Тема: Человеком рождаешься, личностью становишься.
(6 класс, обществознание)
Цель урока: рассмотреть все этапы развития человека от индивида до личности и гражданина
формирование УУД: Познавательные: получать дополнительную информацию из материала учебника, использовать презентацию, связывать информацию из текста со знаниями, полученными из др. источников.
Личностные: поставить проблему выбора перед человеком, определить степень сложности выбора каждого;
Регулятивные: формирование потребности в самовыражении и самореализации, умения выделять главное в тексте.
1.Организационный момент. Учитель обратил внимание на принадлежности обучающихся, на готовность детей к уроку.
2.Актуализация опорных знаний.
Классный руководитель: Когда появился человек, он был награждён разумом, способностью к мастерству и искусству. Человек стал добывать пищу, делать красивые вещи, строить жилища и т. д., и сегодня наша задача разобраться в том, кто же такой человек, какова его миссия на планете Земля. Известно: сколько людей, столько и мнений. Хочется выяснить вашу позицию в этом вопросе.
Человек на свет уже рождается человеком! Банальная истина?!
Так что же такое человек? Какие понятия включает в себя это слово?
Человек
индивид организм индивидуальность личность
гражданин
А для того, чтобы ваши мысли нашли нужное русло, послушайте притчу: «Знаменитый греческий философ Диоген 2500 лет назад расхаживал по улицам Афин с фонарем. На вопросы прохожих, что же он ищет днем с огнем, Диоген отвечал: «Ищу человека!» Странно, но ведь улицы древнего города были полны народа: старики и дети, мужчины и женщины, торговцы, богатые и бедные… И каждый из них был человек…. »
-Как вы думаете, что же имел в виду Диоген под словами «Ищу человека»?
Предполагаемые ответы студентов: ученых, знать, особенного человека-личность и т. д.
Вывод: Диоген искал не просто человека. Он искал особенного человека, не такого как все. А в окружающих его людях философ видел обычных людей, индивидов, представителей рода человеческого «homo sapiens». Я умышленно не повторяю вашу версию о личности. А знаете почему? Тогда, две с половиной тысячи лет назад Диоген не мог так ответить, так как слово «личность» от латинского «persona» первоначально обозначало маску - «личину», в которой выступал актер античного театра. И лишь позднее существенно изменило свое значение.
А какие у вас есть ассоциации со словом личность?
Все эти понятия относятся к каждому человеку. Попробуем разобраться в них детальнее.
Цель: выяснить, чем отличаются «индивид», «личность», «индивидуальность».
3.Изучение нового материала.
1. Индивид, индивидуальность.
Что такое человек? Посмотрите на экран, так классифицируется человек как существо биологическое. Давайте запишем,
Индивид – это отдельный представитель человеческого рода.
Давайте откроем стр 69 учебника. Посмотрите, на рисунках изображены 3 человека. Биологически они одинаковы? А с точки зрения внешних различий? Предположим, чем они ещё могут отличаться?
Давайте поиграем: «Узнай меня». Напишите три предложения о себе, не называя себя. Сдайте мне листочки. Определите, о ком идет речь?
Как вы это определили? Можно ли сказать, что мы все одинаковы?
Каждого из нас друг от друга отличают особенности характера, внешние отличия. И все эти отличия в сумме называют индивидуальностью. Давайте запишем:
Индивидуальность – это совокупность особенностей и свойств, отличающих одного человека от другого.
2. Личность. Итак, обратим внимание на слово Личность.
Учитель: Можно ли сказать, что родившийся ребёнок - это личность? Для того, чтобы понять, что такое личность, давайте порассуждаем.
Человек – существо социальное (общественное).
Он растёт и развивается среди людей, в человеческом обществе. Семья, школа, сначала детское, а затем и взрослое общество, игра, труд, учение – все, что окружает человека, влияет на него, воспитывает в нём определённые качества личности.
Когда о человеке можно сказать, что он личность?
Понимание человека самого себя, отделение своего «я» от других людей;
способность человека к разной деятельности( игра, труд, учёба).
Какие качества личности хорошо развиты у вас, которые помогает вам в учебной деятельности? Для успешной деятельности в школе важны такие качества как целеустремлённость, воля, старательность, терпеливость, настойчивость.
«Личность» - очень многозначное слово. В этом понятии выражается самое главное, что присуще данному человеку, - совокупность его внутренних свойств как существа общественного, таких, как черты разума, души, поведения, что любит, ценит, как относится к другим, умеет ли твёрдо держать своё слово, самостоятелен он или податлив чужой воле. Человек и личность - это не синонимы. Человек ещё не может быть личностью (например, новорождённый), но личность - это всегда человек, и личностью не может быть никто, кроме человека. Личность неповторима, как и человек. Личность - это человек как носитель сознания. Личностью не рождаются, а становятся в определённых общественных условиях. В зависимости от многих жизненных обстоятельств человек может стать цельной, уважаемой в обществе личностью, а может ею и не стать. Какими же качествами должен обладать человек, которого можно назвать цельной, гармоничной личностью? На этот вопрос вам поможет ответить литературный кроссворд.
Кроссворд
Вопросы к кроссворду:
1/ Миллионами чудовищ
Вам меня не напугать.
Я всегда приду на помощь.
Я умею побеждать!
Перед тысячью преград
Я не отступлю назад.
Сделать всё, что захотелось,
Помогает людям ….
2. Если люди тебя уважают,
Часто просят дать им совет,
И тебя очень многие знают,
Значит, завоевал ..
.
3 Цель творчества - самоотдача,
А не шумиха, не успех.
Владеет собой среди толпы смятенной,
Ответственность несёт всегда за тех,
Кто верит вновь, наперекор Вселенной,
В тебя и в твой в делах успех.
4. - это способность отвечать за что-то, за тот образ жизни, который мы выбираем сами. Человеку нужно держать ответ даже перед самим собой, даже если ему это не нравится...
5. Приходит к людям вновь и вновь
Большое чувство под названием …
6 Друзья, отгадайте о чём разговор,
Когда мы выносим себе приговор?
Что ночью порой не даёт нам уснуть?
"Иди расскажи!" - может твёрдо шепнуть.
Ну просто, друзья, детективная повесть!
Так что это? Это конечно же ....
7 А здесь загаданное слово пропущено:
Не делай добра, не получишь и зла.
Доброе слово доходит до сердца.
Жизнь дана на добрые дела.
Красота до вечера, а доброта навек.
8 Всегда бывает счастлив тот человек.
Кто цель благородную в жизни поставит.
Кто живёт для людей свой недолгий век,
Тот след глубокий на земле оставит.
Ответы: 1. смелость; 2. авторитет; 3. творчество; 4. ответственность; 5. любовь; 6. совесть; 7. доброта; 8. цель.
Классный руководитель (после заполнения кроссворда): Согласны ли вы, что именно эти черты присущи цельной, гармоничной личности? Особым авторитетом пользуются люди, которые отказываются от своих интересов ради общества, других людей, проявляют целеустремлённость и силу духа. Таких людей называют сильными людьми, сильными личностями. Именно благодаря им происходит развитие общества. И не всегда сильные личности являются людьми известными. Например, в сталинские времена были личности, которых не сломили тюрьмы и лагеря, которые выдержали все испытания, не предали своих товарищей, оставались верными своим идеалам, ценностям, принципам, не открещивались от своих поступков, не изменили себе.
Каждый из нас личность, каждому присущи свои положительные качества, и если бы каждый смог применить их в полной мере, то наше общество усовершенствовалось бы в нравственном отношении.
Записать: Личность - это сформировавшийся человек, который имеет свои убеждения, взгляды, принципы, это совокупность качеств человека, которые преобразуются в процессе жизни.
Молодость! Возьми с собой в дорогу
Самую заветную мечту;
За людей душевную тревогу,
Сердца жар и мыслей красоту,
Мудрость чувства,
Стойкость в бурях жизни,
Мужество во всём и до конца,
Верность другу,
Преданность отчизне,
Имя гражданина и борца.
Классный руководитель: Гражданин - это человек, владеющий правами. Слово «гражданин» употребляется в различных смыслах: во-первых, это жители какой-то страны, имеющие право гражданства. Во-вторых, начиная с античных времён и до наших дней, оно имеет и более глубокий смысл, связанный с правами человека, его свободой и ответственностью. В Древней Греции быть гражданином могли не многие, это было почётно. Гражданином называли не всякого свободного человека, не говоря уже о рабах. Гражданин обладал важными правами как в личной, так и в политической жизни. Но у него были и серьёзные обязанности: прежде всего, соблюдать законы и защищать отечество.
Кто же такой гражданин сегодня в нашей стране?
Это человек, имеющий права и обязанности, соблюдающий закон и отвечающий за свои поступки. Каждый человек общества должен иметь свою гражданскую позицию. А гражданская позиция невозможна без политической, нравственной и правовой культуры. Я хочу предложить вам несколько ситуаций, которые нужно обсудить с точки зрения гражданской позиции всех действующих лиц и вас.
Ситуация 1. Учитель обсуждает с учеником вопрос о его курении за пределами школы.
Вопросы:
Личное ли это дело каждого? Почему? Имеет ли право курить в общественном месте? Почему? Наносит ли вред окружающим и себе? Каким образом? Какую гражданскую позицию он занимает? Какие законы, права нарушает? Какой вред он наносит государству? Какой должна быть гражданская позиция в этом вопросе?
Ситуация 2. Два ученика во время перемены о чём-то беседуют. Один раскачивается на учительском стуле и ломает его. Друзья договариваются никому об этом не говорить. Учитель замечает, что стул сломан, начинает расспрашивать о случившемся. Не добившись ответа от класса, уносит стул в ремонт.
Вопросы:
Имел ли ученик право брать стул учителя? Почему? Какое право здесь нарушено? Должен ли человек, если он добропорядочный гражданин, сознаться в содеянном? Если должен, то как и с какими последствиями? Что должен сделать данный школьник, чтобы исправить сложившееся положение?
Мы говорим с вами о том, что гражданин соблюдает законы. А как называется основной закон нашего государства? Конституция
День Конституции — один из значимых государственных праздников России, он отмечается в нашей стране ежегодно 12 декабря. В этот день в 1993 году всенародным голосованием в нашей стране была принята Конституция Российско й Федерации. Полный текст Конституции был опубликован в «Российской газете» 25 декабря 1993 года. С 1994 года, согласно Указам Президента России («О Дне Конституции Российской Федерации» и «О нерабочем дне 12 декабря») день 12 декабря был объявлен государственным праздником. Конституция — основной закон государства — является ядром всей правовой системы России и определяет смысл и содержание других законов.
Что ещё мы знаем о Конституции?
О том, что там содержатся права и обязанности граждан России. См картинку!!!!
Хочу отдельно заострить ваше внимание на одной из них. Откройте, пожалуйста, статью 58 Конституции. …. Прочти, пожалуйста, вслух. Вопрос к классу, почему именно об этом?
Год экологии, нужно беречь и хранить природу.
Итак, давайте подведём итоги и назовём тему урока.
Человеком рождаешься, личностью становишься
Индивид – Личность – Гражданин
Давайте посмотрим короткое видео, и ещё раз вспомним понятия, которые узнали сегодня.
ВИДЕО
Рефлексия Что нового вы для себя открыли?
Возвращаясь к году экологии, обратите внимание на фото школы на боковой доске. Давайте украсим школьный двор цветами. Но сделаем это по правилам:
Красный цветок означает, что вы поняли всё настолько хорошо, что сможете самостоятельно рассказать о теме сегодняшнего урока однокласснику, брату или подруге.
Жёлтый – что новая информация усвоена, но в объяснениях товарищу вы будете испытывать некоторые затруднения.
Синий цветок скажет мне о том, что для полного понимания темы мне необходимо некоторые вопросы освятить более подробно.
Ребята наклеивают цветы.
Откройте, пожалуйста, дневники.
Задание для всех: пар. 10 читать, усложнённое задание стр 74, зад. 5
Я надеюсь, что наш разговор о гражданской позиции каждого школьника не закончен, и вы ещё раз задумаетесь над этим, оказавшись в других, скорее всего, более сложных жизненных ситуациях. И пусть каждый из вас выберет своё правильное решение. И пусть каждый чаще задаёт себе такие вопросы:
Зачем любить и ненавидеть?
Растить цветы и звёзды видеть?
Зачем терять, зачем искать,
Зачем былое вспоминать?
Зачем живые все живут?
В чём смысл жизни заключён?
В чём заключён её закон?
И не даёт покоя мне,
Моей недетской голове
Один единственный вопрос:
Зачем родился я и рос?
5