СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок этики по теме "Скверная привычка - сквернословие"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке освещается история возникновения сквернословия, причины употребления скверных слов в нашем обществе (среди детей, подорстков, взрослых). Влияние нецензурной брани на здоровье человека. Пути борьбы со сквернословием.   

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок этики по теме "Скверная привычка - сквернословие"»

МКОУ "С(К)ОШИ"



Урок по этике:



Выполнила: учитель этики Гаврилова-Кузнецова М.И.





п. Нижний Куранах 2016 год.

Урок этики "Скверная привычка-сквернословие"

Цель: расширение жизненного пространства участников урока за счёт внесения в их жизнь чувственных красок, культурных значений, новых дополнительных смыслов.

Задачи:

  • Исследовать отношение учащихся к проблеме сквернословия, обсудить и установить причины распространения мата в подростковой и среде.

  • Способствовать просвещению учащихся, большей их информированности об истории возникновения сквернословия и пагубном его влиянии на духовное и физическое здоровье человека.

  • формироватьактивную жизненную позицию для противостояния вредному влиянию среды.

  • воспитывать критическое отношение к вредным привычкам окружающих, воспитывать стремление к самосовершенствованию, самосознанию, к тёплым, чутким, доброжелательным отношениям к окружающим.

Оборудование: в/проектор, листы исследования по теме "Сквернословие", снежинки, кувшин с водой, стаканы, экспонат чучела "Берегиня", ручки.

Форма проведения – круглый стол (урок-конференция)

1. Вступительное слово.

Здравствуйте, ребята! У нас сегодня не совсем обычный урок, у нас урок-конференция. Вы сегодня выступите в роли исследователей. И наше исследование посвящёно одной из самых важных и в то же время трудных тем. А чтобы легче было определить тему урока -давайте посмотрим короткий ролик (учитель демонстрирует ролик "Мат-это Яд"). Сегодня мы будем говорить о распространённой среди людей пагубной привычке – сквернословии. (Слайд № 1)

И по ходу нашей конференции вы проведете свое собственное исследование по главным вопросам темы, а в конце мы обсудим все ваши мнения и решения.

Для того, чтобы вам было легче работать, я приготовила вам исследовательские листы.

Лист исследования.

ФИО исследователя:_____________________________________________________

Тема исследования Сквернословие

Вопрос


Моё мнение в начале урока

Моё мнение и решение в конце урока

Что такое сквернословие?



Откуда оно возникло?



Как боролись с ним в древности?



Опасно ли сквернословие?



Влияет ли сквернословие на здоровье человека?



Нужно ли бороться со сквернословием? Если да, то как?



Что особенно важного для себя я узнал на уроке?





(Слайд 2). Согласно словарю В. Даля “скверна - мерзость, гадость, пакость, все гнусное, противное, отвратительное, непотребное, что мерзит плотски и духовно; нечистота, грязь и гниль, тление, мертвечина, - все богопротивное”.

Что же такое сквернословие? (Ответы учащихся).

Подведём итог сказанному. Итак, сквернословие - это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью. (слайд 3).

Сквернословие – порок или болезнь? Позор или гордость? “Велик и могуч русский язык” - читаем мы в книгах. А какую "литературную" речь мы слышим вокруг: на улице, в школе, в квартире, с экранов телевизоров?

Молодые люди свободно матерятся в присутствии девушек, и тех это нисколько не оскорбляет. Да и в чисто девичьих компаниях употребление непечатных слов стало обычным делом. Сквернословие охватило почти все возрасты.

Давайте, ребята, разберёмся - откуда возникло сквернословие? (слайд 4)

2. История возникновения сквернословия.

(Слайды 5-7). История возникновения мата уходит в глубину тысячелетий, в далекую языческую древность. Во времена язычества произносить эти слова-заклинания имел право только жрец на праздниках, когда имитировалось зачатие сущего мира. И ни одному человеку не могло прийти в голову, чтобы произнести эти слова мысленно или вслух. Тогда люди знали, какой мощной энергией были наделены эти слова, какую опасность несли, если употреблялись без надобности.

Наши предки произносили эти слова, призывая себе на помощь демонов зла. Ведьмы и колдуньи использовали сквернословие в своих наговорах, насылая проклятие. Именно с этим связан механизм влияния сквернословия на человека. Употребляя мат в разговоре с друзьями, родными, современные люди, сами того не подозревая, совершают сокровенный ритуал, призывая зло изо дня в день, из года в год на свою голову и на голову свои близких.

 Заблуждением является общепринятое мнение насчет того, что мат - это славянская традиция. Сквернословие на Руси примерно до середины XIX века не только не было распространено даже в деревне, но и являлось уголовно наказуемым. Позднее, сквернословящего человека подвергали публичной порке.

(Слайд 7-10). Как же боролись со сквернословием наши предки?

 Во времена царя Алексея Михайловича Романова услышать на улице мат было просто невозможно. И это объясняется не только скромностью и деликатностью наших предков, но и политикой, проводимой государством. По Соборному уложению за использование непотребных слов налагалось жестокое наказание – вплоть до смертной казни.

 При Петре I была выпущена книга "Юности Честное Зеркало", где писалось, что приличное поведение людей может быть признано лишь с полным воздержанием от бранной ругани. Нелишне будет вспомнить, что за нецензурную брань в общественном месте даже по Уголовному кодексу СССР полагалось 15 суток ареста.

3. Каковы причины, побуждающие человека сквернословить?(Слайд 11).

Мнения учащихся

 Опрос общественного мнения показал следующие причины:(Слайд 12). 

Неуважение к людям.

Отсутствие внутреннего самоконтроля.

Раздражительность, гнев, зависть, озлобленность.

Снижение общей культуры и культуры в семье.

Неумение выражать свои мысли. Слабый словарный запас или его отсутствие. Необразованность.

У молодежи – желание казаться продвинутым, «крутым» и взрослым.

Привычка. Отрицательный пример взрослых.

Отсутствие чувства собственного достоинства.

Отсутствие понятия чести. Неправильная трактовка понятия «свобода слова».



4. Опасно ли сквернословие? (Слайд 13). 

Ответы учеников

Слайд 14. Ответы общества

  • “Культура речи деградирует”.

  • “В лексиконе молодого поколения больше и больше звучит ничего не выражающий, ничего не значащий мат, а также постоянно мутирующий язык сокращенных компьютерных терминов”.

  • “Это ограничивает человека и унижает его достоинство”.

  • “Сквернословие развращает души, особенно тех, кто является невольным слушателем, в том числе детей”.

  • “Как всякая вредная привычка, мат проникает в жизнь человека и делает его зависимым”.

  • “Человек уже не может обходиться без словесного мусора, без слов-связок”.



Слайд 15.  Наш следующий вопрос – влияет ли сквернословие на здоровье человека? Как вы считаете?

Мнения учащихся...

Слайды 16-24  

Слайд 17, 18. Уже в начале 90-х эта группа ученых выпустила в свет книгу с множеством примеров, связанных с многолетними наблюдениями за конкретными людьми, Все эти люди были одного возраста, но только одна их часть составляла принципиальных сквернословов со стажем, а вторая - противников крепких выражений. Исследования показали, что у матерщинников очень быстро проявляются возрастные изменения на клеточном уровне, которые ведут ко всевозможным болезням. Во второй же группе результаты были противоположными. Одним словом, мат способствует быстрому старению.

Слайд 19,20.  Не рискуя экспериментировать на людях, ученые провели исследования на растениях. Опытам подверглись семена растения арабидопсис. В течение нескольких недель регулярно - по три-четыре часа в день - магнитофон поблизости от них “начитывал” грубые фразы. В результате большинство семян погибли, а выжившие стали генетическими уродами. Эти монстры, перенеся множество болезней, передали их по наследству, и через несколько поколений выродились. Интересно, что мутагенный эффект не зависел от силы слова, они не могли произноситься то громко, то шепотом. На этом основании ученые сделали вывод, что определенные слова обладают информационным воздействием на ДНК.

 Проведен был и обратный эксперимент: ученые “благословляли” семена, убитые радиоактивным облучением в десять тысяч рентген, молились над ними, и тогда перепутавшиеся гены, разорванные хромосомы и спирали ДНК встали на свои места и срослись, убитые семена ожили.

 Слайд 21. Уже давно проводятся эксперименты с водой. Оказывается, что в воде важен не столько ее химический состав, сколько структура. Под действием звуков, в том числе и человеческой речи, молекулы воды (а наше тело состоит примерно на 80 процентов из неё) начинают выстраиваться в сложные скульптуры. И в зависимости от ритма и смысловой нагрузки эти структуры могут лечить или, наоборот, отравлять организм.

Слайд 22. В XX веке японский ученый Масаро Эмото с помощью новейшего оборудования он смог заморозить и сфотографировать воду под микроскопом.

 То, что он разглядел на молекулярном уровне, его поразило. На фото предстали в основном кристаллы разной формы и четкости – с виду очень похожие на снежинки.

(Слайды 23- 32). Воде перед заморозкой говорили разные слова на многих языках или воздействовали на нее музыкой. Выяснилось, что форма кристалла отражает удивительные свойства воды. Глядя на фотографии на слайдах, можно сделать вывод, что похвала влияет на воду лучше, чем просьба или требование, а сквернословие не способно породить гармоничную красоту.

Слайд 33. Слова с негативным смыслом даже не способствуют образованию формы, а положительно заряженная вода имеет красивые, четкие кристаллы. А ведь человек состоит на 80-90% из воды. Страшно представить, если мысли и слова могут делать такое с водой, что же тогда они могут сотворить с человеком.

Не по этой ли причине так мало здоровых людей остается, не оттого ли так часто болеют дети, чьи родители постоянно матерятся?

6. Наш следующий вопрос - Нужно ли бороться со сквернословием и как?

Слайд 34

7. Как борется с матом закон. Слайд 35

 Ст. 130 “Оскорбление” УК РФ гласит:

“1. Оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме, - наказывается штрафом в размере до ста минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца, либо обязательными работами на срок до ста двадцати часов, либо исправительными работами на срок до шести месяцев.

2. Оскорбление, содержащееся в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации, - наказывается штрафом в размере до двухсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух месяцев, либо обязательными работами на срок до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года”.

Ст. 20, ч. 1 “Кодекса РФ об административных правонарушениях”предусматривает следующее наказание за нецензурную брань в общественных местах: штраф в размере от пяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда или административный арест на срок до пятнадцати суток.

8. Как борется с матом церковь. Слайд 36-38

Сегодня, ребята, после нашей конференции я предлагаю пополнить музей Изящной словесности экспонатом богини Берегини, которая, как полагали древние славяне, породила всё живое. Она оберегала созданных ею людей. Мне хочется, чтобы Берегиня оберегала и нас тоже, поэтому давайте на кристаллах воды в виде снежинок, напишем самые добрые, чуткие, тёплые слова и пожелания. Ваши пожелания вы прикрепите на ленточки Берегини (каждый ученик выходит к доске, зачитывает своё пожелание и прикрепляет на ленточки.).

Посмотрите, ребята, у меня на столе, в течение конференции стоял графин с водой. От ваших слов вода зарядилась положительной энергией. Давайте разольём воду по стаканчикам и выпьем эту "чудо-воду". Вы почувствуете прилив радости, бодрости, хороших, добрых ощущений на весь день.

9. Заключительная часть.

Сегодня мы с вами узнали, что в скверном слове таится огромная разрушительная сила. Вероятно, если бы человек мог видеть, какой мощный отрицательный заряд, распространяется во все стороны от скверного слова, он никогда не произнес бы его.

Слайд 39. Л.Н.Толстой писал: “Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их. Словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти. Берегись от такого слова, которое разъединяет людей”.

10. Подведение итогов.

А сейчас, давайте обсудим результаты ваших исследований. (Учащиеся по очереди зачитывают свои выводы)

Проводится обсуждение:

  • Я сегодня задумался о …

  • Сквернословие – это …

  • Почему молодежь употребляет нецензурные слова?

  • Какие качества нужно развивать в себе?

  • Мне сегодня понравилось…

Слайд 40. Завершить наш разговор хочется стихотворением “Слова” Вадима Шефнера.

Словом можно убить,
словом можно спасти,
Словом можно
полки за собой повести.
Словом можно продать,
и предать, и купить,
Слово можно
в разящий свинец перелить.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!