СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый классный час "Найти себя"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данную разработку можно использовать при проведении классных часов, посвящённых профориентации. 

Просмотр содержимого документа
«Открытый классный час "Найти себя"»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3»





НАЙТИ СЕБЯ


Час общения, посвященный профессиональному самоопределению





Провела кл. рук. 9 «а» кл

Гончарова Т.Н.



2016г.



НАЙТИ СЕБЯ


Час общения, посвященный профессиональному самоопределению


Цели:


расширить представление детей о мире профессий, о профессиональном самоопределении, формировать позитивную оценку людей с активной жизненной позицией, воспитывать негативное отношение к пассивности, карьеризму, потребительскому отношению к жизни; побуждать детей к самостоятельному и ответственному выбору профессии, к активной позиции на рынке труда, к определению целей и приоритетов в своей жизни, к самопознанию, саморазвитию.



Оборудование:

Компьютер, проектор, презентация, тематические картинки, анкеты.




Ход классного часа.

I. Вступительное слово (1слайд)

Классный руководитель: Тема нашего классного часа сегодня Найти себя. Понятно, что речь пойдёт о выборе профессии эта тема очень важна, так как скоро вы получите первый до­кумент об образовании. Для кого-то этот документ станет и билетом в самостоятельную жизнь. Средние учебные заведения, училища, работа - такие маршруты ждут тех, кто уже сделал свой выбор. Для остальных будет еще 2 года, чтобы подумать, и выбрать из более 55 тысяч профессий! Сегодня мы будем говорить о том, как правильно сделать этот выбор.


II. Практический блок «Все профессии нужны, все профессии важны»

  1. «Какие требования в наше время предъявляются к будущей профессии?» (2слайд)

  2. Требования профессии к человеку (3слайд)

  3. Ошибки и затруднения при выборе профессии (4-6слайд)

  4. Оцени профессии (7 слайд)

Классный руководитель: Чтобы человеку легче было ориентироваться в мире профессий люди старались обьединить их в группы по сходным признакам. Вот какое распределение профессий предложил в XVIII в. известный русский историк и государственный деятель В.Н.Татищев

- нужные науки (образование, здравоохранение, экономика, право)

  • полезные науки (сельское хозяйство, физика, биология, мате­матика);

  • щегольские, или увеселяющие, науки (литература и искусство);

  • тщетные науки (алхимия, астрология);

  • вредительские науки (колдовство).


Интересно, куда бы вы отнесли следующие современные профессии (скульптор, инженер. мелиоратор, воспитатель, медсестра, программист, фокусник, фотограф. )

Теперь попробуйте сами выбрать профессию и определить куда её можно отнести.

III. Подбери примеры профессий

Сейчас существуют совсем другие классификаций профессий. Я предложу вам классификацию по предметам труда. Согласно этой классификации профессии делятся на 5 типов. (8 слайд)


  1. Человек - природа.

2. Человек - техника

  1. Человек - человек.

  2. Человек - знаковая система.

  3. Человек - художественный образ.


(9 слайд)

Профессии к типу : Человек-природа

  • Ветеринар,агроном,гидролог,овцевод,селекционер,зоотехник,кинолог,геолог,охотовед,экологмелиоратор.

Профессии к типу: Человек - техника

  • Водитель, слесарь, инженер, конструктор, летчик, машинист, элек­трик, строитель, автослесарь, сантехник, горнорабочий и т. п.

  • Профессии к типу : Человек - человек.

  • Учитель, врач, журналист и продавец, медсестра, воспитатель, официант, юрист, продавец, парикмахер, экскурсовод и т. п.

Профессии к типу : Человек - знаковая система.

  • Бухгалтер, ученый, экономист, лингвист, математик, програм­мист, нотариус и т. п.

Профессии к типу : Человек - художественный образ

  • Художник, актер, режиссер, артист, дизайнер, скульптор, дири­жер, фокусник, поэт, композитор, балерина, фотограф и т. п.



Основная диагностическая часть.


Я думаю вам будет интересно узнать к какому типу профессий склонность у вас.

Сейчас мы проведём небольшую анкету и попробуем выяснить к какому виду человеческой деятельности имеете склонность вы.










При выполнении теста необходимо из пары видов деятельности выбрать а или б. если не нравится ни то ни другое, то выбирайте по принципу «меньшего зла». Выбор обязательно должен быть сделан.


Инструкция: «Отвечая на вопрос, нужно спросить себя: «нравится ли мне занятие, о котором говорится в вопросе? Если скорее нравится, чем не нравится, то поставьте в соответствующей клетке один плюс; если определенно нравится - два плюса; если очень нравится - три таких зна­ка. Если скорее не нравится, чем нравится, - один минус; если опреде­ленно не нравится - два минуса; если очень не нравится - три. Ответы старайтесь давать быстро».

Карта самооценки склонностей

Предположим, что после соответствующего обучения вы сможете выполнять любую работу. Однако, если бы вам пришлось выбирать толь­ко из двух возможностей, что бы вы предпочли? Выбор сделайте, внима­тельно прочитав следующие утверждения. Предпочтение выражается наибольшим количеством плюсов в одной из клеток под одним номером.

1а. Ухаживать за животными

1б. Обслуживать машины, приборы (следить за ними, регулировать их)

2а. Помогать больным людям, лечить их

2б. Составлять таблицы, схемы, программы ЭВМ

За. Следить за качеством книжных иллюстраций, пла­катов, грампластинок

3б. Следить за состоянием, развитием растений

4а. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, пластмас­су)

4б. Доводить товары до потребителя (рекламировать, продавать)

5а. Обсуждать научно-популярные книги, статьи

5б. Обсуждать художественные книги, пьесы, концерты

ба.Выращивать молодняк, животных какой-нибудь по­
роды

бб. Тренировать товарищей (или младших) в выполне­нии каких-либо действий (трудовых, учебных, спортив­ных)

7а. Копировать рисунки, изображения или настраивать музыкальные инструменты 76. Управлять каким-либо грузовым (подъемным или транспортным) средством

8а. Отыскивать и разъяснять людям нужные им сведения в справочном бюро, на экскурсии

8б. Художественно оформлять выставки, витрины или участвовать в подготовке пьес, концертов

9а. Ремонтировать вещи, одежду, жилище

9б. Искать и исправлять ошибки в тексте, таблицах, ри­сунках

10а. Лечить животных

10б. Выполнять вычисления, расчеты

11а. Выводить новые сорта растений

11б. Конструировать, проектировать новые виды про­мышленных изделий

12а. Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, поощрять

12б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (прове­рять, уточнять, приводить в порядок)

13а. Наблюдать, изучать работу кружков художествен­ной самодеятельности

13б. Наблюдать, изучать жизнь микробов

14а. Обслуживать, налаживать медицинские приборы

14б. Оказывать людям медицинскую помощь при ране­ниях

15а. Составлять точные описания отчеты о наблюдае­мых явлениях

15б. Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые или представляемые)

16а. Делать лабораторные анализы в больницах

16б. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение

17а. Красить или расписывать стены помещений либо поверхности изделий

17б. Осуществлять монтаж зданий, сборку машин, при­боров

18а. Организовывать культпоходы сверстников или младших, экскурсии, походы и т.п.

18б. Играть на сцене, принимать участие в концертах

19а. Изготовлять по чертежам детали, изделия, строить здания


19б. Заниматься черчением, копировать чертежи, карты

20а. Вести борьбу с болезнями растений, вредителями леса, сада

20б. Работать на клавишных машинах: пишущей ма­шинке, телетайпе, наборной машине

Обработка результатов, подсчитывается, сколько всего плюсов получилось в каждом столбике, затем - сколько минусов в каждом стол­бике. Результаты вписываются в пустые клетки под столбиками.

Интерпретация результатов, каждый столбик пронумерован и соответствует одному из типов труда:

  1. - «человек - природа»;

  2. - «человек - техника»;

  3. - «человек - человек»;

  4. - «человек - знаковые системы»;

5. - «человек - художественный образ».

Какой тип человеческой деятельности больше всего подходит вам?

Какой тип деятельности вам не подходит?



Информационный блок «Самый лучший выбор» (10 слайд)

Классный руководитель: Итак, вы выбрали тип профессии, который подходит именно вам, но это не значит, что нужно перебрать все профессии этого типа, чтобы найти одну-единственную. Значит, нужно как-то ограничить круг профессий, из которых придется выбирать. Эти границы очерчены формулой «хочу-могу-надо».

Как правильно выбрать профессию? Вот что советует психолог.

Во-первых, будущая работа должна быть в радость, а не в тягость («хочу»).

Во-вторых, вы должны обладать набором профессионально важ­ных для этой работы качеств: интеллектуальных, физических, психо­логических («могу»).

В-третьих, эта профессия должна пользоваться спросом на рынке труда («надо»).

Представим себе наши «хочу», «могу» и «надо» в виде трех окруж­ностей (показывает на рисунок № 1).

В окружность «хочу» попали наши цели, жизненные планы - ре­альные, конкретные, позитивные.

В окружность «могу» мы впишем наши таланты, способности, воз­можности.

А в окружность «надо» попали профессии, которые нужны на рынке труда именно сейчас. Посмотрите на рисунки. Каждый из этих рисунков означает вариант выбора.

На первом рисунке окружности не пересекаются. На втором у них есть небольшая область пересечения. На третьем - они практически накладываются друг на друга - очень много точек соприкосновения.




IV. Проблемная ситуация

Классный руководитель: Сейчас я буду читать описание профессионального выбора, а вы попробуйте определить, к какому рисунку относится описание (читает):

Таня пока не знает, чего она хочет, способностей и талантов у нее особых нет, да и на поиски их не хватает времени. Но от богатства и славы не отказалась бы. В общем, хочется ей «делать то, чего делать не может в ситуации, когда это никому не надо. Кстати, таких чудаков немало - больше половины всех выпускников. Только они об этом пока не знают». (№ /.)

  • Лена хочет быть «как все». Чтобы была своя семья, дом, дети. Звезд с неба она не хватает и талантами не блещет. Но ей нра­вится возиться с детьми, а у них в городе постоянно не хватает воспитателей в детских садах. Она и решила стать воспитате­лем. (№2.)

  • Саша хочет быть программистом. Компьютер он знает как свои 5 пальцев, читает книги по программированию, сделал свой сайт. А информационные технологии сейчас востребованы
    везде. (№3.)

(Дети определяют, какой рисунок соответствует вариатам выбора.)

Классный руководитель: Кто сделал самый удачный выбор удачный выбор?

  • Почему у Лены не так велика область пересечения как у Саши? (потому что воспитателей не хватает только в их городе, если Лена переедет в другой город, где воспитателей будет достаточно, она не сможет найти работу.

Почему Таня не может выбрать себе профессию по душе?

  • У Таня не может выбрать профессию «по душе» потому что не знает что хочет и что умеет.

Классный руководитель: Что бы вы посоветовали Тане и Лене?


  • Тане нужно все-таки разобраться в своих целях, приоритетах, нужно изучить себя, узнать свои сильные и слабые стороны.

  • Лене нужно подумать о запасном варианте, может быть, полу­чить дополнительное образование.



V. Презентация «Мир новых профессий.» (11-33 слайды)


VI. Заключительная беседа

Классный руководитель: Есть в русском языке хорошее выражение - «найти себя». Как вы его понимаете? Примерные ответы детей:

  • Узнать себя, открыть в себе таланты, способности, дарования.

  • Узнать, что тебе нравится, чем хочешь заниматься.

  • Найти применение своим талантам.

  • Найти свое призвание.

Классный руководитель: Найти себя - значит понять свое призвание, назначение, определить свои интересы, склонности. Как вы думаете, можно ли сделать это быстро, допустим, в день окончания школы? (Дети высказывают свои мнения.)

Действительно, поиски себя - это длительный процесс. И он мо­жет продолжаться всю жизнь. Однако в какой-то момент приходится делать выбор. Если ты не знаешь, чего хочешь, берись за любое дело и делай его с максимальной отдачей. А в труде обязательно найдешь себя и свое счастье. Об этом говорил и великий русский педагог К. Ушинский (читает эпиграф).

Уже сейчас вам нужно определиться какой предмет или предметы станут основными для выбора вашей будушей профессии и нужно больше внимания уделять изучению этих предметов.


(34 слайд)

VII. Подведение итогов (рефлексия)

Классный руководитель: Заинтересовал ли вас сего­дняшний разговор? Что именно запомнилось? (Ответы детей.)


Встаньте , поднимите руки, встряхните кистями рук те, кто

-решил лучше учиться

-уйти после 9го класса

-закончить 10 классов

-определился с выбором профессии

-кто не определился

-решил выбрать профессию своих родителей

-решил стать врачом

-для кого в профессии важны деньги

-кто решил получить высшее образование

-кому в чём-то помог кл. час

-кому понравился кл час


(35 слайд)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!