СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок Иван Сергеевич Соколв - Микитов "Листопадничек"

Нажмите, чтобы узнать подробности

- Сейчас зима. Улетели в теплые страны птицы, залегли в теплые берлоги медведи, спрятались в глубокие норки змеи и ежи.

- А, давайте перенесемся на несколько месяцев назад и узнаем, как к зиме готовились лесные жители.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок Иван Сергеевич Соколв - Микитов "Листопадничек"»

28.02.20 Литературное чтения 3 класс Урок № 63. Мерзликина С.М.

Тема урока: И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек».

Цели:  Образовательные:

1. Познакомить учащихся с жизнью и творчеством И.С.Соколова – Микитова и его рассказом «Листопадничек».

2. Оживить в памяти детей личные наблюдения за природой.

Развивающие:

1.Содействовать развитию репродуктивной деятельности, связанной с активной работой мышления; умением аргументировать, анализировать, классифицировать, обобщать.

2. Способствовать активизации каждого ребёнка в деятельности.

3. Развивать выразительное чтение, совершенствовать навык беглого чтения; память, речь.

Воспитывающие:

1. Учить видеть и понимать окружающую природу, вызвать желание общаться и любоваться ею.

2. Воспитывать любовь к матери, родному дому;

Планируемые результаты: метапредметные и личностные результаты (УУД)

Личностные: формировать позитивное отношение к природе, развивать эстетические чувства, формировать нравственную ориентацию, развивать рефлексию.

Познавательные: формировать навыки работы с источниками информации: ориентироваться в тексте, анализировать и синтезировать прочитанное.

Регулятивные: действовать по инструкции; принимать и удерживать учебную задачу; контролировать себя при чтении; развивать навык контроля и самоконтроля; производить оценку действий своей деятельности и других учащихся

Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества, вступать в общение, создавать высказывание

Оборудование: портрет писателя; учебник литературное чтение 3 класс; план работы с синквейном; иллюстрации к произведению; карточки с заданиями.

Методы обучения:

- объяснительно-иллюстративные;

- словесные;

- практические;

- наглядные;

- частично-поисковые.

Технологии :

- здоровьесберегающая;

- критического мышления.

Формы работы:

- фронтальная,

- групповая;

- коллективная

Тип урока: урок открытия новых знаний


Ход урока:

I. Организационный момент.

Ребята, у нас сегодня на уроке присутствуют гости, давайте их поприветствуем.

- Начинаем урок литературного чтения.

На уроке будем читать,

Выводы делать и рассуждать.

А чтобы урок пошел каждому впрок,

Активно в работу включайся, дружок!

II. Проверка домашнего задания.

- Скажите, изучение какого раздела мы начали на прошлом уроке? («Люби живое»).

- С каким рассказом и писателем мы познакомились на прошлом уроке? ( М.М. Пришвиным «Моя Родина»).

- Давайте вспомним: о каких детских воспоминаниях рассказывает Пришвин?

Я предлагаю Вам поиграть в игру «Доскажи словечко»

Игра: «Доскажи словечко»

- Мать моя вставала…(рано);

- Мать угостила меня… (чаем с молоком);

- Это угощение решило мою жизнь в …(хорошую) сторону;

- Я начал вставать до… (солнца);

- Потом и в городе я вставал … (рано);

- После чаю я … (ходил на охоту);

- Моя охота была в … (находках);

- Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с … (великими сокровищами жизни).

Молодцы, ребята вы хорошо поработали дома над текстом.

- Скажите, почему слова мама, солнце, природа, Родина Пришвин объединил в этом рассказе?

- Какой призыв автор адресовал жителям планеты Земля?(зачитайте)

III. Мотивация к учебной деятельности.

1. Беседа.

- Сейчас зима. Улетели в теплые страны птицы, залегли в теплые берлоги медведи, спрятались в глубокие норки змеи и ежи.

- А, давайте перенесемся на несколько месяцев назад и узнаем, как к зиме готовились лесные жители.

2.Игра «Кто как готовится к зиме?»

1. Белка, бобр, мыши;

2. Медведь, ёж, барсук;

3. Лиса, волк, заяц.

- Догадайтесь, почему я расположила этих животных группами?


( I группа: животные, которые запасают себе на зиму корм;

II группа: животные ложатся в спячку;

III группа: животные не запасают корм, не ложатся в спячку).

- А знаете ли вы у кого из животных детёныши появляются осенью? (высказывают мнения)

- Ребята, зайчиха может приносить приплод три раза в год. Зайчата первого выводка – «настовики», так как они появляются, когда на снегу есть наст (наст на снегу - заледеневшая корка на снегу после короткой оттепели), летние зайчата – «колосовики» или «травники».

3. Проблемный вопрос:

- Ребята, а кто из вас знает, как называют зайцев, родившихся осенью? (высказывают предположения)

У нас в семье большая радость

Пусть листья падают, летят,

В канавке, тёплой под осинкой

Три листопадничка лежат. (зайцев называют листопадничками)

- Почему их так называют? (Потому что они родились осенью, когда с деревьев падают листья.)

IV. Целеполагание.

- Вы догадались, что сегодня мы будем читать произведение о зайце.

- Предположите, чем мы будем заниматься на уроке?

- Какие задачи поставим перед собой?

Мы познакомимся .. (с творчеством Ивана Сергеевича Соколова – Микитова, прочитаем новое произведение автора )

Мы узнаем .. (о чем произведениие, кто главные герои, какой жанр этого произведения)

Будем учиться ..(выразительно и правильно читать, характеризовать героев произведения, ориентироваться в тексе, пересказывать текст, составлять план к тексту)

V. Изучение нового материала

1.Знакомство с биографией Ивана Сергеевича Соколова – Микитова.

Иван Сергеевич Соколов-Микитов родился в 1892 г. в простой, трудовой русской семье, среди просторов Смоленщины.

- Особую роль  в становлении будущего писателя сыграл отец - Сергей Никитьевич.

- "Глазами отца я видел раскрывшийся передо мной величественный мир  русской природы. Чудесными казались тропинки, широкий простор полей, высокая синева небес с застывшими облаками."

- От матери - Марии Ивановны, которая знала неисчерпаемое множество сказок и поговорок, и каждое слово которой было к месту, унаследовал он любовь к родному языку, к образной народной речи.

Писатель много путешествовал: побывал на Кавказе и за Полярным кругом, на земле Франца-Иосифа, у рыбаков и нефтяников Каспия, на Тянь-Шане.

- Из очередных поездок Соколов-Микитов привозил новые рассказы и очерки, в которых была жизнь, увиденная и рассказанная очевидцем и участником событий.

- Писатель был хорошим знатоком всех видов русской охоты. Главной добычей после каждой охоты были вышедшие из-под пера писателя книги – очень правдивые, дышащие теплом любви к родной земле, природе, сочувствием к нашим меньшим братьям.

- Последние 20 лет жизни писатель жил в доме на берегу Волги. В этих сказочных местах он создал цикл рассказов о родной природе.

- С детьми в деревне он издавал газету, которая называлась «Заячья газета». Здесь они учились писать друг у друга.

- В последние годы жизни у Ивана Сергеевича пропало зрение, но он не сдался- наговаривал свои произведения на диктофон.

- Умер писатель в возрасте 83 лет. В 1975 году.

- Спасибо, мы можем приступать к работе над произведением.

2. Работа над произведением.

А)Вопросы – предположения:

- откройте учебник на странице 61, рассмотрите иллюстрацию и выскажите свои предположения о героях произведения?

- Как вы думаете, что могло бы произойти осенью с этими героями?

- Чтобы понять, что же действительно произошло с героями мы должны познакомиться с произведением.

Б.) Словарная работа

- Чтобы наша работа была более успешной и текст более понятным, объясним значения некоторых слов:

долговязый – высокий, худощавый, нескладный;

плотина – сооружение, перегораживающее реку, течение, для подъёма уровня воды;

запрудили – перегородили реку плотиной;

настлано – настелено

зябнуть – испытывать чувство холода

робеть – пугаться, стесняться

ходко работают – работают быстро

Физкультминутка.

В.) Чтение произведения

-Откройте учебник на стр.60. Когда я буду читать все внимательно следят, т.к кто-то продолжит. Внимательно слушайте произведение, чтобы потом ответить на вопросы.

1 часть – чтение учителем. (до слов Улетели в далекие страны крикливые журавли)

- Какая мечта была у маленького зайчика?

- Так о чем же эта часть? (О мечте листопадничка.)


2 часть – чтение хорошо читающим учащимся. (Селищева В.)(до слов Бежал,бежал Листопадничек по лесу..)

- Куда отправился зайчик?

- О чем эта часть произведения? (О подготовке животных к зиме.)


3 часть – чтение хорошо читающим учащимся.(Олейников С. до слов Поставили бобры крышу)

— Кого встретил зайчонок во время путешествия?


4 часть – чтение за диктором. (Дети вполголоса читают за учителем, копируя его интонацию). (до слов Эх, видно не видать мне больше сладкой репки.)

- Почему Листопадничек остался зимовать в хатке бобров?


5 часть чтение хорошо читающим учащимся.(Беликова М. до слов Я научу тебя плавать и нырять)

- Как же провёл зайчик зиму? Найдите предложения, которые это подтверждают.


6 часть – самостоятельное жужжащее чтение.

- Расскажите, как зайчонок попал на болото.

VI. Первичное восприятие литературного произведения .

- Понравилось ли вам произведение?

- К какому литературному жанру мы отнесём это произведение? (Сказка о животных).

- Докажите. (Сказка – произведение волшебного характера, основанного на вымысле. В сказке «Листопадничек» животные разговаривают, события нереальные.)

- Какая эта сказка? (Литературная)

--Как вы думаете, почему писатель именно так закончил историю про зайчика?

-Что хотел сказать своим читателям?

VII. Характеристика героя.

-Ребята, дайте характеристику главному герою и обоснуйте свой выбор.

Опишите Листопадничка.

- мечтатель, фантазёр (мечтает улететь в тёплые края);

- непослушный (убежал из дома, ослушался маму);

- любознательный (задаёт вопросы бобрам);

- терпеливый (всю зиму жил в хатке у бобров);

- добрый (помогал нянчить бобрят);

- заботливый (кормит бобрят);

- смелый (научился плавать);

- любящий (скучает и вспоминает старую мать-зайчиху и маленьких братьев, живя в хатке у бобров).

Физкультминутка - гимнастика для глаз.

VIII. Закрепление изученного материала

Работа в группах:

1 группа: составляет синквейн о зайчике

1 – существительное;

2 – 2 прилагательных;

3 – 3 глагола;

4 – ключевое предложение из текста;

5 строчка – 1-2 существительных (своё отношение)

Зайчик

Любознательный, трусливый

Заботится, боится, ныряет

Листопадничек познакомился с бобрами .

Листопадничек.

2 группа: работа по карточкам

- Вставьте подходящее слово из текста:

  • Бежал, бежал (Листопадничек) по лесу, прибежал к глухой лесной (речке).

  • Остался Листопадничек в бобровой (хатке).

  • Любят (бобры) чистоту и порядок.

  • За долгую зиму большого (страху) натерпелся зайчонок.

  • Обрадовался Листопадничек, прижался к (матери).

  • Крепко-крепко заснул возле матери в родном (гнезде) Листопадничек.

3 группа: составление плана

План

Мечта Листопадничка.

Подготовка животных к зиме.

Зайчонок в хатке бобров.

Пришлось остаться на зиму.

За долгую зиму страху натерпелся.

Наконец-то дома.

IХ. Оценивание. Итог урока.

- Ребята, с каким новым произведением мы с вами познакомились на уроке?

- Какую истину вы сегодня поняли, открыли для себя? О чём вас заставила задуматься сказка. (Надо дорожить своей Родиной, любовью близких. Они главная опора в жизни.)

- Только дома нас всегда ждут, любят, заботятся о нас. Дом – это там, где живут самые родные и близкие нам люди. А в народе говорят: «В гостях хорошо, а дома лучше!», «Сердце матери лучше солнца греет».

- Ребята, сейчас, я предлагаю вам оценить свою работу. У вас есть лестница успеха. Вам нужно подчеркнуть смайлик на ступеньке. Верхняя- активно, средняя - работал не очень активно, нижняя - совсем не работал.

Х. Домашнее задание: - подготовить пересказ сказки от имени Листопадничка или бобров (по выбору); по желанию нарисовать иллюстрацию к сказке

ХI. Рефлексия

- Вы обратили внимание, что у вас лежат маленькие, беленькие зайчики, на обратной стороне напишите пожелание для своего товарища, и обменяйтесь зайчиками.

- Я, желаю, чтобы ваши пожелания сбылись.

- Спасибо за урок!











Самоанализ открытого урока в 3 классе.

Тема урока: И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек».

Цели: 

Образовательные:

1. Познакомить учащихся с жизнью и творчеством И.С.Соколова – Микитова и его рассказом «Листопадничек».

2. Оживить в памяти детей личные наблюдения за природой.

Развивающие:

1.Содействовать развитию репродуктивной деятельности, связанной с активной работой мышления; умением аргументировать, анализировать, классифицировать, обобщать.

2. Способствовать активизации каждого ребёнка в деятельности.

3. Развивать выразительное чтение, совершенствовать навыки чтения; память, речь.

Воспитывающие:

1. Учить видеть и понимать окружающую природу, вызвать желание общаться и любоваться ею.

2. Воспитывать любовь к матери, родному дому;

Оборудование: портрет писателя; учебник литературное чтение 3 класс; план работы с синквейном; иллюстрации к произведению; карточки с заданиями.

Методы обучения:

- объяснительно-иллюстративные;

- словесные;

- практические;

- наглядные;

- частично-поисковые.

Технологии :

- здоровьесберегающая;

- критического мышления.

Формы работы:

- фронтальная,

- групповая;

- коллективная

Тип урока: урок открытия новых знаний

Планируемые результатыобучающиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; читать и воспринимать на слух произведения; определять жанр произведения; выбирать виды деятельности на уроке; видеть и понимать поступки героев; рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и описывающие характер.

Изучение произведения И.С. Соколова – Микитова «Листопадничек» предусмотрено программой «Школа России» и рассчитано на 1 час.

В самом начале урока создаю благоприятную обстановку, для того чтобы настроить обучающихся на урок, для чего использую стихотворение.

На этапе проверки домашнего задания применила игру «Доскажи словечко». Которая помогла понять на сколько хорошо дети ориентируются в тексте.

На этапе мотивации, в ходе предварительной беседы вспоминаем жизнь животных в осенний период. Также на данном этапе осуществляется межпредметная связь с уроком окружающий мир. Игра «Кто как готовится к зиме?» позволила выяснить глубину знаний обучающихся.

Используя технологию критического мышления, задаю проблемный вопрос. Создание проблемной ситуации способствовало формированию умения высказывать свои мысли, развитию мышления, воображения.

Исходя из ответов на вопрос, формулируем задачи урока.

Словарная работа развивает внимание к авторскому слову, способствует глубокому пониманию произведения.

Использование словесного рисования способствует развитию мышления, воображения и речи детей. В своих ответах ребята применяют знания, полученные на уроке окружающего мира (межпредметные связи).

На этапе знакомства с произведением использовала различные виды чтения: чтение с учителем, , чтение за «диктором», жужжащее чтение, выразительное чтение, что способствовало развитию навыка правильного, осознанного чтения.

Для активизации мышления обучающихся я использовала систему вопросов и заданий по сюжетной линии произведений на основе их субъективного опыта, которые помогли детям понять содержание произведения, идейный смысл, высказать свою оценку герою сказки, определить жанр произведения. Составление синквейна, (технология развития критического мышления) способствовало развитию творческих способностей детей, обогащению словарного запаса, стремлению к более точному выражению собственного мнения и позиции. Дети охотно делились своими впечатлениями, умозаключениями с одноклассниками, активно работали в творческих группах.

Использование наглядности (иллюстрации) дало возможность для целостного восприятия детьми  нового материала, для построения визуального ряда воспринимаемого.

Домашнее задание было дано с учетом индивидуальных особенностей детей дифференцировано и направлено на развитие творческих способностей детей.

На уроке реализовались следующие принципы:

  • Принцип психологической комфортности (старалась создать атмосферу творчества и доверия, снять возможные стрессовые факторы);

  • Принцип развития реализовался на всех этапах урока;

  • Принцип целостности содержания образования (на уроке прослеживалась связь с другими учебными предметами).

При планировании данного урока были учтены психологические и физиологические особенности детей. Содержание урока носит развивающий характер, повышается познавательная активность учащихся, воспитываются коммуникативные качества личности.

Урок способствовал развитию интереса к урокам литературного чтения. Использование различных методов и форм работы вызвало большой интерес у детей к уроку.

Учащиеся на уроке были активны, внимательны, работоспособны. Я считаю, что выбранная форма организации учебной деятельности школьников была достаточно эффективной. Были соблюдены с моей стороны нормы педагогической этики и такта, культура общения «учитель - ученик», и рефлексия урока показала эмоциональное восприятие нового материала.
Содержание урока соответствовало требованиям ГОС. План урока выполнен полностью; считаю, что урок достиг поставленной цели.
























Иван Сергеевич Соколов-Микитов родился в 1892 г. в простой, трудовой русской семье, среди просторов Смоленщины.

- Особую роль  в становлении будущего писателя сыграл отец - Сергей Никитьевич.

- "Глазами отца я видел раскрывшийся передо мной величественный мир  русской природы. Чудесными казались тропинки, широкий простор полей, высокая синева небес с застывшими облаками."

- От матери - Марии Ивановны, которая знала неисчерпаемое множество сказок и поговорок, и каждое слово которой было к месту, унаследовал он любовь к родному языку, к образной народной речи.

Писатель много путешествовал: побывал на Кавказе и за Полярным кругом, на земле Франца-Иосифа, у рыбаков и нефтяников Каспия, на Тянь-Шане.

- Из очередных поездок Соколов-Микитов привозил новые рассказы и очерки, в которых была жизнь, увиденная и рассказанная участниками событий.






Писатель был хорошим знатоком всех видов русской охоты. Главной добычей после каждой охоты были вышедшие из-под пера писателя книги – очень правдивые, дышащие теплом любви к родной земле, природе, сочувствием к нашим меньшим братьям.

- Последние 20 лет жизни писатель жил в доме на берегу Волги. В этих сказочных местах он создал цикл рассказов о родной природе.

- С детьми в деревне он издавал газету, которая называлась «Заячья газета». Здесь они учились писать друг у друга.

- В последние годы жизни у Ивана Сергеевича пропало зрение, но он не сдался- наговаривал свои произведения на диктофон.

- Умер писатель в возрасте 83 лет. В 1975 году.















ГОУ ЛНР «Артемовская средняя школа №8»








Открытый урок

3 класс

Иван Сергеевич Соколов – Микитов

«Листопадничек»





Подготовила и провела:

учитель начальной школы

Мерзликина С.М.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!