Открытый урок
по обществу
Тема: Философская проблема смысла жизни
Цели:
- Сформировать понятие о философской проблеме смысла жизни человека, показать жизненную значимость ее решения для каждого человека; значимость ее решения для каждого человека; познакомить с решениями данной проблемы в рамках различных философских направлений.
- Развивать навыки самостоятельной работы студентов с философской литературой, навыки сотрудничества, работы в группе.
- Формировать гражданскую позицию учащихся, ценностно-нравственное восприятие мира.
Оборудование урока:
1. Аудиозапись - песня «Я люблю тебя, жизнь».
2. Видеозапись (интервью).
3. Дидактический материал для работы микрогрупп.
4. Иллюстративный материал, философские словари.
5. Учебник основ философии (авт. В.Г.Горбачев).
6. Письма с войны.
Эпиграф: «Человек есть тайна» Ф.М.Достоевский
План урока
Оргмомент.
Актуализация знаний учащихся (Мотивационно-целевой блок).
У: Сегодня мы продолжаем философскую тему человека, которая остается одной из важнейших на протяжении многих веков, в том числе и в наше время.
И, по-прежнему, Человек есть тайна. - как сказал Ф.М. Достоевский.
- Мы познакомились с философской идеей соединенности в человеке двух начал - биологического и социального. Мы также знаем, в том числе из курса социологии, психологии, что человеком не рождаются, - человеком становятся в процессе социализации.
В: Какие этапы становления человека вы выделите? (человек - индивид - личность).
Задание: Определить, какому этапу соответствуют данные характеристики и разместить их в нужном месте.
(на доске карточки-задания, размещенные в беспорядке).
В: Какие еще характеристики вы бы добавили?
Работа с иллюстрациями (изображение человека на разных этапах жизни)
В: Как вы думаете, какие этапы становления человека иллюстрируют данные изображения? Почему?
III. Изучение нового материала.
(Стихотворение Р. Рождественского из поэмы «Письмо в 30-й век»). Плакат вывешивается на доску.
У: Так поэт Роберт Рождественский помог обозначить тему сегодняшнего урока.
В: Как бы вы ее сформулировали? Запишите.
У: Каждый думающий человек, раньше или позже, задается этим вечным вопросом, ответ на который во многом определяет его жизнь.
Пример: Поль Лафарг: клятва, данная в молодости;
Юлия Друнина: последнее стихотворение.
Сейчас мы услышим людей, которым был задан этот вопрос. Они * разные, как и их ответы.
(Просмотр видеозаписи интервью; пометки в тетрадь).
Обратимся к этой проблеме сегодня и мы, и попробуем оценить позиции различных философов: в философской антропологии проблема смысла жизни - традиционная.
И так: что думают об этом философы?
Работа студентов в микрогруппах (20 мин.)
У: Коррекция, контроль; проверка выполнения задания в виде отчетов микрогрупп.
Задание:
Ознакомиться с материалами.
Определить позиции философов разных направлений по данному вопросу, оформить сводную таблицу по схеме: направление - имена- идеи.
Проанализировать их с точки зрения интересов человека и общества в целом.
Оценочные суждения: с чьей позицией вы согласны? Чья позиция вам ближе? Почему?
У: Таким образом, жизненная позиция человека может быть как созидающей, так и разрушительной. Все зависит от того, как человек воспринимает окружающий мир: что он ценит и что отвергает, чем он согласен пожертвовать и ради чего готов на все. Это мир ценностей, который создает для себя каждый человек и общество в целом.
В философии сформировалось направление, занимающееся исследованием природы ценностей - аксиология (от греч. axia ценность и logos - учение, слово).
Сообщение студента «Аксиология как наука о ценностях» (запись в тетради основных положений, характеристик).
У: социализация человека предполагает принятие им ценностей, норм, сформировавшихся в обществе. Но каждый человек определяет и свое отношение к ним, составляет свою шкалу ценностей, определяя, что такое «хорошо» и что такое «плохо».
Сейчас вы услышите голоса людей, погибших в годы Великой Отечественной войны.
Чтение писем с войны (несколько).
(Письмо артелириста-разведчика Аркадия Полуэктова другу.
… Если я умру, напиши моим старикам, что я умер легко и спокойно. Я ненвижу фашизм, ненавижу кровавую, грабящую и убивающую фашистскую нечить.
И если бы у меня была и вторая жизнь, я бы отдал и ее. Напиши им, что я счастлив, что был бойцом в этой великой битве.
Из завещания Бина Лурье (уроженец Латвии)
… Прошло 2 месяца ожесточенной борьбы с врагом. Для меня наступил последний этап борьбы – борьба за Таллин. Отступления быть не может.
Жалко умирать в 24 года, но в настоящей борьбе, где на весы истории всего человечества ставятся миллионы жизней, я свою также отдаю, зная, что будущее поколение и вы, оставшиеся в живых, будете нас чтить, вспоминать как освободителей мира от ужасной чумы…)
В: Что они определяли как ценность? Что для них более значимо?
О:
У: Великая Отечественная война - это не только борьба оружия; это была, в первую очередь, борьба ценностей, борьба двух мировоззрений, двух идеологий. И наши люди одержали победу в этой борьбе. Даже умирая, они побеждали...
Человеку свойственно ценностное отношение к миру. При этом каждый выбирает между добром и злом, истиной и ложью. Люди разные... И живут по-разному.
Просмотр фрагмента видеозаписи интервью.
В: А что вы назвали бы главной ценностью в жизни?
У: В современном обществе самой большой ценностью считается жизнь. Разделяете ли вы эту точку зрения?
Аудиозапись песни «Я люблю тебя, жизнь»
В: В чем актуальность темы сегодняшнего урока? (С учетом ситуации в мире).
О:
Домашнее задание.
Выучить конспект урока.
Сочинение «Смысл жизни человека в моем понимании»
Тема смысла жизни в литературных произведениях (Стихи наизусть).