СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок "Человеком рождаешься - личностью становишься"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Раскрытие понятий индивид, индивидуальность, личность, гражданин. Элемент гражданско-патриотического воспитания - знакомство с Конституцией РФ и, в год экологии, знакомство с обязанностью беречь окружающую природу.

Презентация и видео: гугл диск

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок "Человеком рождаешься - личностью становишься"»

Тема: Человеком рождаешься, личностью становишься.

(6 класс, обществознание)

Цель урока: рассмотреть все этапы развития человека от индивида до личности и гражданина

формирование УУД: Познавательные: получать дополнительную информацию из материала учебника, использовать презентацию, связывать информацию из текста со знаниями, полученными из др. источников.

Личностные: поставить проблему выбора перед человеком, определить степень сложности выбора каждого;

Регулятивные: формирование потребности в самовыражении и самореализации, умения выделять главное в тексте.

1.Организационный момент. Учитель обратил внимание на принадлежности обучающихся, на готовность детей к уроку.

2.Актуализация опорных знаний.

Классный руководитель: Когда появился человек, он был награждён разумом, способностью к мастерству и искусству. Человек стал добывать пищу, делать красивые вещи, строить жи­лища и т. д., и сегодня наша задача разобраться в том, кто же такой человек, какова его миссия на планете Земля. Известно: сколько людей, столько и мнений. Хочется выяснить вашу позицию в этом вопросе.

Человек на свет уже рождается человеком! Банальная истина?!

Так что же такое человек? Какие понятия включает в себя это слово?

Человек


индивид организм индивидуальность личность

гражданин

А для того, чтобы ваши мысли нашли нужное русло, послушайте притчу: «Знаменитый греческий философ Диоген 2500 лет назад расхаживал по улицам Афин с фонарем. На вопросы прохожих, что же он ищет днем с огнем, Диоген отвечал: «Ищу человека!» Странно, но ведь улицы древнего города были полны народа: старики и дети, мужчины и женщины, торговцы, богатые и бедные… И каждый из них был человек…. »

-Как вы думаете, что же имел в виду Диоген под словами «Ищу человека»?

Предполагаемые ответы студентов: ученых, знать, особенного человека-личность и т. д.

Вывод: Диоген искал не просто человека. Он искал особенного человека, не такого как все. А в окружающих его людях философ видел обычных людей, индивидов, представителей рода человеческого «homo sapiens». Я умышленно не повторяю вашу версию о личности. А знаете почему? Тогда, две с половиной тысячи лет назад Диоген не мог так ответить, так как слово «личность» от латинского «persona» первоначально обозначало маску - «личину», в которой выступал актер античного театра. И лишь позднее существенно изменило свое значение.

А какие у вас есть ассоциации со словом личность?

Все эти понятия относятся к каждому человеку. Попробуем разобраться в них детальнее.

Цель: выяснить, чем отличаются «индивид», «личность», «индивидуальность».

3.Изучение нового материала. 

1. Индивид, индивидуальность.

Что такое человек? Посмотрите на экран, так классифицируется человек как существо биологическое. Давайте запишем,

Индивид – это отдельный представитель человеческого рода.

Давайте откроем стр 69 учебника. Посмотрите, на рисунках изображены 3 человека. Биологически они одинаковы? А с точки зрения внешних различий? Предположим, чем они ещё могут отличаться?

Давайте поиграем: «Узнай меня». Напишите три предложения о себе, не называя себя. Сдайте мне листочки. Определите, о ком идет речь?

Как вы это определили? Можно ли сказать, что мы все одинаковы?

Каждого из нас друг от друга отличают особенности характера, внешние отличия. И все эти отличия в сумме называют индивидуальностью. Давайте запишем:

Индивидуальность – это совокупность особенностей и свойств, отличающих одного человека от другого.

2. Личность. Итак, обратим внимание на слово Личность.

Учитель: Можно ли сказать, что родившийся ребёнок - это личность? Для того, чтобы понять, что такое личность, давайте порассуждаем.

Человек – существо социальное (общественное).

Он растёт и развивается среди людей, в человеческом обществе. Семья, школа, сначала детское, а затем и взрослое общество, игра, труд, учение – все, что окружает человека, влияет на него, воспитывает в нём определённые качества личности.

Когда о человеке можно сказать, что он личность?

  • Понимание человека самого себя, отделение своего «я» от других людей;

  • способность человека к разной деятельности( игра, труд, учёба).

Какие качества личности хорошо развиты у вас, которые помогает вам в учебной деятельности? Для успешной деятельности в школе важны такие качества как целеустремлённость, воля, старательность, терпеливость, настойчивость.

«Личность» - очень многозначное слово. В этом понятии выража­ется самое главное, что присуще данному человеку, - совокупность его внутренних свойств как существа общественного, таких, как черты разума, души, поведения, что любит, ценит, как относится к другим, умеет ли твёрдо держать своё слово, самостоятелен он или податлив чужой воле. Человек и личность - это не синонимы. Че­ловек ещё не может быть личностью (например, новорождённый), но личность - это всегда человек, и личностью не может быть ни­кто, кроме человека. Личность неповторима, как и человек. Лич­ность - это человек как носитель сознания. Личностью не рожда­ются, а становятся в определённых общественных условиях. В за­висимости от многих жизненных обстоятельств человек может стать цельной, уважаемой в обществе личностью, а может ею и не стать. Какими же качествами должен обладать человек, которого можно назвать цельной, гармоничной личностью? На этот вопрос вам поможет ответить литературный кроссворд.

Кроссворд

Вопросы к кроссворду:

1/ Миллионами чудовищ

Вам меня не напугать.

Я всегда приду на помощь.

Я умею побеждать!

Перед тысячью преград

Я не отступлю назад.

Сделать всё, что захотелось,

Помогает людям ….


2. Если люди тебя уважают,
Часто просят дать им совет,

И тебя очень многие знают,

Значит, завоевал ..

.

3 Цель творчества - самоотдача,
А не шумиха, не успех.

Владеет собой среди толпы смятенной,
Ответственность несёт всегда за тех,
Кто верит вновь, наперекор Вселенной,
В тебя и в твой в делах успех.


4. - это способность отвечать за что-то, за тот образ жизни, который мы выбираем сами. Человеку нужно держать ответ даже перед самим собой, даже если ему это не нравится...


5. Приходит к людям вновь и вновь

Большое чувство под названием …


6 Друзья, отгадайте о чём разговор,
Когда  мы выносим себе приговор?
Что ночью порой не даёт нам уснуть?
"Иди расскажи!" - может твёрдо шепнуть.
Ну просто, друзья, детективная повесть!
Так что это? Это конечно же ....


7 А здесь загаданное слово пропущено:

Не делай добра, не получишь и зла.

Доброе слово доходит до сердца.

Жизнь дана на добрые дела.

Красота до вечера, а доброта навек.



8 Всегда бывает счастлив тот человек.
Кто цель благородную в жизни поставит.
Кто живёт для людей свой недолгий век,
Тот след глубокий на земле оставит.



Ответы: 1. смелость; 2. авторитет; 3. творчество; 4. ответст­венность; 5. любовь; 6. совесть; 7. доброта; 8. цель.


Классный руководитель (после заполнения кроссворда): Согласны ли вы, что именно эти черты присущи цельной, гармо­ничной личности? Особым авторитетом пользуются люди, которые отказываются от своих интересов ради общества, других людей, проявляют целеустремлённость и силу духа. Таких людей называ­ют сильными людьми, сильными личностями. Именно благодаря им происходит развитие общества. И не всегда сильные личности являются людьми известными. Например, в сталинские времена были личности, которых не сломили тюрьмы и лагеря, которые вы­держали все испытания, не предали своих товарищей, оставались верными своим идеалам, ценностям, принципам, не открещивались от своих поступков, не изменили себе.

Каждый из нас личность, каждому присущи свои положитель­ные качества, и если бы каждый смог применить их в полной мере, то наше общество усовершенствовалось бы в нравственном отно­шении.

Записать: Личность - это сформировавшийся человек, который имеет свои убеждения, взгляды, принципы, это совокупность качеств человека, которые преобразуются в процессе жизни.



Молодость! Возьми с собой в дорогу

Самую заветную мечту;

За людей душевную тревогу,

Сердца жар и мыслей красоту,

Мудрость чувства,

Стойкость в бурях жизни,

Мужество во всём и до конца,

Верность другу,

Преданность отчизне,

Имя гражданина и борца.


Классный руководитель: Гражданин - это человек, владеющий правами. Слово «гражданин» употребляется в различ­ных смыслах: во-первых, это жители какой-то страны, имеющие право гражданства. Во-вторых, начиная с античных времён и до наших дней, оно имеет и более глубокий смысл, связанный с пра­вами человека, его свободой и ответственностью. В Древней Гре­ции быть гражданином могли не многие, это было почётно. Граж­данином называли не всякого свободного человека, не говоря уже о рабах. Гражданин обладал важными правами как в личной, так и в политической жизни. Но у него были и серьёзные обязанности: прежде всего, соблюдать законы и защищать отечество.

Кто же такой гражданин сегодня в нашей стране?

Это человек, имеющий права и обязанности, соблюдающий за­кон и отвечающий за свои поступки. Каждый человек общества должен иметь свою гражданскую позицию. А гражданская позиция невозможна без политической, нравственной и правовой культуры. Я хочу предложить вам несколько ситуаций, которые нужно обсу­дить с точки зрения гражданской позиции всех действующих лиц и вас.

Ситуация 1. Учитель обсуждает с учеником вопрос о его ку­рении за пределами школы.

Вопросы:

Личное ли это дело каждого? Почему? Имеет ли право курить в общественном месте? Почему? Наносит ли вред окружающим и себе? Каким образом? Какую гражданскую позицию он занимает? Какие законы, права нарушает? Какой вред он наносит государству? Какой должна быть гражданская позиция в этом вопросе?

Ситуация 2. Два ученика во время перемены о чём-то бесе­дуют. Один раскачивается на учительском стуле и ломает его. Дру­зья договариваются никому об этом не говорить. Учитель замечает, что стул сломан, начинает расспрашивать о случившемся. Не до­бившись ответа от класса, уносит стул в ремонт.

Вопросы:

Имел ли ученик право брать стул учителя? Почему? Какое право здесь нарушено? Должен ли человек, если он добропорядочный гражданин, сознаться в содеянном? Если должен, то как и с какими последст­виями? Что должен сделать данный школьник, чтобы исправить сложившееся положение?


Мы говорим с вами о том, что гражданин соблюдает законы. А как называется основной закон нашего государства? Конституция

День Конституции — один из значимых государственных праздников России, он отмечается в нашей стране ежегодно 12 декабря. В этот день в 1993 году всенародным голосованием в нашей стране была принята Конституция Российско й Федерации. Полный текст Конституции был опубликован в «Российской газете» 25 декабря 1993 года. С 1994 года, согласно Указам Президента России («О Дне Конституции Российской Федерации» и «О нерабочем дне 12 декабря») день 12 декабря был объявлен государственным праздником. Конституция — основной закон государства — является ядром всей правовой системы России и определяет смысл и содержание других законов. 
Что ещё мы знаем о Конституции?

О том, что там содержатся права и обязанности граждан России. См картинку!!!!

Хочу отдельно заострить ваше внимание на одной из них. Откройте, пожалуйста, статью 58 Конституции. …. Прочти, пожалуйста, вслух. Вопрос к классу, почему именно об этом?

Год экологии, нужно беречь и хранить природу.

Итак, давайте подведём итоги и назовём тему урока.

Человеком рождаешься, личностью становишься

Индивид – Личность – Гражданин

Давайте посмотрим короткое видео, и ещё раз вспомним понятия, которые узнали сегодня.

ВИДЕО

Рефлексия Что нового вы для себя открыли?

Возвращаясь к году экологии, обратите внимание на фото школы на боковой доске. Давайте украсим школьный двор цветами. Но сделаем это по правилам:

Красный цветок означает, что вы поняли всё настолько хорошо, что сможете самостоятельно рассказать о теме сегодняшнего урока однокласснику, брату или подруге.

Жёлтый – что новая информация усвоена, но в объяснениях товарищу вы будете испытывать некоторые затруднения.

Синий цветок скажет мне о том, что для полного понимания темы мне необходимо некоторые вопросы освятить более подробно.

Ребята наклеивают цветы.


Откройте, пожалуйста, дневники.

Задание для всех: пар. 10 читать, усложнённое задание стр 74, зад. 5

Я надеюсь, что наш разговор о гражданской позиции каждого школьника не закончен, и вы ещё раз задумаетесь над этим, оказавшись в других, скорее всего, более сложных жизненных ситуациях. И пусть каждый из вас выберет своё правильное решение. И пусть каждый чаще задаёт себе такие вопросы:

Зачем любить и ненавидеть?

Растить цветы и звёзды видеть?

Зачем терять, зачем искать,

Зачем былое вспоминать?

Зачем живые все живут?

В чём смысл жизни заключён?

В чём заключён её закон?

И не даёт покоя мне,

Моей недетской голове

Один единственный вопрос:

Зачем родился я и рос?



5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!