СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок литературы по роману – феерии А. Грина «Алые паруса» на тему «Путь к мечте Ассоль и Грэя».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок внеклассного чтения в 6 классе по роману – феерии А. Грина «Алые паруса»  

на тему «Путь к мечте Ассоль и Грэя».

Тип урока: урок  - размышление, обобщающий урок

Цель:

1.Показать А. Грина, как писателя романтика, чье творчество проникнуто мечтой о  прекрасном,  верой в то, что человек сам способен творить чудеса; проследить путь к мечте  главных героев романа-феерии «Алые паруса» Ассоль и Грэя;

    2.Подвести к пониманию основной мысли романа-феерии и внутреннего мира героев; формирование умения самостоятельно мыслить, делать выводы и обобщения о прочитанном, интерпретировать прочитанное.

    3.Воспитание высоких нравственных чувств, целеустремленности; любви к ближнему, веры в добро, любовь и мечту. Формирование интереса к творчеству А. Грина.

Задачи:

  • активизация полученных знаний;
  • развитие творческого воображения;
  • выявление вопросов о смысле жизни и роли мечты в жизни человека;

открыть в учащихся желание разобраться в жизни полной риска, отваги, любви и доброты

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок литературы по роману – феерии А. Грина «Алые паруса» на тему «Путь к мечте Ассоль и Грэя».»

Урок внеклассного чтения в 6 классе по роману – феерии А. Грина «Алые паруса»

на тему «Путь к мечте Ассоль и Грэя».



Тип урока: урок - размышление, обобщающий урок

Цель:

1.Показать А. Грина, как писателя романтика, чье творчество проникнуто мечтой о прекрасном, верой в то, что человек сам способен творить чудеса; проследить путь к мечте главных героев романа-феерии «Алые паруса» Ассоль и Грэя;

2.Подвести к пониманию основной мысли романа-феерии и внутреннего мира героев; формирование умения самостоятельно мыслить, делать выводы и обобщения о прочитанном, интерпретировать прочитанное.

3.Воспитание высоких нравственных чувств, целеустремленности; любви к ближнему, веры в добро, любовь и мечту. Формирование интереса к творчеству А. Грина.

Задачи:

  • активизация полученных знаний;

  • развитие творческого воображения;

  • выявление вопросов о смысле жизни и роли мечты в жизни человека;

открыть в учащихся желание разобраться в жизни полной риска, отваги, любви и доброты

Методы и формы:

объяснительно – репродуктивный, иллюстративный, частично-поисковый, творческий. Коллективные формы: работа в парах, в группах (выполнение проектов и их защита).

Оборудование:

Презентация к уроку, портрет А. Грина, портреты героев произведения, фрагменты фильма «Алые паруса», тексты феерии «Алые паруса», песня В. Ланцберга «Алые паруса», распечатки заданий для работы в парах.

Ход урока

  1. Оргмомент. Целеполагание.

  1. (Вступительное слово учителя на фоне музыки (Музыка «Шум моря …») )

Жил на свете гордый и одинокий человек. Он любил море, мечту и людей. Море лежало перед ним, как дорога в огромный таинственный и прекрасный мир, полный приключений, подвигов и чудес.

Он жил среди нас, этот сказочник странный,

Создавший страну, где на берег туманный

С прославленных бригов бегут на заре

Высокие люди с улыбкой обманной,

С глазами, как отзвук морей в январе,

С великою злобой, с великой любовью,

С соленой, как море, бунтующей кровью,

С извечной, как солнце, мечтой о добре.

В. Саянов.

- Ребята, о ком я говорю? Кто этот человек? ( А. Грин.. Его полное имя – Александр Степанович Гриневский)

- Портрет писателя перед вами. Вглядитесь в его лицо. Невольно обращаешь внимание на печальные глаза, плотно сжатые губы, морщинки и бесконечную грусть, которая словно окутала весь его облик.

- Ребята, какую особенность вы можете отметить , если посмотрите на портреты и фотографии писателя? ( Александр Грин на портретах и фотографиях практически никогда не улыбается.)

- Почему, как вы думаете? Ответы учащихся: 1) Может быть это связано с его жизнью.. 2) Он прожил очень трудную жизнь, ему многое пришлось пережить..

Да, вы правы. На прошлом уроке мы говорили с вами о биографии писателя, и вы узнали, какая нелегкая, а порой и горькая жизнь выпала на долю этого человека, который умел давать другим столько радости веры в свои силы, учил истинному благородству чувств и способности мечтать, т.к. он сам был истинный мечтатель и романтик.

Как верно звучат слова В. Кетлинской: Слайд 2

( Ребята читают вслух эпиграфы к уроку со слайда.) «Александр Грин – писатель солнечный и через все его произведения победно проходит глубокая и светлая вера в человека, в добрые начала человеческой души, вера в любовь, дружбу, верность и осуществимость мечты: И каждый прочитавший его становится чем-то богаче и чище».

«когда душа таит зерно пламенного растения – чуда, сделай ему это чудо, если ты в состоянии», - А. Грин

Учитель: Мечтатель, романтик А. Грин создал удивительных героев с необычной судьбой. Все произведения Грина так или иначе связаны с мечтами об «ослепительном случае» и радости, но больше всего - его феерия «Алые паруса».

Писатель создал книгу о МЕЧТЕ, преобразующей жизнь двух людей, о сказке, ставшей былью.

Сегодня мы продолжим работу по произведению А. Грина «Алые паруса». Подведем итоги прочитанного, будем говорить об удивительных героях произведения…

Ребята, попробуйте определить тему нашего сегодняшнего урока и вопросы, на которые нам предстоит ответить.

( Ребята самостоятельно определяют тему урока, работая в группах.)

Задания в группах: 1 группа:

На столе у ребят лежат карточки со словами. Из этих слов нужно составить фразу (тему).

Учитель: Найдите в тексте слова Грэя, где он говорит, что понял нехитрую истину…

« Я прихожу к той, которая ждет только меня, я же не хочу никого дркгого, кроме нее .. благодаря ей я понял одну нехитрую истину».

Понять эту нехитрую истину - значит определить главную мысль произведения, а это и есть цель нашего урока.

II.

1. --- Учитель: «Алые паруса» А. Грин назвал феерией. Кто знает, что обозначает слово феерия?

( Волшебная сказка, похожая на быль. Феерия – театральное представление сказочного содержания, требующее пышной постановки и сценических эффектов, волшебное сказочное зрелище.)

Вопрос: Что же общего между феерией Грина и обычной сказкой?

- все, что произошло с героями похоже на сказку:

- чудесная встреча с Эглем;

-необычная мечта Ассоль;

- яркая дерзкая мечта Грэя;

- случайная встреча героев тоже удивительна;

- добро побеждает зло; -



В романе перед нами открылся мир, который учит верить, надеяться и ждать.

Ассоль и Грэй сами творят чудо. Какие же они, наши герои?

2. Представление проектов. (Опережающее домашнее задание).

  1. Учитель:

Вы слышите шум моря, песни волн, набегающих на берег. Небольшой поселок Каверна, где живет маленькая девочка, мечтающая о настоящей и большой любви. ( Инсценировка. Появляется Ассоль.)

2) «Путь Ассоль к мечте» ( представляет группа девочек).

3) Как зарождалась мечта Ассоль, вы сейчас увидите во фрагменте из фильма. ( Просмотр фрагмента фильма «Встреча с Эглем».

Вопрос: Ребята, почему паруса были алыми? ( Алый цвет – это цвет мечты, надежды, огня, любви. Это цвет иполнения мечты.)



3. «Путь Грэя к мечте» (представляет группа мальчиков).

1) Учитель: А где то далеко – далеко в огромном замке живет благородный, смелый мальчик, который мечтает стать капитаном.

( Звучит «песня Грэя». Инсценировка.)

  1. Представление проекта.

4. Работа в группах (в шестерках) по обобщению образов героев.

Работа над вопросами. Работа с текстом.

Вопросы:

1 группа –1) Почему Лонгрен и его дочь кажутся жителям Каперны чужими, ненормальными? (Жители Каперны не способны их понять, а все непонятное рождает недоверие, страх, презрение.)

2) Как складываются отношения Ассоль со сверстниками? ( Дети с ней не играли, гнали, дразнили, швыряли грязью.)

3) Как успокаивал Лонгрен свою дочь? Умеет ли любить Ассоль?

( «_ Э, Ассоль, разве они умеют любить? Надо уметь любить, а этого – то они не могут», - говорит Лонгрен, успокаиавя Ассоль, которую обидели дети. Ассоль умела любить. Она жалеет людей, любит все живое на земле.)

4) Что помогло Ассоль остаться доброй и мечтательной натурой?

( Предсказание Эгля и Лонгрена, вера в то, что это сбудется.)

Просмотр фрагмента из фильма «Ассоль говорит о мечте с Филиппом».

2 группа -1) Почему Грэй рос одиноким. (Отец удалил из замка всех детей служащих, боясь того, что они испортят мальчика.)

2) Чем был заполнен мир детства Грэя?

3) Какие эпизоды из жизни Грэя вам запомнились?

4) Какое значение в жизни Грэя имеют эпизоды с картинами?

( Картина с распятьем. « Я не могу допустить, чтобы при мне торчали из рук гвозди и текла кровь. Я этого не хочу». Эта история отображает главное в характере Грэя- активное добро, нежелание терпеть, не вмешиваясь, чужую боль, страдание.

Картина с кораблем. « Грэй несколько раз приходил смотреть на эту картину..» Вторая история указывает на богатое воображение мальчика, на способность к решительным действиям. Грэй решил стать капитаном и стал им.)

Физкультминутка

3 группа – 1)Что общего у Грэя и Ассоль?

2)Как прошли они свой путь к мечте?

3)Что значит море для Ассоль и Грэя?

( Одиноки в детстве, лишены общения со сверстниками. Они понимают , любят все живое, близки к природе. Добры, трудолюбивы. Они верят в мечту. Море для Ассоль и Грэя - это не только великое пространство, в которое с надеждой на счастье вглядывается Ассоль, это символ вечной жизни, это мир, доступный только умеющим мечтать. )

4 группа – 1) Грэй сделал мечту Ассоль реальностью. Почему? Что герои говорят о чудесах?

2) Что поняли люди Каперны? Как в Каперне отнеслись к появлению алых парусов? Зачитать из текста.

5. Просмотр фрагмента из фильма «Встреча Грэя и Ассоль»

Предназначение человека в том, чтобы « делать чудеса своими руками» и дарить их людям.

  1. Вопрос всем: Что же в романе является чудом? ( Чудо здесь – это добрый поступок, благородное движение души, улыбка, веселье, прощение и вовремя сказанное нужное слово).

Вывод: Люди Каперны поняли, что мечта может осуществиться даже самая невероятная, если верить в нее и идти к ней навстречу.

Вопрос: Ребята, подумайте, какими же качествами надо обладать, чтобы достичь своей мечты, чтобы, не смотря ни на что идти к ней навстречу?

Задание: На доске прикреплены карточки с названиями качеств характера. Ребята должны выбрать те качества, которыми обладали Грэй и Ассоль, идя к своей мечте. ( Выходят парами, прикрепляют на другую доску).

Примерные ответы: 1. Вера в прекрасное, вера в чудеса, вера в сказку и чудесное исполнение мечты; искренность, трудолюбие, чтение книг - все это ведёт Ассоль к своей мечте. 2. Захватывающая любовь Грэя к морю, мечта быть капитаном, умение преодолевать трудности, целеустремленность, решительность, умение ценить прекрасное, доброта, чуткость, благородство - все эти качества позволили Грэю исполнить свою мечту и мечту Ассоль.

Вопрос: Чему учит книга?

Ответ: Книга учит верить в свою мечту, быть целеустремленным, идти смело навстречу мечте, верить и знать, что человек сам творец своего счастья. Книга учит ребят быть настоящими мужчинами и рыцарями.

Вопрос: Чем интересны подобные герои, нужны ли они сейчас? (Ответ учащихся).

Учитель: Ребята, мы говорим с вами о литературных героях, которые мечтали, неустанно шли навстречу своей мечте и их мечты сбылись. А знаете ли вы примеры из жизни, когда бы люди мечтали и их мечты сбылись? (Ю.Гагарин, М. Ломоносов, многие спортсмены, артисты и обычные люди те, кто стал творцом своей мечты.)

Ребята, так для чего же человеку в жизни нужна мечта?

( Стать счастливыми)

На слайде цитаты со словами о счастье.

. Человек создан для счастья, как птица для полёта. (В.Г. Короленко, “Парадокс”).


2. Счастливы кроткие, – им будет принадлежать весь мир.

    Счастливы милосердные, - с ними тоже поступят милосердно.

    Счастливы чистые сердцем, – они увидят Бога. (Евангелие от Матфея, “Нагорная проповедь”).

3. Надо верить в возможность счастья, чтобы быть счастливым. (Л.Н. Толстой).

4. Немногие из нас могут вынести счастье – разумею, счастье ближнего. (Марк Твен).

5. Хронического счастья так же нет, как нетающего льда. (А. Герцен).

6. Несчастен, кто берёт, но не даёт взаимно, я счастлив оттого, что брал, но и даю. (Рудаки).

7. Счастье достаётся тому, кто много трудится. (Леонардо да Винчи).


8. Самый счастливый человек тот, кто даёт счастье наибольшему числу людей. (Д. Дидро).

9. Чтобы быть вполне счастливым, недостаточно обладать счастьем, надо ещё заслуживать его.(В. Гюго).


10. Право на счастье составляет самое неотъемлемое право человека. (К. Ушинский).


11. Никогда не знает меры счастье. ( Сенека).


12. Ежели бессчастия бояться, то и счастья не будет. (Пётр Первый).



III. Рефлексия.

  1. Как вы поняли, в чем смысл названия романа?

Символом чего являются алые паруса? ( Символом мечты, любви и исполнения желаний.)

  1. Звучит песня «Ребята надо верить в чудеса».



Пусть Каперна, Грэй, Ассоль, корабль с алыми парусами – это плод фантазии художника. Но пока на земле будут жить хорошие люди – романтики, умеющие так любить и мечтать, все это может осуществиться. А. Грин утверждал, что корабль с алыми парусами рано или поздно приходит к каждому, кто умеет мечтать, кто всем сердцем верит, что мечты, желания обязательно сбудутся.

3. - Ребята Вам понравился сегодняшний урок?

Перед вами лежат листы самооценки. Заполните их. Поставьте себе оценку за урок. И закрасьте кружок: красный цвет – понравился урок, синий – нет.

- На столах лежат листочки с корабликами, напишите на них свою мечту. После урока мы привяжем кораблики к воздушному шару и запустим их в небо.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!