СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок "Культура Древней Руси"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок "Культура Древней Руси"»



Министерство образования и просвещения Республика Дагестан

МБОУ «Хуршнинская СОШ им. Р. Раджабова»










План – конспект открытого урока по

истории на тему:

«Культура Древней Руси»

(6 класс)



















Учитель : Джамалутдинова Патимат Магомедовна

Учитель истории и обществознании









2021 г.



Тип урока: комбинированный (90 мин)

Форма урока: урок с применением технологии развития критического мышления, АМО (активных методов обучения), ИКТ.



Цель урока: познакомить учащихся с уровнем развития письменной культуры Древней Руси, охарактеризовать уровень грамотности и образованности населения, уровень развития ремесла, техники, изобразительного искусства Древней Руси. (слайд № 2)



Задачи:

обучающая:

-сформировать представление о культуре Руси, ее особенностях, чертах, отличающих русскую культуру от других цивилизаций;

- развивающая:

способствовать развитию умений анализировать, сравнивать, работать с учебной литературой, с тестовыми заданиям

- воспитательная:

воспитывать патриотизм, любовь к родине, уважение к создателям культурных ценностей за их трудолюбие, творчество, мастерство.



План урока: (слайд №3)

  1. Главные особенности русской культуры в изучаемый период.

  2. Устное народное творчество.

  3. Письменность и грамотность. Литература.

  4. Зодчество.

  5. Изобразительное искусство.

  6. Художественное ремесло.

  7. Быт и повседневность.

  8. Военное дело.

  9. Жилище.

  10. Одежда.



Основные понятия: культура, миниатюра, патриотизм, житие, летопись, проповедь, фольклор, былины, фреска, икона, образ жизни, слобода, хоромы.

Важнейшие даты: 1113 – «Повесть временных лет» монаха летописца Нестора, 989 – строительство Десятинной церкви.

Выдающиеся личности: Нестор-летописец, Иларион.



  1. Изучение нового материала.

  1. Запись в тетрадях:

Культура – это совокупность достижений человечества в производственном, общественном и умственном отношении.

Учитель сообщает: Культура – это не только произведения искусства, но и идеи, представления, идеалы, бытовые привычки, духовная и религиозная жизнь, язык. В культуре Древней Руси можно выделить несколько этапов.

Запись в тетради:

  1. Культура восточного славянства – традиции язычества;

  2. Культура Киевской Руси – достижения восточных славян и христианской культуры Византии;

  3. Культура древнерусского государства – патриотический мотив народных сил.



  1. Устное народное творчество. (Слайд № 5,6).

Запись в тетрадях:

Фольклор - совокупность обычаев, обрядов, песен и других явлений народного быта.

Учитель сообщает: Песни, сказания, былины, пословицы, сказки были важной составной частью древнерусской культуры. Целый мир русской жизни открывается в былинах. Их основной герой- богатырь, защитник народа. Былины, разумеется, не могут дать ни последовательности исторических событий, ни строгого достоверного описания фактов. И тем не менее они вполне историчны, что проявляется в отборе воспеваемых событий, в выборе прославляемых или порицаемых исторических деятелей, в народной оценке событий и лиц. До нас дошла лишь незначительная часть древних былин, сложенных в первые века русской государственности, которые сохранились в той или иной степени в письменных источниках. Любимыми былинными героями стали крестьянский сын, бесстрашный и могучий воин Илья Муромец, рассудительный и справедливый Добрыня Никитич, веселый и сметливый Алеша Попович, пахарь-земледелец Микула-Селянинович.

  1. Письменность и грамотность. Литература. (Слайд № 7-11).

Учитель сообщает: Найденные берестяные грамоты опровергли существовавшее мнение о том, что дохристианская культура Руси была устная, а письменность была неизвестна. К моменту принятия христианства на Руси уже был собственный алфавит. Во второй половине 9 века Кирилл и Мефодий создали глаголицу, которая была ими переработана с использованием греческого письма в кириллицу. Первые школы были открыты при церквах, а позднее при монастырях. Чаще всего обучение ограничивалось чтением, реже-письмом и счетом.

Писались летописи, проповеди, поучения в благочестии, Жития местных святых. Летопись «Повесть временных лет» была создана около 1113 года монахом Киево-Печерского монастыря Нестором, житие «Сказание о Борисе и Глебе». Поучающее обращение Илариона «Слово о Законе и Благодати», «Похвала князю Владимиру».

Задание для учащихся. Прочесть пункты стр. 56-59 «Письменность и грамотность», «Литература» и вставить в предложенный текст пропущенные слова:



Письменность у восточных славян зародилась еще до принятия ими ________. Славянскую азбуку создали византийские монахи ________ и _________. Первые русские книги были _________ и очень дорогими. Каждая буква в них была тщательно выписана по строгим правилам - _________. Книги украшались небольшими изящными картинками, иллюстрирующими текст, - ____________. Вместо бумаги пользовались березовой корой - __________. Первыми литературными произведениями были __________. Древнейшая дошедшая до нас ___________________ была создана около _______ года монахом Киево-Печерского монастыря ___________. Он был одним из первых создателей ___________ - литературных описаний жизни людей, причисленных православной церковью к лику святых. Еще до _________ жил другой крупный литератор Древней Руси - ___________.Наиболее известным его произведением является «__________________».

(Ответы: христианства; Кирилл, Мефодий; рукописными; уставу; миниатюрами; берестой; летописи; «Повесть временных лет»; 1113; Нестором; житий; Нестора; Иларион; «Слово о Законе и Благодати».).



  1. Зодчество. (Слайд № 12-16).

Учитель сообщает: Русь долгие годы была страной деревянной, именно в дереве русский человек выражал свое восприятие строительной красоты, чувство пропорции, слияние архитектурных сооружений с окружающей природой. Но дерево менее прочный материал, чем камень, поэтому памятники этого периода, выполненные в дереве до нас не дошли. Каменное строительство начинается в конце 10 века. Древнейшим каменным храмом считается Десятинная церковь в Киеве (989-996 гг.).Древнейшим из сохранившихся (1036 г.) до наших дней памятником Киевской Руси является Спасский собор в Чернигове.

Вместе с христианством Русь приняла от Византии и новый строительный опыт и традиции. Церкви сооружались по образцу крестово-купольного храма греков. Так, Софийский собор в Киеве (1037 г.) отразил сочетание славянских и византийских традиций. В 1165 г. На берегу р. Нерли встает церковь Покрова. Во Владимире были построены Успенский и Дмитриевский соборы. В Новгороде построена церковь Спаса-на-Нередице (1198 г.).

  1. Изобразительное искусство. (Слайд № 17,18).

Учитель сообщает: Живопись этого периода представлена достаточно широко – в мозаиках и фресках.

Запись в тетрадях:

Фреска - техника живописи красками по свежей, сырой штукатурке, которая при высыхании образует тончайшую пленку, делающую фреску долговечной.

Мозаика – картина из вдавленных в сырую штукатурку стекловидных камешков.



Своды, стены, купол, столбы, хоры, лестничные переходы храма покрывались фресками и мозаиками, на которых изображались отцы церкви, апостолы, архангелы, евангелисты, святые воины- величественные и торжественные, в спокойных и сдержанных позах.

Задание для учащихся. Прочесть пункты «Зодчество и изобразительное искусство» стр. 59-62. и ответить о чем идет речь:

«На ее строительство и содержание князь Владимир отдал десятую часть княжеских доходов. Это было мощное сооружение с несколькими куполами, воздвигнутое из тонкого кирпича с вкраплениями в него природного камня, богато украшенное резным мрамором».(Десятинная церковь).

«Это единственное сооружение 11-12 веков, дошедшее до наших дней почти без изменений. Здесь всего лишь пять куполов. Мощные стены сложены из известняка. Внутри нет ярких мозаик, а только суровые и спокойные фрески». (Софийский собор в Новгороде).





  1. Художественное ремесло. (Слайд № 19,20).

Учитель сообщает: На протяжении многих веков на Руси постоянно развивалось и совершенствовалось искусство резьбы по дереву, позднее по камню. Деревянные резные украшения стали характерной чертой жилищ горожан и крестьян, деревянных храмов. Изящные украшения, подлинные шедевры создавали древнерусские ювелиры мастера по тонкой обработке драгоценных металлов и камней. Они не только изготовляли различные ювелирные изделия, но и украшали оклады книг, делали золотую и серебряную посуду.



  1. Быт и повседневность. (Слайд № 21).

Учитель сообщает: Большая часть населения проживала в сельской местности. Люди распахивали новые земли, разводили скот, бортничали, охотились, оборонялись от набегов кочевников и «лихих людей» (разбойников). Жили большой семьей – старший из мужчин являлся главой семьи. Он распоряжался имуществом и судьбой каждого из членов семьи. Мальчики с семи лет работали в поле, если была возможность, обучались грамоте. Девочки помогали матери по хозяйству.

Часть населения Руси проживала в городах. В них селились князья, размещалась дружина. Постепенно города стали торговыми и ремесленными центрами. На торгах можно было купить и продать – кувшины, черпаки, чаши, украшения из золота, драгоценных камней, бисера и эмали, песцовые, собольи и куньи меха, оружие, пряности.

Города были центрами культурной и религиозной жизни. Здесь сооружались храмы, монастыри, организовывались школы.

Задание для учащихся. Прочесть пункт «Повседневная жизнь земледельцев и горожан » стр. 63-66. и ответить на вопросы:

  1. Какими правами обладал глава большой семьи?

  2. Как воспитывались деть в крестьянских семьях?

  3. Что продавали на торгах и кто этим занимался?

  4. Чем занимались простые горожане?

  5. Назовите развлечения и забавы богатых людей.



  1. Военное дело. (Слайд № 22).

Учитель сообщает: Княжеские дружинники считались профессиональными воинами. Они были вооружены мечами, копьями, саблями. Защитными средствами были – шишаки- остроконечные шлемы, щит, броня, кольчуга.

Народное ополчение создавалось на время больших военных походов. Вои-члены народного ополчения были вооружены луками, колчанами со стрелами, ножами, копьями, боевыми топорами.



  1. Жилище. (Слайд № 23).

Учитель сообщает: Князья и бояре жили в хоромах, куда входили- терем (высокое деревянное здание-башня, где размещалось отапливаемое помещение – изба, холодные горницы-повалуши, летние спальни – клети), гридница (большая парадная горница). Рядом с хоромами находились жилища господских управителей, поварня, конюшня, кузница, кладовые, зерновые ямы, амбары, ледники, погреба, медуши, баня.

Зажиточные горожане жили в срубах, чаще двухэтажных. Первый этаж был хозяйственным, верхний – жилым.

Ремесленники жили на городских окраинах в слободах, состоящих из рубленных деревянных изб или глинобитных домиков.

Крестьяне жили в небольших домах. На юге, в лесостепной зоне, это были полуземлянки (т.е. жилища, пол, которых был ниже уровня почвы).

Задание для учащихся. Прочесть пункт «Жилище » стр. 68-70. и дать определение понятий:

- Образ жизни, хоромы, изба, сени, гридница, слобода, полуземлянка.



  1. Одежда. Пища.(Слайд № 24-29).

Учитель сообщает: Все жители Руси одевались одинаково. Мужчины носили рубаху и порты-неширокие, сужающиеся вниз штаны, доходящие до щиколотки, зипун-кафтан без воротника, с длинными узкими рукавами, кожух- зимняя шуба, онучи, лапти.

Богатые люди могли позволить себе епанчи- широкие плащи без рукавов, украшенные мехом, золотыми и серебряными пряжками, драгоценными камнями, кожаные сапоги.

Женщины носили длинные холщевые рубашки, поневу – домотканую шерстяную юбку. Позже появились длинные, широкие платья. Русские женщины украшали себя золотыми и серебряными цепочками, ожерельями, серьгами, браслетами.

Задание для учащихся. Прочесть пункт «Одежда » стр. 70-71. и соотнести понятия и определения:

1

Порты

1

Узкие и длинные куски ткани, которыми оборачивали ноги.

2

Зипун

2

Неширокие, сужающиеся вниз штаны, доходящие до щиколотки.

3

Кожух

3

Застегивающийся встык кафтан без воротника, с длинными рукавами.

4

Онучи

4

Украшение на женскую голову из твердого металла, обтянутое дорогой тканью и украшенное жемчугом.

5

Епанч

5

Домотканая шерстяная юбка.

6

Кокошник

6

Простая шуба.

7

Понева

7

Широкий плащ без рукавов, украшенный мехом, драгоценными камнями.



Ответы (1-2; 2-3; 3-6; 4-1; 5-7; 6-4; 7-5)



Домашнее задание §7,8, вопросы 1-7, новые слова, задания 1,4,5 в рабочих тетрадях..




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!