СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок-игра по информатике

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-игра "В царстве условного алгоритма"

Тема урока: Условный алгоритм. Решение простейших задач с помощью блок-схем.

Цели урока: сформировать у учащихся первые навыки решения задач на составление программ с использованием блок-схем.

Задачи урока: 

  • ввести понятие условного алгоритма;
  • решать простейшие задачи на использование условного оператора с помощью блок-схем;
  • ученики должны понять и запомнить формат условного алгоритма;
  • решать аналогичные задачи, используя блок-схему;

находить общее и различие в поставленных задачах, замечать ошибки;

Тип урока: урок изучения нового материала.

Просмотр содержимого документа
«1 битик»

1 битик

1 битик

1 битик

1 битик

1 битик

1 битик

1 битик

1 битик

1 битик

1 битик

1 битик

1 битик

1 битик

1 битик

1 битик

1 битик



Просмотр содержимого документа
«Урок-игра»

Урок-игра "В царстве условного алгоритма"

Тема урока: Условный алгоритм. Решение простейших задач с помощью блок-схем.

Цели урока: сформировать у учащихся первые навыки решения задач на составление программ с использованием блок-схем.

Задачи урока: 

  • ввести понятие условного алгоритма;

  • решать простейшие задачи на использование условного оператора с помощью блок-схем;

  • ученики должны понять и запомнить формат условного алгоритма;

  • решать аналогичные задачи, используя блок-схему;

находить общее и различие в поставленных задачах, замечать ошибки;

Тип урока: урок изучения нового материала.

Дидактический материал: карточки с задачами.

Наглядное пособие: презентация к уроку, плакат "Формат условного оператора".

Ход урока

Оргмомент. Тема нашего урока: В царстве условного алгоритма.

Цели: ввести понятие условного алгоритма; решать простейшие задачи на использование условного оператора с помощью блок-схем.

В ходе урока за активное участие каждому вручаем в виде поощрения битики. Каждый правильный ответ 1 битик.

II. Повторение. В начале урока мы повторим то, что проходили на прошлом уроке.

Какая тема была? (Линейный алгоритм).

Что такое линейный алгоритм? (это команды, которые выполняет исполнитель шаг за шагом).

Приведите примеры. (программа - диалог)

Давайте с вами проверим домашнее задание. Вам была дана задача к которой вы должны были нарисовать блок-схему.

Задача. Исполнитель Робот умеет перемещаться по лабиринту, начерченному на

плоскости, разбитой на клетки. Между соседними (по сторонам) клетками

может стоять стена, через которую Робот пройти не может.

У Робота есть четыре команды - это команды-приказы:

вверх вниз влево вправо

При выполнении любой из этих команд Робот перемещается на одну клетку

соответственно: вверх ↑, вниз ↓, влево ←, вправо →. Если Робот получит

команду передвижения сквозь стену, то он разрушится.

(Один ученик рисует блок-схему на доске). Молодцы, вы справились с заданием, а теперь давайте решим эту задачу с дополнительными условиями. У вас нет схемы лабиринта и робот должен проверить нет ли перед ним стены. (Попробовать разобрать ее. Составить алгоритм решения задачи с помощью словесного описания.)

III. Постановка задачи

Мы должны создать такую программу, при помощи которой компьютер будет думать, чувствовать и выбирать правильное решение из нескольких вариантов ответов.

Поэтому мы сегодня в гостях "В царстве условного алгоритма".

Здесь собрались самые умные и творческие личности. Как вы думаете, в каких областях сильны жители этой страны? (математики, физики, конструкторы и т.д.)

Все они отличаются чудесным умом, волшебной логикой и загадочной смекалкой. Живут они дружно, горя не ведают, ведь все трудности, которые им попадаются на пути, решают вместе, сообща.

Правят этой страной принц Физика и принцесса Алгебра. Весь физический труд в стране они автоматизировали, т.е. сделали роботов, которые им помогают во всем. А сделали они это не потому, что им самим работать неохота, а потому, сто все они общаются на особом, алгоритмическом языке, который очень хорошо понимает компьютер. И поэтому создавать роботов и писать для них новые, более усовершенствованные программы, для жителей этой страны, является основной работой. Местные жители очень приветливы и гостеприимны, и они рады обучить всех гостей своей страны азам алгоритмического языка.

IV. Решение простейших задач с использованием блок-схем

Задача 1. (задает царевна Алгебра)

Написать программу, которая решает линейное уравнение ах = b. Программа должна проверять правильность введенных пользователем данных и, если они неверные (делитель равен нулю), выдавать сообщение об ошибке.

выбор последовательности инструкций осуществляется во время выполнения программы в зависимости от выполнения условия;

условие - это выражение логического типа, которое может принимать одно из двух значений: true (истина - условие выполняется) или false (ложь - условие не выполняется);

Задача 2. (задает принц Физика)

Напишите алгоритм решения следующей задачи:

ЭВМ спрашивает: "Всадник быстро скачет на лошади. Что будет с всадником, если лошадь резко остановится? Упадет ли всадник?" Если ответ положительный, то отвечает: "Да упадет через голову коня, то есть он будет сохранять свое движение". В противном случае просит: "Нет!"

Для записи блок-схемы алгоритма к доске вызываются три ученика (по желанию; при отсутствии желающих достаточно вызвать одного). В случае затруднений учитель оказывает помощь.

V. Закрепление.

Далее предлагаются сразу две задачи. (Задают местные жители)

Задача 3. Написать алгоритм решения следующей задачи:

ЭВМ спрашивает: "Сколько будет 2 + 2 = ?" Если ответ верен, то отвечает: "Молодец!" В противном случае: "Запомните: 2 + 2 = 4!"

Задача 4.

Написать алгоритм решения следующей задачи:

ЭВМ спрашивает: "Делаете ли вы по утрам зарядку?" Если ответ положительный, то отвечает: "Физкульт-ура!" В противном случае: "Если хочешь быть здоров, закаляйся!"

Предлагаются вопросы для обсуждения:

Найти общее и различие в постановках задач.

Какая из задач 3, 4 ближе к задаче 1, а какая - к задаче 2?

Что нужно изменить в блок-схемах решения задач 1, 2, чтобы они стали блок-схемами решения задач 3, 4?

А теперь давайте порешаем задачи самостоятельно.

  1. Дано целое число. Если оно является положительным, то прибавить к нему 1; если отрицательным, то вычесть из него 2.

  2. Известны коэффициенты и с квадратного уравнения. Вычислить корни квадратного уравнения. Входные данные: a, b, cВыходные данные: x1, x2.

Теперь мы с вами научились составлять условные алгоритмы и рисовать к ним блок-схемы. Вот теперь мы сможем решить задачу по про робота. (За правильное решение задачи команда получит 1 байт)


VII. Домашнее задание

Придумать задачу с условным алгоритмом. Записать решение с помощью блок-схемы.

VIII. Подведение итогов урока.

Что вы узнали на этом уроке? (Условный алгоритм)

Чтобы решить такие задачи, что нам поможет? (Любому человеку нужны ум, смекалка, логика.).

Спасибо за урок.

Просмотр содержимого презентации
«в царстве условного алгоритма»

Презентация к уроку по информатике и ИКТ по теме

Презентация к уроку по информатике и ИКТ по теме "В царстве условного алгоритма"

Автор:

Турцук Анастасия Александровна

учитель информатики и ИКТ

МКОУ «Локшинская СОШ»

Задачи урока: 

Задачи урока: 

  • ввести понятие условного алгоритма;
  • решать простейшие задачи на использование условного оператора с помощью блок-схем;
  • ученики должны понять и запомнить формат условного алгоритма;
  • решать аналогичные задачи, используя блок-схему;
Условные обозначения для блок-схем  - начало или конец  программы - ввод и вывод данных - действия  условие решения  программы - направление процесса

Условные обозначения для блок-схем

- начало или конец

программы

- ввод и вывод данных

- действия

  • условие решения
  • программы

- направление процесса

Задача

Задача

  • Исполнитель Робот умеет перемещаться по лабиринту, начерченному на плоскости, разбитой на клетки. Между соседними (по сторонам) клетками может стоять стена, через которую Робот пройти не может. У Робота есть четыре команды - это команды-приказы: вверх вниз влево вправо При выполнении любой из этих команд Робот перемещается на одну клетку соответственно: вверх, вниз, влево, вправо. Если Робот получит команду передвижения сквозь стену, то он разрушится.
" width="640"

Разветвляющийся (условный) алгоритм это алгоритм, в котором в зависимости от условия выполняется либо одна, либо другая последовательность действий.

Условие – высказывание, которое может быть либо истинным, либо ложным.

Для построения простого логического условия используются операции:

; =; =;

Блок-схема Полная форма Неполная форма Условие - Условие - + +  Действие Действие 2 Действие 1

Блок-схема

Полная форма

Неполная форма

Условие

-

Условие

-

+

+

Действие

Действие 2

Действие 1

Задача 1.  (задает царевна Алгебра)
  • Задача 1.  (задает царевна Алгебра)

Написать программу, которая решает линейное уравнение ах = b. Программа должна проверять правильность введенных пользователем данных и, если они неверные (делитель равен нулю), выдавать сообщение об ошибке.

Задача 2. ( задает принц Физика)
  • Задача 2. ( задает принц Физика)

Напишите алгоритм решения следующей задачи: ЭВМ спрашивает: "Всадник быстро скачет на лошади. Что будет с всадником, если лошадь резко остановится? Упадет ли всадник?" Если ответ положительный, то отвечает: "Да упадет через голову коня, то есть он будет сохранять свое движение". В противном случае просит: "Нет!"

Задача 3. (Задают местные жители): Написать алгоритм решения следующей задачи: ЭВМ спрашивает:

Задача 3. (Задают местные жители):

Написать алгоритм решения следующей задачи:

ЭВМ спрашивает: "Сколько будет 2 + 2 = ?" Если ответ верен, то отвечает: "Молодец!" В противном случае: "Запомните: 2 + 2 = 4!"

Задача 4.

Написать алгоритм решения следующей задачи:

ЭВМ спрашивает: "Делаете ли вы по утрам зарядку?" Если ответ положительный, то отвечает: "Физкульт-ура!" В противном случае: "Если хочешь быть здоров, закаляйся!"

Задачи для самостоятельного решения в группах:

Задачи для самостоятельного решения в группах:

  • Дано целое число. Если оно является положительным, то прибавить к нему 1; если отрицательным, то вычесть из него 2.
  • Известны коэффициенты и  с  квадратного уравнения. Вычислить корни квадратного уравнения. Входные данные:  a, b, cВыходные данные:  x 1 , x 2 .
Домашнее задание Придумать задачу с условным алгоритмом. Записать решение с помощью блок-схемы.

Домашнее задание

Придумать задачу с условным алгоритмом. Записать решение с помощью блок-схемы.

Урок окончен, спасибо за внимание!

Урок окончен, спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!