СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"открытые задачи, или как научить детей мыслить смело"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на педагогическом совете на тему "ОТКРЫТЫЕ ЗАДАЧИ, ИЛИ КАК НАУЧИТЬ ДЕТЕЙ МЫСЛИТЬ СМЕЛО"От чего зависит успешность человека в жизни  ?

Просмотр содержимого документа
«"открытые задачи, или как научить детей мыслить смело"»

МКОУ Павловская СОШ №3











Выступление на педагогическом совете:

«Внеурочная деятельность во 2 «В» классе»

(Открытые задачи, или Как научить детей мыслить смело)








учитель начальных классов

Степкина Н. М.











2018 год.

Как известно, стандарты второго поколения ориентируют школу не только на предметные, но также на метапредметные и личностные результаты, в том числе на обеспечение «роста творческого потенциала» учеников, их готовности к применению «универсальных учебных действий в жизненных ситуациях». Очевидно, что для достижения этих целей педагогам необходимы особые средства. Разработкой такого инструментария занимается, в частности, триз-педагогика. Реализую я данную педагогическую технологию во внеурочной деятельности в рамках кружка «Хочу всё знать!»

Факторы успеха

От чего зависит успешность человека в жизни

Деньги? Наличие начального капитала? — Да. Но сколько угодно примеров, когда огромные капиталы создавались из минимальных средств — при наличии красивой идеи и умения решать задачи. Мультимиллионер судовладелец Онасис, финансовый король Ротшильд, нефтяной магнат Рокфеллер, создатель первого массового автомобиля Форд — все они были придумщиками, изобретателями, решателями открытых задач.
Кстати, история знает немало и иного порядка примеров, когда человек теряет все свои накопления в результате одного неудачного решения…

Школьное и вузовское образование? — Все мы знаем, что отличники в школе далеко не всегда становятся отличниками в жизни. Даже в науке «школьная успешность», объем полученных
в школе знаний не являются определяющими факторами успеха. Тогда, может быть, здоровье? — Конечно. Но и здесь немало исключений.

Похоже, что есть только одно качество, абсолютно и безусловно необходимое для достижения значительных успехов: умение решать задачи. Конечно, речь идет об открытых задачах — профессиональных, бытовых, психологических...

Знаете, в чем особенность человека творческого? Он видит вокруг себя открытые задачи.

В настоящее время особую актуальность приобретает проблема развития у учащихся научной грамотности, исследовательских и творческих умений и навыков. Школа должна готовить личность, способную максимально эффективно использовать свой потенциал в получении новых знаний и творчески, грамотно их применять. В чём же кроется проблема? Казалось бы, за одиннадцать лет, проведённых в школе, дети получили достаточный багаж знаний и умений как на уроках, так и на всевозможных кружках, факультативах, элективах, секциях, курсах. Педагоги прикладывают все усилия, чтобы воспитать, развить личность школьника; создаются специализированные классы и школы, придумываются различные программы и технологии. Но на практике, в большинстве своем, мы видим выпускника, не подготовленного к жизни. Как же снизить уровень неподготовленности школьников к жизни в эпоху высоких технологий, которые делают жизнь человека более разнообразной и сложной, требуя от него не шаблонных, привычных действий и подходов, а гибкости, беглости, оригинальности и разработанности мышления при решении актуальных задач, возникающих в процессе его жизнедеятельности.

В связи с данными требованиями особенно актуальной стала проблема обучения младших школьников решению открытых задач.

Применение открытых задач в обучении младших школьников обеспечивает педагогу возможность не только давать знания, но и сталкивать ученика с проблемами, которые развивают творческое мышление, готовят учащихся к решению жизненных задач, формируют у них умение делать выбор.

Обучение решению открытых задач практически невозможно без применения деятельностного подхода.

Какие задачи решаем мы?

Ответ прост — мы решаем те задачи, решению которых нас научили. А школа учит решать закрытые задачи. Формула закрытой задачи: четкое условие + утвержденный способ решения + единственно правильный ответ. Шаг влево, шаг вправо от утвержденного способа решения (а значит, и мышления!) — снижение оценки.

На самом же деле нет такой области человеческой деятельности, в которой не было бы открытых задач.
В технике, в науке, в быту, в искусстве, в отношениях людей…

Поэтому следует сказать несколько слов о различиях между закрытыми и открытыми задачами.

Задачи закрытого типа

Выделим характеристики основных параметров задач данного типа. Задачи данного типа предусматривают четкую и однозначную трактовку условий решения проблемы, из которой, зачастую, единственный способ напрашивается сам собой. В результате задача имеет, как правило, одно правильное решение. Такие задачи не дают возможности ребенку в полной мере проявлять и развивать творческие способности.

Задача 1. Выделите части слова «мухоловка»?

Анализ. Вспоминаем необходимые определения, применяем их - и ответ готов. Перед нами задача с четким условием, содержащая все необходимые данные. Метод решения известен, ответ единственный. Поэтому эта задача закрытого типа.



Задачи открытого типа

Задачи открытого типа имеют размытое условие, из которого недостаточно ясно, как действовать, что использовать при решении, но понятен требуемый результат. Такие задачи предполагают разнообразие путей решения, которые не являются прямолинейными, двигаясь по которым попутно приходиться преодолевать возникающие препятствия. Вариантов решений много, но нет понятия правильного решения: решение либо применимо к достижению требуемого результата, либо нет. Следовательно, возникает необходимость проведения специально организованного обучения, направленного на развитие креативных качеств личности.

Задача 2. Как на Ваш взгляд древнегреческий мыслитель Пифагор определил, что земля шарообразная?

Анализ. Из условия задачи не ясно, что необходимо использовать для ее решения. Возможных методов решений и ответов много. Это задача открытого типа.

Открытые задачи - это задачи, решение которых не может быть однозначным, при-
вязанным к тем или иным известным правилам, алгоритмам. По степени самостоятельности и креативности, необходимых для решения, они могут быть различными. В одних задачах не существует подсказок даже на отрасль знаний, к которой они относятся. Вот пример .

Ситуация «Кот и скворец».

Как только в скворечнике, висящем на дереве, запищали птенцы, тут как тут объявился кот - ходит, облизывается, поживу чует. Мальчик, смастеривший домик для скворцов, за-
хотел помочь птицам. И придумал, как закрыть доступ к скворечнику. Как же? Решение: мальчик обернул ствол дерева жестяным кольцом.Как видим, найдено весьма неожиданное решение, напрямую не привязанное к скворечнику.

В других случаях открытая задача привязана к той или иной науке или учебной дисциплине, например к математике или русскому языку.



Внеурочная деятельность складывается из разных форм работы учителя, классного руководителя. Это раскрывает подготовленная презентация и видеоматериал.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!