ДРУЖНО ШАГНЁМ В МИР МУЗЫКИ!
(Современная форма работы с родителями по музыкальному воспитанию)
Подготовила:
Музыкальный руководитель Дошкольной группы - 6 «Золотой ключик» Якубовская Е.А.
Актуальность:
Возраст дошкольного детства — период, когда ребёнок особенно привязан к дому, семье. Для него важным являются, прежде всего, те ценности, которые признаются его родителями. Эффективность проводимой в детском саду работы, как показывает опыт, зависит от отношения к ней ребёнка в семье.
Поэтому работа с родителями — одно из важнейших направлений в работе по созданию благоприятных условий для развития музыкальных способностей детей в целом, развития музыкального слуха и голоса, в частности.
Цель:
Задача музыкального руководителя:
Раскрыть перед родителями важные стороны музыкального развития ребёнка на каждой возрастной ступени дошкольного детства;
Заинтересовать родителей процессом всестороннего развития музыкальных задатков, творческих способностей, результативностью и динамикой музыкального роста их ребёнка.
Формы работы взаимодействия с семьёй:
1. Мастер-класс, занятие - практикум.
Приобретение родителями практических навыков музыкального развития:
Муз. руководитель: Здравствуйте! Сегодня я предлагаю всем вместе поиграть. Но игры у нас будут необычные, они помогут нам развить наши музыкальные способности. А что это такое? (обращается к родителям, они стараются ответить). Правильно, к музыкальным способностям относятся: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство - умение отличать грустное минорное и весёлое мажорное настроение в музыке, звуковысотный слух, чувство ритма, музыкальная память, музыкальное воображение и творчество. Сегодня я познакомлю вас с некоторыми играми, которые мы используем на музыкальных занятиях.
Итак, первая игра.
И.п. – дети и родители стоят в парах по кругу, лицом к педагогу.
Коммуникативный танец «Здравствуй, говори!» - муз. рук. поёт, а все подпевают.
Зашагали ножки весело по кругу, идём шагом
Приведут нас ножки по дорожке к другу.
Раз, два, три – 3 хлопка
Здравствуй! – говори. поклон
Раз, два, три – 3 хлопка
Руку мне пожми. Жмут руки соседу
(2 раза)
Побежали ножки весело по кругу,
Приведут нас ножки по дорожке к другу.
Раз, два, три –
Головкой поклонись.
Раз, два, три –
Мило улыбнись.
(2 раза)
Поскакали ножки весело по кругу,
Приведут нас ножки по дорожке к другу.
Раз, два, три –
Хлопай веселей. «тарелочки»
Раз, два, три –
Обнимись скорей.
(2 раза)
вторая игра
Для детей средне – старшего возраста
Ритмическая игра (для детей средне - старшего возраста)
«Повтори, дружок, за мной» (с музыкальным сопровождением).
Музыкальный руководитель пропевает зачин: «Повтори, дружок, за мной…» и предлагает любой ритмический рисунок.
Для детей младшего возраста игра «У Оленя дом большой»
У оленя дом большой,
Он глядит в своё окошко.
Зайка по полю бежит,
В дверь ему стучится!
тук тук дверь открой,
там в лесу охотник злой,
зайка зайка забегай лапу мне давай!
Песенная игра «ЭХО» - Для детей средне – старшего возраста
«ЭХО! ОТЗОВИСЬ! ЧИСТО ПЕТЬ НАУЧИСЬ…СЛУШАЙ, НЕ ЗЕВАЙ,ВСЕ ЗА МНОЙ ПОВТОРЯЙ!»
«Танец Дружбы» средне- старший возраст
Все разбиваются по парам. Пары встают по кругу (по кругу). Руки сцепливают «корзиночкой»
Пары двигаются вправо и поют слова: движения по тексту
раз, два, три, на носочки,
раз, два, три, на носочки,
раз, два, три,
повернулись (поворот к своему партнёру),
хлопнули (в свои ладоши) и (хлопнули в ладоши партнёра разошлись).
На последнем слове песни человек из внешнего круга сдвигается на одного человека вправо, переходя к новому партнёру. Игра повторяется, пока не закончится круг.
Для детей младшего возраст
Танцевальные движения с предметами по теме «Обучение танцевальным движениям»
1.Мы цветочки в руки взяли и по залу за шагали. Вот шагают малыши, как цветочки хороши.
2. А теперь остановились и с цветочком покружились. Покружились малыши, как цветочки хороши.
3. Мы тихонечко присели, на цветочек поглядели . Любовались малыши, как цветочки хороши.
4. А теперь на ножки встали и цветочком покачали, Покачали малыши, как цветочки хороши.
5. Мы цветочек за спинку спрячем и как зайчики поскачем. Выше ножки поднимай, где цветочек угадай?
6. Мы в кружочек побежали, все цветы в букет собрали. Соберём большой букет, лучше мамы в мире нет.
третья игра.
Польза логопедических и музыкальных игр для детей
Музыкальная игра способна доставить ребенку немалое удовольствие потому, что он:
- наслаждается самой музыкой (получает эстетическое удовольствие);
- имеет возможность выражать свои эмоции;
- имеет возможность двигаться;
- общается с другими детьми и взрослыми в рамках игрового процесса (взаимодействие).
Музыкальная игра «Заплети косичку» средне – старший возраст
Ход игры:
1-ая часть (спокойная музыка)
родители и дети (в парах руки сплетены «корзиночкой) ходят врассыпную по залу подпевают слова вместе с музыкальным руководителем:
«Уж как зоренька – заря,
Русы косыньки плела,
Русы косыньки плела,
И играть с собой звала!»
2-ая часть (аккордовая музыка)
хлопки в ладоши ритма с текстом считалочки:
«Раз, два - раз, два, три – русу косу заплети!»
3-ая часть (быстрая музыка)
Игроки убегают на две противоположные стороны и встают в шеренги: дети к боковой стене, а родители – к окну, начинают сцеплять руки. Побеждает та команда, которой удастся быстрее сплести из рук «косичку».
четвёртая игра.
Дидактические игры для маленьких
1-я «Чудесный мешочек»
Цель: развивать звуковысотный слух, закреплять программный материал.
Материал: Небольшой красивый мешочек. В нем игрушки: мишка, заяц, птичка, кошка и петушок.
Ход игры
Участвует вся группа.
Музыкальный руководитель: Дети, к нам на занятие пришли гости. Но где же они спрятались. Может быть здесь (показывает мешочек? Сейчас мы послушаем музыку и узнаем кто там.
Звучит мелодии знакомых детям произведений: «Петушок» р. н. п., «Серенькая кошечка» В. Витлина, «Воробушки» М. Красева, «Медведь» В. Ребикова, «Зайчик» Старокадамсктого.
Дети узнают мелодию, педагог достает из мешочка соответствующую игрушку.
Музыкальный руководитель берёт матрешку и выстукивает деревянной подставкой-катушкой ритмический рисунок. Можно дать детям в руки кубики, палочки, просто отхлопать ритм в ладоши или протопать ногами. Фигурки могут быть разной величины (от маленькой до большой, в этом случае ритмы даются по сложности (от легкого до более сложного). Ритмы так же можно демонстрировать детям, исполняя их на фортепиано.
Муз. рук.: В руки палочки возьмём С ними игры мы начнём Палочки-то не просты А волшебные такие, Тот, кто в руки их возьмёт И играет, и поёт. Ритмическая игра: «Танец» (с деревянными палочками) Что ты ждёшь? - Стучать поочередно концами палочек по полу. Плясать пошли! Эй, сапожки все в пыли! -Водить концами палочек по полу вправо, влево. Топ – топ – -Ударить два раза концами палочек по полу. Каблучок! -Поставить палочки на пол. Ай да танец Казачок! - Быстро стучать палочками по полу. 2-й Вариант: Дети стоят в кругу без палочек. Что ты ждёшь? - Идут ритмичным шагом к центру (4 шага). Плясать пошли! Эй, сапожки все в пыли! - Отойти назад (4 шага). Топ - топ – Два раза топнуть ногой. Каблучок! - Поставить ногу на пятку. Ай да танец Казачок! - Быстро топать ногами | |
Заключительная часть
Релаксация «Волшебный сон» (расслабление общее мышечное и эмоциональное) текст рифмовок М. Лаписова.
Музыкакльный руководитель:
Все умеют танцевать, бегать, прыгать и играть,
Но не все пока умеют расслабляться, отдыхать.
Есть у нас игра такая, очень легкая, простая,
Замедляется движение – исчезает напряжение.
Реснички опускаются, глазки закрываются (дети ложатся на спину)
Мы спокойно отдыхаем, сном волшебным засыпаем,
Дышится легко, ровно, глубоко.
Напряжение улетело и расслабилось все тело.
Будто мы лежим на травке,
На зелёной летней травке.
Греет солнышко сейчас,
Руки тёплые у нас…
Потянуться, улыбнутся, глубоко вдохнуть, проснуться.
Распахнуть глаза пошире – один, два, три, четыре.
2. Информационно - аналитический уголок, пропагандирующий вопросы по музыкально-эстетическому воспитанию дошкольников среди родителей.
Он содержит информацию, касающуюся:
- Работы музыкального зала, расписание музыкальных занятий;
- Значимости музыкального воспитания детей;
- Информация о программах музыкального воспитания, используемых в детском саду;
- Перечень рекомендуемой литературы по музыкальному воспитанию, а так же музыкальные игры и упражнения, которые можно делать в домашних условиях;
- Об особенностях эмоционального мира дошкольника;
- Фотографии занятий, выступлений.
3. Индивидуальные беседы с родителями.
Заключение
Взаимодействие музыкального руководителя с родителями побуждает к творческому сотрудничеству, устраняет отчуждённость, вселяет уверенность и решает многие вопросы музыкального воспитания дошкольников. Повышается компетентность родителей в вопросах музыкального воспитания, а так же повышается уровень доверия родителей к ДОУ. Происходит осознание родителями своей роли полноправного участника образовательного процесса, понимание своей значимости в гармоничном развитии и воспитании ребенка.
Литература:
1.Доронова Т.Н. Вместе с семьёй - М.: Просвещение, 2006.
2. Давыдова И.А. Формы работы музыкального руководителя ДОУ с родителями // 1 сентября. 2013.
3. Зацепина М.Б. Развитие ребёнка в музыкальной деятельности - М.: Творческий центр, 2010.
4. Калинина Т.В. Новые информационные технологии в дошкольном детстве // Управление ДОУ. 2008. №6.
5. Радынова О.П. Музыкальное воспитание в семье - М.: Просвещение, 1994.
Интернет источники:
1. Арсеньева М.С, Наумова С.И, «Мы вместе! Семья как партнёр и активный субъект дошкольного образовательного учреждения», образовательный проект,
http://yablonka8ds.ucoz.ru/1/proekt_2016_02_05_18_19_01_582.pdf
2. Рабская Е.В. «Современные формы работы с родителями по музыкальному воспитанию в условиях внедрения ФГОС», образовательный проект
http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2016/04/12/dlya-roditeley