СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый просмотр коррекционного логопедического занятия к проекту "Дикие животные - удивительный мир"

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материалы коррекционного логопедического занятия к проекту "Дикие животные - удивительный мир"

Просмотр содержимого документа
«Открытый просмотр коррекционного логопедического занятия к проекту "Дикие животные - удивительный мир"»

Открытый просмотр коррекционного логопедического занятия к проекту «Дикие животные – удивительный мир»

Нягина Ирина Борисовна,

учитель-логопед муниципального дошкольного образовательного учреждения «Ясли-сад №6 города Донецка»

Программное содержание:

  • Создавать эмоционально – положительный фон во время занятия.

  • Закреплять умение дифференцировать силу выдоха.

  • Совершенствовать артикуляционные умения и навыки.

  • Воспитывать самоконтроль за речью.

  • Расширять знания и представления детей о диких животных, их пользе и вреде.

  • Упражнять в умении использовать родительный падеж множественного числа имен существительных.

  • Активизировать и актуализировать словарный запас по теме «Дикие животные».

  • Обогащать словарный запас детей посредством многозначности слов.

  • Активизировать словарь сложными прилагательными путем сложения двух основ и двух слов.

  • Упражнять в образовании притяжательных прилагательных.

  • Совершенствовать навык согласования существительных с прилагательным в уменьшительно – ласкательной форме.

  • Совершенствовать фонематическое восприятие.

  • Упражнять в определении количества слогов, определять ударный слог.

  • Совершенствовать навыки правильной голосоподачи.

  • Совершенствовать ритмическую речь посредством пения.

  • Развивать память, внимание, логическое мышление, умение обобщать.

  • Развивать творческое воображение, фантазию.

  • Активизировать жизненный опыт и компетентность.

  • Закреплять умение координировать речь с движениями, умение передавать ритмический рисунок музыки.

  • Развивать слуховое внимание и просодику.

  • Активизировать биологически активные точки на ладонях посредством самомассажа.

  • Воспитывать бережное отношение к диким животным.

  • Развивать диалектическое мышление, умение определять значимость животных в живой природе.

Ход коррекционного занятия:

Приветствие

Есть у радости подруга в виде полукруга.

На лице она живет, то куда-то вдруг уйдет.

То внезапно возвратится, грусть-тоска ее боится. (Улыбка)

Дружно за руки возьмитесь, и друг другу улыбнитесь.


Сегодня к нам весна спешит

В лучах тепла и света,

А ветерок в окно стучит

И нам приятно это.


Дыхательное упражнение

- Каким бывает весной ветер?

  • прохладным, морозным, холодным, северный

  • теплым, южным, весенним,

  • слабым, легким, порывистым,

  • сухим, влажным,

  • приятным, пронизывающим.

- Давайте изобразим весенний ветер:

  • легкий, слабый;

  • порывистый

(плечи держим ровно, носиком вдыхаем, через рот выдыхаем: Ш – ш – ш…

Весна пришла, ветерок весенний прилетел, а некоторые животные в лесу еще спят. Давайте мы их разбудим – постучим в домик.

Массаж губ

Легкое постукивание пальчиками по губам


Артикуляционная гимнастика

Открылся «домик» - широко открыть рот.

Проснулись животные, и высунулись из окошка – вытянуть язык «иголочкой».

Посмотрели вверх на солнышко, вниз – водичка подтаяла, домик подтапливает.

Стали выходить из «домика», а проход завален, пришлось потрудиться и расчистить его (дети языком перемещают влево и вправо по одной бусинке, нанизанной на леску – следить, чтобы работал только язык, голова не двигается).



И хотели сделать зарядку, да сил после спячки маловато, кушать хочется.


Загадки на рассуждения и логическое мышление. В какой последовательности расположились звери? (Выставлены картинки зверей)

Из трех зверей первый не колючий и не хитрый. Второй не любит меда и колючий. Третий хитрый и не любит меда. О ком идет речь? (Медведь, ежик, лиса).

Кто проснулся? (Медведь и еж)



Увидели звери голодных зверей и разбежались. Кто разбежался?

Д.и.: «Угадай по описанию»

  • Трусливый, длинноухий, серый или белый. (Заяц.)

  • Серый, злой, голодный. (Волк.)

  • Хитрая, рыжая, ловкая. (Лиса)

  • Проворная, запасливая, рыжая или серая. (Белка)

  • Большой, рогатый (Лось)

  • Клыкастый, разъяренный (Кабан)

  • Маленький, колючий (Ёж)

  • Неуклюжий, тостопятый (Медведь)

Убежали звери на поляну и спрятались в лесу: в названии которых есть звук [О] – влево, а в названии, которых есть звук [А] – вправо.

И. «Какие животные, где спрятались?»

[О] – волк, лось, еж.

[А] – заяц, кабан, белка, лиса, медведица.

  • Сколько слогов в словах «волк, лось? еж»? (Один).

  • Сколько слогов в словах «заяц, кабан, белка, лиса»? (Два).

  • Медведица (Четыре).

Назовите ударный слог в словах с двумя слогами. Почему мы называем их ударными?

(Потому что они произносятся громче и протяжнее остальных слогов).

Дидактическая игра «Разложи продукты» в заданной последовательности

Решили звери успокоим медведя и напоим его соками из лесных ягод.

В первой банке ягоды с двумя слогами: арбуз, клюква

Во второй банке с тремя слогами: черника, малина, рябина, калина

В третьей – с четырьмя слогами: земляника, голубика, ежевика



Какой сок получился?

Если сок из арбуза и клюквы, то он… клюквенно – арбузный.

Из черники и малины – чернично – малиновый, малиново – рябиновый,

голубично – земляничный, ежевично – земляничный…


А кто же зимой подкармливал животных и спасал их он верной смерти? А кто является на своей работе защитником природы? - Лесничий.

Чем занимается лесничий? Он охраняет лес. Заботится о животных. 



Весной животные сами в состоянии обеспечить себя едой. Отправились на обед.

Игра «Чего не стало?» Игра на развитие внимания. Родительный падеж ИС

Кого, чего не стало в лесу или в домашнем хозяйстве после обеда животных?

Когда животное отправлялось в лес, в лесу было много еды. Когда оно поохотилось, еды не стало (какой еды не стало?)

Работа по карточкам



Наш прекрасный мир полон очень интересными животными. Очень часто дикие животные содержатся в заповедниках, и их приходится охранять от браконьеров.

Чем отличается браконьер от егеря?

Браконьер - это очень нехорошие люди, которые истребляют животных оружием из-за мяса, шкуры, бивней, икры, жира;

  • охотятся в запрещенных местах: заповедниках;

  • в запрещенные сроки; в темный период суток;

  • запрещенными способами: клей, крючков, самострелов, ловчих ям; ядовитых привад; живых слепых или покалеченных животных как приманки, охота с охотничьими собаками


Егерь – охотник – профессионал, платит налоги, которые идут на содержание леса.


Насытились животные и понесли остатки пищи домой, в свое жилище. Да не тут – то было.

На двери висит замок.

Кто его открыть бы смог?


Физминутка «Теремок» (с элементами пальчиковой гимнастики)

- Стоит в поле теремок, теремок,

Он не низок не высок


На двери висит замок

Кто его открыть бы смог?


Слева – зайка, справа – мишка,

Отодвиньте-ка задвижку!

Слева – ёжик, справа – волк,

Нажимайте на замок!

Зайка, мишка, ёжик, волк открывают теремок

Поднимают руки над головой.

Приседают и поднимаются на носочки.

Пальцы рук складывают в замок.

Делают движения запястьями вперёд – назад.

Поворачивают голову, разводят руки в стороны.

Пробуют потянуть замок в стороны.

Делают повороты головой.

Сжимают, разжимают запястья.

Разводят руки в стороны.


Работа по звуковому анализу слов.

Соотнесение схемы слова с названием животного

Игра: «Рассели животных»

Помогите животным найти свой домик, расшифруйте схему




Игра «Где живет, чей дом»

Для этого, нужно поочередно ответить полным предложением на мои вопросы.

Где живет белка? (Белка живёт в дупле). Значит это чье дупло? (Это беличье дупло).

Где живет волк? (Волк живёт в логове). Это чье логово? Это волчье логово.

Где живет лиса? (Лиса живёт в норе). Это чья нора? Это лисья нора.

Где живет медведь? (Медведь живёт в берлоге). Это чья берлога. Это медвежья берлога.

Где живет еж? (Еж живет в норе). Это чья нора? Это нора ежиная.

Где живет заяц? (Заяц живет в зарослях). Это чьи заросли? Это заячьи заросли.

Где живет кабан? (Кабан живет в зарослях). Это чьи заросли? Это кабаньи заросли.

Где живет лось? (Лось живет в зарослях). Это чьи заросли? Это заросли лосиные.


Сытые звери пошли на водопой.


Игра «На водопой»

Как-то днем лесной тропой

Звери шли на водопой

За мамой лосихой топал лосенок, 

За мамой лисицей крался лисенок, 

За мамой ежихой катился ежонок, 

За мамой медведицей шел медвежонок, 

За мамою белкой скакали бельчата, 

За мамой зайчихой – косые зайчата, 

Волчица вела за собою волчат, 

Все мамы и дети напиться хотят.

(Дети спокойно идут по кругу друг за другом)

(Идут, громко топая)

(Крадутся на носочках)

(Приседают, медленно двигаются вперед)

(Идут вперевалку)

За мамою белкой скакали бельчата, 

(Скачут на выпрямленных ногах)

(Идут на четвереньках)

(Лицом в круг, делают движения языком – «лакают»).


Дидактическая игра «Животные и детеныши»

- Я буду называть часть тела дикого животного, и бросать вам мяч. Вы будите ловить мяч, ласково называть такую же часть тела детёныша этого животного и возвращать мне мяч.



У лисы рыжая голова – у лисёнка рыженькая головка.

У лисы пушистый хвост – у лисёнка пушистенький хвостик.

У волка острые зубы – у волчонка остренькие зубки.

У зайца короткий хвост – у зайчонка коротенький хвостик.

У зайца длинные уши – у зайчонка длинненькие ушки.

У белки чёрные глаза – у бельчонка черненькие глазки.

У белки пушистый хвост – у бельчонка пушистенький хвостик.

У волка желтые глаза – у волчонка желтенькие глазки.


Подскажите, что у животного в отличие от человека?

К какой - либо части тела подобрать слово, к кому оно относится (к человеку или животному):

У человека позвоночник, а у животного… хребет.

У человека рот, а у животного… пасть.

У человека живот, а у животного… брюхо.

У человека руки, а у животного…лапы.

У человека (голова) лицо, а у животного…морда.

У человека (кожа) волосы, а у животного… мех, шерсть, иголки.


Сколько здесь ежиков. Разберите их.

Игра с массажными мячиками «Ежики».

Ежик, спрячь свои иголки – мы же дети, а не волки!

(Сжимаем мяч в руке, перекладываем из руки в руку)

Мы хотим тебя погладить, мы хотим с тобой поладить.

(Катаем мяч по столу левой, затем правой рукой)

Ёж иголки отряхнул, завернулся и заснул.

(Катаем и сжимаем мяч в обеих руках)



Многозначность слов

Есть иголки у ежа,

и конечно, у ерша.

У сосны и елки тоже есть иголки.

Это швейная игла, всем одежду шьет она.

С какими словами «дружит» слова иголки, если я говорю жителях леса? Это дикое животное: еж, дикобраз.

С какими словами «дружит» слова иголки, если я говорю о комнатных растениях и плодах лопуха? Репейник, кактус, алоэ

С какими словами «дружит» слова иголки, если я говорю о цветах?

Роза, шиповник

С какими словами «дружит» слова иголки, если я говорю об ягодах?

Малина, крыжовник, ежевика, облепиха, барбарис


С какими словами «дружит» слова ежик, если я говорю о голове человека? Прическа.



С какими словами «дружит» слова ежик, если я говорю о маскараде? Маска.


С какими словами «дружит» слова лиса, если я говорю жителях леса? Это дикое животное

- Кто вы? - Мы лисички, дружные сестрички.

- Ну, а вы – то кто же? - Мы лисички тоже.

- Как, с одной – то лапкой? - Нет, еще со шляпкой.


С какими словами «дружит» слова лисичка, если я говорю об изделиях из этого животного? Выделанная шкура пушного зверя. Это мех животного: воротник, шуба, полушубок, шапка, варежки


С какими словами «дружит» слова лисичка, если я говорю о чертах характера человека? Это хитрый человек.


С какими словами «дружит» слова рог, если я говорю о животных? Рог – твердый вырост из костного вещества на голове некоторых животных.


С какими словами «дружит» слова рог, если я говорю о человеке? Опухоль, шишка на лбу от ушиба.


С какими словами «дружит» слова рог, если я говорю о музыкальном или сигнальном инструменте? Это охотничий или пастушеский рог в виде изогнутой трубы с расширяющимся концом.


С какими словами «дружит» слова рог, если я говорю о роге достатка? Это рог изобилия


С какими словами «дружит» слово медведь, если я говорю о лесных жителях? Это дикое животное. Медведь – крупное млекопитающее с неуклюжим телом.


С какими словами «дружит» слово медведь, если я говорю о людях? Люди, напоминающие это животное неуклюжестью (толстый, неповоротливый).


С какими словами «дружит» слово медведь, если я говорю о физическом состоянии человека? Человек, напоминающий это животное силой.


С какими словами «дружит» слова лапа, если я говорю о медведе?

Лапа – ступня или вся нога у животных и птиц.


С какими словами «дружит» слова лапа, если я говорю о человеке? Рука или нога человека больших размеров.


С какими словами «дружит» слова лапа, если я говорю о елке, сосне? Ветка этого дерева.


С какими словами «дружит» слова лапа, если я говорю об инструментах? Изогнутый или расплющенный конец у разных инструментов, служащий для захвата или зацепа.


С какими словами «дружит» слово лапа, если я говорю о почвообрабатывающих орудиях? Рабочая часть культиватора.


С какими словами «дружит» слово лапа, если я говорю о способе связывания бревен? Шип на конце бревна, вгоняемый в соответствующую ему по размеру выемку в конце другого бревна при связывании их в венец.


С какими словами «дружит» слова заяц, если я говорю о животных? Это дикое животное


С какими словами «дружит» слово заяц, если я говорю о транспорте? Безбилетный пассажир


С какими словами «дружит» слово заяц, если я говорю о характере человека? Трусливый человек


С какими словами «дружит» слово зайчик, если я говорю о солнышке? Лучики


Заяц косой, а что еще бывает таким же? Косой взгляд (недоброжелательный).

Заяц косой, а что еще бывает таким же? Косой переулок (с искривлением).


Заяц косой, а что еще бывает таким же? Косой дождик (под наклоном).

Заяц косой, а что еще бывает таким же? Косой пробор волос на голове (смещенный, не по центру).


Упражнение «Оксюморон»

Что может быть одновременно и сухими и мокрыми – губы:

Колючим и мягким – ежик;

Коротко и длиннолапым – заяц;


Песня «Заинька» по методике Железновой


Подбор определений

Игра «Что, если…»

Мы зайчика показали пальчиками, то это мудра.

А если зайчик из зефира, шоколада, то это…конфета.

Из теста – печенье.

Из пластилина, глины – поделка.

Из красок, мелков – рисунок, картина.

Из бумаги – аппликация.

Из плюша, резины, пластмассы – игрушка.

Из ниток – вышивка.

Из воздуха – невидимка.

Из сказки, мультика – герой

Из камня, дерева – скульптура, памятник.

Из металла – чеканка, кованая фигура.



Упражнение на развитие словообразования. Образование сложных слов

У зайца какие глаза? (косые). Значит он какой? Косоглазый.

Короткохвостый.

У лося какие рога? (длинные) Значит он какой? (длиннорогий)

У волка желтые глаза? (желтоглазый)

У медведя большая голова (большеголовый) , толстые пятки.

У лисы острый нос. Значит она какая? (остроносая);

У лисы тонкие лапы. Лиса тонколапая.

Упражнение «Прямая синектива»

Человек посмотрел на лису и придумал (изобрел):

Шубу, вязанную шапку с ушками, руль (хвост), комбинирование цветовой гаммы, оранжевую ткань, искусственный мех, мягкие игрушки.


Сказки, басни …


Лжецов, обманщиков, аферистов, шантажистов, выдумщиков, фантазеров.


Должности, разоблачающие ложь: проверяющих, сыщиков, детективов, следователей, экспертов, аналитиков, контролеров (трамвай).


Предметы, разоблачающие ложь:

В полиции: детектор лжи, прослушивающую аппаратуру, камеры наблюдения, датчики

В больнице: фонендоскоп, термометр…

А когда лиса или другое животное может быть опасным?

  • В брачный период

  • Во время кормежки

  • Когда зверь ранен

  • Когда он находится с детенышами


Если встречи с диким животным не избежать, что делать?

  • Не паниковать

  • Не делать резких движений

  • Не поворачиваться спиной

  • Не пытаться убежать

  • Замереть на месте

  • Пятясь, отступать


Подскажите, кто поступил правильно

Когда на тропинку неожиданно вышел медведь, дети поступили так:

Костя залез на дерево.

Оля бросила медведю сгущенку.

Юля нырнула в воду и залезла под корягу.

Отважная Соня достала из рюкзака половник и ударила медведя между глаз.

Иван замер на месте.

Кто из ребят поступил правильно?


Когда дети неожиданно наткнулись на стадо кабанов с детенышами, они поступили так:

Саша бросился бежать.

Миша залез на дерево.

Юра спрятался за дерево.

Света стала громко свистеть в свисток.

Кто из ребят поступил правильно?


Составление коротких рассказов с опорой на картинки

Дикие животные вредные или полезные?

Медведь – польза

  • очень вкусная медвежатина (напоминает свинину), укрепляет сосуды;

  • жир богат витаминами и питательными веществами;

  • желчь полезна при многих заболеваниях;

  • регулирует популяцию копытных животных;

  • утилизирует павших животных и рыбу;

Медведь – вред

  • распространяет паразитов, вшей

Еж – польза

  • уничтожает вредных насекомых: майского жука, жужелицу, гусениц монашек;

  • уничтожает мышей и гадюк.

Еж – вред

  • поедает птиц и их яйца;

  • нападает на цыплят;

  • может распространять бешенство, клещей


Белка – польза

  • разносит плоды по территории леса, которые прорастают;

  • у нее ценный мех: красивый и теплый.

Белка – вред

  • разносит глисты


Кабан – польза

  • очень вкусное мясо;

  • истребляет вредных насекомых (саранчу)

  • истребляет вредных грызунов (мышей)

Кабан – вред

  • вредит сельскохозяйственным культурам: поедает, ломает, топчет

  • поедает корнеплоды: свеклу, морковь…

  • уничтожает дерн


Лось – польза

  • очень вкусное мясо;

  • полезное лечебное молоко;

  • из шкуры получают замшу, кожу (обувь теплая и долгосрочная);

  • охотники подбивают шкурой лыжи, чтобы не скользили;

  • используют их для упряжи, верховой езды и вьючных животных;

Лось – вред

  • страдает лесной подрост и кусты, губят питомн6ики, где ценные лесные породы


Волк – польза

  • санитар леса (поедает увечных и больных животных)

  • наносит вред животноводству (осенью нападает на крупный и мелкий скот) и охотничьему хозяйству.

Волк – вред

  • разносчик бешенства


Лиса - польза

  • ценный мех

  • уничтожает грызунов

  • уничтожает вредных насекомых

Лиса – вред

  • уничтожает домашнюю птицу и дичь

  • разносчица бешенства


Заяц – польза

  • вкусное мясо

  • ценится шкурка

Заяц – вред

  • объедает кору деревьев



Правила поведения в лесу

Если в лес пришел гулять,

Свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй,

Только, чур, не забывай:


Что в лесу нельзя шуметь,

Даже очень громко петь.

Испугаются зверушки,

Убегут с лесной опушки.


Ветки ели не ломай, и

Почаще вспоминай:

Мусор с травки убирать!

Зря цветы не надо рвать!


Из рогатки не стрелять,

Ты пришел не убивать!

Бабочки пускай летают,

Ну, кому они мешают!


Здесь не нужно всех ловить.

Топать, хлопать, палкой бить,

Ты в лесу всего лишь гость,

Здесь хозяин – ель и лось.


Их покой побереги.

Ведь они нам не враги!


Очень много вы поведали нам о жизни диких животных. Они благодарят вам, и решили подарить вам … отгадайте, что?

Очень густо он растёт,

Незаметно он цветёт.

А когда приходит лето,

Мы едим его конфеты.

Не в бумажке, а в скорлупке –

Берегите, детки, зубки.

(Орешник.)

Дети получают мешочек с орешками.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!