СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок:девиантное поведение

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок:девиантное поведение»

Тема открытого урока «Девиантное (отклоняющееся поведение)»



Цель:

создать условия для усвоения подростками понятия «негативное отклоняющееся поведение», его проявлений и социальных последствий на примере алкоголизма и наркомании.

Задачи:

образовательная: раскрыть сущность понятия «отклоняющееся поведение», научить студентов определять виды и группы отклоняющегося поведения, а также причины и последствия негативного отклоняющегося поведения;

развивающая: способствовать развитию умения подростков анализировать реальные жизненные ситуации, выбирать адекватную модель поведения в рамках свойственных им социальных ролей;

воспитательная: продолжить формирование отрицательного отношения подростков к психоактивным веществам, высокой оценки социального значения здорового образа жизни, правового поведения.

Формируемые УУД:

регулятивные: самостоятельно определять цели, формулировать и ставить перед собой учебные задачи; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований;

познавательные: определять понятия, устанавливать аналогии,  причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы, использовать полученные знания для решения конкретных задач;

коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность ; работать индивидуально, в паре и группе; формулировать, аргументировать и корректно отстаивать свою точку зрения.

Оборудование:

Обществознание-учебник для СПО / Важенин А.Г. «Академия», 2016; проектор, компьютер, мультимедийная презентация, карточки с заданиями

Основные понятия:

социальная норма, отклоняющееся поведение, зависимость, алкоголизм, наркомания.





Ход урока

  1. Орг. момент (1 мин)

Здравствуйте, ребята! Рада видеть вас на своём уроке. Давайте проверим нашу готовность к занятию, используя формулу «ТРУД».

Т – тетрадь

Р – ручка

У – учебник

Д – дневник, домашнее задание

А ещё я надеюсь, никто не забыл взять на урок внимательность, активность и хорошее настроение.

  1. Актуализация знаний (7-8 мин)

Эпиграфом к нашему занятию послужат слова Владимира Ленина: «Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя». Правда, автор высказывания поставил в его конце точку, а я – вопросительный знак.

Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя?

Давайте в конце урока вернёмся к этому вопросу и постараемся ответить на него.

Действительно, в обществе существуют общепринятые нормы, регулирующие поведение людей в той или иной ситуации. Давайте вспомним, какие виды социальных норм существуют? (Правовые, религиозные, моральные, корпоративные, нормы этикета, обычаи, традиции и т. д.) 

А теперь постараемся определить, какими социальными нормами регулируются следующие ситуации.

  • Семья украшает ёлку на Новый год.

  • Бизнесмен платит налоги государству.

  • Женщина, заходя в православный храм, надевает на голову платок.

  • Перед началом спектакля зрители отключают мобильные телефоны.

  • При заключении брака жених и невеста обмениваются кольцами.

  • Выходя из машины, мужчина подаёт руку даме.

Однако в жизни часто происходят ситуации, при которых поведение людей не согласуется с нормами, отклоняется от них. Оно так и называется – отклоняющееся, или, выражаясь языком психологов, девиантное.

А теперь приведём несколько примеров отклоняющегося поведения.

СЛАЙД 1. Сальвадор Дали, испанский живописец, один из самых ярких представителей сюрреализма. Творчество художника не вписывается в рамки нашего привычного представления об искусстве, сам он называл свои картины «рисованными снимками сновидений». Но и поведение художника выходило за рамки привычного: например, он часто прогуливался по улице, используя вместо трости батон, а в качестве домашнего животного держал муравьеда.

СЛАЙД 2. Древнегреческий философ Диоген, как известно, жил в пифосе – большой глиняной бочке. Он насмехался над существовавшими в то время социальными нормами – например, принимал пищу на площади, при людях, что считалось в Афинах крайне неприличным.

СЛАЙД 3. Художник, учёный и изобретатель Леонардо да Винчи также игнорировал многие общественные нормы своего времени: не ел мяса, спал около двух часов в сутки, писал левой рукой, его нередко видели стоящим возле виселицы с блокнотом в руке, куда он тщательно зарисовывал фигуру покойного, не упуская ни одной детали в лице и позе.

Думаю, вы и сами сможете привести большое количество подобных примеров. Такие формы поведения не создают неудобств окружающим, не подрывают стабильность и благополучие общества. Отклоняющееся поведение характерно для многих творческих людей, и, как мы видим, далеко не всегда несёт в себе что-то плохое, напротив – способствует созданию чего-то нового, интересного, неординарного.

Но есть и другие случаи, когда отклоняющееся поведение ведёт к нежелательным, негативным последствиям как для личности, так и для всего общества.  

Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?

*Учащиеся выдвигают предположения, после чего учитель подытоживает:

Верно, речь пойдёт о негативном отклоняющемся поведении.

Мы рассмотрим его причины, проявления и последствия. Запишем в свои тетради число и тему занятия: Отклоняющееся поведение. СЛАЙД 4 

  1. Изучение нового материала (25 мин)

Тема, которую нам предстоит изучить достаточно обширна. Я надеюсь, сегодня вы узнаете много новой информации. У каждого из вас есть 3 листочка на выбор, что вы поставите за этот урок: лайк, дизлайк и вопросительный знак.

Для начала попробуем сформулировать определение отклоняющегося поведения.

СЛАЙД 5. Отклоняющееся поведение – поведение, не соответствующее общепринятым, наиболее распространённым и устоявшимся общественным нормам.

Как мы успели заметить, существует большое разнообразие форм отклоняющегося поведения. Специалисты разделяют их на несколько групп: СЛАЙД 6

а) на уровне личности;

б) в малых социальных группах;

в) на уровне государства.

Попробуем привести примеры к каждой группе.  

А теперь подумаем, какие проявления отклоняющегося поведения наносят вред и человеку, и малым группам, в которых он функционирует, и государству.

*В качестве вариантов ответа дети могут назвать преступное поведение, алкоголизм, наркоманию и т. п.

Верно, это, в первую очередь, алкоголизм и наркомания.

Проблема алкоголизма и наркомании является острой темой, которая активно обсуждается в средствах массовой информации. Тем не менее, существует огромное количество мифов и домыслов, связанных с ней, которые часто подаются нам под видом проверенных фактов.

*На выполнение работы в парах отводится около 3 минут.

Перед вами список (см. приложение 1), в котором собраны распространённые утверждения о наркомании и алкоголизме. Ваша задача – выделить среди них те, которые являются ошибочными и те, что правдивы на самом деле.

*По истечении времени учитель организует фронтальную работу по проверке правильности выполненного задания.

Давайте рассмотрим каждое из утверждений более подробно.

  1. СЛАЙД 7. Зависимость от табака или алкоголя не является наркотической. Если обратиться к законодательству, то Уголовный кодекс Российской Федерации не причисляет табак и алкоголь к наркотикам, однако их воздействие на организм имеет ту же природу, поэтому официальная медицина рассматривает зависимость от табака или алкоголя как наркотическую.

  2. СЛАЙД 8. Алкоголь поднимает настроение, делает человека более общительным и открытым. Так ли это на самом деле? Обратимся к замечательному высказыванию средневекового мыслителя Абу-ль-Фараджа:

Вино сообщает каждому, кто пьёт его, четыре качества. Вначале человек становится похожим на павлина - он пыжится, его движения плавны и величавы. Затем он приобретает характер обезьяны и начинает со всеми шутить и заигрывать. Потом он уподобляется льву и становится самонадеянным, гордым, уверенным в своей силе. Но в заключение он превращается в свинью и, подобно ей, валяется в грязи.

А ещё я хочу показать вам серию фотографий XIX века, изображающие пять стадий опьянения. СЛАЙД 9. Неужели этот человек располагает к себе?

На самом деле алкогольное опьянение – это проявление интоксикации (отравления) организма. Лёгкая её степень может характеризоваться раскованностью, повышенной общительностью, но вместе с этим снижением самоконтроля и адекватной оценки своего поведения. А вот тяжёлая степень опьянения нередко приводит к алкогольной коме, инфаркту, резкому падению артериального давления и, как следствие, к смерти.

  1. СЛАЙД 10. Алкоголь вреден лишь в больших дозах, «разумное» его потребление – только на пользу. Не существует такого понятия как «разумная» доза алкоголя: он вреден в любых количествах. Кроме того, алкоголь имеет накопительный эффект, т. е. при повторном употреблении «разумной» дозы его вред увеличивается вдвое.

  2. СЛАЙД 11. Все наркотики делятся на «лёгкие» и «тяжёлые». Ни в медицине, ни в законодательстве нет такого разделения. Все наркотические вещества действуют по одной и той же схеме – вызывают психологическую, а затем физическую зависимость, разрушают организм изнутри и убивают человека. Просто одни делают это быстрее, а другие медленнее.

  3. СЛАЙД 12. Есть люди, которые ежедневно употребляют наркотики/пьют/курят и при этом абсолютно здоровы. Таких людей не существует. В офисе одного американского шерифа была собрана коллекция фотографий, наглядно демонстрирующих, какие разрушения причиняет организму употребление наркотиков. 

  4. СЛАЙДЫ 13, 14. Нормальные, привлекательные лица на снимках, сделанных во время первого задержания наркоманов, через годы, а иногда и даже месяцы, превращаются в измождённые, покрытые язвами, беззубые развалины. 

  5. СЛАЙД 15. Алкоголизм или пристрастие к табаку – это не болезнь, а привычка, от которой легко избавиться, если захочешь. И алкогольная, и никотиновая зависимости занесены в Международную классификацию болезней в раздел «Психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ». Избавление от этих пагубных зависимостей у большинства людей проходит долго и мучительно. Как и любая болезнь, они требуют лечения, существует даже особый раздел медицины – наркология.

  6. САЙД 16. Употреблять наркотики или нет – личное дело каждого. Давайте поразмышляем над словами русского психиатра Павла Ковалевского (1847—1923): «Пьянство есть величайшее зло для человека, общества и государства». СЛАЙД 17. Какое зло приносят психоактивные вещества тому, кто их употребляет, мы уже выяснили. Постараемся объяснить, в чём заключается это зло а) для общества, б) для государства. В этом вам помогут советские плакаты о вреде алкоголя. СЛАЙД 18.

*Методом мозгового штурма учащиеся выделяют последствия негативного отклоняющегося поведения для общества и государства.

Итак, к последствиям алкоголизма, наркомании относятся увеличение количества дорожно-транспортных происшествий, разводов, брошенных детей, несчастных случаев на производстве, снижение уровня продолжительности и качества жизни людей, производительности труда, рост числа правонарушений, в т. ч. и преступлений.

Думаю, самое время вернуться к нашему эпиграфу и ответить на вопрос: «Можно ли живя в обществе, быть от него свободным, делать всё, что вздумается?»

  1. Закрепление изученного материала (5 мин)

Ребята, как вы думаете, какую пользу принесёт нам материал, который мы изучили на уроке? Я очень надеюсь, что знания, полученные на уроках, помогут вам избежать роковых ошибок в будущем и предостеречь от них тех, кто вас окружает.

Чтобы убедиться в этом, я предлагаю разделиться на 2 группы и выполнить задание (см. приложение 2). *В течение 3 минут учащиеся выполняют задания, используя знания, полученные на уроке, 2 минуты отводится на обсуждение.

  1. Рефлексия: приём «Лайк,дизлайк, вопрос» (2 мин) 

СЛАЙД 19. А теперь давайте вспомним всё, о чём говорили сегодня на уроке: мы узнали много информации. Подумайте, как вы с ней распорядитесь. 

Подведение итогов урока, оценка деятельности учащихся, выставление отметок (1 мин)

  1. Заключительное слово учителя.


Сегодня на уроке мы с вами, ребята, попытались выяснить причины отклоняющегося поведения и его проявления, а также разработали пакет рекомендаций по предупреждению отклоняющегося поведения. Надеюсь, эти рекомендации помогут вам правильно строить свои отношения с окружающими, принимать верные решения.


Домашнее задание: подготовить сообщения (или презентации) на тему:«Как бороться с «зелёным змием»?

«Нет наркотикам!»,«Опасный путь преступной жизни» ( о правонарушениях несовершеннолетних)









По горизонтали
1. Общественно вредное деяние, действие, либо бездействие, посягающее на установленные законами или подзаконными актами общественные отношения
4. Заболевание, при котором наблюдается физическая и психическая зависимость от алкоголя

По вертикали
1. Правонарушение (общественно опасное деяние), совершение которого влечёт применение к лицу мер уголовной ответственности.
2. Болезненное влечение или пристрастие к наркотическим веществам, употребляемым различными способами
3. Определённый сложившийся образ взаимодействия с окружающей средой, определяется способностью изменять свои действия под влиянием внутренних и внешних факторов.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!