СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый районный урок по биологии в 7 классе. Тема." Семейство Розоцветных"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомиться с представителями семейства Розоцветных. Изучить: строение цветка, стебля, листьев. Выявить роль в природе и в жизни человека.

Просмотр содержимого документа
«Открытый районный урок по биологии в 7 классе. Тема." Семейство Розоцветных"»

МКОУ Инзенская сш №3 имени Д.П. Ознобишина





Открытый районный урок по биологии в 7 классе



Семейство Розоцветных



Подготовил учитель биологии

Багрянская Т.В.

1 кв. категория

























г.Инза, 2016

Урок по биологии в 7 классе. Семейство Розоцветные

Цель: познакомить учащихся с характерными признаками семейства Розоцветные.

Задачи:

Предметные: выявить признаки семейства Розоцветные, многообразие видов, основные культурные растения семейства и значение розоцветных в жизни человека;



Метапредметные: продолжить формирование умения составлять морфологическую характеристику растения, развивать интеллектуальные умения учащихся: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать; развитие гибкости, оригинальности мышления.



Регулятивные: формирование ценностных ориентаций; привитие научных, гуманных взглядов на природу, правил экологической этики; воспитание гармоничных отношений учащихся с природой;

Формы организации познавательной деятельности ученика на уроке: работа в творческих группах, анализ схем, работа с учебным текстом, игровые ситуации.

Тип урока: комбинированный.

Педагогические технологии, используемые на уроке: личностно-ориентированного обучения, развивающего обучения.

Методические приемы, приводящие к активному усвоению знаний: создание ситуации успеха, эвристическая беседа, игровые ситуации, диалогические методы.

Образовательная программа: Н.И. Сонин “Многообразие живых организмов”, 7 класс.

Планируемый результат:

  • ученик должен уметь

назвать общие признаки растений семейства розоцветные, класса двудольные растения;

  • привести примеры наиболее распространенных видов и сортов растений;

  • характеризовать строение вегетативных и генеративных органов;

  • обосновать влияние деятельности человека на многообразие видов розоцветных растений, последствия этой деятельности;

  • распознавать растения семейства розоцветные;

  • сравнить различные представители данного семейства.

Дифференцированные задания на уроке:

Тестовая работа

Средства обучения: компьютер, таблицы.

Принципы организации познавательной деятельности на уроке:

  • самоорганизация учащихся

  • развитие личности

  • формирование коллективизма

  • принцип ролевого участия

  • принцип психологического обеспечения

Этапы урока:

  1. организационный момент;

  2. этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению новых знаний;

  3. усвоение новых знаний;

  4. закрепление новых знаний;

  5. информация учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению новых знаний

На прошлых уроках мы с вами начали изучать представителей отдела Покрытосеменных.

Давайте повторим изученный материал.

Деятельность обучающихся

Написать на доске схему систематического положение отдела Покрытосеменные.( 1обучающийся у доски. Записывает схему)



Вид (сходные по строению и жизнедеятельности особи)

Род (близкие по строению виды)

Семейства (близкие роды)

Класс растений (Класс Двудольных и класс Однодольных)

Отдел Цветковые, или Покрытосемянные

Царство Растения.

2). Прием «Мозговой штурм»

Выпишите номера признаков, которыми обладают представители семейства крестоцветных:



    1. Плод – боб.

    2. Соцветие – кисть.

    3. Чашечка цветка состоит из 4 свободных чашелистиков.

    4. Венчик цветка состоит из 6 свободных лепестков.

    5. Плод – семянка.

    6. Венчик цветка состоит из 4 свободных лепестков.

    7. Соцветие – корзинка.

    8. Цветок имеет 1 пестик и 6 тычинок, из которых 2 короткие и 4 длинные.

    9. Плод – стручок или стручочек.

    10. Цветок имеет 1 пестик и 10 тычинок.

Ответы: 2, 3, 6, 8. 9.

3). Из предложенного списка растений выберите те, которые относятся к семейству Крестоцветные:

1.Капуста белокочанная. 2. Фасоль обыкновенная. 3. Редька дикая. 4. Горох посевной. 5. Ромашка аптечная. 6. Горчица белая. 7. Клевер белый. 8. Вишня обыкновенная. 9. Ярутка полевая. 10. Сурепка обыкновенная.

Ответ: 1, 3, 6, 9, 10).





Деятельность учителя. Вопрос к классу.

Назовите характерные признаки семейства крестоцветных

Деятельность обучающихся. Ответ. Для растений этого семейства характерны цветки одинакового строения, в которых лепестки расположены крестообразно. Цветки имеют чашечку из 4 чашелистиков, венчик из 4 лепестков, 6 тычинок, из которых 2 короткие и 4 длинные. Один пестик. Соцветие –кисть. Плоды стручки или стручочки, то есть короткие стручки. Длина стручков не более чем в 2-3 раза превышает ширину. Листья крестоцветных расположены на стебле поочередно или собраны в прикорневую розетку. Корневые системы стержневые; у некоторых растений образуются корнеплоды.

Формула цветка:

Л4,Ч4,Т2+4,П1.

Изучение нового материала

Сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одним семейством, относящимся к классу Двудольных.

Необходимо сформулировать тему нашего сегодняшнего урока. Чтобы выполнить это задание, вы должны отгадать - о каких растениях говорится в ?

Название следующего семейства дало растение… Родовое название образовано от греческого слова rhodon – красный – из- за окраски плодов и цветков этого растения. Оно воспето поэтами всех времен и народов:

«О ней поют поэты всех веков,

Нет в мире ничего нежней и краше,

Чем этот сверток нежных лепестков,

Раскрывшийся благоуханной чашей».

У древних римлян царила настоящая «мания» этого растения: гостей украшали этими цветами, из них делали гирлянды. Это был цветок радости и любви. На картине итальянского художника Сандро Боттичелли (15 век). Весна изображена в виде юной девушки, разбрасывающей цветы. Остров, имя которому дало это растение, имеет на своих монетах изображение этого цветка (остров Родос). О каком растении идет речь? Это - … А семейство называется …

Правильно, наше следующее семейство называется  Розоцветные.

Цель нашего урока - выявить признаки растений семейства розоцветные.

Характеризовать семейство мы будем по плану:

  1. План - характеристика семейства розоцветных

  2. Количество видов

  3. Представители

  4. Жизненные формы

  5. Строение вегетативных органов

  6. Строение генеративных органов

  7. Работа по инструктивной карточке

  8. Значение в природе и в жизни человека

  9. Сообщения с презентацией (Обучающиеся выступают с подготовленными докладами).

Деятельность учителя. Объяснение учителя

Семейство розоцветные включает более 100 родов, около 3000 видов растений. Встречаются от субтропиков до Арктики, но большинство в умеренном и субтропическом поясе северного полушария. В основном они принимают участие в образовании 2 яруса и подлеска в лесах и кустарниковых зарослях. т.к. среди них мало естественных древесных форм. Представители этого семейства необыкновенно ценны для человека. Плодоводство главным образом основано на представителях этого семейства. Многие представители отличаются необычайной декоративностью, их можно назвать основой для выведения сортов культурных декоративных деревьев и кустарников.

Внешне розоцветные отличаются между собой строением органов. Например, листья у шиповника перистые, а у яблони и многих других растений - цельные. Стебли у большинстве розоцветных прямостоячие, с длинными междоузлиями, а у земляники - вертикальные, очень короткие, имеют розетку листьев, из пазушных почек образуются ползучие побеги - усы. И только строение цветков в основном сходно. Цветок у розоцветных правильный, с широким или чашевидным цветоложем. Околоцветник двойной, состоит из 5 чашелистиков и 5 лепестков. Под чашечкой у многих имеется подчашие- 5 зеленых листовидных зубчиков, прилегающих снизу к чашечке. Тычинок в цветке у большинства розоцветных много, они развиваются по краю цветоложа.

Число пестиков в цветках разных розоцветных может быть неодинаковым. У некоторых растений их много; они расположены в центральной части плоского, выпуклого или бокаловидного цветоложа. Из каждого такого пестика образуется отдельный маленький плод, а на месте всего цветка- много орешков- сухих плодов (шиповник, лапчатка) или много костянок- сочных плодов (малина).

В цветках с большим числом пестиков цветоложе может по мере созревания плодов разрастаться и становится сочным, как у шиповника или у земляники. В цветках других розоцветных ( например, у вишни, сливы. Персика, абрикоса только один пестик, и плоды у них-костянки. Особый тип плода- яблоко- развивается у яблони. Груши, рябины, боярышника.

Вывод: У растений семейства розоцветных наблюдается самое большое разнообразие плодов среди всех семейств. У растений могут быть простые и сложные плоды, сухие и сочные, односемянные и многосемянные, цельные и распадающиеся. Корневая система стержневая.

У лапчатки прямостоячей, в отличие от других растений семейства, чашечка состоит из 4 чашелистиков. Венчик также составлен всего 4 лепестками. Лапчатка прямостоячая встречается на открытых, хорошо увлажненных местах, на лесных опушках, полянах и среди кустарников. Корневище используют для приготовления лекарств.

Деятельность обучащихся. Формула цветка. Запись в тетрадь

Ч5 Л5 Тмн Пмн или Ч5 Л5 Тмн П1

Плод:

Яблоко, многоорешек, костянка.

Учитель. Посмотрите на строение цветка розы. Разве у него пять лепестков?

Учащиеся: У этого цветка множество лепестков.

Обучающиеся: Но почему же мы не написали и такую формулу цветка?

Учитель: Дело в том, что у розы махровые цветки образуются благодаря видоизменению тычинки. Такие цветки появились в результате действий селекционеров.

Цветки розоцветных обычно крупные, яркие. Благодаря этому их часто используют в декоративных целях. Цветоложе может быт различной формы, чаще всего оно нектароносное. Но у растений данного семейства встречаются и мелкие или не очень крупные цветки. В этом случае цветки собраны в соцветия.

Вспомните, что такое соцветие?

Обучающиеся: Соцветие- эта группа цветов, расположенных близко друг к другу в определенном порядке.

Учитель:

Для растений семейства розоцветные характерны такие соцветия как кисть, щиток и простой зонтик, но встречаются и другие типы соцветий.

Как вы думаете, какой способ опыления характерен для цветков этого семейства?

Обучающиеся: Чаще всего цветки розоцветных опыляются насекомыми.

Учитель: Какие признаки насекомоопыляемых растений вы выявили?

Обучающиеся: Для насекомоопыляемых растений характерно наличие крупных ярких цветков с нектаром и приятным запахом. Кроме того, большое количество тычинок в цветке розоцветных, их круговое расположение вокруг пестика и неодинаковая высота являются дополнительным средством повышающим вероятность разного размера, которые не могут миновать контакта с тычинками на пути к пестику за нектаром.

Учитель. Некоторые признаки растений из семейства розоцветных, можно определить по карточке, которая лежит у вас на столе.(учащиеся определяют растения по инструктивной карточке).

Учитель. Розоцветные имеют очень большое значение для человека и в природе)
Одно из самых крупных и экономически важных семейств растений, объединяющее декоративные, плодовые, ягодные, медоносные, лесозащитные, лесомелиоративные, эфиромасличные, витаминоносные и лекарственные растения, произрастающие по всему миру.
К этой группе относится большинство плодовых и множество декоративных таксонов, разводимых в зоне умеренного климата, в том числе яблоня, груша, абрикос, персик, миндаль, вишня, слива, земляника, малина, роза, спирея, боярышник, рябина.

Мериады насекомых сосут нектар или едят пылцу, и опыляют насекомых

Плодя боярышников, рябины, представляют собой основной корм для птиц осеню и зимой.

Крупные плоды чаще поедают млекопитающие. Грушу на кавказе распространяют преимущественно кабаны и медведи.



Слава розы уходит в далекое прошлое. Уже в 4000 г. до н. э. розы изображались на серебряных монетах (последние найдены в захоронениях на Алтае) . Древним центром розоразведения была Передняя Азия, откуда роза попала в античную Грецию, где она была посвящена богам и овеяна поэтическим ореолом. Особый взлет культа розы был связан с эпохой расцвета Римской империи — у римлян розы сопутствовали всем важным общественным событиям и праздникам.

Цветки роз являются источником розового масла, которое применяется в парфюмерии, косметике и медицине.

Цветки земляники, малины-старинные народные средства от простуды.


Знаменитые японские декоративные вишни являются предметом поклонения местного населения. Цветение их отмечается в Японии как народный праздник.




Древесина сливовых идет на разнообразные поделки, на токарные изделия, музыкальные инструменты, курительные трубки и мундштуки, используется в мебельном производстве. В Китае цветок сливы — эмблема зимы. Пять его лепестков символизируют удачу, благоденствие, долголетие, радость, мир.

Все сливовые — прекрасные раннецветущие декоративные растения.


Почти все сливовые (кроме черемухи) на стволах отделяют камедь, находящую некоторое применение в приготовлении красок, клея и в кондитерской промышленности.



Розовато-коричневая древесина черемухи поздней (Prinus serotina, или Padus serolina) считается в США второй по значению среди лиственных пород (после ореха черного) для мебельного производства и отделочных работ, изготовления футляров для приборов и инструментов. Плоды черемух, листья лавровишни используют в медицине.






Давайте ознакомимся с некоторыми из них (Учащихся демонстрируют ранее подготовленные презентации – пищевые, лекарственные, дикорастущие Розоцветные). Самым распространенным деревом является яблоня









Сообщение 1 Обучающегося. Презентация. Яблоня.

Научная классификация


Домен: 

Эукариоты

Царство: 

Растения


Отдел: 

Цветковые

Класс: 

Двудольные[1]


Порядок: 

Розоцветные

Семейство: 

Розовые


Род: 

Яблоня


Международное научное название

Malus P. Mill., 1754

Я́блоня (лат. Mālus) — род листопадных деревьев и кустарников семейства Розовые с шаровидными сладкими или кисло-сладкими плодами. Происходит из зон умеренного климата Северного полушария.

Род относится к трибе Яблоневые (Maleae) подсемейства Сливовые (Spiraeoídeae). Насчитывает 62 вида (2013). Наиболее распространены: яблоня домашняя, или культурная (Malus domestica), к которой относится большинство возделываемых в мире сортов.

Многие виды яблони выращивают в качестве декоративных растений в садах и парках, используют в полезащитном лесоразведении. Все виды — хорошие медоносы. Древесина у яблони плотная, крепкая, легко режется и хорошо полируется; пригодна для токарных и столярных изделий, мелких поделок[6].

Листья черешковые, голые или опушённые снизу, с опадающими или остающимися прилистниками.

Цветки собраны в немногоцветковые полузонтиковидные или щитковидные соцветия. Окраска цветков может изменяться от совершенно белой до нежно-розовой и ярко-малиновой. Опыляются насекомыми[5].

Плод — яблоко, возникающее из нижней завязи.

Распространение

Всего на территории бывшего СССР известно свыше 10 видов. Из дикорастущих видов в лесах Европейской части и наКавказе произрастает яблоня лесная, дикая (Malus sylvestris); в Малой Азии, Иране, Крыму и на Кавказе — яблоня восточная, кавказская (Malus orientalis); в Китае, Монголии, Приморском крае, Восточной Сибири — яблоня сибирская,ягодная (Malus baccata); в лесах Тянь-Шаня — яблоня Недзвецкого (Malus niedzwetzryana); в Северной Америке (долинаМиссисипи) — яблоня Сулярда (Malus soulardi).

История разведения

Дикорастущими яблоками предки современного человека питались всегда. Родиной одомашненной яблони является территория современного южного Казахстана и Киргизии (предгорья Алатау), где до сих пор встречается в диком виде яблоня Сиверса, от которой и произошла яблоня домашняя. Предположительно, оттуда во времена Александра Македонского либо во время иных миграций она попала в Европу. По другой версии, это фруктовое дерево первоначально произрастало в районе между Каспийским иЧёрным морями, а уже оттуда было завезено



в другие районы мира.

Колыбелью яблоневодства в Европе была Древняя Греция. Писатели Древнего Рима — описывали 36 сортов яблони, выращиваемых в их время.

В русских землях культурная яблоня впервые появилась в XI веке в монастырских садах Киевской Руси; так, при Ярославе Мудром (в 1051 году) был заложен яблоневый сад, позже известный как сад Киево-Печерской лавры[16]. В XVI веке яблоня появилась и в северных районах Руси. Для выведения культурных сортов яблони были использованы четыре её вида: яблоня низкая, яблоня лесная, яблоня сибирская и яблоня сливолистная, или китайская.



Плоды яблони (яблоки)[

Рибофлавин (B2)

0,026 мг

Ниацин (B3)

0,091 мг

Пантотеновая кислота (B5)

0,061 мг

Пиридоксин (B6)

0,041 мг

Фолацин (B9)

1,5 мкг

Аскорбиновая кислота (вит. С)

4,6 мг

Токоферол (вит. E)

0,17 мг

Витамин K

2,2 мкг


Кальций

6 мг

Железо

0,12 мг

Магний

5 мг

Фосфор

11 мг

Калий

107 мг

Натрий

1 мг

Цинк

0,04 мг


Медь

27 мкг 

Размер красных, зелёных или жёлтых шаровидных плодов в зависимости от вида может быть с горошину или достигать 15 см в диаметре.

По времени созревания отличают летние, осенние и зимние сорта, более поздние сорта отличаются хорошей стойкостью.

Плоды содержат яблочную, винную, лимонную и другие органические кислоты,сахара (глюкозу, сахарозу и другие), витамины С, А, В1, каротин, дубильные ипектиновые вещества, микроэлементы (железо, медь), макроэлементы (калий,кальций, магний и другие), эфирное масло, и другие вещества.

Плоды употребляют в свежем виде и в виде сухофруктов; они пригодны также для различных видов переработки: получения соков, компотов, киселей и плодового вина, сидра, приготовления варенья, а благодаря содержанию пектина — джемов,повидла, желе и мусса. Яблоки запекают с сахаром в тесте, приготовляют начинки для пирогов, тортов и пирожных, очень популярны яблочные пироги.

Сушёные яблоки являются хорошим источником легкоусваиваемых сахаров (содержат от 8 до 15 %), микроэлементов (до 0,5 % различных минеральных солей), а в семенах одного среднего плода содержится около суточной нормы йода

Плоды дикорастущих видов в основном перерабатывают.

Некоторые известные сорта:

• Апорт

• Бабушкино

• Мекинтош

• Слава переможцам



Сообщение 2 Обучающегося. Лапчатка прямостоячая





Научная классификация

Царство:

Растения

Отдел:

Покрытосеменные

Класс:

Двудольные

Порядок:

Розоцветные

Семейство:

Розовые

Род:

Лапчатка

Вид:

Лапчатка прямостоячая





Лапча́тка прямостоя́чая, или Калга́н, многолетнеетравянистое растение; вид рода Лапчатка (Potentilla) семейства Розовые (Rosaceae).

Иногда, для отличия от калгана из семейства Имбирные, растение называют калганом диким либо калган-травой.

Распространение и экология

Евразийский вид, ареал — вся Европа, Передняя Азия, Кавказ. На территории России произрастает от Калининградской области до Алтайского края.

Лапчатка прямостоячая чаще всего встречается на сыроватых лугах, вырубках, лесных опушках и пастбищах.



Лапчатка прямостоячая — многолетнее травянистое растение, высотой от 15 до 50 см.

Корневище цилиндрическое, деревянистое, короткое, почти горизонтальное, неравномерно утолщённое, изогнутое или прямое.

Стебель — прямостоячий, ветвящийся вверху.

Листья — очерёдные, имеют клиновидно-продолговатую форму, крупнопильчатые, прикорневые листья тройчатые или пятерные на длинных черешках; стеблевые — тройчатые, сидячие.

Цветки — одиночные, небольшие, диаметром 1,5—2,5 сантиметра, пазушные или верхушечные на тонких, довольно длинных цветоножках, с четырьмя золотисто-жёлтыми лепестками. Число лепестков отличает это растение от других видов лапчатки.  {\displaystyle \ast K_{4+4}\;C_{4}\;A_{\infty }\;G_{\underline {\infty }}}

Плод — многоорешек, орешки яйцевидные или слегка почковидные, гладкие, реже слегка морщинистые, тёмно-оливковые.

Цветёт в мае — сентябре. Плоды созревают в августе — сентябре.

Химический состав

Корневище содержит дубильные вещества (14—31 %) красный пигмент, воск, смолы,  крахмал, сахара

Значение и применение

Корневища используют как пряность для рыбных консервов и в ликёро-водочной промышленности для приготовления ароматных настоек.

В качестве лекарственного сырья используют корневище лапчатки (лат. Rhizoma Tormentillae). Заготовку проводят в период цветения. Корневища выкапывают, отмывают от земли и сушат.

В научной медицине используют вяжущие, бактерицидные, кровоостанавливающие и противовоспалительные свойства корневищ. В медицине корневища употребляют при стоматите, гингивите, язвенной болезни желудка, поносе, дизентерии, ангине, цинге. Наружно отвар растения используют при кровоточащих ранах, обморожении, ожогах, различных сыпях, мокнущей экземе и других кожных болезнях. Применяют отвар корневищ.

В народной медицине лапчатку прямостоячую применяли внутрь при диарее, гастрите, ахилии, маточных кровотечениях, туберкулёзе лёгких, при заболеванияхпечени, сердца, подагре, ревматизме; наружно — при язвах, геморрое, трихомонадном кольпите, с косметическими целями. Порошком растения можно чистить зубы для предупреждения воспаления дёсен и уничтожения дурного запаха изо рта. Корневища лапчатки входят в состав многих лекарственных сборов и вяжущих чаев.

Из корневищ добывают красильные (красная и чёрная краска) и дубильные вещества.

Растение в культуре

Лапчатка прямостоячая.Почтовая марка Фарерских островов1988 года выпуска

В 1988 году почтовое ведомство Фарерских островов выпустило набор четырёх марок с изображением цветковых растений. Среди них была марка с изображением лапчатки прямостоячей.











Сообщение 3 Обучающегося. Роза


Ро́за — собирательное название видов и сортов представителей рода Шиповник (лат. Rósa), выращиваемых человеком. Большая часть сортов роз получена в результате длительной селекции путём многократных повторных скрещиваний и отбора. Некоторые сорта являются формами дикорастущих видов.

История

Розы впервые начали выращивать в Древнем Риме, хотя основное назначение садов того времени было выращивание полезных растений (плодовых, овощных, пряных и лекарственных), но в произведениях древнеримских писателей встречается описание около 10 сортов роз.

Существующее в настоящее время огромное разнообразие сортов роз образовано путём скрещивания и селекционного отбора нескольких сортов дикого шиповника.

Первое упоминание о выращивании роз в России относится к началу XVI века. Предполагается, что в Россию они попали через балканские славянские племена. Массовое распространение получили только при Екатерине II.

Ботаническое описание

Форма куста может быть от раскидистой до узкопирамидальной. Высота куста групп чайно-гибридных и от 30 до 90 см; полиантовых — 30—45 см, некоторые сорта достигают 60 см; миниатюрные — 25—35 см.

Длина цветоноса у садовых роз колеблется от 10 до 80 см. Цветки роз поражают своим многообразием. Их размеры колеблются от 1,8 см до 18 см, количество лепестков может составлять от 5 до 128, существует до десятка различных форм цветка, цветки могут быть как одиночные, так и в соцветиях от трёх до двухсот штук. Очень разнообразна цветовая гамма: нет только чисто-синих. Получен сорт зелёной розы, но он представляет интерес лишь для ботаников. Махровость многочисленных сортов культурных роз возникла в результате превращения части тычинок в лепестковидные

Условия произрастания

В большинстве случаев розы теплолюбивы, но есть виды, растущие в условиях сурового климата. Розы предпочитают яркое освещение и при значительном затенении почти или совсем не цветут, даже в полутени они истощаются и цветут очень слабо.

Классификация. Все розы относятся к роду Шиповник (Rosa). В настоящее время существует несколько тысяч садовых сортов и гибридов роз, происхождение их зачастую теряется в глубине веков. Поэтому в основу современной классификации роз положено разделение на классы и условные группы на основе устойчивых садовых признаков, а не их видового происхождения.
  • Миниатюрные;

  • розы Патио;

  • Бордюрные, или Многоцветковые;

  • Благородные, или Крупноцветковые;

  • Почвопокровные;

  • Кустарниковые, или Шрабы;

  • Старинные;

  • Парковые;

  • Плетистые;

  • Аромат

Селекция роз в числе прочего, ведётся и в направлении улучшения и разнообразия ароматов. Сорта, отличающиеся интенсивным и интересным ароматом, более конкурентоспособны на международном рынке.

Роза применяется в парфюмерной промышленности. В пособии для средних специальных учебных заведений, составленном Т. А. Мельниченко, утверждается, что аромат розы «помогает предотвратить вспышки гнева, снимает усталость»

Болгария. Розовая долина.

На земле известно около 7000 видов роз, но лишь 200 видов являются масличными. Среди многообразия видов роз есть такие, которые дают ценные благоухающие эфирные масла. Эти розы являются национальным богатством страны. Таким богатством считается и казанлыкская роза в Болгарии. Розовую долину и саму розу называют жемчужиной Болгарии. Из розы получают известное эфирное масло-розовое. Масличная роза стала национальным цветком Болгарии, а страну называют розовый сад.

Розовое масло болгарской розы исползуют в парфюмерной промышленности. Без него невозможно изготовит духи. Оно придает особый аромат духам и его закрепляет. Розовое масло добавляют в ликеры, пищевые изделия. Из лепестков роз готовят розовое варене.

О казанлыкской розе

Человек начал выращивают розу в Розовой долине почти 300 лет. Именно в этой долине сложились самые благоприятные условия для выращивания розы. Климат здесь теплый и мягкий, благоприятные почвенные условия. Леса и горы являются хорошей преградой для северных ветров. Здесь часто выпадают дожди

Типичный розовый запах имеют только розовые и красные розы. Розы иного цвета, например, белые, желтые и иные могутъ пахнуть лимоном, фиалкой, ирисом.

Выращивают розу для получения эфирного масла в Крыму, Грузии, Армении. В этих регионах растет красная крымская роза, но по содержанию эфирного масла она значительно уступает казынлыкской розе. Правительство Болгарии еще в 1945 году издало специальный закон, поощряющий выращивание роз. В. 1948 году производство и продажу розового масла осуществляло предприятие «Болгарская роза». Те кто высаживал новые плантации роз, получали специальные поощрительные премии. Чтобы люди заинтересованы выращиванием роз, государство установило высокие заготовительные цены на розы. К настоящему времени розовые плантации в Казанлыкской долине занимет 300 гектаров.

Сбор роз необходимо проводит ранним утром. В это время в розах содержится наибольшее количество эфирных масел.

Розовое масло- жидкое золото Болгарии.

Ученые считают, что розовое масло впервые люди получали в Древнем Египте, Древней Греции. В настоящее время розовое масло

Получают не толко в болгарии, нои в Индии, Турции, Франции, на Украине. Известно, что впервые розовое масло в Болгарии получено в 1712 году. Долина роз крупный производитель розового масла. Розовое масло в Болгарии называют жидким золотом.

Чтобы получит один килограмм розового масла, требуется, в среднем, три тонны розовых лепестков. Розы требуют тщательного ухода, лепестки роз собирают только в ручную. Самое болшое количество эфирного масла содержится в распустившихся цветках розы с 4до 9 часов утра. Сборщики розовых лепестков выходят на работу ранним утром, с первыми лучами солнца. Лепестки собранных роз сразу следует переработать, то есть, с помощью водяного пара из них получают розовое масло. Розовое масло хранят в темном месте. Эфирное розовое масло считается на рынке одним из очень дорогих

Фестиваль роз в Болгарии.

Лучше всего посещать Долину Роз с 20 мая по 20 июня, когда в долине проходит Фестиваль Роз, который начинается у полей с розовыми цветами. Там совершается древний обряд сбора цветов и плетения  венков. Потом праздник переносится в центр города. Здесь на площади можно увидеть, как изготавливаются пестрые кувшины или попробовать свежевыпеченные лепешки. В этот день открыты все достопримечательности города и его окрестности.

Долина роз Болгария

 Одним из ярких моментов Фестиваля роз – это конкурс Королевы Розы. Местные жители проходят по главным улицам наряженные в национальные костюмы, под музыку с песнями и танцами. Группа парней на «троне» несут выбранную Королеву Розы, девушка усыпанная вся цветами, сама осыпает всех лепестками роз. Заканчивается Фестиваль Роз далеко за полночь.



Закрепление новых знаний

Фронтальная проверка
1. Жизненная форма растений семейства розоцветных (трава, кустарник, дерево)

2. Форма листьев (сложные или простые, жилкование: сетчатое или дуговое)
3. Формула цветка (Ч5Л5ТмПм, Ч5Л5ТмП1)
4. Тип соцветия (зонтик, кисть, щиток)
5. Тип плода (костянка, яблоко, многоорешек, ягода)

Деятельность учителя. Зачитываю загадки, ребята отгадывают

Сижу на дереве, 
Кругла, как шар, 
Красна, как кровь, 
Сладка, как мед. 
(Вишня)

Растет в траве Аленка
В красной рубашонке.
Кто ни пройдет – 
Всяк поклон отдает 
(Земляника)

        (вишня)

        Хоть жжет его солнце                    

        Одет он в суконце.

А сукно золотистое                                                  

        Тонкое и чистое.                                                

                         (персик)                            

        У мамы дочки –                              

         На шнурочке.                                    

          (усы земляники)                                                        


Круглое, румяное, 
С дерева упало,
К нам на стол попало. 
(Яблоко))

В сенокос – горька, 
А в мороз – сладка. 
Что за ягодка?
(Рябина)

Летом рад я свежей
Ягоде медвежьей;
А сушенная в запас,
От простуды лечит нас
(Малина)

Тестовая работа

Подведение итогов урока, выставление оценок

5. Домашнее задание

Рефлексия по итогам урока






































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!