СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок-квест "По Пушкинским местам". 10 класс.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок-квест по литературе "По Пушкинским местам" предназначен для учащихся 10 класса. Данная разработка дает ученикам возможность в игровой форме окунуться в чудесный мир путешествий, открывает загадочную вереницу дорог, по которым путешествовал А.С. Пушкин. С клубочком нити прокладывая дорогу от местности к местности, ученики увидят паутину передвижений гения литературы. 

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок-квест "По Пушкинским местам". 10 класс.»

Русский язык. 10 класс. Дата проведения: ………..

Учительница МБОУ «СОШ №27» Шапиева Патимат Магомедовна.


Урок 65.

Тема: Квест-урок «По Пушкинским местам».

Цели:

систематизировать знания учащихся по сказкам Александра Сергеевича Пушкина; воспитывать познавательную потребность; развивать монологическую речь учащихся, умения сравнивать, анализировать и обобщать.

Планируемые результаты:

Предметные:

умение анализировать текст, выделять специфические особенности сказок; отвечать на вопросы, находить части прочитанного, доказывающие высказанное суждение.

Метапредметные:

Познавательные УУД:

умение осознавать познавательную задачу, строить логическую цепочку рассуждений, сравнивать, обобщать, делать выводы..  

Регулятивные УУД:

умение планировать свои действия в соответствии с условиями их реализации, осуществлять самоанализ, анализ, самоконтроль

Коммуникативные УУД:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; умение слушать и понимать других, отвечать на вопросы.

Личностные:

формирование желания приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Воспитательный аспект:

воспитание нравственных качеств; гордости за великого писателя.

УМК:

1. Учебник «Русский язык». 10-11 классы. Авторы: Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин

2. Методическое пособие «Поурочные разработки». Составители: Будникова Н.Н., Халявина Т.Г., Дмитриева Н.И.

3. КИМ ЕГЭ (русский язык). Составитель: Цыбулько И.П.

4. Интернет-ресурсы:

  • thttps://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2017/10/31/urok-puteshestvie-po-pushkinskim-mestam

  • https://www.youtube.com/watch?v=vRJke66NrCk

5. Раздаточный материал

6. Презентация, компьютер.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.


Ход урока.

О, Пушкин!

Над его строкою

Задумавшись в который раз,

Вдруг открываешь в ней такое,

Что прежде пряталось от глаз…

(Д. Кугультинов).


  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний.


― Что такое квест, дети?

(Квест – это игра с сюжетной линией, которая заключается в решении различных головоломок и логических заданий).

― Мы с вами уже не раз выходили в город на квест. Но квест можно поиграть и не выходя их помещения. Наша задача на сегодня – выехать с Москвы по дорогам Пушкина и вернуться домой… в Москву.


Б е с е д а п о в о п р о с а м .

О Пушкине.


  1. Работа по теме урока.


(Музыкальное сопровождение: П.И. Чайковский “Времена года”.)


  1. С л о в о у ч и т е л я .


А.С. Пушкин сопровождает нас всю жизнь. Он входит в наше сознание с самого детства, пленяя душу ребенка чудесной сказкой с синим ее лукоморьем, морскими богатырями, таинственной золотой рыбкой.

В юности Пушкин приходит к нам через школу. Он пробуждает стремление к высокому, любовь к “святой вольности”, неукротимое желание посвятить Отчизне “души прекрасные порывы”. Трагическая судьба Онегине и Татьяны надолго приковывает внимание каждого нового поколения молодых людей. История их любви потрясает читателя.

А потом наступают зрелые годы, и к Пушкину обращаются самостоятельно, без посредников, по велению ума и сердца. И тогда приходит открытие своего Пушкина. Мир поэта громаден. Все было предметом его поэзии. Поэтический дар Пушкина слышал громы больших исторических событий и улавливал сокровенные движения сердца. Он открывался на все, что составляет внутреннюю жизнь личности, откликался на все, что есть в природе видимой. Пушкинская любовь к природе давно стала и нашей любовью. Нас завораживает его описание русской зимы – “волшебницы”, с ее буйными метелями и “сиянием розовых снегов”, святками и крещенскими гаданиями. Мы помним наизусть стихи о “поздней осени”, жадно читаем страницы, посвященные знойному югу, Черному морю, чей “сладкий шум” был мил сердцу поэта, торжественным горам Кавказа и печальным степям Молдавии. С гордостью повторяем стихи о Москве и Петербурге.


При этом не просто узнаем неповторимые черты природы и русской жизни, не только наслаждаемся гармонией и красотой стиха – мы открываем для себя Родину, воспитываем в себе любовь к ней, становимся душевно богаче и нравственно чище.


Подсчитано, что за всю жизнь Пушкин в общей сложности проехал свыше 30 тысяч верст. Мы предлагаем совершить увлекательное путешествие по Пушкинским местам.


Ну что ж, в путь…


  1. К в е с т – и г р а :

П у т е ш е с т в и е и з М о с к в ы в М о с к в у .


Ведущий 1:


А.С. Пушкин родился в Москве (в это время гид-ученик отмечает ниткой маршрут Пушкина: отправная точка – Москва) в 1799 году. Нелюбимый ребенок в семье, он воспитывался французскими гувернерами, рано научился читать, свободно рылся в богатой библиотеке своего отца.

Поэтический дар юного Пушкина обнаружился в раннем детстве: немногие строки детских стихов, дошедших до наших дней, были написаны по-французски.


Летние месяцы 1805–1810 гг. он обычно проводит у своей бабушки Марии Алексеевны (урожденной Ганнибал), в подмосковном селе Захарово (нитка прокладывает дорогу в Захарово), близ Звенигорода.


Шесть лет Пушкин провел в Царскосельском лицее. (Маршрут в “Царское село”).


Ведущий 2:


Из лицея Пушкин был выпущен в июне 1817 года.


В чине коллежского секретаря и определен в Коллегию иностранных дел Петербурга (гид-ученик проводит ниточную дорогу в Санкт-Петербург). Служба мало интересует поэта, зато круг его петербургских знакомств быстро растет


В этот период Пушкин активно пишет политические стихи. Доносчики передавали их властям.


Ученик 1:

Хочу воспеть Свободу миру,
На тронах поразить порок…


Увы! куда ни брошу взор —
Везде бичи, везде железы,
Законов гибельный позор,
Неволи немощные слезы;
Везде неправедная Власть.


Самовластительный злодей!
Тебя, твой трон я ненавижу,
Твою погибель, смерть детей
С жестокой радостию вижу.
Читают на твоем челе
Печать проклятия народы,
Ты ужас мира, стыд природы,
Упрек ты Богу на земле.

Вольность (1817)

Ведущий 1:


Над поэтом весной 1820 г. разразилась гроза – Александр I – за оду “Вольность” хотел сослать поэта в Сибирь или на север. За Пушкина вступились друзья, в результате ссылка была заменена переводом по службе из Петербурга в Екатеринослав (ныне Днепропетровск).


Приехав туда 16 мая, Пушкин заболел. В эти дни через город проезжал генерал Раевский с семьей. Раевский получил разрешение взять больного Пушкина с собой на Кавказ, в Гурзуф. В июне поэт уже был в Минеральных Водах.

Дикая суровая красота Кавказа захватила Пушкина.


Ученик 2:


Шуми, шуми, послушное ветрило,

Волнуйся подо мной, угрюмый океан.

Я вижу берег отдаленный,

Земли полуденной волшебные края;

С волненьем и тоской туда стремлюся я,

Воспоминаньем упоенный…


Ведущий 2:


После Кавказа, направляясь к месту ссылки, – теперь уже в Кишинев, – по дороге Пушкин попадает сперва в Крым (гид-ученик продолжает отмечать дорогу ниткой). По пути он посетил Бахчисарай – древнюю столицу Крымского ханства. Новые впечатления помогли родиться замыслу поэмы “Бахчисарайский фонтан”.


Ученик 3:


Бахчисарайский фонтан”


Волшебный край! Очей отрада!

Всё живо там! Холмы, леса,

Янтарь и яхонт виноградный,

Долин приютная краса.

1820 год

Ведущий 1:


В середине августа Пушкин уехал из Крыма в Кишинёв. 21 сентября 1820 г. Пушкин прибыл в Кишинёв. Город, несмотря на провинциальную захолустность, в ту пору был по-своему интересен: здесь царило смешание восточных и южных нравов.


В мае 1823 г. в Кишинёве был начат роман в стихах “Евгений Онегин”, работу над которым Пушкин завершит в 1830 г.

В июле 1823 г. Пушкин добивается перевода по службе в Одессу (гид-ученик – в Одессе), мечтая вскоре оставить “Скучный брег”, готовый к “поэтическому побегу” В края иные “К морю”.


Ученик 4:


К морю”.


Прощай же море, не забуду!

Твоей торжественной красы.

И долго, долго слышать буду

Твой гул в вечерние часы. 1823 год


Ведущий 2:


В Одессе в январе 1824г. Пушкин начинает писать поэму “Цыгане”


В июле 1824 г. Пушкина обязали покинуть Одессу и отправиться на жительство в Псковскую губернию, в глухую деревню Михайловское (гид-ученик не забывает про свои обязанности).


Ученик 5:


Ненастный день потух; ненастной ночи мгла

По небу стелется одеждою свинцовой;

Как приведение, за рощею сосновой

Луна туманная взошла…

Всё мрачную тоску на душу мне наводит.


(1824 г.)

Ведущий 1:


В ночь с 3 на 4 сентября 1826 г. в Михайловское прибывает нарочный от псковского губернатора! Пушкин в сопровождении фельдъегеря должен явиться в Москву, где ожидал коронации новый император Николай I.


На первых порах Москва приветствовала освобождённого поэта. Пушкин же заново привыкал к положению свободного человека. В конце 20-х годов поэт был постоянно в пути, на перекладных. Не заводя собственного дома, он останавливается в Москве и Петербурге ненадолго, мечется между ними, иногда заезжая в Михайловское, самовольно уезжает на Кавказ в 1829г.


Ученик 6:


Кавказ подо мною. Один в вышине

Стою над снегами у края стремнины;

Орёл, с отдалённой поднявшись вершины

Парит неподвижно со мной наравне.

Отселе я вижу потоков рожденье

И первое грозных обвалов движенье.


(1829 г. “Кавказ”)

Ведущий 2:

Пушкин чувствует необходимость житейских перемен в1830 г. Повторное его сватанье к Н.Н Гончаровой, восемнадцатилетней московской красавице, было принято, и осенью он отправляется в Нижегородское имение своего отца Болдино для вступления во владение близлежащей деревней Кистенёво, подаренной отцом к свадьбе.

Была эпидемия тифа и Пушкин вынужден там остаться на 3 месяца.


Здесь в одиночестве и покое он оказался во власти вдохновения. Уже давно понял Пушкин, что осень – это его пора. Здесь Пушкин пишет последние главы “Евгения Онегина”.


Ученик 7:


Уж небо осенью дышало

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день.

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора,

Стоял ноябрь уж у двора.


Ведущий 1:


18 февраля 1891 г. Пушкин венчается в Москве с Н. Гончаровой, весной того же года переселяется с женой в Петербург, сняв на лето дачу в Царском селе.

У Пушкина в то время возникает замысел написания романа о Пугачёве.


В 1833 г. поэт предпринимает поездку на Волгу и Урал. Путь поэта лежит через Нижний Новгород, Казань, Симбирск на Оренбург, а оттуда на Уральск.


Осенью 1833 г. Пушкин возвращается в Болдино. Здесь он пишет одно из своих лучших стихотворений “Осень” (1833 г.)


Ученик 8:


Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса.

И в сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдалённые седой зимы угрозы.

1833 год


Ведущий 2:


В ноябре 1833 г. Пушкин возвращается в Петербург, ощущая необходимость круто переменить жизнь, и прежде всего выйти из под опеки двора.


24 ноября 1833 г. Пушкин начинает вести дневник, обвинительную хронику высшего света и двора, суетных и ничтожных. “Праздников будет на полмиллиона. Что скажет народ, умирающий с голода”, – замечает он 17 марта 1834 г.


Накануне Нового года он узнаёт о новом изощрённом унижении. Царь производит своего Пушкина в младший придворный чин камер-юнкера.


Ведущий 1:


В последние годы жизни Пушкин работает в основном над прозой, много сил отнимает журнал “Современник”.

1836 г. принёс новые несчастья и испытания. В журналах продолжали появляться злобные статьи об оскудении его таланта. А на письменном столе лежали поэма “Медный всадник”, десятки блистательный стихотворений…

В это же время “Омут света” готовил мерзкое оскорбление: приемный сын голландского посла Геххерена, кавалергардский офицер Дантес принялся нагло и дерзко ухаживать за Натальей Николаевной.


4 ноября 1836 г. Пушкин и близкие его друзья получили анонимные послания с грязными намеками. Придворная аристократия мстила поэту, оскорбляла его честь, пуская по городу грязную сплетню.


Ведущий 2:


Пушкин вызвал Дантеса на дуэль.

Дуэль состоялась 27 января 1837 г. Дантес смертельно ранил Пушкина. 29 января 1837 г. поэт скончался.

Ночью 3 февраля мертвого Пушкина жандармы увезли из Петербурга. Хоронить приказано было близ Михайловского, в Святогорском монастыре. Жизнь его оборвалась, но гений его принадлежал вечности.

Смерть Пушкина стала национальной трагедией.

Но Пушкин жив в сердцах народа и будет жить…


Ведущий 1:


И завершим сегодняшнее путешествие словами самого великого поэта:


Ученик 9:


Я памятник себе воздвиг нерукотворный,

К нему не зарастет народная тропа…


Нет! Весь я не умру – душа в заветной лире

Мой прах переживет …


  1. Закрепление изученного материала.


NB! Физкультминутка!!! (ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ)


  1. https://yandex.ru/video/preview/10335216522180272949

  2. https://www.youtube.com/watch?v=vRJke66NrCk


эта или любая осенняя композиция (по настроению и выбору).


Г р у п п о в а я р а б о т а ( г р у п п ы п о р я д а м ) .

К р о с с в о р д .


  1. Фамилия прадеда А. Пушкина по материнской линии.

  2. Название Урала до пугачёвского восстания

  3. Кто увёз больного Пушкина с собой на Кавказ?

  4. В каком городе находится Царскосельский лицей?

  5. Имение бабушки А. Пушкина, куда каждое лето ездило семейство Пушкиных.

  6. Любимое время года поэта

  7. Как звали приемного сына голландского посла Геххерена, кавалергардского офицера?

  8. Кому посвящена поэма “Медный всадник”?

  9. Древняя столица Крымского ханства….




























1





2










3































































4















5





6














































7




























































8



























9

















































































Ответы.


  1. Ганнибал

  2. Яик

  3. Раевский

  4. Санкт-Петербург

  5. Захарово

  6. Осень

  7. Дантес

  8. Петр 1

  9. Бахчисарай


  1. Подведение итогов урока.


Оценивание


VI. Рефлексия.


Приём «Анкетирование»:


 Домашнее задание: написать мини-сочинение «Мой Пушкин».



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!