СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок « Действие и взаимодействие в различных предлагаемых обстоятельствах на основе актёрского тренинга».

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актёр   действует не только, когда говорит или двигается, но и когда остаётся неподвижным, когда молчит, наблюдает за происходящим и оценивает, делает выводы. Сценическое действие зависит от актёрской задачи Станиславский говорил: «…Посредством действий выполняются различные задачи».  Задачи по своей сути бывают разные – физические, элементарно – психологические и сложно – психологические. Точно так же подразделяются и действия.  Актёру под каждое физическое действие необходимо подкладывать внутренний мотив.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок « Действие и взаимодействие в различных предлагаемых обстоятельствах на основе актёрского тренинга».»

Тема занятия: « Действие и взаимодействие в различных предлагаемых обстоятельствах на основе актёрского тренинга».



Задачи занятия:

  • Образовательные

    • закрепить знания о взаимодействии актеров, видах и способах сценического общения;

    • сформировать понятие «Предлагаемые обстоятельства»;

    • развить навыки сценического взаимодействия;

    • создать условия для самостоятельной творческой работы в малых группах по подготовке этюдов на данную тему.

  • Воспитательные

    • активизация познавательных интересов, учащихся;

    • формирование партнерских отношений в группе;

    • воспитание в учащемся самодисциплины;

    • формирование и поддержка адекватной самооценки.



Ход урока.

      1. Целеполагание

Педагог: Мы с вами продолжаем изучение темы: «Действие и взаимодействие в различных предлагаемых обстоятельствах» и сегодня мы попробуем это на основе актёрского тренинга».

Если внимательно вслушаться в тему, то мы услышим что она состоит из трёх частей: 1-действие

2-взаимодействие

3- предлагаемых обстоятельствах

      1. Повторение пройденного

А) действие

Педагог: Присутствие актёра на сцене неизбежно связано с действием. Давайте вспомним - Что такое действие?

(Действие это тот или иной поступок. Он определяется глаголом и отвечает на вопрос что я делаю?)

Педагог: Какое бывает действие? (Действие бывает физическое; словесное и эмоциональное)

Педагог: Актёр действует не только, когда говорит или двигается, но и когда остаётся неподвижным, когда молчит, наблюдает за происходящим и оценивает, делает выводы. Сценическое действие зависит от актёрской задачи Станиславский говорил: «…Посредством действий выполняются различные задачи». Задачи по своей сути бывают разные – физические, элементарно – психологические и сложно – психологические. Точно так же подразделяются и действия. Актёру под каждое физическое действие необходимо подкладывать внутренний мотив.

Б) взаимодействие.

Педагог:  На сцене артист не всегда находится один. Чаще всего он находится с партнёром. Выполняя цепь сценических задач и действуя каким-либо образом по отношению к партнёру, актёр неизбежно и сам подвергается воздействию со стороны партнёра. Действие одного актёра плюс действие другого возникает взаимодействие, борьба. Взаимодействие прослеживается через общение актёров на сцене. А общение в свою очередь бывает физическим, словесным и эмоционально мимическим.

Новый материал 

Педагог: И так мы вспомнили что такое «действие»; разобрались с взаимодействием, а вот как вы думаете что такое   предлагаемые обстоятельства?

(Место и время действия, мизансцены, декорации, костюмы и т.д.)
Педагог: Вы правы! Послушайте, как определяет «предлагаемые обстоятельства» великий русский театральный деятель К.С. Станиславский: «Предлагаемое обстоятельство» - это обстоятельства жизни действующего лица, предложенные автором, найденные режиссёром и созданные воображением актёра. «Это фабула пьесы, ее факты, события, эпоха, время и место действия, условия жизни, наше актерское и режиссерское понимание пьесы, добавления к ней от себя, мизансцены, постановка, декорации и костюмы художника, бутафория, освещение, шумы и звуки, и прочее и прочее, что предлагается актерам принять во внимание при их творчестве».

Сложно?! Предлагаю приступить к изучению темы на практике!


Практическая часть Тренинг


Упр. «Молекулы». Начинаем свободное движение по комнате. Не смотрим на партнеров. Двигаемся, погруженные в собственные мысли. Избегаем не только столкновений, но даже касаний. Движения легкие и свободные. Не снижая темпа, пробуем заполнить равномерно все части комнаты. Даже углы не оставляем пустыми.

   Теперь встречаемся и здороваемся - глазами с каждым, кто проходит рядом; рукопожатием. Колено, Локоть, Плечо!"

Упр. «Собраться в группу». Сколько слышим хлопков, столько человек собирается в круг.




Упр. «движение в предлагаемых обстоятельствах». Идём по песку, по стеклу битому, вышли на дорогу, на пути лужи. Идём по мокрой глине, по тоненькой досточке или бревну, зашли в лес идём по крапиве, по чаще, по болоту, вышли на поляну. Пахнет приятно цветами, яблоками, мёдом. Появилась одна пчела, вторая, третья, много. Бежим, отбиваемся. На пути река - прыгаем с камня на камень. По воде. Вышли на другой берег, а там много, много снега. Идём по снегу. по льду. Стало холодно поднялся сильный ветер, снег в глаза бьёт. Вдруг ветер стих, постепенно становится тепло, тепло-жарко идём по мокрому асфальту, по смоле, углям,

попали на волшебную поляну и как только слышим волшебное слово то превращаемся в то что слышим и двигаемся соответственно


Игра «Воздух, желе, камень». Когда я говорю воздух – ваши движения становятся воздушными, лёгкими, камень – движения скованные , жёсткие, желе- движения плавные, пружинистые.

А сейчас вы все превратились в зернышко упали в землю в шахматном порядке


Упр. «Зернышко». Встали в шахматном порядке. Сели в позу закрытия. Представьте, что вы – маленькое зернышко, которое лежит во влажной земле. Я буду говорить, а вы – действовать, показывая всё что с вами будет происходить. Представьте, что вам темно, холодно, сыро, но вот начинает греть солнышко. Вы медленно начинаете расти; каждый вырастает тем, чем хочет, деревом, кустом, цветком. Вдруг начинается сильный дождь, переходящий в ливень, налетает ветер или даже ураган, ветер постепенно утихает, становится тихо, тепло, солнечно. Растение росло, росло и выросло. Очень красивое, зелёное – презелёное. Но время шло наступила осень постепенно листья стали опадать, стебельки сохнуть, появляется все реже. Растение засохло, увяло деревья уснули.


Упр. «Оправдай позу». Идём по кругу в третьей скорости. По хлопку замираем, необходимо оправдать позу продолжив движение.


Упр. «Сто способов открыть дверь». Предлагаемое обстоятельство следующее! На сцену вы сможете попасть только через воображаемую дверь, которая находится вот здесь! (показывает) Дверь закрыта. По очереди вы будете входить на сцену, открывая дверь способом, отличным от других.

Упр. «В летнем кинотеатре». Садимся на сцене в шахматном порядке. Предлагаю обстоятельства, на которые каждый реагирует по-своему:

  • смотрим комедию (Радость),смотрим фильм ужасов (Страх)

  • вдруг пошёл дождь или нас кусают комары

  • сильно припекает солнце: слепит и мешает смотреть

  • у кого-то (у тебя) зазвонил мобильный

  • кто-то (ты) уронил предмет, который надо найти в темноте.

Упр.«Эмоциональное действие».1.злость.2. Любовь (влюбленность)

3. Радость 4. Смирение 5. Раскаяние, угрызение совести 6. Плач 7. Стеснение, смущение 8. Раздумье, размышление 9. Презрение 10. Равнодушие 11. Боль 12. Сонливость 13. Прошение (вы кого-то о чем-то просите)


Упр. «Поймай хлопок». Я хлопаю в ладоши, вы должны поймать хлопок на лету как бабочку, мяч, ключик.


Упр. «Не порви нить». Между мной и каждым из вас натянута нить. Ваша задача во время движения её не порвать и не дать провиснуть.


Упр. «Поменяйтесь местами». Для этого необходимо договорится глазами.


Упр. «Встать по росту» по алфавиту (разбиться на две группы)


Упр. «Чемодан». Все 2 группы встают прямо, поднимают руки вверх, поднимают голову, смотрят на свои руки. Затем поднимаются на носочки, сильно тянутся, как будто должны забросить тяжёлый чемодан на верхнюю полку. Напрягают всё тело. Держатся в таком положении несколько секунд, затем расслабляются. Фиксируют состояние расслабленного тела. (повторить упражнение 3-5 раз)

Этюд. «Профессии» ( художник, модель, рыбаки, стоматолог). Подобрать характерные действия выбранной профессии и показать так чтобы зрители по вашим действиям определи профессию.

Этюд. «Животный мир» (хомяк, котёнок, павлины, попугай, рыбки). Подобрать характерные пластические движения действия выбранному животному и показать так чтобы зрители определи животное.

Этюд. «Оживи предмет или жизнь предметов». (будильник, зеркало, радиоприёмник, воздушный шарик, зонт, кресло, дверь, мусорное ведро, посудомоечная машина, спички.)
Этюд. «Тень».


Этюд. «Зеркало». 

Упр. «Сядь на стул».1-вариант. Каждый выбирает сам, куда шёл почему сел и отчего вынужден уйти.

2-вариант. Сесть на стул, для того чтобы поесть. Место, время, обстоятельства каждый выбирает сам

Игра «Испорти мой день».  Прошу всех пройти на стулья, на сцене только один.Он сидит на остановке и ждёт автобуса…  Задача второго прийти на эту остановку и сделать что-то такое, что заставит первого встать и уйти. Если всё получилось, второй остаётся ждать автобуса, и к нему подходит следующий участник коллектива с той же задачей. На остановке побывают все! Начнём!

Педагог: Отлично! Это было здорово! И для того чтобы закрепить знания и умения по теме, приступаем к этюдным работам! Прошу объединиться в группы по 3-4 человека и вытянуть карточки, определяющие содержание этюдов.

8. Этюдные работы на взаимодействие в предлагаемых обстоятельствах по карточкам.  

Карточки для постановки этюдных работ:

  • определяющие место действия: школьный класс, дискотека, автобус, берег моря…

  • определяющие исходное событие: день рождения, травма, вызов к директору, наводнение, обман…

  • определяющие предмет борьбы:    любовь, деньги, дружба, торт, лидерство, микрофон…

9.Работа над сценой из спектакля.

Итог занятия.

1) Обобщение по теме.

2) Оценка детей самих себя.

Как вы считаете, что сегодня у вас получилось сделать очень хорошо?

Что, на ваш взгляд, не удалось?

Что особенно понравилось?
3) Оценка работы каждого (активность, фантазия, образное мышление, игра).

4) Домашнее задание (наблюдаем взаимодействие членов своей семьи).

– Спасибо за творческое общение! 


Используемая литература

Ершова А., Букатов В. “Актёрская грамота – детям” - С. -П., 2005.

Сидорина И. К., Ганцевич С. М. “От упражнения к спектаклю” - М., 2006.

Станиславский К. С. Собрание сочинений: В 9 т. М. : Искусство, 1989. Т.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!