СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок для 10-11 х классов "100 лет ВЛКСМ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная работа предназначена для проведения урока, посвященного 100-летию ВЛКСМ. Для 10-11 классов

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок для 10-11 х классов "100 лет ВЛКСМ"»

Министерство образования и науки Российской Федерации

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «СОШ № 4»


Всероссийский конкурс исследовательских работ участников туристско-краеведческого движения «Отечество»






Тема работы: «100 лет Всесоюзному ленинскому коммунистическому союзу молодёжи»


Номинация «История детского и юношеского движения»

(изучение истории детских и молодёжных организаций)




Подготовил:

Сивков Сергей Николаевич

Обучающийся 10 а класса

МБОУ «СОШ №4»

Адрес ОУ Пр. Героев 36

Телефон: 2-44-31

домашний адрес: 188 540

г. Сосновый Бор

ул. Молодёжная, д. 28, кв. 37

м. т. 8-911-086-35-42

Данные паспорта:

41 16 77 59 33

Выдан:

Отделом УФМС России

г. Сосновый Бор

Руководитель:

Охрименко Сергей Владимирович

учитель истории МБОУ «СОШ №4»

188 531 пгт Большая Ижора,

ул. Приморское шоссе, д 7, кв.109,

м. т. 8 967 534 54 33

р. т. 2-44-31



г. Сосновый Бор

2018 год

СОДЕРЖАНИЕ стр.


I. Введение……………………………………………………………3-4

II.Основная часть

2.1 Кто такие комсомольцы ? История ВЛКСМ СССР…………5-6

2.2 Символика комсомола………………………………………...7-8

2.3 Устав и девиз комсомольцев Советского Союза…………… 9

2.4 Награды комсомольской организации……………………….10- 13

III.Заключение………………………………………………………..14-15

IV. Приложение………………………………………………………16-21

VI. Библиография……………………………………………………22
































I. Введение

Я родился и живу в г. Сосновый Бор. Учусь в средней общеобразовательной школе № 4, в 10 классе.

17 октября в нашей школе проходил тематический урок, посвящённый 100-летию Всесоюзного ленинского коммунистического союза молодёжи. В связи с этой датой у учащихся старших классов состоялась встреча с Алексеевой Ириной Геннадьевной, которая являлась первым секретарем Сосновоборского горкома ВЛКСМ.

Нас очень заинтересовала тема молодёжного движения, и мне стало интересно  «Что знают о комсомоле мои товарищи?». Для этого я провел опрос среди 47 обучающихся 9-10 классов нашей школы. Вот результаты моего опроса:

-   Что значит аббревиатура ВЛКСМ знают 14 % моих товарищей;

-   Сколько лет исполняется комсомолу в 2018 году, знают 37 %  респондентов;

-   На вопрос «Какова роль комсомола в становлении и развитии нашей страны? » смогли ответить 15 % обучающихся;

- На мой вопрос «Как вы думаете, существуют ли в нашей стране подобные организации? Если да, то как они называются?» вызвал затруднение.

Отсюда я сделал вывод, что современные подростки не обладают достаточной информацией о ВЛКСМ.

Это подчёркивает актуальность моей исследовательской работы на сегодняшний день.

Новизну моей исследовательской работы подтверждает то, что данная тема в материалах периодической печати современности раскрыта достаточно слабо, и упоминание о комсомоле появилось в СМИ только лишь в связи со 100 летним юбилеем организации.

Целью моей исследовательской работы является изучение славной истории ВЛКСМ СССР, роль молодых ребят-комсомольцев в становлении нашего Отечества, комсомольского движения моего родного города,

Для достижения цели мною были поставлены задачи:

    1. Узнать, что такое комсомол из научной и художественной литературы, средств массовой информации и интернет-ресурсов, из воспоминаний комсомольцев того времени

2. Проследить этапы развития комсомольской организации в СССР и непосредственно в г. Сосновый Бор

3. Зафиксировать воспоминания первого секретаря Сосновоборского горкома ВЛКСМ Алексеевой Ирины Геннадьевны

4. Совместить исследовательскую проектную работу с юношеским романтизмом;

Объектом  моего исследования является роль комсомола в истории нашей страны.

В ходе моей работы были использованы следующие методы исследования:

анализ

классификация

наблюдение и сопоставление результатов

анкетирование

интервью

работа с архивами (кино и фотодокументы) 



























II. Основная часть.

2.1 Кто такие комсомольцы? История ВЛКСМ СССР



«Что такое комсомол?

Это — воля твердая.

Что такое комсомол?

Это сердце гордое,

Это совесть и глаза,

Будто небо синее,

Это руки мастеров,

Молодые, сильные»1



100 лет назад, 29 октября 1918 года на I Всероссийском съезде союзов рабочей и крестьянской молодежи был образован Российский Коммунистический союз молодежи (РКСМ), в 1924 году ставший Ленинским, а с 1926 года — Всесоюзным.

Его биография давно стала песнями, которые помогают современным юношам и девушкам бороться за счастье своего народа.

Теперь об этой организации мало кто знает. ВЛКСМ — это была крупная политическая молодежная организация Советского Союза. За 73 года существования через её ряды прошло более 160 миллионов человек всех наций и народов нашей Родины.

Инициатором создания и основным идеологом комсомольской организации стал В.И. Ленин. «Задачи Союзов молодежи», зачитанные им на III Всероссийском съезде комсомола в октябре 1920 года, стали основополагающим идейным документом ВЛКСМ на долгие годы.

Быть комсомольцем было почетно, потому как в комсомол принимали только достойных, достигших возраста 14 лет и старше.

Каждый вступающий в ряды комсомола в обязательном порядке должен был знать устав ВЛКСМ и работу Владимира Ильича Ленина «Задачи союзов молодёжи».

Быть членом ВЛКСМ могли быть только люди до 28 лет, член ВЛКСМ достигший этого возраста выбывал из союза молодёжи по возрасту.

Каждый комсомолец должен был платить членские взносы. Для школьников они составляли 2 копейки в месяц. С работающего комсомольца шёл процент от заработной платы.

Через комсомольские организации осуществлялось идеологическое воспитание молодёжи и реализовались политические и социальные проекты.


К примеру — студенческие строительные отряды работали на стройках, убирали урожай, работали пионервожатыми в летних лагерях.

Многие комсомольцы побывавшие в стройотрядах с теплотой вспоминают неповторимую атмосферу – костры, песни под гитару, и свидания под луной. Как любая общественная организация в Советском Союзе, они имели свою символику – значки стройотрядовца и специальную форму.

Обязательными были ежемесячные комсомольские собрания, на которых подводились различные итоги, намечались планы, разбирались персональные дела отдельных комсомольцев.

Комитет комсомола давал рекомендации для продвижения по карьерной лестнице и мог взять на поруки провинившегося товарища. Даже при поступлении в техникумы или высшие учебные заведения была необходима комсомольская характеристика.

У союза молодёжи была своя туристическая организация «Спутник», где только молодые люди могли приобретать туристические путёвки не только в союзные республики, здравницы, но и в страны соцлагеря: Болгарию, Венгрию, Румынию, Польшу, ГДР, Чехословакию.

Комсомол имел свою газету «Комсомольская правда», которая, кстати, существует до сих пор и называется также. Конечно, по содержанию она совсем уже не та.

У комсомольской организации были и свои награды. Лучшие комсомольские отряды или дружины награждались почётными грамотами, переходящими Красными знамёнами райкомов и горкомов комсомола. Самая высокая награда – лауреат премии Ленинского комсомола, вручалась самым достойным.

К началу 80-х в комсомоле состояло свыше 36 миллионов граждан СССР в возрасте от 14 до 28 лет.



















2.2 Символика комсомола



«Мечтать! Надо мечтать

Детям орлиного племени!

Есть воля и смелость у нас, чтобы стать

Героями нашего времени!»2


ВЛКСМ не имел флага, но у каждой комсомольской организации было своё Красное знамя.

На лицевой стороне знамени в верхнем правом углу надпись: «Пролетарии всех стран соединяйтесь». В центре золотистыми буквами в три строки: «Всесоюзный Ленинский Коммунистический Союз Молодёжи». На оборотной стороне изображение значка ВЛСКМ размером 50 см. под ним наименование комсомольской организации.

Комсомольский билет — один из главных символов комсомола.

Цвет обложки-отблеск огня Великой Октябрьской социалистической революции, портрет Ленина – постоянное напоминание о верности комсомола делу и заветам Ленина.


Комсомольский значок


Чтобы поощрить наиболее отличившихся членов новой молодежной организации был создан комсомольский значок, это случилось в 1922 г. Чтобы стать членом ВЛКСМ, кандидат должен был назубок выучить устав организации, а также «Задачи союзов молодежи».






Нагрудный значок члена ВЛКСМ окончательный вид приобрел в 1958 г.- на фоне Красного знамени профиль Ленина и надпись ВЛКСМ.


2.3 Устав и девиз комсомольцев Советского Союза




«Шагай вперед комсомольское племя

Шути и пой, чтоб улыбки цвели

Мы покоряем пространство и время

Мы молодые хозяева земли»

3



Чтобы стать комсомольцем, необходимо прочитать Устав ВЛКСМ и запомнить его основные положения; разобраться, какими орденами, когда и за что была награждена комсомольская организация.

Устав ВЛКСМ –основной закон внутренней жизни комсомола, определяющий его название и назначение, обязанности и права члена ВЛКСМ.

Устав был принят на 14 съезде ВЛКСМ В 1962 году.
Основной девиз комсомола « Партия сказала «НАДО» комсомол ответил «ЕСТЬ!».






2.4 Комсомольские награды


За подвиги, совершенные в годы Гражданской и Великой Отечественной войн, а также успехи в социалистическом строительстве ВЛКСМ в 1928-1968 годах награжден 6 орденами.

 


  1928 год. Орден Красного Знамени – за боевые заслуги в годы Гражданской войны и иностранной интервенции.

 


  1931 год. Орден Трудового Красного Знамени – за проявленную инициативу в деле ударничества и социалистического соревнования, обеспечивших успешное выполнение первого пятилетнего плана развития народного хозяйства страны. 

 

  1945 год. Орден Ленина – за выдающиеся заслуги перед Родиной в годы Великой Отечественной войны Советского Союза против гитлеровской Германии, за большую работу по воспитанию советской молодёжи в духе беззаветной преданности социалистическому Отечеству.


  1948 год. Орден Ленина – за выдающиеся заслуги перед Родиной в деле коммунистического воспитания советской молодёжи и активное участие в социалистическом строительстве, в связи с 30-летием со дня рождения ВЛКСМ.


  1956 год. Орден Ленина – за большие заслуги комсомольцев и советской молодежи в социалистическом строительстве, освоении целинных и залежных земель. 

 


  1968 год. Орден Октябрьской Революции – за выдающиеся заслуги и большой вклад комсомольцев, советской молодежи в становление и укрепление Советской власти, мужество и героизм, проявленные в боях с врагами нашей Родины, активное участие в социалистическом и коммунистическом строительстве, за плодотворную работу по воспитанию подрастающего поколения в духе преданности заветам В.И. Ленина и в связи с 50-летием ВЛКСМ. 

 

 

 



III.Заключение


Алексеева Ирина Геннадьевна - первый секретарь Ломоносовского ГК ВЛКСМ, первый секретарь Сосновоборского ГК ВЛКСМ, которая была почётным гостем нашей школы 17 октября этого года, провела замечательный урок-лекцию для наших старшеклассников. Ирина Геннадьевна рассказала о героическом пути этой молодёжной организации, о её развитии и становлении, о традициях ребят-комсомольцев того времени. А так же предоставила большое количество архивных фотодокументов.

После уроков наш 10-й класс остался в аудитории чтобы систематизировать полученную, несомненно полезную, информацию и сделать выводы. Мы узнали, что ВЛКСМ объединял в своих рядах широкие массы советской молодёжи. Комсомол имеет шесть орденов, а это значит, что комсомол играл важную роль в судьбе своей Родины.

Наш родной город Сосновый Бор и флагман большой атомной энергетики страны - ЛАЭС - это тоже детища молодежи, комсомола 60 - 80х.

Молодежь, ребята примерно нашего возраста, освоив научные достижения и опыт старшего поколения, совершила свой героический трудовой подвиг, подняв престиж Соснового Бора на всесоюзный уровень.

Комсомольская организация Ломоносовского района и Соснового Бора в период 1960-1967 гг. реально участвовала в производственной, экономической и общественной жизни одного из крупных регионов Ленинградской области.

Комсомольцы с большим энтузиазмом брались за любое дело. Во время гражданской войны комсомол героически сражался за Советскую власть. После войны комсомольцы выводили на поля первые тракторы, самоотверженно боролись с безграмотностью. В самых ожесточённых боях Великой Отечественной всегда первыми были коммунисты и комсомольцы; после войны молодые парни и девчата строили электростанции на реках Сибири, осваивали целинные и залежные земли; в 60-х и 70-х годах 20-го столетия комсомольцы героически трудились на строительстве БАМа и работали в молодёжных строительных отрядах; немало интересных и важных дел было у комсомольцев на производстве и в учебных заведениях страны.

Придя домой, я выяснил, что все мои родственники были комсомольцами. И спустя годы, они все равно помнят свои школьные годы, дела, впечатления, в основном только положительные. Они говорят о том, что комсомольская организация действительно работала в школе, а школьники трудились на благо этой организации. Работа в организации воспитывала такие значимые для общества качества как ответственность, отзывчивость к чужим проблемам, трудолюбие. Именно это и позволило членам моей семьи достичь поставленных жизненных целей.

Я начал эту работу потому, что мне стало интересно, что такое комсомольская организация, какими были ребята того времени, что толкало их на подвиг, что вело вперёд молодые, горячие сердца.


Я считаю, что цель исследовательской работы достигнута. А именно, я изучил комсомольскую юность ребят того времени, на их примере выявил влияние ВЛКСМ на формирование жизненной позиции. Я узнал, что все молодые люди, прошедшие эту школу жизни благодарны судьбе за то, что она связала их с комсомолом. Каждый из них комсомольский дух несёт в своём сердце до нынешних дней.


Практическое применение работы:


Материалы, полученные в ходе исследовательской работы будут использованы для проведения Уроков мужества и экскурсий в музей МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4» на тему: «Комсомольцы – беспокойные сердца».































IV. Приложение


Стелла Всесоюзная ударная комсомольская стройка. г. Сосновый Бор



Комсомольцы-военнослужащие на строительстве Андерсенграда.

г. Сосновый Бор




Команда г. Сосновый Бор на областном комсомольском слёте. 1980 г.





Городской комсомольский слёт. Смотр лагерей. 1981 г.



Молодёжный жилищный комплекс, в возведении которого участвовали члены комсомола. г. Сосновый Бор.


Демонстрация. г. Сосновый Бор. 1989 г.



Праздник улицы Комсомольская. г. Сосновый Бор. 1987 г.



Идёт сбор средств на реконструкцию мемориального комплекса в д. Устье. 1989 г.


Автопробег по местам боевой славы. Пулковские высоты.(Первый секретарь Сосновоборского горкома ВЛКСМ И.Г.Алексеева и военные-строители ЛАЭС)



Комсомольский актив Ломоносовского района и г.Сосновый Бор 1978 г.



Встреча лидеров ученического самоуправления и активистов РДШ с лидерами комсомольского движения города Сосновый Бор.



















И.Г. Алексеева - в 1987 году- первый секретарь Сосновоборского горкома ВЛКСМ.

VI . Библиография




  1. Беляев В.И. Ученическое самоуправление и школьный комсомол (1918-1981 гг.) // Советская педагогика. 1990. № 8. С. 121-127.

  2. ВЛКСМ. XXI съезд. 1990. Москва. Устав ВЛКСМ // Комсомольская правда. 1990. 24 апреля.

  3. Зиновьев Г.Е. Основные задачи Ленинского комсомола. Л.: Госиздат, 1924. 100 с.

  4. Криворученко В. К., Родионов В. А., Татаринов О. В. Молодежное движение в России и Советском Союзе: уроки истории. М.,1997.

  5. Крупская Н.К. Важнейший участок комсомольской работы // Крупская Н.К. Педагогические сочинения. Т. 5. М.: Изд-во Ак. Пед. Наук, 1959. С. 560-567.

  6. Ленинский комсомол в годы Великой Отечественной войны. Сб. ст. М.: Молодая гвардия, 1975. 334 с.

  7. Ленинский комсомол. Очерки по истории ВЛКСМ. М.: Молодая гвардия, 1963. 815 с.

  8. Лепехин С.М. Ленинские принципы воспитания молодежи. Л.: Лениздат, 1978. 216 с.

  9. Марш ударных бригад. Молодёжь в годы восстановления народного хозяйства и социалистического строительства. 1921—1941 гг. Сб. документов. М., 1965.

  10. Михайлов Н.А., Шмейков В.Д. Подвиг комсомола и советской молодежи в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. М, 1980. 51 с.
























































































1 «О делегатах комсомольских съездов, пленумов, лауреатах премии комсомола, депутатах Верховного Совета РСФСР, СССР, Воронежского областного Совета, местных Советов, комсомольцах, имеющих правительственные награды» . Дегтярев Д. Они были первыми/ Д. Дегтярев // Ленинская газета.-1988.-№.-С. 2

2 Александров Г. На подмостках революции.,изд. «Москва» 1984. С-201

3 «Марш веселых ребят» русского поэта Василия Лебедева-Кумача, написанный в 1934 году.

25



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!