Физминутка 1). Представьте себя героями рассказа, 1 вар. –это «тонкие», а 2 вар – это «толстые». Мимикой и жестами попробуйте изобразить радость вашей встречи.
1 вар произносит восклицание толстого: «Порфирий, ты ли это?»
2 вар. смеется, как тонкий в первой части: «Хо-хо-хо»
- Допустим, вы ставите спектакль или кинофильм по данному рассказу, подбираете актёров на роли главных героев. Какие вы поставите перед собой задачи в поиске актеров,какие будете давать им установки? Чтобы стать режиссёром,вы должны представить актёрам своё видение героем, уметь составить психологический портрет. - Как вы понимаете выражение «психологический портрет»? - Что еще, кроме описания внешности лит. героя, он может включать в себя? Психологический портрет литературного героя Внешность манера голос, речь (черты лица, поведения (интонация, сила голоса, лексика) взгляд, фигура, поза, мимика, жесты, одежда) А теперь мы должны выявить, как, какими средствами создается психологический портрет в рассказе Чехова «Толстый и тонкий». Для этого побываем в мастерской художника слова, попытаемся постичь стилевые особенности рассказа.
| | | | | | | | | | Психологический портрет героев (примерная таблица, которая будет составлена после анализа содержания по вопросам) Толстый | Тонкий | 1. Пахло хересом, губы лоснились, как вишни Богатый 2. Довольный жизнью, самостоятельный, уверенный 3. Говорит мало, уверенно. | 1. «Навьючен» Бедный 2. Неуверенный в себе, суетливый. 3. Многословен, речь бедная, разговаривает сначала на равных, а потом меняет тон речи, повторяемость речи. | | | | | | | | | Вывод: Черты тонкого: По отношению к толстому: приниженность, почтительность, угодничество, готовность унижаться, самоуничижение, чинопочитание, пресмыкание, заискивание, страх перед силой. Раболепство. По отношению к себе: полное отсутствие чувства собственного достоинства. Вопросы и задания для исследования текста: Можно ли сказать, что произведение строится на противопоставлении? Как описывает Чехов толстого? О чем говорят детали описания? (самостоятельный, богатый, довольный жизнью). Какие детали наиболее значительны в описании тонкого? Работа со словом «навьючен». О чем говорят детали описания? (бедный, не уверенный в себе человек) Какие чувства испытывают герои при встрече? Чем отличается речь тонкого? Определите кульминацию произведения. Что значит слово «окаменел»? Какие изобразительные средства использует Чехов для создания этой ситуации? (метафора) Почему толстый ничего не возразил и ушел? Какие человеческие качества Чехов высмеивает в рассказе? (глупость, трусость, неискренность, чинопочитание и т.д.) Какова идея произведения? (разоблачение подхалимства, угодничества, чинопочитания) Способы юмористического повествования:
1) неожиданность; 2) несоответствие; 3) гипербола.
— Попробуем найти в тексте чеховского рассказа неожиданность, несоответствие. (Неожиданно само развитие ситуации: встреча двух школьных приятелей, противопоставленных друг другу по размерам, один из которых, узнав о чине товарища, мгновенно преображается)
Несоответствия: речь тонкого никак не соответствует ситуации. Он зачем-то несколько раз повторяет, что его жена — лютеранка, начинает рассказывать, почем продает портсигары. Восторг друзей от встречи не соответствует воспоминаниям детства, о которых рассказывает Порфирий. Великолепный пример несоответствия мы видим, возвращаясь к абзацу, описывающему превращение тонкого: «...лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой; казалось, что от лица и глаз его посыпались искры». Лицо кривится от чего-то кислого (позже читаем о «почтительной кислоте»), когда мы говорим о широчайшей улыбке, то обычно это звучит так: «...лицо его расплылось в улыбке». Искры обычно сыплются от удара лбом обо что-то, и это бывает больно. Лицо искривилось в улыбке — исключительная по точности характеристика не столько мимики тонкого, сколько его двоедушия, двуличия.
Гиперболы: «Приятели троекратно облобызались и устремили друг на друга глаза, полные слез», «спросил толстый, восторженно глядя на друга», «Длинный подбородок жены стал еще длиннее...», «Тонкий пожал три пальца, поклонился всем туловищем и захихикал, как китаец: «Хи-хи-хи».
В ремарках автора, посвященных поведению Нафанаила, мы видим гиперболическое несоответствие.
3.Подведение итогов. Этап рефлексии. Составление синквейна.
1 вариант – Толстый
2 вариант – Тонкий
1 строка (тема) – имя существительное (или слово в роли имени существительного)
2 строка (описание темы в двух словах) – имена прилагательные.
3 строка (описание действия в рамках этой темы тремя словами) – глаголы.
4 строка (отношение автора синквейна к данной теме) – фраза из четырёх слов.
5 строка (синоним к первому существительному) – одно слово, на философско-обобщённом или эмоционально-образном уровне, повторяющее суть темы.
Домашнее задание.
1) Написать рассказ от 1 лица о встрече с бывшим одноклассником, рассказанный толстым.
2) Изобразить героев рассказа в виде фруктов, овощей или каких – либо предметов, или животных, отражая не только внешность, но и внутреннее состояние.
Выставление отметок. |