СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый Музыкальный вечер для старшеклассников в 8 классе по теме: "Джаз, Джаз, Джаз". Проведен в рамках недели музыки и искусства.

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый Музыкальный вечер для старшеклассников в 8 классе по теме: "Джаз, Джаз, Джаз". Проведен в рамках недели музыки и искусства.

Просмотр содержимого документа
«Открытый Музыкальный вечер для старшеклассников в 8 классе по теме: "Джаз, Джаз, Джаз". Проведен в рамках недели музыки и искусства.»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2 г. Дубны Московской области»






Открытый Музыкальный вечер для старшеклассников в

8«А» классе по теме


В рамках проведения недели музыки и искусства



Учитель: Ю.А.Угарова















ДЖАЗ, ДЖАЗ, ДЖАЗ


Цель музыкального вечера: Усвоение современных музыкальных стилей. Углубить знания по музыкальной культуре. Содействовать формированию мировоззренческой ориентации.


Тип музыкального вечера: – развивающий (формирование новых знаний).


Задачи музыкального вечера:

1. Вспомнить стиль «джаз», историю возникновения этого музыкального направления, с характерными особенностями стиля, со знаменитыми исполнителями джазовой музыки; выделить средства, характерные для джаза.

2. Воспитывать вдумчивого слушателя, прививать интерес к музыкальному искусству, эстетический вкус.

Методы и формы работы: коллективно – групповая, индивидуальная, проблемно – поисковые, диалог.

Наглядность: карта США, презентации «Джаз - музыка ХХ века. История, исполнители, стиль», «История развития джаза», фотографии Луи Армстронга, Эллы Фитцеральд, Дюка Эллингтона, картинки с музыкальными инструментами.

ТСО – проигрыватель, магнитофон, проигрыватель CD дисков, записи с фонограммами, компьютор

Детские музыкальные инструменты – маракасы.

Музыкальный материал:

Негритянская песня «Спиричуэлс», Луи Армстронг «Блюз Западной окраины», Луи Армстронг «Когда боги спускаются с небес», С. Джоплин «Регтайм», А. Минков «Старый рояль», джазовые композиции в исполнении учащихся.


Эпиграф:


Джаз – это наслаждение свободой самовыражения.

Д. Эллингтон.

Джаз – это музыка. Она пользуется теми же самыми нотами, каким пользовался Бах.

Дж. Гершвин.

Если вы, слушая музыку, не притопываете ногой, вам никогда не понять, что такое джаз.

Луи Армстронг.



Ход урока.

Мотивация учебной деятельности.



Учитель: Сегодня на вечер я пришла не одна. Со мной таинственный господин, имени которого –ДЖАЗ.

Мода – временное господство тех или иных вкусов, каждый человек воспринимает моду по-своему – это зависит от его возраста, воспитания, характера, культуры, одним словом – от личности. А джаз сейчас моден?

Джаз – музыка вне моды. Как вся классическая музыка, созданная вплоть до наших дней, своими корнями уходит в творчество великого немецкого композитора И.С. Баха, так и джаз стоит у истоков поп-музыки. Джаз дал начало ритм-энд-блюзу, рок-н-роллу, рок-музыке. С появлением джаза связано возникновение такого понятия, как массовая культура.

Как же получилось, что негритянская музыка становится интересной и популярной в стране, где процветала расовая нетерпимость?

Что же такое – ДЖАЗ?

Какие инструменты исполняют джаз?

Какова роль ритма в джазе?

Какие эмоции и чувства пробуждает и вызывает джазовая музыка?


Изучение нового материала.


Чтобы лучше представить образ Джаза, попробуем проследить историю его жизни. В «студию» я пригласила искусствоведов, историков джаза, музыкальных критиков, журналистов, музыкантов – джазменов. Все они – учащиеся 8 класса.

Итак, мы начинаем…

«Если вы, слушая эту музыку, не притопываете ногой, вам никогда не понять, что такое джаз», - говорил Луи Армстронг, один из самых популярных музыкантов прошлого столетия. История джаза – часть истории ХХ века. Слово музыкальным критикам.

1 ый музыкальный критик. Перенесемся в 20-е годы ХХ столетия. Тогда Новый и Старый Свет (так тогда любили называть Америку и Европу) бурлил разговорами о каком-то джаз-бенде. Какое странное имя?

2 ой музыкальный критик. Кто он?возмущались одни.

3 ий музыкальный критик. Кто он!!! – восхищались другие.

2 ой музыкальный критик. Вы слышали какой шум от него? И потом он же неуч, читать по нотам не умеет!!!

3 ий музыкальный критик. Он парень что надо! Притворяться не умеет, говорит что чувствует. И уж поинтереснее иных грамотеев.

Учитель: Все хотели знать, откуда взялась эта личность.

4

1 ый историк джаза. Родился он на юге Америки в начале 20-го века и с поразительной быстротой распространился по всему миру. Это результат слияния некоторых форм музыкального фольклора «чёрных» и популярно – бытовой музыки «белых».

2 ой историк джаза. Попадая из Африки в Америку в качестве рабов, негры привозили туда и свои обычаи. Музыка – одна из них. Работорговцы, которые за несколько веков вывезли из Африки сотни тысяч негров, не могли себе представить, что созданная потомками этих рабов музыка своей красотой и оригинальностью покорит весь мир.

1 ый историк джаза. Если мы говорим "африканский ритм", то надо иметь в виду, разумеется, что западноафриканские черные никогда не играли "джаз" как таковой - речь идет всего лишь о ритме как составной части их бытия на родине, где он был представлен ритуальным "хором барабанов" с его сложной полиритмией и многим другим. Но рабы не могли брать с собой в Новый Свет никаких музыкальных инструментов, и первое время им в Америке даже запрещалось изготавливать самодельные барабаны, образчики которых значительно позднее можно было увидеть только в этнографических музеях. К тому же никто из людей любого цвета кожи не рождается с готовым чувством ритма, все дело в традициях, т.е. в преемственности поколений и окружающей обстановке, поэтому негритянские обычаи и ритуалы сохранялись и передавались на территории США исключительно устно и по памяти от поколения к поколению афро-американских негров.

2 ый историк джаза. Похищенных с берегов западной Африки негров сотнями загоняли в трюмы и везли в таких условиях, что половина гибла в пути. Оставшихся в живых продавали и использовали для тяжелых работ на обширных плантациях, при строительстве плотин, портов, набережных.

1 ый историк джаза. Чему же посвящали эти негры свои редкие часы отдыха? Музыке. Негры обладали развитым музыкальным инстинктом, природной склонностью к музыке, особым чувством ритма. Закончив трудовой день, негры собирались в поле или на берегу реки и начинали петь, аккомпанируя себе ударами палок по ящикам, пустым бидонам, по всему, что оказывалось под рукой, а то и просто хлопая в ладоши. Это были африканские песни и ритмы.

2 ый историк джаза. Миссионеры, их хозяева, старались привить неграм европейскую культуру, обращали рабов в христианство, обучали их гимнам европейского происхождения. Но негры пели эти мелодии по-своему, в песнях они просили Бога вывести их из мира горя, нищеты и угнетения. Так появились негритянские религиозные песнопения – спиричуэлс.

Учитель: Музыка для африканцев носит, прежде всего, социальный характер, имеет ритуальный смысл, служит выражением чувств.

1 ой историк джаза. И сейчас у нас есть уникальная возможность послушать голос Махелии Джексон, одной из ярких исполнительниц спиричуэлс, записанный на пластинку в 20-х годах прошлого века. Спиричуэлс называется «Молитва»- вызывает грустные, печальные чувства, исполнитель обычно рассказывает о своих трудностях и несчастьях, выпавших на его долю.

2 ой историк джаза. Это молитва надежды, а не отчаяния, т.к. ближе к завершению звучит приподнято, возвышенно, более уверенно. Хочется верить, что есть средство от несправедливости. Молитвы нашей церкви звучат монотонно, на одном звуке, а молитва негров похожа на песню. Красота, поэтичность и богатство мелодий спиричуэлс дает представление о необычайной их музыкальности.



СЛУШАЕМ «МОЛИТВУ»

Блюз


1 ой историк джаза. С отменой рабства в 1865 году несчастья негров не кончились. Между негром и белым все время пытались установить отношения низшего к высшему: негры были домашними слугами, чернорабочими. И понятно, что негритянская музыка развивалась обособленно, лишь изредка соприкасаясь с музыкой белых. В этот период расцветает народная песня американских негров блюз. (Это слово произошло от сочетания двух слов: «блу», «девл» - меланхолия, хандра, грусть, печаль).


2ой историк джаза. черта блюза – так называемые блюзовые ноты, которые соответствуют 3 и 4 ступеням гаммы. Они не принадлежат к мажору или минору, а являются чем-то средним. Поэтому блюзовые ноты нельзя извлечь на инструменте со строго определённой высотой звуков, например на фортепиано. Ведь блюзовые ноты не совпадают со звучанием фортепианных клавиш, но зато их можно воспроизвести на гитаре, потянув струну.


1 ой историк джаза. Поэтическое содержание блюза чаще всего печально рассказывает о событиях обычной жизни. Самые старые блюзовые формы, по-видимому, существовали без аккомпанемента, в них на первом месте была в основном просто мелодия, а потом уже появились банджо, гитара. Как во всякой народной музыке, авторы многих старых блюзов неизвестны, но позднее появились грамотные музыканты, которые стали собирать и записывать на ноты фольклорный блюзовый материал).


2 ой историк джаза. Блюз до сих пор живет среди нас - как в популярной музыке, так и в джазе. После гражданской войны и отмены рабства в 70-е - 80-е годы 19 века негритянское население Северной Америки постепенно перемещается в города, где и возникает новый вариант блюза, называемый городским. В городской среде он начинает постепенно профессионализироваться. Его исполнителями, в основном, остаются мужчины. Выход блюза на коммерческую эстраду в начале 20-х годов привел к появлению в этом жанре женщин, многие из которых достигли необыкновенных высот, затмив мужчин.


(ЗВУЧИТ БЛЮЗ)



3 ий музыкальный критик.

Если спиричуэлс – песни надежды, то блюзы песни отчаяния. Блюз – это жалоба, крик протеста. Негры поют блюз не для того, чтобы расчувствоваться и отяжелеть от своего страдания, от своих несчастий, а чтобы освободиться от них.





Регтайм


1 ой историк джаза. Джаз – дитя двух культур. (СЛАЙДЫ)

В вихре начала 20 в. произошел синтез, слияние спиричуэлс, блюза и регтайма – танцевальной музыки с «рваным» ритмом, где звуки появляются между долями такта, синкопы. (Слайд с регтаймом). В это время в Европе бурно расцветала романтическая фортепианная школа, включавшая в свой репертуар музыку от Шуберта, Шопена и Листа до маршей и полек. Все это звучало и в Соединенных Штатах, но в типичном афро-американском преломлении с использованием мощного, порой сложного ритма и с большей динамикой, интенсивностью.

2 ой историк джаза. Источником рэгтайма явилось творчество первоначально провинциальных негров - пианистов. Для их импровизационной манеры было характерным использование ритмических сдвигов, "неправильных" акцентов. Слияние спиричуэлс, блюза и рэгтайма дало начало принципиально новой музыке. Исполнители регтайма распространяли новую музыку повсюду. В этом стиле стали сочинять. Произведения титана регтайма Скотта Джоплина исполняют и сейчас.



Вначале никто даже не понимал толком, что именно происходит, и этот результат, этот стиль музыки назвали словом

ДЖАЗ




Искусствоведы. Мы говорим о джазе в то время как блюз и регтайм еще не джаз, а только подступы к джазу. Чтобы возник, наконец, джаз, необходимо существование такого города, как Новый Орлеан.

1 ый музыкальный критик. Новый Орлеан – город-легенда и город легенд – одна из них джаз.

2 ой музыкальный критик. Отрывки из опер, фортепианных произведений европейских композиторов, популярные песенки из водевилей, блюзы, регтаймы – все это было на слуху, и, в конечном счете, в первом десятилетии ХХ века возникла новая музыка, которая получила название ДЖАЗ.

Учитель: А какие инструменты исполняют джазовую музыку?

4

Ответы детей: Корнет, тромбон, кларнет, флейта – пикколо, медные духовые и ритм. Группа (барабан, контрабас и туба).

(СЛАЙДЫ С МУЗ ИНСТРУМЕНТАМИ)


Учитель: А что же происходило дальше?

4


1 ый историк джаза. А дальше – запись первой грампластинки. Это произошло 26 февраля 1917 года. Ансамбль «Ориджинал Диксленд джаз бенд» стал знаменитым. Тираж пластинки превысил 1 млн. экземпляров.

Дети: Да, цифра по тем временам неслыханная.


2 ой историк джаза. А через несколько лет у Джаза уже была мировая слава. Джаз разъезжал по Америке, Европе, побывал у нас и везде умудрился завести верных друзей.


3 ий историк джаза. Талантливые люди в разных странах не просто подражали Джазу, а делали это по-своему.


Искусствоведы. Джазу присуща импровизация. Джазовый музыкант выступает и автором того, что играет. Сегодня джаз чрезвычайно разнообразен. Он включает в себя огромное количество стилей и направлений.

От традиционного джаза (новоорлеанский и чикагский стили, диксиленд), он прошел путь через свинг, бибоп, мейн-стим к современному кулджазу, фри-джазу, электронному джазу и джаз-року. Это музыка, которая находится в постоянном развитии. Известность приобретали лишь его отдельные формы: свинг в 30-х годах, джаз-рок в 70-х и ритм-энд-блюз в наши дни.


Искусствоведы. В классику мирового джаза вошли такие прославленные имена , как Луи Армстронг, Элла Фитцжеральд, Бенни Гудмен, Чарли Паркер, Бесси Смит, Билли Холлидей, Глен Миллер.

(СЛАЙДЫ)


Учитель: С 20-х годов джаз приобретает все большую популярность во всем мире, в том числе и в СССР. Начало положено в 1922 г. В. Парнахом. Джаз – оркестр Александра Цфасмана был создан в 1927 году. С 1929 г. Ленинградцы слушали джаз-капеллу Георгия Ландсберга. Многое сделали для развития джаза в 30-е годы Александр Варламов, Николай Минх, Леонид Утесов.

В стиле джаз сочиняли и многие композиторы – Дж. Гершвин, Дебюсси, Равель, Стравинский, Щедрин Р., А. Эшпайт, А. Шнитке.









Учитель: Для закрепления материала, для желающих нашего вечера, предлагается кроссворд  «Проверь себя», для выполнения в домашних условиях.




Учитель: Джаз – уникальное явление, музыкальный феномен. Он представляет широкую панораму звуков и вызывает множество эмоций – нужно лишь суметь их услышать и позволить наслаждаться ими.


Подведение итогов.

Проблемный вопрос:

Какие эмоции и чувства пробуждает и вызывает джазовая музыка?

«С одной стороны – чувство горя, боли от угнетения, с другой стороны – желание преодолеть трудности, надежда на лучшее будущее, оптимизм, альтруизм».


«Если вы, слушая эту музыку,

не притопываете ногой,

вам никогда не понять, что такое джаз…»

Луи Армстронг

Анализ активности учащихся.

Мистер Джаз прощается с Вами. До новых встреч, юные ценители искусства!

Под музыку дети выходят из класса.





















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!