Но путь к мировому признанию для Аррениуса-химика был совсем не прост. У теории электролитической диссоциации в ученом мире были очень серьезные противники. Так, Д. И. Менделеев резко критиковал не только саму идею Аррениуса о диссоциации, но и чисто "физический" подход к пониманию природы растворов, не учитывающий химических взаимодействий между растворенным веществом и растворителем. Сам он считал процесс растворения физико-химическим.
    Впоследствии выяснилось, что и Аррениус, и Менделеев были каждый по-своему правы, и их взгляды, дополняя друг друга, составили основу новой - протонной - теории кислот и оснований.

2. Дмитрий Иванович Менделеев (1834-1907 г)


Работы Д.И.Менделеева относятся ко многим разделам химии. Это периодический закон и ПСХЭ, уравнение состояния идеального газа. Но большой вклад Д.И.Менделеев внес в развитие теории гидратации, впервые развивший в 1865-1887 гг. представления о взаимодействии растворенного вещества с растворителем.




  1. Вильгельм-Фридрих Оствальд (1853-1932)

Немецкий физикохимик Вильгельм-Фридрих Оствальд (1853-1932), сын немецкого бондаря, выходца из России, родился в Риге. Там же он учился в университете и начинал работать в должности профессора. В 1888 году он принял немецкое гражданство и переехал в Лейпциг, где тоже преподавал в университете и возглавлял Физико-химический институт.

    Десятью годами раньше Оствальд женился на племяннице своего знакомого - доктора Райера. Вильгельм и и Элен прожили всю жизнь счастливо, у них родились три сына и две дочери. Одна из них, Грета, в 1953 году написала книгу о своем знаменитом отце, и описала там многие его чудачества.

    В возрасте сорока лет Оствальд имел весьма эффектную внешность: совершенно седые волосы, высокий лоб, огненно-рыжие борода и усы, живые выразительные глаза… Оствальд испытывал отвращение к примерке одежды и обуви, стрижке волос, не терпел зубных врачей и никогда не лечил зубов, а с секретарем общался с помощью велосипедного звонка, который собственноручно установил на двери своего кабинета. Свои статьи, записки и письменные поручения он складывал в корзину, выставлял за дверь и звонил. Секретарь забирал корзину в свою комнату и выполнял работу, а потом возвращал корзину на место.
    С 1906 года, оставив государственную службу, Оствальд поселился с семьей на даче в Гроссботене близ Лейпцига. Там он организовал свою лабораторию "Энергия", где и продолжил физико-химические исследования.
    Вильгельм Оствальд изучил законы химического равновесия, в том числе в растворах, занимался электрическими свойствами растворов и открыл "закон разбавления", названный его именем. Оствальд основал первую в мире кафедру физической химии в Лейпцигском университете, много занимался историей химии, переводом и изданием редких книг выдающихся химиков мира. Ему была присуждена Нобелевская премия по химии за 1909 год.

  1. Иван Алексеевич Каблуков (1857-1940 г.)

Теория гидратации была разработана молодым тогда русским ученым Иваном Алексеевичем Каблуковым, впоследствии знаменитым химиком. В 1891 г. Он впервые высказал предположение, что в растворе происходит гидратация ионов растворенного вещества и образуются «непрочные соединения». Это дополняло представления Аррениуса, который считал, что никакого взаимодействия между растворителем и веществом не происходит и что молекулы распадаются на свободные ионы.

Итак, в водных растворах сначала гидратированные молекулы растворенного вещества распадаются на ионы, которые в свою очередь тоже гидратируются. Каждому иону соответствует определенное число молекул гидратной воды, причем катионы гидратируются в большей степени, чем анионы;к примеру: медный купорос содержит пять молекул воды—из них четыре связаны с катиокатионом меди и одна—с анионом SO42- (CuSO4 ·5H2O); железный купорос: шесть молекул воды из семи находятся у катиона железа, а одна у сульфат-аниона (FeSO4 ·7H2O).

Т.о. И.А.Каблуков объединил ТЭД Аррениуса с гидратной теорией растворов Д.И.Менделеева.


Порт "Всезнайка"

(конкурс капитанов)

Задание №1.

Прочитайте описание действий ученика и представьте эту информацию в виде уравнений реакций в молекулярном и ионном виде.

Выполняя практическую работу, ученик прилил к раствору карбоната калия раствор хлорида кальция, затем последовательно добавлял в эту пробирку соляную кислоту, растворы нитрата серебра, сульфата железа (III) и гидроксида натрия. Потом он попытался понять, что же у него в пробирке?

Какие вещества оказались в пробирке?

Напишите уравнения соответствующих реакций.

Задание №2.

В конце ХIХ века молодые ученые И.А.Каблуков и, независимо от него, В.А Кистяковский пришли к выводу, что ионы при движении увлекают с собой некоторое количество воды, и чем меньше радиус иона, тем большее количество воды он может удержать вокруг себя, следовательно его размеры увеличиваются. Как называется явление, которое описали Каблуков и Кистяковский?


Порт "Математическая экспертиза"


Задача №1.

Для соления огурцов применяют 5%-ный раствор поваренной соли. Определите массы соли и воды, которые надо взять для приготовления 50 кг этого раствора.

Задача № 2.

Для покрытия деталей слоем меди путем электролиза готовят раствор медного купороса: 60 г купороса растворяют в 1 л воды. Вычислите массовую долю вещества в растворе.

Задача №3.

Для подкормки комнатных растений применяют 0,2%-ный раствор натриевой селитры. Определите массу данного вещества, которую нужно взять для приготовления 5 кг раствора.


Порт "Незнайкины вопросы"

1.Лампочка прибора для определения электропроводности загорится, если электроды поместить

  1. в воду

  2. в гидроксид меди (II)

  3. в азот

  4. в расплав хлорида калия.

2.Вклад Аррениуса в науку заключается в том, что он

а) сформулировал основные положения теории электролитической диссоциации

б) выдвинул идею о гидратации ионов в растворе

в)экспериментально определил размер некоторых ионов в растворе.

3. Гидратация – это

а) процесс растворения вещества в воде

б) реакция обмена, в которой участвует вода

в) взаимодействие атомов или ионов с молекулами воды.

4. Вклад Д.И.Менделеева в науку о растворах заключается в том, что он

а) сформулировал основные положения теории электролитической диссоциации

б) открыл химическую сущность процесса растворения

в) выдвинул идею о гидратации ионов в растворе

г) объединил теорию растворов с представлениями об электролитической диссоциации.

5. Кристаллогидратами называют твердые вещества

а) в состав которых входит химически связанная вода

б) растворимые в воде

в)реагирующие с водой

6. Верно утверждение

а) анионы движутся в растворе хаотично

б) анионы заряжены отрицательно

в) анионы не имеют заряда

7. Не могут находиться в растворе одновременно ионы

а) Н+ и SO42-

б) Ва2+ и SO42-

в) Н+ и NO3-

г) Na+ и SO42-

8. Выражение "Степень диссоциации кислоты равна 25% " означает, что

а) 25% всех молекул кислоты не диссоцирует на ионы

б) 25% всех молекул диссоциирует на ионы

в) 25% всех частиц в растворе – молекулы

9.Больше всего ионов образуется при диссоциации вещества, формула которого

а) СаСl2

б) HCl

в) Al2 (SO4)3

г) H2SO4

10. Правильное уравнение диссоциации азотной кислоты записано в пункте

а) HNO3 = H+ + 3NO-

б) HNO3 = H- + NO3+

в) HNO3 = H+ + NO3-

г) HNO3 = H+ + NO3-

11. Хлорид-ион можно обнаружить в растворе после добавления к воде вещества, формула которого

а) BaCl2

б) AgNO3

в) H2S

г) HNO3

12. С образование осадка реагируют между собой растворы веществ

а) Fe(OH)3 и HCl

б) Na2SO4 и ВаCl2

в) FeCl3 и AgNO3

г) K2CO3 и HCl


ОТВЕТЫ: 1.- Б; 4. - Г; 7. - Б; 10. - В;

  1. -Б; 5. - А; 8. - В; 11.- Б;

  2. -В; 6. - Б; 9. - В; 12.- Б.


Порт "Экспериментальный"

Задание №1.


Даны реактивы: растворы сульфата меди (II), гидроксида натрия, хлорида бария, серной кислоты, хлорида железа (III). Используя выданные вам вещества, получите:

а) три осадка – голубой, белый и бурый;

Напишите уравнения реакций в молекулярной и ионной форме.


Задание №2.


Даны реактивы: соляная кислота, растворы сульфата меди (II), гидроксида натрия, хлорида бария, серной кислоты, фенолфталеина. Используя выданные вам вещества, получите:

а) бесцветный раствор – раствор малинового цвета – бесцветный раствор – осадок белого цвета;

Напишите уравнения реакций в молекулярной и ионной форме.




Порт "Иониты"


Есть такое выражение: "Практике науке путь освещает, практика науке пищу дает". Ни одно изобретение, ни один закон не имели бы значения, если бы они не нашли свое применение в практике, в нашей жизни. Где же применяется ионный обмен? Выступления членов кружка.

Применение ионитов

1.

ДЕМИНЕРАЛИЗАЦИЯ ВОДЫ

Очищенная от растворённых солей (деминерализованная) вода необходима не только для лабораторий и аптек. Огромные количества её потребляются для получения различных веществ в химической промышленности. Она употребляется для зарядки аккумуляторов, для ни­келирования и хромирования металлических изделий, в фотографии и в кинопромышленности и для многих других целей. Получение её с помощью ионитов обходится значительно дешевле, чем в перегонных аппаратах.

По-иному будет решён вопрос о воде для паровых котлов. Современная крупная теплоэлектростанция расходует до 1 500 000 м3 воды в сутки. Если питать паровые котлы водой, в 1 m'3 которой содержится всего 10—15 г солей кальция и магния, в котлах образовывалось бы ежедневно 15—20 т накипи. В течение нескольких дней они бы вышли из строя.

В паровые котлы следовало бы заливать воду, вовсе не содержащую каких-либо примесей, особенно солей кальция и магния. А где её взять? Нельзя же получать её в таких огромных количествах для производства дешёвого пара при помощи дорогостоящей перегонки! Поэтому воду для паровых котлов обычно не перегоняют, а лишь «умягчают» содой и щёлочью, а в больших водоочистительных установках — при помощи пермутитов — искусственно приготовленных сплавов каолина, кварца и соды. При прохождении жёсткой воды через слой пермутита содержащиеся в ней соли кальция и магния поглощаются и заменяются солями натрия или калия, которые не образуют накипи на стенках котлов. Но и эти соли в воде для паровых котлов тоже нежелательны, так как они постепенно разъедают стенки котлов и этим сокращают сроки их службы.

С помощью ионитов можно получать неограниченные количества воды, полностью очищенной от солей и доста­точно дешёвой и для паросиловых установок.

Интерес представляет использование ионитов и для опреснения морской воды. Например, спасаясь с тонущего корабля, экипаж его не всегда может захватить с собой в шлюпки необходимое количество пресной воды, тем более громоздкий перегонный куб и топливо для него. Небольшой по размеру и весу опреснитель с ионитами можно поместить в любую шлюпку. Коробочку с порошком ионитов может иметь при себе каждый матрос и пассажир. Если в кружку с морской водой высыпать немного этого порошка, она вскоре станет вполне пригодной для питья.


2.

ИОНИТЫ В ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Способность ионитов очищать растворы от солей без изменения качеств изучаемого продукта находит всё бо­лее широкое применение и в сахарной промышленности. В извлекаемом из сахарной свёклы соке, кроме сахара, содержатся и соли, ухудшающие качество получаемого сахара. Деминерализация этого сока с помощью иони­тов значительно упрощает производство сахара и даёт возможность улучшить качество и сахара, и сахарной патоки.

Ещё не так давно необходимую для пищевой промыш­ленности лимонную кислоту получали только из сока лимонов, ц она обходилась очень дорого. И сейчас полу­чают её из сахара довольно дорогим способом. В то же время содержащаяся в отходах винной и консервной промышленности лимонная кислота не извлекалась и терялась безвозвратно. Извлекать же её известными уже способами обходилось бы слишком дорого. А опыты показали, что из этих отходов с помощью ионитов можно легко и выгодно получать не только лимонную, но и винную и аскорбиновую (витамин С) кислоты.


3.

СЕРЕБРО ИЗ СТОЧНЫХ ВОД

В фотолабораториях и на кинофабриках в промывные воды попадает много серебра. Улавливать его известными техническими способами невыгодно, поэтому оно обычно теряется безвозвратно. На других заводах и фабриках в сточные воды попадают и теряются медь, хром, никель и многие другие ценные вещества. В одну только Волгу ежегодно сбрасывается около 3 млн. м3 сточных вод. А сколько сбрасывается их во все водоёмы страны?!

Произведённые испытания показали, что с помощью ионитов можно не только хорошо очищать и обезвреживать сточные воды, но и извлекать из них и возвращать промышленности многие ценные вещества. Серебро, на­пример, уже начали получать не только из серебряных руд, но и ... из сточных вод. В недалёком будущем мощные, экономически выгодные водоочистительные установки с ионитами не только положат конец загрязнению водоёмов, но и будут возвращать стране огромные количества разнообразных ценных веществ.


  1. Подведение итогов. Награждение победителей

  2. Заключительное слово учителя.

Просмотр содержимого презентации
«Кружок Химик»

Путешествие  в страну растворов Заседание кружка «Алхимик»

Путешествие в страну растворов

Заседание кружка «Алхимик»

Карта путешествия 2 Порт Всезнайка 3 Порт Математическая экспертиза 1 Порт История КИТ 4 Порт  Незнайкины вопросы  6 Порт Иониты 5 Порт Эксперимент

Карта путешествия

2

Порт

Всезнайка

3

Порт

Математическая

экспертиза

1

Порт

История

КИТ

4

Порт

Незнайкины

вопросы

6

Порт

Иониты

5

Порт

Эксперимент

1859-1927 гг

1859-1927 гг

  • Теория Электролитической диссоциации (1887 г.)
  • Лауреат Нобелевской премии (1903 г.)
1834-1907г.г.

1834-1907г.г.

  • Периодический закон и ПСХЭ
  • Сольватная теория растворов
1853 - 1932  г.г.

1853 - 1932 г.г.

  • "закон разбавления", названный его именем
  • основал первую в мире кафедру физической химии в Лейпцигском университете
  • Лауреат Нобелевской премии по химии (1909 год)

1857-1942 г.г.  Гидратная теория растворов (1891 г)  CuSO 4 x 5H 2 O

1857-1942 г.г.

  • Гидратная теория растворов (1891 г)

CuSO 4 x 5H 2 O

Задание №1

Задание №1

  • Выполняя практическую работу, ученик прилил к раствору карбоната калия раствор хлорида кальция, затем последовательно добавлял в эту пробирку соляную кислоту, растворы нитрата серебра, сульфата железа ( III ) и гидроксида натрия. Потом он попытался понять, что же у него в пробирке?
  • Какие вещества оказались в пробирке?
  • Напишите уравнения реакций.
Задание № 2 В конце Х I Х века молодые ученые И.А.Каблуков и, независимо от него, В.А Кистяковский пришли к выводу, что ионы при движении увлекают с собой некоторое количество воды, и чем меньше радиус иона, тем большее количество воды он может удержать вокруг себя, следовательно его размеры увеличиваются. Как называется явление, которое  описали Каблуков и Кистяковский?

Задание № 2

  • В конце Х I Х века молодые ученые И.А.Каблуков и, независимо от него, В.А Кистяковский пришли к выводу, что ионы при движении увлекают с собой некоторое количество воды, и чем меньше радиус иона, тем большее количество воды он может удержать вокруг себя, следовательно его размеры увеличиваются.
  • Как называется явление, которое

описали Каблуков и Кистяковский?

1.  Лампочка прибора для определения электропроводности загорится, если электроды поместить а) в воду; б) в гидроксид натрия; в) в азот;

1. Лампочка прибора для определения электропроводности загорится, если электроды поместить

а) в воду;

б) в гидроксид натрия;

в) в азот;

2.  Вклад Аррениуса в науку заключается в том, что он   а) выдвинул идею о гидратации ионов в растворе б) сформулировал основные положения теории электролитической диссоциации в)экспериментально определил размер некоторых ионов в растворе.

2. Вклад Аррениуса в науку заключается в том, что он

а) выдвинул идею о гидратации ионов в растворе

б) сформулировал основные положения теории электролитической диссоциации

в)экспериментально определил размер некоторых ионов в растворе.

3.  Гидратация – это…   а) процесс растворения вещества в воде б) реакция обмена, в которой участвует вода в) взаимодействие атомов или ионов с молекулами воды.

3. Гидратация – это…

а) процесс растворения вещества в воде

б) реакция обмена, в которой участвует вода

в) взаимодействие атомов или ионов с молекулами воды.

4.  Вклад Д.И.Менделеева в науку о растворах заключается в том, что он…   а) сформулировал основные положения теории электролитической диссоциации б) открыл химическую сущность процесса растворения в) выдвинул идею о гидратации ионов в растворе г) объединил теорию растворов с представлениями об электролитической диссоциации.

4. Вклад Д.И.Менделеева в науку о растворах заключается в том, что он…

а) сформулировал основные положения теории электролитической диссоциации

б) открыл химическую сущность процесса растворения

в) выдвинул идею о гидратации ионов в растворе

г) объединил теорию растворов с представлениями об электролитической диссоциации.

5.  Кристаллогидратами называют твердые вещества   а) в состав которых входит химически связанная вода б) растворимые в воде в) реагирующие с водой

5. Кристаллогидратами называют твердые вещества

а) в состав которых входит химически связанная вода

б) растворимые в воде

в) реагирующие с водой

6.  Верно утверждение   а) анионы движутся в растворе хаотично б) анионы заряжены отрицательно в) анионы не имеют заряда

6. Верно утверждение

а) анионы движутся в растворе хаотично

б) анионы заряжены отрицательно

в) анионы не имеют заряда

7.  Не могут находиться в растворе одновременно ионы   а) Н + и SO 4 2-  б) Ва 2+ и SO 4 2-  в) Н + и NO 3 -  г) Na + + и SO 4 2-

7. Не могут находиться в растворе одновременно ионы

а) Н + и SO 4 2- б) Ва 2+ и SO 4 2- в) Н + и NO 3 - г) Na + + и SO 4 2-

8.  Выражение

8. Выражение "Степень диссоциации кислоты равна 25% " означает, что

а) 25% всех молекул кислоты не диссоцирует на ионы

б) 25% всех частиц в растворе – молекулы

в) 25% всех молекул диссоциирует на ионы

9.  Больше всего ионов образуется при диссоциации вещества, формула которого    а) СаС l 2  б ) HCl  в ) Al 2 (SO 4 ) 3  г ) H 2 SO 4

9. Больше всего ионов образуется при диссоциации вещества, формула которого

а) СаС l 2 б ) HCl в ) Al 2 (SO 4 ) 3 г ) H 2 SO 4

10.  Правильное уравнение диссоциации азотной кислоты записано в пункте    а ) HNO 3 = H + + 3NO -  б ) HNO 3 = H - + NO 3 +   в ) HNO 3 = H + + NO 3 -  г ) HNO 3 = H + + NO 3-

10. Правильное уравнение диссоциации азотной кислоты записано в пункте

а ) HNO 3 = H + + 3NO - б ) HNO 3 = H - + NO 3 + в ) HNO 3 = H + + NO 3 - г ) HNO 3 = H + + NO 3-

11.  Хлорид-ион можно обнаружить в растворе после добавления к воде вещества, формула которого   а) BaCl 2 б) AgNO 3   в) H 2 S г) HNO 3

11. Хлорид-ион можно обнаружить в растворе после добавления к воде вещества, формула которого

а) BaCl 2 б) AgNO 3 в) H 2 S г) HNO 3

С образование осадка реагируют между собой растворы веществ   а) Fe ( OH ) 3 и HCl  б) FeCl 3 и AgNO 3   в ) K 2 CO 3 и HCl

С образование осадка реагируют между собой растворы веществ

а) Fe ( OH ) 3 и HCl

б) FeCl 3 и AgNO 3

в ) K 2 CO 3 и HCl

Правильные варианты ответов   № вопроса № ответа 1 № вопроса Б 2 3 № ответа 7 Б 4 В 8 Б В 9 Г 5 А В 10 6 В 11 Б Б 12 Б Критерии оценок: «5» -12-10 правильных ответа; «4» - 9-7 правильных ответа; «3» - 6-4 правильных ответа; «2» - 3-1 правильных ответа

Правильные варианты ответов

№ вопроса

№ ответа

1

№ вопроса

Б

2

3

№ ответа

7

Б

4

В

8

Б

В

9

Г

5

А

В

10

6

В

11

Б

Б

12

Б

Критерии оценок:

«5» -12-10 правильных ответа; «4» - 9-7 правильных ответа;

«3» - 6-4 правильных ответа; «2» - 3-1 правильных ответа

Задание №1 .  Даны реактивы: растворы сульфата меди ( II ), гидроксида натрия, хлорида бария, серной кислоты, хлорида железа ( III ). Используя выданные вам вещества, получите: а) три осадка – голубой, белый и бурый; Напишите уравнения реакций в молекулярной и ионной форме.   Задание №2.
  • Задание №1 .
  • Даны реактивы: растворы сульфата меди ( II ), гидроксида натрия, хлорида бария, серной кислоты, хлорида железа ( III ). Используя выданные вам вещества, получите:
  • а) три осадка – голубой, белый и бурый;
  • Напишите уравнения реакций в молекулярной и ионной форме.
  • Задание №2.
  • Даны реактивы: соляная кислота, растворы сульфата меди ( II ), гидроксида натрия, нитрат серебра, фенолфталеина. Используя выданные вам вещества, получите:
  • а) бесцветный раствор – раствор малинового цвета – бесцветный раствор – осадок белого цвета;
  • Напишите уравнения реакций в молекулярной и ионной форме.
Ионный обмен  Деминерализация воды  Серебро из сточных вод
  • Ионный обмен
  • Деминерализация воды
  • Серебро из сточных вод


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!