СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок "Динамика и фразировка на уроке вокала"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель занятия: Знакомство с динамическими оттенками и фразировкой

Задачи:

1. Развить динамический слух;

2. Научиться исполнять музыкальные произведения с фразировкой;

3. Воспитать музыкальный вкус.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок "Динамика и фразировка на уроке вокала"»

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Детская школа искусств»

города Новошахтинска









Конспект открытого занятия

по теме: «Динамика и фразировка на уроке вокала»





Подготовила и провела:

преподаватель высшей категории

Петрова О.С.

















20.10.2020 год

Открытый урок по вокалу «Динамика и фразировка на уроке вокала»


Цель занятия: Знакомство с динамическими оттенками и фразировкой.


Задачи:

1. Развить динамический слух;

2. Научиться исполнять музыкальные произведения с фразировкой;

3. Воспитать музыкальный вкус.

Оборудование:

Фортепиано, ноутбук, музыкальный центр, микрофон.

Объём занятия: 45 минут.

План занятия:

  1. Организационный момент – 1 мин.

  2. Введение в тему – 3 мин.

  3. Артикуляционная гимнастика – 3 мин.

  4. Учебно-тренировочные упражнения на развитие речевого аппарата –

4 мин.

  1. Учебно-тренировочные упражнения на развитие голосового аппарата –

3 мин.

  1. Работа с Анной Верещук – 10 мин.

  2. Работа с Миланой Арутюнянц – 9 мин.

  3. Работа с Полиной Верещук – 10 мин.

Подведение итогов - 2 мин.


Ход занятия:


Вводная часть:

Здравствуйте!

Сегодня урок пройдёт с тремя ученицами. Арутюнянц Миланой, Верещук Анной и Верещук Полиной, они учатся второй год.


Тема нашего занятия«Динамические оттенкиФразировка».

Сегодня мы познакомимся с динамическими оттенками, узнаем, что это такое; научимся исполнять песни с фразировкой. Поймём на сколько, важна динамика и динамические оттенки для придания художественной музыкальной красоты произведения, на сколько она его обогащает.





Основная часть

Упражнения на дыхание:

Самое главное в постановке вокального звука - это дыхание. Именно с него начинается обучение профессиональному пению, которое служит проводником в огромный мир сцены. Именно с правильного дыхания начинается исполнение песни, ведь это опора, на которой держится вся вокальная техника, и поэтому я рекомендую перед каждым распевом проделывать упражнения на дыхание, для разогрева.


Во время дыхательных упражнений нужно усвоить обязательные правила: следить за положением тела. Шея не должна быть напряжена и вытянута вперед. Мы должны находиться в состоянии комфорта, слегка расслабляемся. Во время упражнений работает только живот.


1 упражнение: Энергично вдохните через нос и выдохните через рот (повторите 6 раз). Это послужит своеобразным “массажем” для связок.


3 упражнение: теперь наоборот. Вдохните через рот, выдохните через нос (повторите 6 раз).


4 упражнение: Вдохните через одну ноздрю, выдохните через другую, зажимая пальцем нужную ноздрю (6+6 раз).


5 упражнение: Вдохните через нос и выдохнуть через плотно сжатые губы. С усилием проталкивайте воздух на выдохе через губы. Это упражнение поможет развить мышцы губ и интенсивность выдоха.


6 упражнение: Надуйте щеки, как шар. Резко “выхлопните” воздух через губы-трубочку. Это упражнение активизирует мышцы щек и мышцы губ, и пригодится для развития хорошей артикуляции.


Упражнения на артикуляцию:

Наше слово, обращенное к аудитории либо в речи, либо в пении, должно быть четким по произношению, выразительным и достаточно громким, чтобы слышали в последнем ряду зрительного зала.

Необходима хорошая дикция, то есть четкое, ясное произношение слов. Чтобы добиться хороших результатов, надо работать над усовершенствованием артикуляционного аппарата, разрабатывать его технические возможности.

Артикуляционный аппарат - это часть голосового аппарата, формирующая звуки речи, а органы, входящие в его состав - артикуляционные органы. Работа этих органов, направленная на создание звуков речи (гласных, согласных) называется артикуляцией.


К артикуляционному аппарату относятся: ротовая полость: щеки, губы, зубы, язык, челюсти, небо, глотка, гортань. Надо помнить, что ротовая полость - это очень важный резонатор (подвижный резонатор, от "архитектуры" которого зависит качество звука).

Первое условие работы артикуляционного аппарата - естественность и активность. Добиваться активной естественности можно через снятие различных зажатий и стимуляции четкой работы различных мышц и органов. Конечно, очень просто сказать: "снятие зажатий", - но ведь их надо сначала обнаружить и только после длительной работы перед зеркалом и с постоянным вниманием, эти недостатки начнут исчезать.


В этой работе нам помогут простейшие упражнения:

1. Для активизации языка. Пошевелим языком из стороны в сторону, вперед, назад, вправо, влево, круговые обороты в обе стороны, "винтиком", "трубочкой". Высунем кончик языка и быстро-быстро переместим его из угла в угол рта.

2. Чтобы укрепить мышцы гортани, энергично произнесём: К-Г, К-Г,К-Г.


3. Чтобы активизировать мышцы губ, надуем щеки, сбросим воздух резким "хлопком" через сжатые (собранные в "пучок") губы. Энергично произнесём: П-Б, П-Б, П-Б.


4. Очень хороши для тренировки скороговорки. Скороговорки применяются для разогрева артикуляционного аппарата и активизации певческой дикции. Читать скороговорки будем сначала медленно, постепенно убыстряя, по мере успешного совершенствования. Следим за ритмичностью произношения. Не забываем темп, дикцию (каждая скороговорка повторяется по 4 раза).

а) А тари, тари, тари, куплю Маше янтари

Куплю Маше янтари, ты носи, да не дари..

б) Свил паук себе гамак в уголке, на потолке,

Чтобы мухи, просто так, покачались в гамаке.



в) Пришел Прокоп, кипел укроп, ушел Прокоп, кипел укроп;

г) Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.

д) Протокол про протокол протоколом запротоколировали.

е) Из-под топота копыт пыль по полю летит.



Распевание:

Распевание представляет собой одну из важнейших частей работы по воспитанию певческих навыков. Распевание применяется для разогрева голосового аппарата и активизации певческого дыхания. Работу по распеванию будем проводить путем повторения упражнения по полутонам вверх и вниз, но строго в пределах диапазона детского голоса«до» - первой октавы - «ре» второй октавы.


Распевки:

1. На три звука вверх вниз с сомкнутыми губами и разомкнутой челюстью. Я зык лежит свободно, чуть касается передних нижних зубов.

2. На пять звуков вверх вниз, на длительность фонационного выдоха.

3. Мы перебегали берега. Распеваться в мажоре с повышением на пол тона.

Мы живём в мире полном звуков. И не смотря на то, что мы занимаемся всего лишь второй год, мы знаем, что нас окружают звуки, которые делятся на шумовые и музыкальные. Музыкальные звуки объединяются композитором по смысловому содержанию в музыкальное произведение. Каждое музыкальное произведение имеет свои неповторимые способности, которые именуются как средство музыкальной выразительности. Одно и тоже музыкальное произведение может звучать совершенно по разному, зависит это от того, какое средство музыкальной выразительности будет применено при исполнении.

В музыке принято силу громкости называть динамикой. А вот варианты динамики от громкого звучания, до совсем тихого, называют динамическими оттенками.

Таким образом, динамика – это сила звучания музыки.

- Подумайте, девочки и скажите мне, как может звучать музыка по громкости, по силе звучания?

(ответ: громко, тихо, не очень громко).

- Правильно. В жизни мы тоже разговариваем не на одной громкости. Обычно, когда мы хотим сказать что-то важное, мы усиливаем подачу голоса - говорим громче, так и в музыке, наиболее важные слова в частности в песне, проговариваются громче.

- Почему, как ты думаешь?

(ответ: чтобы привлечь внимание, подчеркнуть важность и т. д.)


- Начинаем исполнять песню мы довольно тихо, потому как у каждого музыкального произведения есть своё динамическое развитие. Сила звука постепенно нарастает, а потом постепенно снижается. Это в музыке и называется применением динамических оттенков и фразировкой, т. е. как у обычной разговорной фразы есть своя логика –

что-то произносим громче, а что-то тише.


Сегодня мы с Аней Верещук продолжаем работать над песней

О. Булискерия «Отличница». Мелодию ты знаешь хорошо, текст мы с тобой разобрали, цезуры расставили и сегодня будем работать над фразировкой, т. е. добавим динамические оттенки, и песня сразу станет живой, добавятся эмоции.

1

О нелёгкой детской доле

Вам сейчас я расскажу

Как же сложно быть ребенком,

Просто слов не нахожу…

Мне твердят с утра до ночи:

”Будь серьезной и большой’’,

Я не знаю, что же делать

С хрупкой детскою душой

ПРИПЕВ:

Ха-ха-ха, с утра хореография,

Га-га-га, и гаммы на обед

Рисование, фигурное катание

Шахматы, классический балет

Фехтование, футбол и вышивание

Саксофон и конная езда,

Мне твердят соседи и родители:

’’Будь хорошей девочкой всегда’’.

2

Вам признаюсь по секрету

Я ужacно влюблена

Не в поэта, ни в танцора,

В хулигана-драчуна

Он не метит в президенты,

Он отличников гроза

Но Шекспиру и не снились

Эти синие глаза

БРИДЖ:

Вместе мы поставим папу на пуанты

Ма-ма-ма заставим маму рисовать

Ба-ба-ба для бабушки есть гаммы,

Ну, дедушку научим вышивать

ПРИПЕВ

Ха-ха-ха, с утра хореография,

Га-га-га, и гаммы на обед

Жизнь моя сплошное расписание

И Ромео в этих планах нет.


- Как ты считаешь, с каким динамическим оттенком ты начнёшь исполнение?

(ответ: начну песню с тихого исполнения). Сила голоса будет нарастать к припеву песни. 2 куплет будем исполнять с нарастанием силы звука, но не крикливо. Бридж споем почти речитативом, так же с нарастанием динамики. А к концу песни, поскольку автор всё сказал, что хотел передать – динамика идёт на спад.

И кстати, постепенное нарастание силы звука в музыке называется крещендо, постепенное снижение, от громкого к тихому, называется диминуэндо.


Работа с Миланой Арутюнянц над песней А. Ольханского «Рыба-солнце». Трудно исполняемые места пропеваются с объяснением снова и снова.

Эту песню мы так же, как и у Ани начнём петь тихо, постепенно увеличивая громкость, но в конце, в последней фразе звук «и» спой тихо, чтобы не выстреливать. Мягко атакуй звук. Припев поем громко и весело!


РЫБА-СОЛНЦЕ слова Тамары Нестеровой

музыка Алексея Ольханского

1й куплет:

Как хочу я, чтобы дети не болели,

Чтобы лето и ромашки рисовали!

Чтоб смеялись, танцевали, песни пели!

Чтоб их чаще мама с папой обнимали!

Припев:

Ва-па-ра-па!

А море словно небо!

Ва-па-ра-па!

Без краешка, без донца!

Ва-па-ра-па!

А я закину невод!

Ва-па-ра-па!

Поймаю рыбу-солнце!

2й куплет:

Как хочу я, чтобы мамы не старели,

Чтобы папы долго-долго улыбались,

Чтобы внуков посадили на колени,

На качелях чтобы с внуками качались!

Припев: тот же

3й куплет:

Как хочу я, чтобы мир - на всей планете!

Чтобы войны не гремели, не пугали!

Чтоб хватало нам любви, тепла и света!

Чтобы счастье! Чтобы зла совсем не стало!

Припев: тот же

Бридж:

Рыбка моя, рыбка,

Рыбка золотая

Выполни скорее всё, что пожелаю.

Припев: тот же

Минусовки, слова, ноты песен композитора Алексе Ольханского можно скачать на сайте

РЫБА-СОЛНЦЕ

слова Тамары Нестеровой

музыка Алексея Ольханского

olhanskiy.ru

1й куплет:

Как хочу я, чтобы дети не болели,

Чтобы лето и ромашки рисовали!

Чтоб смеялись, танцевали, песни пели!

Чтоб их чаще мама с папой обнимали!

Припев:

Ва-па-ра-па!

А море словно небо!

Ва-па-ра-па!

Без краешка, без донца!

Ва-па-ра-па!

А я закину невод!

Ва-па-ра-па!

Поймаю рыбу-солнце!

2й куплет:

Как хочу я, чтобы мамы не старели,

Чтобы папы долго-долго улыбались,

Чтобы внуков посадили на колени,

На качелях чтобы с внуками качались!

Припев:

Ва-па-ра-па!

А море словно небо!

Ва-па-ра-па!

Без краешка, без донца!

Ва-па-ра-па!

А я закину невод!

Ва-па-ра-па!

Поймаю рыбу-солнце!

3й куплет:

Как хочу я, чтобы мир - на всей планете!

Чтобы войны не гремели, не пугали!

Чтоб хватало нам любви, тепла и света!

Чтобы счастье! Чтобы зла совсем не ст


Работа над следующей песней «Радуга-дуга» у нас будет с Полиной Верещук.

Поля, эта песня начинается с вокализа, он исполняется не очень громко, затем первый куплет начинаем тихо и в последней фразе, восклицание поем громко. Второй куплет пой наоборот сразу громко, а затем, выражая сожаление, пой тихо. Постепенно понижая силу звука.


Музыка: Александр Овсейчик, слова: Татьяна Штерн

Па-рам - па-па-рам!

Па-рам - па-па-рам!

Па-рам - па-па-рам!

Па-рам - па-па-рам!

1

Дождь стучал по крышам - мыл витрин афиши,

Злился на асфальте и коснулся платья.

А когда притих немножко, дети вышли на дорожку

И увидели: "О чудо - Радуга взялась откуда"?

Припев:

Радуга-радуга, радуга-дуга,

Красками раскрасила речку и луга!

Радуга-радуга, радуга-дуга!

Пусть летит над городом песенка моя!

Па-рам - па-па-рам!

Па-рам - па-па-рам!

Па-рам - па-па-рам!

Па-рам - па-па-рам!

2

Мне бы на мгновенье Радуги коснуться,

Ну, и в дополнение, в краски окунуться,

Но, пройдёт ещё мгновенье и исчезнет прочь виденье,

Растворятся в небе краски и не будет больше сказки.

Припев: тот же

Проигрыш

Припев: тот же

Радуга!

Радуга-радуга, радуга-дуга

Пусть летит над городом песенка моя!

Па-рам - па-па-рам!

Па-рам - па-па-рам!

Па-рам - па-па-рам!

Па-рам - па-па-рам!


Заключительная часть, подведение итогов


Сегодня мы познакомились с динамическими оттенками, узнали, что музыка может звучать громко, тихо, умеренно. Это является  динамическими оттенками и в музыке называется средствами музыкальной выразительности.

Девочки, дома продолжайте работать с динамическими оттенками в своих песнях, выполняйте упражнения на дикцию и на дыхание. Не забывайте обязательно распеваться.

Наш урок окончен, до свидания.

































МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УРОКА

Самое главное в постановке вокала - это правильное дыхание. Именно с него начинается обучение профессиональному пению, которое служит проводником в огромный мир сцены. Именно с правильного дыхания начинается исполнение песни, ведь это опора, на которой держится вся вокальная техника исполнителя. 

 Во время пения нужно следить за положением тела. Шея не должна быть напряжена и вытянута вперед. Мы должны находиться в состоянии комфорта, слегка расслабляемся. Во время пения работает только живот и диафрагма.
 Наше слово в речи, либо в пении, должно быть четким по произношению, выразительным и достаточно громким, чтобы слышали в последнем ряду зрительного зала.
 Необходима хорошая дикция, то есть четкое, ясное произношение слов, и в этом нам помогает ротовая полость как часть голосового аппарата, формирующая звуки речи.
 К артикуляционному аппарату относятся: ротовая полость (щеки, губы, зубы, язык, челюсти, небо, глотка, гортань). Надо помнить, что ротовая полость - это очень важный резонатор (подвижный резонатор, от "архитектуры" которого зависит качество звука). Первое условие работы артикуляционного аппарата - естественность и активность.
 Важно отметить, что вся работа над вокальным произведением, конечно же, предполагает непрерывную одновременную работу над чистотой интонации, над певческим дыханием, над оформлением звука, т. е. над артикуляцией, над дикцией, над высокой певческой позицией и над звуковедением вкупе с динамическими оттенками. В зависимости от возраста обучающихся и их вокальных данных, можно и нужно вести работу над тембровой окраской голоса, над резонированием звука. Все эти вокально-технические навыки приобретаются и отрабатываются как при распевании, на вокальных упражнениях, так и при работе над произведениями и объединяются в единое выражение – вокальная работа.

 В музыке принято силу громкости называть динамическими оттенками. Таким образом, динамика – это сила звучания музыки.
В жизни мы разговариваем не на одной громкости. Обычно, когда мы хотим сказать что-то важное, мы усиливаем подачу голоса - говорим громче, так и в музыке, наиболее важные слова в частности в песне, проговариваются громче. Различные степени громкости звучания в музыке называются динамическими оттенками. Они имеют громадное выразительное значение.
Динамика - от греческого слова dynamicos -- силовой, то есть сила звука. То есть, у каждого музыкального произведения есть своё динамическое развитие. Сила звука постепенно нарастает, а потом постепенно снижается. Это в музыке и называется применением динамических оттенков и фразировкой, т. е. как у обычной разговорной фразы есть своя логика – что то произносим громче, а что то тише.

 Фразировка – это деление музыкального произведения на фразы. В свою очередь фраза – это всякий небольшой относительно завершенный музыкальный оборот. Фразы отделяются одна от другой цезурой (дыханием, паузой, люфтпаузой). Фраза должна быть исполнена на одном дыхании, но при нашем вокальном несовершенстве фразы часто делятся на 2 части. Длина фразы зависит от «длины» дыхания исполнителя.
 Музыкальную фразу надо чувствовать. Фраза определяется логикой развития музыкальной мысли. Фразировка применяется в целях раскрытия содержания того или иного произведения. Для исполнителя умение верно передать мысль автора, подчеркнуть и выделить оттенки, правильно расставить акценты, а в целом достигнуть предельной выразительности и воздействия на слушателей – вот что значит фразировать.
 Традиционная фразировка – это когда кульминация слова, фразы, куплета или всего произведения совпадает с самой высокой и длинной нотой. Тогда фразу легко спеть, исполнить, сделать выразительной.
Средства для достижения этого искусства включают в себя:

1) владение дыханием,
2) четкую артикуляцию, дикцию
3) исполнение абсолютно точного ритмического рисунка,
4) точно выдержанный, правильный размер,
5) правильная расстановка пауз (цезур),
6) дополнительные дыхания, люфт-паузы,
7) удлинение какой - то доли,
8) соблюдение темповых обозначений: Accelerando – ускорение, adlibitum или rubato – свободно, ritenuto –замедленно, staccato, sforzando, marcato, portamento,
9) применяется fermata,
10) владение искусством филировки (плавный переход от p к f).

Рассмотрим подробнее эти средства выразительности.
Дыхание: является наиважнейшим средством выразительности. В зависимости от характера исполняемого произведения меняется и характер дыхания: в живых, светлых, быстрых сочинениях и дыхание должно быть более легким.
Можно тренировкой добиться длинного дыхания и легко спеть 2 фразы на одном дыхании, но это не нужно, это не должно быть самоцелью и мешает выразительности. Дыхание имеет значение знаков препинания. Вдохом можно показать или оттенить конструкцию литературной фразы, ее смысловое содержание.
Ферматы – допускаются, если они не нарушают мелодической и ритмической структуры фразы.

Пауза – это тоже средство выразительности. Паузы между фразами призваны разделять музыкальные мысли. После сильного подъема пауза как бы завершает предыдущий эпизод, дает возможность слушателю ощутить, осознать, прочувствовать его, и наоборот, пауза подготавливает новый эпизод, дает возможность исполнителю подготовиться, перестроиться, сосредоточиться на предстоящем эпизоде. Бывают произведения, написанные без пауз, просто каждая фраза кончается длинной нотой или двумя залигованными нотами. В этом случае исполнитель имеет полное право сделать паузы между фразами, сделать вдох за счет укорачивания последней длинной ноты.
Пауза несет на себе большую смысловую нагрузку – это и недосказанность, и вопрос, порыв или раздумье. Чрезмерно сокращать или удлинять паузы нельзя, чтобы не нарушать стройности формы произведения.
Часто применяется подхват дыхания, люфт, т. е. очень короткое, быстрое, незаметное дыхание, незаметное для слушателя, чтобы не потерять музыкальную мысль, ведь пауза – это часть музыкальной мысли.

Филировка – динамический звуковой оттенок, тоже относится к средствам выразительности. Он придает исполнению тонкое разнообразие. (Мягкий переход от p к fи обратно).
Portamento – легкая притяжка, мягкий переход от звука к звуку, освежает фразу, вносит поэтическую краску, дает что-то новое, неожиданное, но должно быть применено со вкусом, к месту, а иначе этот нюанс теряет смысл.
Дикция – помогает формировать фразу, выявлять музыку слов.

Необходимо уметь пользьваться акцентированием. Акцент – бывает:
1) грамматический, (выделяется тот или иной слог, его долгота или краткость),
2) акцент письменный (острое ударение, удар, тяжелое ударение),
3) акцент логический (логическое ударение),
4) акцент патетический (кульминация, волна к слогу),
5) акцент национальный (своеобразное произношение некоторых букв)

Содержание и характер вокального произведения предопределяют его звуковое и динамическое оформление в виде фразировки и динамических оттенков, способствующих созданию художественного образа этого произведения. Именно звуковедение и динамика имеют здесь важное, большое значение. От них зависит красота, своеобразие и оригинальность.

Статья с сайта https://www.maam.ru/





Одним из важнейших навыков для подготовленного вокалиста является умение управлять силой своего голоса в процессе фонации (пения), и это умение реализуется для слушателя как изменение громкости вокала. Казалось бы, ничего сложного, говорить громче-тише мы умеем с детства. Говорить-то да… Но вокал – не речь! Изменение его громкости не так-то легко осуществить на практике, в момент самого пения!

 Само СОЗДАНИЕ сильного, но, при этом, ВОКАЛЬНОГО звука – уже непростая задача! А ведь этой характеристикой (громкостью) нужно еще и управлять! То есть петь тише или громче в зависимости от СОБСТВЕННОГО желания, а не вследствие внешних причин – ветра, шума публики, громкости музыкального сопровождения. Да и необходимость петь с изменением ДИНАМИКИ (так правильно в вокале называется громкость) диктуется вовсе не внешними факторами. Не забывайте, ГЛАВНАЯ задача певца – передать публике ЭМОЦИЮ, заключенную в музыке! Вокальная техника лишь помощник в реализации этой ГЛАВНОЙ задачи.

«Неровная динамика вокала: самое большое различие между вокалистами-суперзвездами и нами, это не подача, тон или вибрато (Давайте взглянем правде в глаза: некоторые из лучших коммерческих исполнителей - ужасные певцы, по крайней мере, в классическом смысле). Скорее всего, «хорошего» певца от «великого» отделяет динамика. Великий певец знает, как управлять громкостью его голоса и, что еще более важно, когда изменить его громкость»

Как нельзя более серьезно к решению (управлению динамикой) подходят в вокале классическом. Репертуар требует! Ведь опера, мюзикл – род спектакля, эмоции героев обязательно должны «правдиво» выглядеть, и певец не может игнорировать необходимость динамического «оттенка» звука голоса в зависимости от того, что происходит на сцене. Раздумья и терзания главного героя нельзя петь ярко и мощно, так же, как скорбь и предчувствие беды. А вот праздник победы и/или любви не воспримется слушателем, если вокал певца не будет «на пределе» его громкости! Когда наша сборная показывает великолепный футбол (хоккей, баскетбол и пр.), обыгрывая мощного соперника, мы ведь орём от восторга!

Способность управлять силой своего голоса так, чтобы наилучшим образом передавать идейно-эмоциональную задачу самогО музыкального произведения называют в классическом вокале ФИЛИРОВАНИЕМ. Это - технический прием, несмотря на его связь с философией искусства.

- "Хабанера" из оперы "Кармен"

- Л.Казарновская "Чардаш Илоны" из оперетты "Цыганская любовь"



«Оттенки» громкости в музыке (и вокале, как ее части) принято делить на «ступени». Вот они:

Эти ступени - не физического свойства, они относительны. Вы читали в статье «Сила голоса», что сила звука с точки зрения физики оценивается единицей измерения, называемой ФОНОМ. В музыке все не так. Существует градация громкости, которую невозможно выразить точным физическим описанием, она, скорее, продукт «профессионального восприятия» музыкантами силы звука. Причем такая музыкальная градация громкости применима к КОНКРЕТНОМУ произведению, к конкретной песне, арии, романсу и т.д.

Так, например, меццо форте в быстром, праздничном, торжественном, «блещущем» произведении не будет (в фонах) соответствовать меццо форте в лирической песне, или «задумчивой» балладе. Хотя, скорее, в произведении такого характера будет не меццо форте, а меццо пиано. Все дело именно в «характере» данного музыкального произведения. Возможно, вы подумаете, что это глупость, ну зачем такие сложности? Скорость меряют километрами в час или метрами в секунду, почему музыка не «хочет» быть «точной» с точки зрения физики? Потому что искусство – это «лирика», а не «физика». Такие «сложности», во-первых, традиция, ведь вокалу, как искусству очень много лет, а во-вторых, и это, на мой взгляд, важнее, такая градация как нельзя лучше соответствует необходимости для вокалиста «вживаться» в данное конкретное произведение, как актер должен уметь вживаться в роль. Ну не будет же он на репетициях измерять громкость голоса каким-нибудь прибором! А вот эмоцией – должен!

- А.Миронов "Белеет мой парус" из к/ф "Двенадцать стульев"


Зачастую именно АКТЕРЫ поют динамически более верно, чем даже профессиональные певцы. Несмотря на то, что «вокала не хватает». Это лишний раз подтверждает, что вокалисту не грех поучиться и театральному искусству, и не только для умения «вести себя на сцене».

Но уровни громкости – это именно «ступени». Нужно еще и «ходить» по этим ступеням! С точки зрения и музыки, и вокала «ступенчатое» изменение громкости нужно очень редко. Да и как будет звучать мелодия, если «прыгать» в ней от p к чуть ли не на каждой ноте? Какое-то «динамическое стаккато» получится! И петь будет очень неудобно! Поэтому существуют даже более важные (с точки зрения вокалиста) понятия – «крещЕндо» и «диминуЭндо». Они обозначают ПЛАВНОЕ изменение громкости от «ступени» к «ступени». Вокал основан на длинных гласных звуках, громкость которых в момент их пения (фонации) можно увеличивать или уменьшать только плавно, пусть даже и в очень короткий промежуток времени. Ведь «плавно», это не «мгновенно»! Крещендо – увеличивая громкость ().

Запомнить просто, если представить, что знак напоминает открывающийся или закрывающийся… РОТ! Шире рот – сильнее звук, уже – тише.

Грамотный музыкант скажет: «Здесь крещендируй от Е к А…», а не грамотный: «Спой А громче, чем Е…» Музыкальный язык гораздо точнее передает необходимые в музыке ДЕЙСТВИЯ, чем обычный бытовой. Как, впрочем, и любой другой СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ язык.

Ну и ни в коем случае нельзя забыть об АКЦЕНТЕ. Акцент — выделение громкостью определенной ноты или доли в такте. Это – чисто музыкальный прием, применяемый в вокале при помощи изменения громкости, ведь чем же еще вокалист может акцентировать, если не громкостью? У него единственный инструмент – собственный голос.

 

ВОКАЛЬНАЯ ДИНАМИКА - элемент, необходимый для любых стилей, вот взгляните, как она проявляется, например, в джазе:

Вы знаете, что песня, состоит из двух-трех (иногда и больше) смысловых и музыкальных частей, которые повторяются в определенной последовательности. Это куплет, припев и, именно в современном вокале, бридж, некая «переходная» от куплета к припеву часть. Внутри этих частей динамические оттенки возможны и даже необходимы.

- Л.Долина "Стена"

Динамика существует в вокале не только применительно к большим частям песни. Ведь сами эти части делятся на еще более мелкие – фразы, а фразы – на слова и слоги. И даже внутри слогов хороший вокалист почувствует необходимость применить динамику! Поэтому говорить о динамике в вокале необходимо с точки зрения самых мелких частей – слогов и отдельных гласных. Каждая гласная исполняется настоящим певцом динамически выверенно, так же, как и каждая нота в партии отдельного музыканта, даже если он играет в огромном симфоническом оркестре.

- R.Gaines "Good Times"

Вспомните сейчас себя на школьных уроках. Читает одноклассник выученное стихотворение (Пушкина, например, или Блока…), а «как-то без выражения» читает… Вот! «Без выражения» - это и есть БЕЗ ДИНАМИКИ! Сопоставьте в своем восприятии чтение стихов с выражением и без него, а теперь мысленно перенесите это восприятие на вокал! Пение «без выражения» и отличает просто певца от Певца. Вспомните и еще раз послушайте свои любимые песни. Но, обращая внимание на «выражение», с которым их поют.

Исполнение ноты «высоко» или «низко» зависит не от вокалиста, а от самой музыки, в ноту нужно попадать «при любом раскладе», тембр же голоса, как его основная «краска», зависит именно от ДИНАМИКИ! В реальном вокале, а не в теоретическом. Поэтому певцу остается самая «выразительная» часть - вокальная динамика!

Таким образом, навыки управления силой голоса вокалисту необходимы, поскольку петь нужно уметь разный репертуар. Но эти навыки будут бесполезны, если не будет самой СИЛЫ, того, чем нужно управлять. Красивая, эффектная песня, исполненная «вполголоса» и без динамики просто потому, что вокал не развит, хоть и музыкально грамотен, воспримется слушателем как досадная «муха» - ну, прожужжала, и иди отсюда… Обращать на тебя внимание нет ни желания, ни времени… Не «зацепила»!

И наоборот! Пришел заниматься ученик с сильным голосом, а менять, управлять этой силой не может. Не может – не беда, плохо, если НЕ ХОЧЕТ, научиться-то всегда возможно… Поэтому, как писала в статье «Тембр голоса и громкость голоса», сила вашего голоса на начальном этапе вокальных занятий большого значения не имеет, ее можно РАЗВИТЬ, вырастить. А вот «выражение», с которым вы будете петь ту или иную песню… всецело будет зависеть только от ВАС!

С чего начать «выращивание» сильного звука? С УПРАЖНЕНИЯ.







Статья с сайта https://vocalmechanika.ru/index.php?id=72&Itemid=66&option=com_content&view=article

















20



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!