СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок "Коллаборационизм или предательство?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование духовно-нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств личности старшеклассника, которые проявляются в стремлении беречь историческое прошлое своего народа.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок "Коллаборационизм или предательство?"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Средняя общеобразовательная школа №17» г.Курска






Открытый урок

«Коллаборационизм или предательство?»








Подготовила:

Гонюкова Лариса Степановна,

учитель истории и обществознания











Курск, 2015

Цель занятия: формирование духовно-нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств личности старшеклассника, которые проявляются в стремлении беречь историческое прошлое своего народа.

Задачи:

  1. Привлечение внимания подростков к проблеме забвения памяти народной.

  2. Воспитания чувства уважения к участникам войны.

  3. Развитие умений анализировать, аргументировать свое мнение, принимать решение, делать выбор в конкретной ситуации.


Оборудование: презентация, лист ватмана с изображением старого дуба и молодого дубочка, вырезанные из цветной бумаги цветные листочки, клей-карандаш, ручки, мультимедиа.

Эпиграф

«Нельзя научиться любить живых,

если не умеешь хранить память о павших».

Маршал Советского Союза К.К. Рокоссовский.














Ход классного часа

Этап: мотивация. Организационный этап.

Я приветствую гостей нашего классного часа и вас, ребята!

Звучит мелодия 1 (грустная), классный руководитель рассказывает притчу.(1 мин)

В одной стране рос крепкий, ветвистый дуб. Макушка дерева высоко поднялась над корнем, но никогда о нем не забывала, ведь именно от корня она получала жизненные силы и соки. Именно корни давали уверенность в светлом будущем. Жило, не тужило это дерево много веков, пока один глупый молодой росток не сказал: «Да зачем мне эти старые сухие корни, я молод и свеж! Не хочу питать их своей юной силой! Пусть их подрубят!». Эти слова услышал дровосек и подрубил корни. Нет больше этих корней…Нет больше и молодых ростков…

- В чем мораль этой притчи? (1 мин)

Вывод: без прошлого нет будущего. Память о прошлом, о своих корнях – есть залог счастливого настоящего.

И сегодня мы поговорим о памяти, памяти благодарного народа.

Я запишу тему классного часа на доске, но не поставлю в конце предложения никакого знака. В конце воспитательного занятия мы, надеюсь, совместно с вами подберем нужный знак!

Пишу на доске БУДЕМ ПОМНИТЬ (1 мин)

Этап: актуализация.

Да, без памяти о прошлом не построить счастливого настоящего. Есть известные строки стихотворения:

Будем жить, встречать рассветы,

Верить и любить,

Только не забыть бы это,

Лишь бы не забыть.

Эта память, верьте, люди,

Всей земле нужна.

Если мы войну забудем-

Вновь придет она.

- Согласны ли вы с тем, что забвение может снова привести к войне? (1 мин)

Этап: формулировка проблемы.

Тогда почему же мир все чаще стремится переписать историю, заставить нас верить не в силу «корней», а в силу слабых «ростков». Вопрос отнюдь не праздный! Посмотрите сами…

Видео фрагмент о героизации УПА в Украине.(3 мин 25 сек)

- Что заставляет лидеров государств переписывать историю, подрубая тем самым «корни» своего народа?

Вывод: новые лидеры стремятся утвердиться на своих должностных местах, порой безнравственным путем.

- Почему появляются те, кто охотно идет на поводу у таких лидеров, у «такой» истории?

Вывод: боязнь, незнание самой истории.

- Я предлагаю нам сегодня раз и навсегда устранить свои пробелы в знаниях истории и поработать с историческими фактами, установленными после Второй мировой войны.

Работа с историческими источниками.(7 мин)

Общая характеристика


Украинская повстанческая армия (УПА-ОУН-Б) — партизанская армия Организации украинских националистов бандеровского движения. Главным Командиром УПА в 1943-1950 гг. был Роман Шухевич, с 1950 по 1954 гг. — Василий Кук.


Название. Аббревиатура УПА расшифровывается, как «Украинская повстанческая армия», хотя намного точнее формулировка звучит следующим образом — Украинская повстанческая армия Организации украинских националистов бандеровского движения.


Период существования. Созданию УПА предшествовала деятельность её подпольных предшественниц УВО и ОУН в 1920-1940 гг. Официальной датой создания оуновской УПА считается 14 октября 1942 г., хотя многие историки считают её пропагандистской и переносят период основания приблизительно на полгода вперёд. Официально деятельность штабов и подразделений прекращена 3 сентября 1949 г., однако антисоветское националистическое подполье в западных областях УССР функционировало до конца 1953-го, отдельные мелкие группы — до начала 1956 г.


Территория военных действий. Отряды УПА-ОУН действовали в УССР, БССР, Польше, Румынии, на Кубани, но добились некоторых результатов только на территориях, что сейчас составляют Западную Украину. Особо активны с весны 1943 г., в т.ч. Галиция — с конца 1943-го., Холмщина — с осени 1943), Волынь — с конца марта 1943), Северная Буковина — с лета 1944).


Состав. УПА формировалась из многих социальных слоёв общества. Там присутствовали крестьяне (составляли наибольшую прослойку в УПА, более 60 %), рабочие, интеллигенция. В основном же повстанческая армия состояла из бедняков и середняков, третья группа — богачи — почти отсутствовала. Кроме украинцев, которых было подавляющее большинство, присутствовали русские, евреи и другие нацменьшинства. Отношение к ним было крайне осторожным, потому при малейшем подозрении они ликвидировались СБ ОУН.


Численность. Численность УПА-ОУН различными источниками оценивается по-разному. Для российских и польских характерно приуменьшение (до 10-20 тыс.), для националистически украинских — преувеличение (от 200 до 500 тыс.). Наиболее оптимальной цифрой есть итог комиссии НАНУ (1997-2004) — от 20 до 100 тыс. человек.


УПА и советские партизаны


Начальный этап соседства партизан и уповцев можно назвать политикой взаимного нейтралитета. Но после этнических чисток против поляков между ними стартовали военные действия. Обоюдные потери оцениваются по 5-10 тыс. человек. 18 августа 1944 г. на борьбу против УПА брошена 1-я Украинская партизанская дивизия им. С.А. Ковпака, насчитывавшая тогда свыше 3 тыс. человек.


УПА и Красная Армия


Первые мелкие столкновения между РККА и УПА начались на Левобережной Украине. На западных землях количество и интенсивность конфликтов резко возросло.

Огромное влияние на РККА оказывала контр- и пропагандистская деятельность УПА-ОУН — листовки, газеты, брошюры, дезинформация. распространение подпольной литературы, массовое размещение лозунгов и призывов на стенах домов, заборах, других сооружениях.

И всё же разгорание пламени уповско-красноармейского конфликта было неизбежно по многим причинам. Военные действия УПА и КА поначалу частично вызваны неразберихой в условиях боевых действий, частично — приказами командиров повстанцев и красноармейцев. Активная же борьба Красной Армии против повстанческого движения началась после гибели генерала Н. Ватутина, постоянных разрушений военной инфраструктуры повстанцами, срывов мобилизаций населения.


Сотрудничество


Сотрудничество между ОУН-УПА и Третьим Рейхом — доказанный факт. Подтверждением этому служат как немецкие/советские документы, так и оуновские. Достаточно просмотреть отчёт штурмбанфюрера СС доктора Витиска зид от 05.02.1944 г., отправленный командованию в Берлин и Краков, радиограмму окружного руководителя Неринга из Каменка-Струмиловой губернатору Галичины от 02.04.1944 г., рапорт от 04.04.1944 г. «Сотрудничество с УПА в районе Равы-Русской» или показания 1946 г. на предварительном следствии и в суде референта ИИ отдела группировки «Юг» Лацарека Ю.Ф. [4; с. 11-14], чтобы убедиться в координировании действий совместной борьбы вермахта и УПА в некоторых случаях против РККА и советских партизан, взаимном нейтралитете или поставках амуниции от немцев уповцам.

Подобные соглашения заключались с представителями военных властей Румынии и Венгрии, союзников Германии. После разгрома фашистской Германии руководители ОУН налаживали контакты со спецслужбами Великобритании и США.


УПА и советское население


За 1945–1953 гг. на территории западных областей Украины повстанцы совершили 14 424 диверсионно-террористических акта. За 10 лет (1945–1955) ими убито 17 тыс. советских граждан. В 1948–1955 гг. погибли 329 председателей сельских советов, 231 председатель колхоза, 436 работников райкомов партии, служащих районных организаций и активистов, 50 священников. Всего бойцы УПА уничтожили от 30 до 40 тыс. чел. [5; с. 5].


УПА и польское население


Украинско-польские отношения всегда отличались сложностью и противоречивостью. В XX веке они вышли на новый уровень и приобрели вид обыкновенной мясорубки. Политика польских должностных кругов была предельно проста: западноукраинские земли должны находиться под контролем new Речи Посполитой. Украинские националисты считали по-другому. В результате столкновения официальных точек зрения в конфликт втянулось мирное население. Широкомасштабные действия против поляков ОУН-Б развернуло в марте 1943 г. В мировой истории кровавая трагедия получила название «Волынская резня».


УПА и еврейское население


Постановления II Великого съезда ОУН-Б зафиксировали негативное отношение организации к евреям: «Жиды в СССР являются самой преданной опорой большевистского режима и авангардом московского империализма в Украине. Антижидовский настрой украинских масс использует московско-большевистское правительство, чтобы отвлечь их внимание от действительного виновника бед и чтобы в час восстания направить их на погромы жидов. Организация Украинских Националистов борется с жидами как с опорой московско-большевистского режима, объясняя одновременно народным массам, что Москва это — главный враг». В мае 1941 г. ОУН-Б разработала инструкцию «Борьба и деятельность ОУН во время войны». В ней указывалось, что национальные меньшинства подразделяются на: а) дружественные нам, то есть члены всех порабощённых народов; б) враждебные нам, москали, поляки, жиды. Примечательно, что в детализации второго пункта указывалось: «Жидов изолировать, убрать из правительственных учреждений, чтобы избежать саботажа, тем более москалей и поляков. Если бы была непреодолимая необходимость оставить в хозяйственном аппарате жида, поставить над ним нашего милиционера и ликвидировать за малейшую провинность. Руководителями отдельных областей жизни могут быть лишь украинцы, а не чужаки-враги. Ассимиляция жидов исключается».

Окончательно антиеврейский курс руководством ОУН свёрнут в 1944 г. Точное число жертв неизвестно, по мнению израильского исследователя Арона Вайса, на Западной Украине оуновцами уничтожено около 28 тыс. евреев.


Объясните понятие «коллаборационизм».

Каковы причины сотрудничества с врагом?

Выскажите свое отношение к коллаборационистам.

Сделайте общий вывод.

Вывод: Коллаборационизм, каким бы лозунгом он не был прикрыт, какими бы обстоятельствами не объяснялся, - это предательство!

- А ведь мы, наше поколение, еще имеет возможность узнать истину «из первых уст». Кто может рассказать нам правду о войне? (ветераны)

Просмотр видео о ветеранах.(2 мин)

- Это социальный ролик, выпущенный в 70-ю годовщину Великой Победы. Какой смысл в нем заключен? (ветеранов становится все меньше)

- А что мы, наше поколение, можем сделать для сохранения памяти?

- А что уже сделали вы?

(Поздравление ветеранов, сохранение памяти о войне, участвуя во всероссийских акциях – Бессмертный полк, Вахта памяти, пост №1)

- А ваших семьях есть ветераны? А как храните память о своих участниках войны вы?

- В моей семье есть своя история… (4 мин)

Видео – интервью президента РФ В.В. Путина 9 мая 2015 года. (3,18)

Этап: заключение.

Работа с эпиграфом на доске ( 2 мин)

- Вернемся к теме классного часа. Так какой же знак мы поставим в конце нашего предложения? Это будет вопросительный знак? (нет, так как ответ однозначен – помнить важно и нужно). Это будет точка? (нет, так как вспоминать нужно не раз в год, не только в праздник. Тема не окончена, точку ставить нельзя). Это восклицательный знак – знак призыва, побуждения!

Этап: рефлексия. (5 мин)

- В чем важность нашего занятия? Я прошу вас на листочках написать пожелания будущим поколениям. Напишите свои мысли, которые пробудила в вас тема нашего воспитательного занятия…

Дети пишут на заранее заготовленных листочках пожелания к будущим поколениям, крепят их на молодой росток дуба. На экране – фотографии военного времени, звучит песня «Сидят в обнимку ветераны»



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!