МКОУ «Цаган-Нурская СОШ им. Н. М. Санджирова»
Открытый урок геометрии в 8 классе
Тема: «Танграм».
Урок подготовила и провела
учитель математики и физики
Борлыкова Г.Д.
2018
Сценарий урока в 8классе.
Учитель: Ьорлыкова Галина Дорджиевна
Тема: «Танграм».
Формируемые УУД:
личностные: умение понимать смысл поставленной задачи, ясно и четко излагать свои мысли в устной речи; самооценка результатов деятельности; умение работать командой, формирование начальных элементов конструкторского мышления; усилить развитие логического мышления и пространственных представлений детей;
метапредметные: умение выделять главное, анализировать, синтезировать, обобщать, сравнивать;
предметные: представление об игре «Танграм».
Применение технологии УДЕ. (Головоловки, матрицы, составление и решение прямых и обратных задач, блок тем)
Оснащение урока:
- проектор и доска;
- раздаточный материал;
- ножницы.
Ход урока:
Организационный момент
Устные упражнения на развитие воображения
Упражнение «Пять предметов». Представьте пять предметов меньше вашего мизинца (колпачок ручки, горошина и т.д.). Представьте пять предметов больше автобуса (кит, поезд и т.п.). Представьте пять предметов, имеющих форму шара, прямой, прямоугольного параллелепипеда.
Постановка проблемы
2слайд
Начнем мы наш урок с отгадывания следующего ребуса.
Предположительный ответ: танграм.
Предположительный ответ: да.
Предположительный ответ: Конечно.
Предположительный ответ: нет. Поэтому поставим перед собой еще одну задачу: узнать, где Танграм нам может пригодиться в жизни.
Изучение нового материала
Так что же такое Танграм? Откуда вообще появилось это слово.
Сообщения учеников (исследовательская работа).
О названии «Танграм»
Местом, где была изобретена игра, является Китай.
3слайд
Слово танграм впервые встречается в словаре Вебстера издания 1864 г. Само слово танграм было придумано в середине прошлого столетия неким американцем, образовавшим неологизм из слова «Тань», что означает на кантонском диалекте «китайский», и распространенного суффикса «грамм», что в переводе с греческого означает «буква». (первый ученик)
4слайд
Иная теория происхождения слова танграм была выдвинута Питером Ван Ноутом в предисловии к новому изданию книги Ллойда: китайские семьи, живущие на лодках, называются танка, тан по-китайски означает — падшая женщина. Американские моряки, покупавшие головоломку у девушек — танка, могли назвать ее танграмом — головоломкой доступных девушек. (второй ученик)
5слайд
6слайд
Танграм (от китайского «семь дощечек мастерства») — головоломка, состоящая из семи танов (плоских геометрических фигур), полученных делением квадрата на семь частей – 2 больших, 2 маленьких и 1 средний треугольник, 1 малый квадрат и параллелограмм, которые складывают определённым образом для получения другой, более сложной, фигуры (изображающей человека, животное, предмет домашнего обихода, букву или цифру и т. д.). (четвертый ученик)
Существует множество мифов о создании игры «Танграм».
7слайд
Более 4000 тысяч лет назад у одного человека из рук выпала фарфоровая плитка и разбилась на семь частей. Расстроенный, он в спешке старался ее сложить, но каждый раз получал все новые интересные изображения. Это занятие оказалось настолько увлекательным, что впоследствии квадрат, составленный из семи геометрических фигур, назвали Доской Мудрости.
Гипотеза: Если бы не разбилась фарфоровая плитка на семь частей, то возможно, не была бы придумана игра-головоломка «Танграм». (пятый ученик)
8слайд
Появление этой китайской головоломки связано с красивой легендой. Почти две с половиной тысячи лет тому назад у немолодого императора Китая родился долгожданный сын и наследник. Шли годы. Мальчик рос здоровым и сообразительным не по летам. Одно беспокоило старого императора: его сын, будущий властелин огромной страны, не хотел учиться. Мальчику доставляло большее удовольствие целый день забавляться игрушками. Император призвал к себе трех мудрецов, один из которых был известен как математик, другой прославился как художник, а третий был знаменитым философом, и повелел им придумать игру, забавляясь которой, его сын постиг бы начала математики, научился смотреть на окружающий мир пристальными глазами художника, стал бы терпеливым, как истинный философ, и понял бы, что зачастую сложные вещи состоят из простых вещей. Три мудреца придумали "Ши-Чао-Тю"- квадрат, разрезанный на семь частей. (шестой ученик)
9слайд
«В записках покойного профессора Челленора, попавших в руки автора, — утверждал Лойд, — имеются сведения о том, что семь книг о танграмах, каждая из которых насчитывает ровно тысячу фигур, были составлены в Китае более 4000 лет назад. Эти книги ныне стали столь большой редкостью, что за те сорок лет, которые профессор Челленор провел в Китае, ему лишь раз удалось видеть первое издание первого из семи томов (сохранившихся полностью) и несколько разрозненных фрагмента второго тома». Согласно легенде Лойда, Тан был легендарным китайским мудрецом, которому его соотечественники поклонялись как божеству. Фигуры в своих семи книгах он расположил в соответствии с семью стадиями в эволюции Земли. (седьмой ученик)
«Танграм» в литературных произведениях
10слайд
Все мы хорошо знаем книгу “Алиса в стране чудес” Л.Кэрролла. Однако это его не единственное произведение. В книге “Модная китайская головоломка” он пишет, что танграм был любимой игрой Наполеона Бонапарта, который, лишившись трона, в изгнании на Острове Святой Елены проводил долгие часы за этой забавой, “упражняя свое терпение и находчивость”. (восьмой ученик)
11слайд
Одним из поклонников игры был Эдгар А. По. Принадлежавший ему танграм, сделан из слоновой кости и в настоящее время хранится в Нью-Йоркской публичной библиотеке. (девятый ученик)
12слайд
Известный писатель и дипломат Роберт Ван Гулик в романе “Убивающие ногтями” построил весь сюжет книги вокруг танграма. (десятый ученик)
13слайд
В игре «Танграм» (как и в любой другой игре) существуют определенные правила:
В каждую собранную фигуру должны входить все семь элементов.
При составлении фигур элементы не должны налегать друг на друга.
Элементы фигур должны примыкать один к другому.
Начинать нужно с того, чтобы найти место самого большого треугольника.
Геометрическая физминутка.
Угадать тело, находящееся в мешочке.
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/04/03/s_5ac2e801a15bc/875784_6.png)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/04/03/s_5ac2e801a15bc/875784_7.png)
14слайд
А теперь наша задача вырезать детали для игры «Танграм». Сейчас я раздам каждому на стол картонку, на которой изображен квадрат, разделенный на семь частей.
Закрепление изученного материала
15слайд
А первое задание предлагаю попробовать выполнить в парах (вместе с соседом по парте). Ваша задача состоит в том, чтобы используя все семь частей, сложить фигурку, приведенную на слайде.
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/04/03/s_5ac2e801a15bc/875784_8.png)
Работа в интерактивном режиме (напомнить о вопросе, поставленном в начале урока)
16слайд
А теперь следующее задание. Ваша задача собрать любую фигуру из семи частей «Танграма». Наклеить её на альбомный лист и при помощи цветных карандашей дорисовать окружающую обстановку. Соответствующую тематике собранной фигуры. Через 10 минут я вам предоставлю слово для защиты вашего мини-проекта. Варианты работы: - в парах; - самостоятельно.![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/04/03/s_5ac2e801a15bc/875784_9.jpeg)
Домашнее задание
Используя все семь частей, сложите любые три фигурки, приведенные на рисунке, и наклейте их на альбомном листе.
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/04/03/s_5ac2e801a15bc/875784_10.jpeg)
Рефлексия
В какую игру мы сегодня с вами играли?
Предположительный ответ: «Танграм».
Ребята, смогли мы решить задачи, которые поставили перед собой в начале урока?
Предположительный ответ: да.
А какие качества личности помогли нам развить задания на уроке?
Предположительный ответ: внимательность, логику, пространственное воображение, быстроту мысли, самостоятельность.
А где в жизни могут пригодиться нам навыки, приобретенные сегодня на уроке?
Предположительный ответ: при ремонте (разрезание обоев или плитки), конструирование каких-то деталей.
Выставление оценок за урок.
17слайд
И хотелось бы закончить наш урок словами А.Маркушевича «Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели».