СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок "Функциональные стили речи". 11 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок "Функциональные стили речи" в 11 классе нацелен на повторение и обобщение изученного материала, включает элементы практической работы. Используются групповые технологии, проблемного и личностно-ориентированного развивающего обучения, информционно-коммуникативные. 

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок "Функциональные стили речи". 11 класс»



КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА

11 класс

Дата: 13.10.2017 г.

Тема: «Функциональные стили речи».

Тип урока: повторительно-обобщающий урок (практическая работа).

Задачи для учащихся:

  • выделить три исходных текста из псевдотекста;

  • определить стили исходных текстов, тему, идею и основные языковые особенности каждого отрывка.


Оборудование:

  • тексты,

  • цветные карандаши на каждую парту,

  • толковые словари,

  • компьютерная презентация по теме урока.

Ход урока

I. Сообщение темы.

Оформление записей на листочках, подготовка к практической работе.

II. Словарная разминка "Узнай слово".

Задание: по лексическому значению определить задуманное слово.

  • Разговор двух или более лиц. (Диалог.)

  • Несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически (Текст.)

  • Одинаковое построение нескольких рядом расположенных предложений. Например, слова Д. Лихачева: «Уметь говорить - искусство. Уметь слушать - культура». (Паралле­лизм.)

  • Тип речи, при помощи которого разъясняется, отрицается или подтверждается ка­кая-либо мысль. (Рассуждение.)

  • Стиль речи, цель которого - воздействовать на читателей или слушателей через средства массовой информации. (Публицистический.)

  • Одинаковое начало нескольких соседних предложений. (Анафора.)

  • Стиль речи, цель которого - сообщение и передача деловой информации. (Офици­ально-деловой.)


  1. Самопроверка (по образцу).

  2. Создание проблемной ситуации.

Предъявление учащимся псевдотекста (на каждой парте отпечатанный текст, цветные карандаши).

Задание: прочитать текст, отметить непонятные слова.

В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоя­щей Конституцией. Человек должен быть интеллигентен! А если у него профессия не требует интел­лигентности? А если он не смог получить образования? А если интеллигентность сделает его «белой вороной», будет мешать его сближению с другими людьми? «Вон человек, что скажешь ты о нем?» Ответил друг, плечами пожимая: «Я с этим человеком не знаком, что про него хорошего я знаю?» Нет, нет, нет! Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. Интеллигентность равна нравст­венному здоровью, а здоровье нужно, чтобы жить долго - не только физически, но и умственно. В од­ной старой книге сказано: «Чти отца своего и матерь свою, и долголетен будешь на земле». Основ­ные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Интеллигент­ность проявляется не только в знаниях, а в способностях к пониманию другого. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно (именно незаметно) помочь другому, беречь природу, не мусорить вокруг себя - не мусо­рить окурками или руганью, дурными идеями (это тоже мусор, и еще какой!).

«Вон человек, что скажешь ты о нем?» - спросил я у товарища другого.

«Я с этим человеком не знаком, что я могу сказать о нем плохого?» Осуществление прав и сво­бод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Интеллигентность - это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и к людям. Интеллигент­ность надо в себе развивать, тренировать. Тренировать душевные силы, как тренируют и физиче­ские.

Социальный долг человека - быть интеллигентным.

Вопросы к тексту:

  • О чем текст? Можно ли понять мысль автора?

  • Что осложняет наше понимание? Можно ли прочитанные предложения назвать тек­стом?

- Что такое текст? Псевдотекст?

Псевдо (от греческого - «ложь») - это первая составная часть сложных слов, обозна­чающая «ложный», «мнимый» (соответствует русскому «лже...»). Например: псевдоним.

  • По каким признакам мы определяем текст?

  • Признаки текста: тема, идея, заглавие, связность, композиционная завершенность, стилевое единство.

  • Вспомним стили речи. Что мы учитываем при определении стиля речи?

V. Целеполагание.

-Давайте, ребята, определим цель нашей работы:

  • выделить исходные тексты из псевдотекста;

  • определить тему, идею, тип и стиль речи каждого текста;

  • указать те языковые средства, которые использует каждый автор для реализации своего замысла.

VI. Работа с псевдотекстом.

В ходе обсуждения выделяются исходные тексты, раскрашиваются цветными каран­дашами (красный - официально-деловой, синий - публицистический, зеленый - художест­венный). Строго спланировать обсуждение невозможно, идти необходимо от детей. Посте­пенное предъявление исходных текстов.

1. Стихотворение Р. Гамзатова.

«Вон человек, что скажешь ты о нем?» Ответил друг, плечами пожимая:

«Я с этим человеком не знаком,

Что про него хорошего я знаю?»

«Вон человек, что скажешь ты о нем?» -

Спросил я у товарища другого.

«Я с этим человеком не знаком,

Что я могу сказать о нем плохого?»

(Р. Гамзатов)

Стиль - художественный.

Цель: эстетическое, эмоциональное воздействие на читателей и слушателей посред­ством художественных образов.

Стихотворение написано в форме диалога.

  • Какую картину вы представили, когда читали его?

  • Как вы определили, что перед нами стихотворный текст? (Рифма, ритм, разговорная интонация.)

  • Какие художественные средства использует автор? (Нет ярких выразительных средств, слова общеупотребительные, признаки разговорного стиля: указательная час­тица - «вон», устойчивое выражение - «плечами пожимая», использованы антонимы: «спросил - ответил», «хорошего - плохого», использованы синонимы: «друг», «това­рищ»; связь между предложениями параллельная, усилена анафорой, инверсией.)

  • Когда происходят эти события? (В прошлом: использованы глаголы прошедшего времени «спросил, ответил».)

  • О чем заставляет нас задуматься поэт? (Об отношении к людям.)

  • Кто из собеседников более интеллигентный человек? Почему?

-Друг и товарищ - это просто синонимы, служащие для устранения повтора?

Друг - 1) тот, кто связан с кем-то дружбой; 2) употребляется, как вежливое обра­щение к близкому товарищу, к соседу, к встречному человеку. Товарищ - человек, близкий кому-нибудь по общности взглядов, деятельности, условий жизни, а также человек, дружески расположенный к кому-нибудь.

2. Анализ текста официально-делового стиля.

Глава 2 Статья 17 (Конституция Российской Федерации)

  1. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражда­нина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с на­стоящей Конституцией.

  2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

  3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Стиль - официально-деловой.

Цель: сообщение, передача деловой информации.

Подстиль - законодательный.

Жанр - закон. ( Конституция - основной закон государства.)

Стилевые черты:

  • точность, не допускающая иного толкования;

  • долженствующе-предписывающий характер (использование инфинитива «не долж­но нарушать»;

  • «обезличенность», неличный характер (не употребляются глаголы 1, 2 лица, лич­ные местоимения 1, 2 лица; а употребляются глаголы в форме 3 лица, чаще несовершенно­го вида: «признаются, гарантируются»;

  • стереотипность построения текста, стандартизированность;

• отсутствие эмоциональности, нет изобразительных языковых средств


Языковые средства:

  • использование официально - деловой лексики: «право», «свободы», «гарантируют­ся», «человек», «гражданин» (сравним: «друг», «товарищ»), «каждый» (относительное ме­стоимение),

  • использование производных предлогов («согласно принципам», «в соответствии с Конституцией»),

  • предложения с однородными членами.

Тип речи: отсутствие описания и повествования (в некоторых жанрах: протокол, отчет, договор - возможна повествовательная манера изложения).

- Все ли слова понятны?


Гарантируются - защищаются, обеспечиваются. Неотчуждаемы («отчуждать» - отбирать).

Право 2. Охраняемая государством, узаконенная возможность, свобода что-нибудь делать, осуществлять («право на образование»).

Свобода 1. Возможность проявления субъектом своей воли на основе осознания законов развития природы и общества («свобода слова»).

2. Независимость, от­сутствие стеснений и ограничений, связывающих общественно-политическую жизнь и деятельность всего общества или его членов.


- Что самое главное в этом тексте?

3. Анализ текста публицистического стиля.

- Перед нами отрывок из статьи Д. С. Лихачева «Письма о главном».

Человек должен быть интеллигентен! А если у него профессия не требует интеллигентности? А если он не смог получить образования? А если интеллигентность сделает его «белой вороной», будет мешать его сближению с другими людьми?

Нет, нет, нет! Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. Интеллигентность равна нравственному здоровью, а здоровье нужно, чтобы жить долго - не только физически, но и умствен­но. В одной старой книге сказано: «Чти отца своего и матерь свою, и долголетен будешь на земле».

Интеллигентность проявляется не только в знаниях, а в способностях к пониманию другого. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за сто­лом, в умении незаметно (именно незаметно) помочь другому, беречь природу, не мусорить вокруг себя - не мусорить окурками или руганью, дурными идеями (это тоже мусор, и еще какой!).

Интеллигентность - это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к ми­ру и к людям. Интеллигентность надо в себе развивать, тренировать - тренировать душевные силы, как тренируют и физические.

Социальный долг человека - быть интеллигентным. ( Д. С. Лихачев)

Стиль - публицистический. Цели:

  • воздействие на читателя,

  • внушение определенной идеи,

• побуждение к осмыслению важной морально-этической проблемы, к определенным поступкам.


Стилевые черты:

  • логичность (тип речи - рассуждение);

  • образность, эмоциональность, оценочность, призывность, страстность;

  • общедоступность (рассчитана на понимание широкой аудиторией читателей);

  • полемический характер (полемика - спор при обсуждении литературных, научных, культурных вопросов);

  • экспрессивность (экспрессия - выражение чувств, переживаний, выразительность).


Языковые средства:

  • использование лексики, обозначающей понятия морали, нравственности;

  • фразеологический оборот «белая ворона»;

  • цитата;

  • лексические повторы;

  • восклицательные, вопросительные предложения;

  • глаголы в повелительном наклонении («должен быть интеллигентен», «надо разви­вать, тренировать»);

  • составные именные и глагольные сказуемые.


  • Интеллигентность. Интеллигентный - образованный, культурный. Интеллигенция -работники умственного труда, обладающие образованием и специальными знаниями в раз­личных областях науки, техники, культуры. Такое ли понимание интеллигентности предлага­ет Д.С. Лихачев?

  • Почему интеллигентность человека - залог его долголетия?

  • Почему быть интеллигентным - долг человека перед самим собой?

  • Почему быть интеллигентным - долг человека перед обществом?


Долг - обязанность.

Социальный - общественный, относящийся к жизни людей и их

отношениям в обществе.

Нравственный 1. Относящийся к нравственности, морали.

2. Соблюдающий нормы общественного поведения, требования морали. 3. Относящийся к внутренней, духовной жизни человека.

4. То же, что нравоучительный.

Нравственность - правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил поведения.

4. Работа по карточкам (дифференцированно по группам А.Б.С).

-Задание: определить стиль текста, назвать характерные признаки. Доказать свою точку зрения.

VII. Проверка.

VIII. Итоги урока. Рефлексия.

XI. Домашнее задание.

Упр. 369. Прочитать текст, определить стиль речи, привести

доказательства


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!