СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок химии в 9 классе по теме "Обобщение знаний по теме "Металлы"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

В развлекательной форме обобщение знаний по металлам; ознакомление с необычными фактами, интересными случаями;

Способствует развитию логики, сообразительности, а также актерским способностям учеников; в шуточной стихотворной форме преподнести основные сведения по металлам – железу и меди, имеющим огромное практическое значение.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок химии в 9 классе по теме "Обобщение знаний по теме "Металлы"»

Открытый урок по химии.

Обобщение по теме "Металлы"

Цели.

В развлекательной форме обобщить знания по металлам; стимулировать чтение книг по истории химии; познакомить с необычными фактами, интересными случаями;

Способствовать развитию логики, сообразительности, а также актерским способностям учеников; в шуточной стихотворной форме преподнести основные сведения по металлам – железу и меди, имеющим огромное практическое значение.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Мотивация учебной деятельности.

Учитель. 

Тема нашего сегодняшнего урока обобщение знаний по теме металлы.

Какое значение имеют металлы в жизни человека?

Сколько металлов было известно в 17 веке и почему считали что других металлов не может быть?

А сколько известно металлов сейчас?

В периодах зарождения человечества сменилось несколько веков каменный медный, бронзовый, железный почему?

В каком виде металлы встречаются в природе?

Как их можно получить? Как называется эта промышленность?

Каких элементов больше металлов или неметаллов?

Где располагаются металлы в ПСХЭ?

Какими физическими свойствами обладают металлы?

А сейчас мы познакомимся с металлами в жилище казака:

Металлы в жилище казака.

Стены зала украшались коврами и были увешаны оружием и сбруей. Ружья, сабли (шашки), кинжалы, пояса с серебреными пряжками. Богатство парадной сбруи зависело от состоятельности хозяина дома.

В доме казака для хранения продуктов, приготовления и подачи пищи на стол использовалась различная посуда. Широко использовалась на Дону и медная посуда. Красная медь издавна привлекала русских мастеров. Ее податливость любой обработки и пластичность были необходимыми ценными качествами.

Первая металлическая посуда у казаков появляется благодаря их многочисленным походам, из которых они привозили огромное количество медной и латунной посуды (азербайджанской, турецкой, дагестанской и татарской). Привезенную посуду казаки приспосабливали в повседневном быту.

На Дону появляются дагестанские сосуды, персидская пиала, чайник – кастрюля, кофейники восточного происхождения, характерные для татарских поселений.

Из меди делалась преимущественно кухонная посуда: котлы, кувшины, тазы. В медных сковородах подогревалась и подавалась горячая пища.

Медные и металлические предметы украшались узором из раковин, цветов, растительных завитков, дополнявшихся иногда изображениями животного мира.

Формы медных изделий почти без изменений прошли через века. Все было настолько практично и удобно, что никакие изменения не были нужны. Перед праздником медную посуду чистили до блеска кислыми помидорами и песком.

Золотая и серебряная посуда считалась роскошью, такой посудой пользовались богатые казаки. Особенно богатая и красивая посуда выставлялась в горке, из нее угощали наиболее знатных и уважаемых гостей.

Как и все женщины казачки любили украшения. На руках носились серебряные и золотые браслеты – базилики, а также перстни и кольца.

Казачьи символы украшались позолотой, рукояти отделывались серебром.


Чем отличаются атомы металла от атомов не металла по строению?

Мы изучили металлы 12,3 группы и железо. Что общего у металлов одной группы? Как называются металлы 1 группы ? почему?

Демонстрация натрия с водой. Ученик на доске записывает уравнение реакции.

А где находятся щелочно-земельные металлы? Решаем задачу

2. Решение задачи по карточке.(выполнение учащимся у доски)

Некий жилец второго подъезда пришел в гости в квартиру №8 поиграть в шахматы. Кто из них кому пешку не уступил или шах поставил – неизвестно. Но только они крупно повзаимодействовали, в результате чего жилец массой 0,8 г исчез, а вместо него образовалось 1,12 г его оксида. Определите, как звали пропавшего жильца, который любил ходить в гости?

Игровой момент «Тёмный ящик»

На столе стоят коробочка, в которой лежит металлический предмет – его необходимо отгадать по свойствам:

• 1.Наполеон III – племянник великого дяди, любил пофорсить. На одном из банкетов гости ели разными столовыми принадлежностями и обиделись те, кому достались золотые, а не из этого металла.

• 2. Этот металл более 30 лет украшал пальцы, шеи и уши великосветских модниц. Так как первоначально килограмм этого металла стоил на 80 рублей дороже равного веса золота.

• 3. Металл, из которого сделана эта вещь, входит в состав сапфира и рубина.

• 4.Сырьём для получения этого металла служит боксит.

• 5. Его называют « крылатым металлом»

В коробочке – алюминиевая ложка.

Алюминий элемент какой группы? Какими свойствами он обладает? Как это можно доказать? На моем столе есть реактивы которые могут вам помочь .

Получение гидроксида алюминия и его растворение в кислоте и щелочи. Запись уравнений реакций

Все металлы по своей активности расположены в ряд напряжений, в каких случаях нам надо знать положение металла в нем Давайте проверим у вас на столах есть цинк, соляная кислота, железо и сульфат меди, какие реакции вы можете провести

цинк с кислотой расскажите свои наблюдения и запишите уравнение реакции.

Делаем вывод : все металлы стоящие до водорода могут вытеснить его из кислот

С какими еще веществами реагируют металлы : (“Вооруженный блистающий Марс бросается в объятья растаявшей в слезах Венеры и при этом краснеет” - так описывали древние греки данную реакцию.

Что это за реакция проделайте реакцию и запишите уравнение реакции.

Решим еще задачу:

Приключение с господином Ферром

Уставший господин Ферр пришел домой. Не успел он стряхнуть с себя металлическую пыль, как неожиданно к нему влетел Кисли и предложил создать совместное предприятие. Зная его коварный нрав, Ферр категорически отказался вступать с ним в контакт, но тут явилась очаровательная Аква и настолько легко вошла в доверие к Ферру, притупив его бдительность и осторожность, что Ферр не заметил, как Кисли вместе с Аквой овладели ситуацией. Ферр стал покрываться бурым налетом и выпал в осадок. Так бы и пропал наивный Ферр, если бы на помощь не пришел Верный Газ, который заставил Ферра как следует прогреться, а затем постепенно восстановил его до прежнего состояния.

Задание: Постарайтесь узнать героев рассказа, под именами которых зашифрованы вещества.

Расскажите, о каких химических превращениях идет речь? Напишите соответствующие химические реакции.

Чего больше всего боится железо ржавчины, это коррозия

Коррозия металлов. Виды коррозии. “Неизлечимая” болезнь Эйфелевой башни. Способы защиты от коррозии. (Сообщения учащихся по данной теме)

Железо ржавеет. Из-за различного физико-химического воздействия внешней среды разрушаются и другие металлы. Ежегодно от коррозии теряется около трети годового производства металла. Потери исчисляются десятками миллиардов долларов, евро, рублей. И беда не только в том, что просто пропадает металл, — нет, разрушаются конструкции, на которые был тоже затрачен труд, ржавеют мосты, машины, крыши, памятники.

Как символ достижения техники XIX в. в Париже по случаю Всемирной выставки 1889 г. была воздвигнута Эйфелева башня. В XX в. она служила радиоантенной, потом — телеантенной. На башню стали водить туристов. Постепенно она сделалась таким же символом Парижа, как Кремль — символом Москвы, статуя Свободы и небоскребы — символами Нью-Йорка. Но башня неизлечимо больна — она изготовлена из обычной стали и неудержимо ржавеет и разрушается.

В среднем башня перекрашивается каждые семь лет, последняя покраска проводилась в 2009–2010 годах, на 120-ю годовщину этой достопримечательности. Все работы выполнялись силами 25 маляров. Старую краску удаляют паром, который подается под высоким давлением. При этом проводится внешний осмотр элементов конструкции, изношенные заменяются. Затем на башню наносится краска, которой требуется примерно 60 тонн, в том числе 10 тонн грунта и сама краска, которую наносят в два слоя. Интересный факт: башня имеет разные оттенки внизу и вверху, чтобы для человеческого глаза цвет был однородным.

Но главная функция краски – не декоративная, а сугубо практическая. Она защищает железную башню от коррозии и влияния внешней среды.


С тех пор как человек научился изготовлять предметы из металла, а это было не менее 4500 лет назад, он борется с коррозией. Как же бороться с этим беспощадным врагом металлов?

Простейший способ — изоляция, защита металла от окружающей его среды. Для этого поверхность металлов покрывают лаками, красками, эмалями, а нередко и слоем другого металла — олова, цинка, никеля, хрома. Покрытие металлов особенно часто применяют для защиты от атмосферной коррозии. Однако покрытия надо периодически обновлять, и такой способ защиты металла оказывается довольно дорогим: на покрытие Эйфелевой башни в Париже израсходовано столько краски, что её стоимость уже превышает стоимость самой башни.

В качестве покрытия можно применять и полиэтиленовую пленку. Она тоже предохраняет металлические конструкции от коррозии. Изоляция полимерными пленками начинает применяться все шире. А трубопроводы иногда покрывают особой пастой, которую наносят на металлическую поверхность.

Иные способы защиты используются при длительном хранении металлических изделий. Для этого применяют особые составы, замедляющие скорость разрушения материалов,—ингибиторы. В пропитанной ими бумаге можно долго хранить изделия, не опасаясь их порчи.

Самый надежный способ защиты металла — это использование материалов, не подвергающихся коррозии. Например, добавление к стали легирующих добавок — титана, хрома, никеля —- значительно увеличивает ее антикоррозийные свойства. Однако стоимость нержавеющей стали значительно больше обычной. Поэтому для изготовления аппаратов и трубопроводов, используемых в промышленности, сооружений и машин, работающих в атмосфере, все шире применяют неметаллические материалы — пластмассы, стекло, керамику.


Роль меди и железа в организме человека и в окружающей среде. ЗАДАНИЕ: самостоятельно написать уравнения реакций, о которых идет речь в стихотворениях.


Железо

Обойди хоть целый свет – без железа жизни нет...
Есть в крови у нас железо, потому и красный цвет.
Окисляется железо, забирая кислород,
А затем с потоком крови к каждой клеточке несет.
Кислород, отдав железо, углекислый газ берет
И в движении по кругу снова в легкие несет.
Есть в растениях железо! Если им его не дать,
Станет лист бесцветно-бледным или просто увядать...
Дашь – опять зазеленеет, станет в листьях набирать.
Наиболее богаты им фасоли и шпинаты.
Если дачник пожелает всех вредителей убить,
Купорос железный можно на участке применить.
В наших реках и болотах странный вид бактерий есть:
Растворенное железо может словно пряник есть.
Мириады тех бактерий пожирают, отлагают...
Чередой года летят – глядь, железная руда.
В ювелирном магазине разбегаются глаза:
Аметист, сапфир, цитрины, голубая бирюза...
Если в камнях драгоценных все железо отобрать,
То они лишатся цвета, их не будут покупать.
В магазинах «Лаки-краски» охру, сурик продают.
Их хозяйки покупают и художники берут.
Рисовать желаешь небо – есть берлинская лазурь...
Мало кто при этом знает, что железо применяет.
Хочешь химию припомнить – без железа не шагнуть!
Реактив, катализатор и еще там что-нибудь.
Надо серу получать – будем серное железо, нагревая, разлагать.
А теперь железом стали и алмазы разрезать.
Слово звучное «феррит» о железе говорит.
И приемник, и компьютер ими доверху набит.
Если вспомнить мост чугунный, танк, половник – суп разлить,
Ты без спору согласишься – без железа не прожить!

Медь

В слове «медь» трубы звучанье, рога зов, литавров звон,
Гимн страны, сигнал к атаке, колокольный перезвон.
Слово «купрум» к нам римляне вместе с медью завезли,
В очень вольном переводе – «Кипр» и то, что там нашли.
Медь – древнейший из металлов. Волосатый предок наш
Находил кусочки меди и к себе тащил в шалаш.
Медь тяжелая куется, можно в дело применить.
Наконечник к копьям, стрелам, бусы даме подарить.
Медь – металл не самый прочный, но другого негде взять,
И пришлось Гефесту медный Ахиллесу щит ковать.
Поработал он на славу. Гектор щит не смог пробить,
И пришлось его папаше у Ахилла труп просить.
Случай – лучший друг науки. Медь и олово смешав,
Люди бронзу получили – это был их первый сплав.
Бронза тверже и прочнее, проще лить, полировать,
Постепенно стала бронза медь из быта вытеснять.
Пушки, памятники, ступки, на церквях колокола,
Корабельный винт и вкладыш, к телескопам зеркала.
Расширяя свойства бронзы, стали кремний добавлять,
Фосфор, марганец, бериллий, алюминий применять.
Сплавы никеля и меди – нейзильбер и мельхиор –
Для монет и украшений применяют с давних пор.
Для работ с водой морскою мельхиоры применяют,
Все, что нужно, охлаждают или воду опресняют.
Медно-цинковые сплавы мы латунью называем,
Невозможно перечислить, где и как их применяем.
Это гильзы для снарядов, самовар – чайку попить,
Радиаторы, смеситель, это кран воды налить...
В жизни медь не только провод. Это синий лазурит
И всемирно знаменитый наш уральский малахит.
Много самых разных красок человеку медь дает.
Мы в быту их применяем и промышленность берет.
В человеке меди мало – на монетку, может быть,
Но без этой капли меди человеку не прожить.
Входит в кровь, в состав ферментов, помогает окислять,
Без нее ни капли крови организму не создать.
Все растения без меди фотосинтез прекращают,
Поглощать азот не могут, чахнут или погибают.
Дашь им микродозу меди – словно в сказке оживают
И богатым урожаем за заботу награждают.
Соли меди ядовиты. В руки их не стоит брать,
Но с врагами урожая лучше жалости не знать.
Можно зеленью парижской всех вредителей убить,
Семена перед посадкой в купоросе протравить.
Человек, идя по жизни, всюду медью окружен:
Спутник, лайнер, телевизор, самовар и телефон.
А когда дорогу жизни до конца проходит он,
Человека провожает колокольный медный звон.

Итог урока. Выставление оценок.

Домашнее задание: повторить изученную тему “Металлы” и подготовиться к контрольной работе.

В оставшееся время занимательный опыт нанесение раны и ее исцеление
































Приложения ( если останется время)

Решение головоломок, ребусов, шарад. Задания раздает дежурный на парты. (работа парная).

Двенадцать пар – не забывай! – 
У всех людей на свете.
В другом значенье – узкий край,
Так учат в школе дети.
Но если СЕ ко мне прибавить,
То вмиг в металл я превращусь.
Еще к тому могу добавить,
Что в первой группе окажусь.

(Ребро – серебро.)

Два элемента химических
В метаграмме я вам загадал:
С X – элемент металлический,
А с Б – я уже неметалл.

(Хром – бром.)

Элемент IV группы
Перед всеми на виду.
Если Т на Р исправить,
Будет деспот наяву.

(Титан – тиран.)

Менделеев впервые меня предсказал.
Французский ученый – название дал.
Если в нем первую букву заменишь,
Место в системе мне сразу изменишь.

(Галлий – таллий.)

С КА – активный я металл,
с ГЕ – я очень легкий газ.
Чтобы нас ты разгадал,
Глянь в систему еще раз.

(Калий – гелий.)

Первый слог – предлог известный.
Слог второй трудней найти:
Часть его составит цифра,
К ней добавьте букву Й.
Чтобы целое узнать,
Нужно вам металл назвать.

(На, три, й – натрий.)

Шуточные загадки

Какой металл по древнегреческой мифологии “обречен” на вечные муки? (Тантал.)

В состав какого металла входит дерево? (Никель.)

Какой благородный металл состоит из болотных водорослей? (Платина.)

Частью какого химического элемента любят играть на досуге взрослые и дети? (Золото.)

Как из меди и мышьяка получить золото? (Сu + Аs = Au + Cs.)

Ребусы

Шесть элементов

В этих буквенных ребусах зашифрованы названия шести химических элементов. Разгадать вам помогут следующие их свойства.

Элемент, для которого известны 10 стабильных природных изотопов с массовыми числами от 112 до 124. (Олово.)

Радиоактивный химический элемент, быстрораспадающийся изотоп которого имеет период полураспада 54 с. (Астат.)

Элемент, высший оксид которого применяют как катализатор в производстве серной кислоты. (Ванадий.)

Химический элемент V группы периодической системы. (Висмут.)

Щелочной металл. (Натрий.)

Металл, составляющий основу многих сплавов для авиационной и ракетной техники, судостроения. (Титан.)

По вертикали: 1. Физическое свойство металла под действием механических сил изменять, не разрушаясь, свою форму и размеры (деформироваться) и сохранять деформацию после устранения этих сил. 2. Под влиянием лучей этой планеты в недрах Земли рождается медь – так считали в древности алхимики. 3. Химическое или электрохимическое разрушение металлов и их сплавов в результате воздействия на них окружающей среды. 4. Металл или сплав, применяемый при пайке для заполнения зазора между соединяемыми деталями с целью получения монолитного паяного шва (например, сплав из одной части свинца и двух частей олова). 5. Такое количество металлов было известно в древности и в средние века. Это число соотносилось с числом известных тогда планет. 6. Русский физикохимик, предложивший вытеснительный ряд металлов; в 1865 г. защитил докторскую диссертацию «Исследования над явлениями вытеснения одних металлов другими». 7. Сопротивление материала вдавливанию или царапанию. 8. Название кристаллической решетки, в узлах которой находятся положительно заряженные ионы, а между ними передвигаются относительно свободно валентные электроны. 9. Самый распространенный металл в земной коре, серебристо-белого цвета, легкий, прочный, ковкий, устойчивый против коррозии. 10. Химическое соединение железа и углерода. Представляет собой карбид железа Fe3С. Очень твердое и хрупкое. Содержится в железоуглеродистых сплавах. 11. Совокупность окислительно-восстановительных процессов, происходящих в растворах или расплавах электролитов при прохождении через них электрического тока. 12. Советский физикохимик, академик, положил начало физико-химическому анализу соляных растворов и сплавов металлов. Изобрел самопишущий пирометр. 13. Под влиянием лучей этой планеты в недрах Земли рождается золото – так считали алхимики. 14. Покрытие оловом металлических (главным образом стальных и медных) изделий или полуфабрикатов для защиты их от коррозии или для облегчения процесса паяния. 15. Отрицательно заряженные ионы. 16. Тяжелый, очень твердый металл светло-серого цвета. Наиболее тугоплавкий из всех металлов.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!