СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок литературы по теме «Символический смысл исторической темы в цикле А.А. Блока «На поле Куликовом»» 11 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Куликовская битва принадлежит к символическим событиям русской истории… Разгадка их еще впереди» (А.А. Блок)

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок литературы по теме «Символический смысл исторической темы в цикле А.А. Блока «На поле Куликовом»» 11 класс»

а

Открытый урок литературы по теме «Символический смысл исторической темы в цикле А.А. Блока «На поле Куликовом»» 11 класс


Цели урока:

- выяснить, как раскрывается символический смысл исторической темы в цикле «На поле Куликовом»;

- раскрыть идейное и художественное своеобразие цикла “На поле Куликовом”, соотношение прошлого, настоящего и будущего России;

- стимулировать познавательный интерес и поисково-исследовательскую деятельность восьмиклассников;

- развивать творческие способности обучающихся через выразительное чтение наизусть, умение анализировать поэтический текст;

- формировать личностные качества: быстро и слаженно работать в группе;

- воспитывать патриотизм, ответственность перед родной страной

Оборудование: портрет А.А. Блока, интерактивная доска, компьютер, раздаточный материал.

Оформление доски.

«Куликовская битва принадлежит к символическим событиям русской истории… Разгадка их еще впереди» (А.А. Блок)

Ход урока


I. Организационный момент. Объявление целей и темы урока.

Сегодня на уроке мы познакомимся с циклом стихотворений А.А. Блока «На поле Куликовом», вспомним события Куликовской битвы и её отражение в литературе, выясним, как А. Блок осмысливает это историческое событие.


Слайд №1 (Пока обучающиеся записывают тему, звучит романс “Поле Куликово ” в исполнении Ж. Бичевской)


Учитель. Александр Блок… Поэт-гражданин. Один из исследователей творчества А. Блока В. Орлов назвал его «самым историческим поэтом в русской литературе XX века, ибо все то, что он писал, исторично, проникнуто духом живой, каждодневно творимой истории».

- Чтобы понять причины написания цикла стихов «На поле Куликовом», надо хорошо представить время, когда он его создавал. Какие события начала XX века вы знаете?

(Начало XX века – это эпоха трагических событий в жизни страны: первая русская революция, первая мировая война, Октябрьская революция 1917 года. Эта эпоха великого исторического рубежа, мятежное время, которое не могло не отразиться в русской литературе, а тем более - в творчестве гениального художника слова А. А. Блока. Он сумел отразить в своих стихах “неслыханные перемены, невиданные мятежи».)


Учитель. «Я много пережил…и был участником нескольких, быстро сменяющих друг друга эпох русской жизни», - говорил поэт. Старая и новая Россия, ее прошлое настоящее и будущее, история и современность – это вопросы, на которые он искал ответ. Поэт понимал, что уходит в прошлое большой исторический период. Положение России, разделенной на два враждебных лагеря, Блок уподобляет Руси эпохи Дмитрия Донского, Руси, вышедшей на Куликово поле, чтобы отстоять свою независимость.


Сегодня на уроке работают 4 творческие группы: биографы, историки, литературоведы, интерпретаторы, подготовившие домашние задания.


2. Послушаем автобиографическую справку биографов.

Выступления биографов (рассказ на фоне подготовленной презентации)

(Александр Александрович Блок родился и воспитывался в Петербурге, в дворянской профессорской семье. Атмосфера в доме была пропитана классической русской культурой. (Слайд 2) Отец поэта - профессор Варшавского университета, мать – переводчица, дочь ректора Петербургского университета А.Н.Бекетова, жена – дочь знаменитого химика Д.И.Менделеева).

Детские и юношеские годы его прошли в профессорском доме деда, а каждое лето – в бекетовском подмосковном имении Шахматово (слайд 3). Детство поэта было почти безоблачным. Он рос в обстановке всеобщей любви, заботы, среди литературы и музыки. Стихи Блок начал писать рано, в пять лет. Интерес к истории зародился в семье деда и развивался в университете.

Талант его крепнет от стихотворения к стихотворению (слайд 4) В «автобиографии» Блок вспоминал о том, как он, двадцатилетний студент принес редактору журнала «Мир Божий» В.П.Острогорскому стихи, навеянные картинами Васнецова, изображающими вещих птиц древнерусских легенд. Редактор отнесся к его «безыдейным» стихам, по словам Блока, «со свирепым добродушием», сказав: «Как вам не стыдно, молодой человек, заниматься этим, когда в университете бог знает что творится!» Редактор оказался недальновиден и глух к поэзии: ведь стихи эти лишь внешне могли показаться далекими от современных событий. На самом деле они были о жизни, о времени, о России, только говорилось об этом крупно, символически.

Учитель. А. Блок был символистом. Символизм – это литературное направление в европейском и русском искусстве. Символисты стремились в своих стихотворениях показать идеал. Блок видел, что реальный мир остался неизменным, чуждым идеалу. (слайд 5)

3. Слово учителя (слайд № 6)

Тема России, родины становится одной из ведущих в лирике А.Блока. «Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь…Ведь здесь - жизнь или смерть, счастье или погибель», - писал А.Блок. Россия для Блока – это «огромное, родное, дышащее существо, подобное человеку, но бесконечно более уютное и ласковое».

В октябре 1918 года он напишет стихотворение «Россия» (ученик читает стихотворение)


- Как развивается тема России в творчестве поэта?

4. Слово литературоведам.

(Тема Родины — России в раннем творчестве Александра Блока неразрывно связана с темой природы. Непосредственными впечатлениями поэта, вынесенными из детства, были просторы вокруг подмосковного имения Шахматово: «По холмам и по ложбинам, //Меж полосами светлой ржи// Бегут, сбегаются к овинам//Темно-зеленые межи,//Стада белеют, серебрятся//Далекой речкой рукава...Белеет церковь над рекою,//За ней опять — леса, поля» (слайд 7)

Со временем осознание «родословной своей души», чувства Родины становится глубже, и во многих стихотворениях Александра Блока возникает образ-символ русской женщины, такой земной и в то же время неизвестной, загадочной, как сама Россия. Об этом – стихотворение «Осенняя воля». («И вдали, вдали призывно машет //Твой узорный, твой цветной рукав») слайд 8

Во многом образ Руси у Александра Блока еще мифологизирован: Русь- это сказочная страна, тайны которой не разгадать простому смертному, она населена и обыкновенными людьми, и сказочными персонажами. Эти мысли мы находим в стихотворении «Русь». («Ты и во сне необычайна. Твоей одежды не коснусь //Дремлю — и за дремотой тайна, //И в тайне — ты почиешь, Русь»).

Блок создал свой самобытно-неповторимый лирический образ родины— не матери, каким он был у поэтов прошлого, а красавицы —подруги, возлюбленной, невесты, „светлой жены“- образ, овеянный поэзией русского песенного фольклора и картинами художника Константина Маковского (слайд 9)

О крестьянской Руси поэт говорит в своем цикле «Родина» (1907—1916) («И низких нищих деревень //Не счесть, не смерить оком,//И светит в потемневший день//Костер в лугу далеком...О, нищая моя страна,//Что ты для сердца значишь?//О, бедная моя жена,//О чѐм ты горько плачешь?- «Осенний день» )

Учитель. Одним из наивысших лирических достижений Александра Блока считается его пророческий цикл «На поле Куликовом» (1908). Куликовская битва для поэта – исторический факт, дающий повод для размышлений о настоящем и будущем России. Победа на Дону для него –

«символическое событие русской истории».

- Вспомните реальное историческое событие, произошедшее на Куликовом поле. Что вам известно о нѐм?

5. Слово историкам.

8 сентября 1380 года объединѐнное войско русских княжеств одержало победу над войском Золотой Орды, двигавшемся на Русь под предводительством хана Мамая. Произошло это на Куликовом поле около реки Непрядвы за Доном (слайд 10). Воины обеих сторон сражались героически. Люди гибли не только от ран, но и задыхались от великой тесноты. Первым пал на Куликовом поле Александр Пересвет, затем Ослябя. Войско Мамая наступало первым. Не выдержав натиска, русские войска стали отступать. Победа, казалось, была на стороне Мамая, но тут выступил из леса засадный полк и ударил в тыл и фланг войскам Мамая. Войско Дмитрия далеко преследовало Мамая. После победы Дмитрий Донской провозгласил вечную память всем погибшим. (Учебный фильм «На поле Куликовом»)

- Какое значение имела эта битва?

Куликовская победа стала величайшим переломом в русской истории, переломом в сознании русского народа. Появилась острая потребность в государственном единстве и государственной независимости (слайд 11)

Куликовская битва 1380 г. - важнейшее событие в истории средневековой Руси, во многом определившее дальнейшую судьбу Российского государства. Битва на Куликовом поле послужила началом освобождения Руси от ига Золотой Орды. И хотя окончательное падение ига произойдет лишь столетие спустя, в 1480 году, Золотой Орде был нанесен непоправимый удар. После 1380 года ордынцы совершали только внезапные набеги.

Учитель. О русской победе узнали многие страны. Великая победа на Дону дала жизнь целому ряду высокоталантливых древнерусских произведений, которые сохранили для потомков и описание самого сражения, и образы его героев. Это – «Задонщина» и «Сказание о Мамаевом побоище».

6. Слово литературоведам (слайд № 12). "Задонщина" - памятник древнерусской литературы конца XIV— начала XV вв. рассказывает о победе русских войск, возглавлявшихся великим князем Московским Дмитрием Ивановичем (Донским) и его двоюродным братом Владимир Андреевичем над монголо-татарскими войсками правителя Золотой Орды Мамая.

Учитель. (8 сентября (по новому стилю 21 сентября- праздник Рождества Богородицы. «А бились с утра до полудня в субботу на Рождество Святой Богородицы.»- читаем в «Задонщине»).

«Сказание о Мамаевом побоище» — литературное произведение XV в. об исторических событиях Куликовской битвы. В «Сказании» повествуется о небесных видениях, предвещавших победу русского народа, приводится множество интересных подробностей этого события, в числе которых посольство Захария Тютчева к Мамаю. Наряду с исторически достоверными фактами (маршрут движения русского войска из Москвы через Коломну на Куликово поле, перечисление князей и воевод, участвовавших в сражении, рассказ о действиях Засадного полка) содержит и некоторые легендарные эпизоды. «Сказание» дошло до нас в большом количестве списков, некоторые из которых датируются даже концом XVIII—началом XIX века, что говорит об огромной популярности произведения в России.

Результатом осмысления исторических событий далёкого прошлого и событий своего времени стал цикл стихотворений «На поле Куликовом», написанный А.Блоком и в 1908 году и состоящий из пяти стихотворений. Поэт сопроводил цикл примечанием о том, что Куликовская битва-символ русской истории, разгадка которого впереди. Блоковский цикл не только и не столько произведение на историческую тему, сколько произведение о современности, точнее о неразрывной связи прошлого, настоящего и будущего России.

Учитель. Что значит лирический цикл?

(Лирический цикл – жанр, редкий в классической поэзии. Понятие цикла подразумевает, что каждое из входящих в него стихотворений сохраняет свою целостность, но при этом связано сетью перекличек: сюжетных, словесных).

Видеоролик. (Прослушивание текста «На поле Куликовом», часть1.)

Учитель. Подумаем: какой общей мыслью могут быть объединены стихотворения цикла?

- Как передается поэтом историческое событие?

- Выясним, как раскрывается символический смысл исторической темы в цикле «На поле Куликовом»

Учитель. Лирический цикл «На поле Куликовом» относится к поэзии символизма.

- В чем заключается сущность поэтики символизма?

(Поэзия обращена к «своему» читателю, за буквальным смыслом слов содержится иносказание. Одно и то же слово может нести разный смысл).

- Дома Вы прочитали стихотворения цикла. На какие части распадается цикл?

(На 3 части: первое «Река раскинулась широко…» - зачин. 2 и 3 части рисуют героя как одного из участников легендарной битвы. 4 – и заключительное 5 повернуты в современность и призваны показать победу героя над «татарским игом», над тем, что властвует над душой.)

- Почему уже в названии применяется прием инверсии?

(название напоминает стиль древнерусских летописей. Взять, к примеру, то же «Сказание о Мамаевом побоище». Делается акцент на слове Куликово, это место сражения, от т которого зависело, будет ли Россия жить под игом татар или обретет волю.

Учитель. По подсчетам автора «Задонщины», Русь ждала этого боя 160 лет. Получается, что поле Куликово это символ (чего)?

(символ не только пространства, но и символ судьбы России. Сколько таких полей в истории, где решался вопрос: быть или не быть России!)

- Послушаем текст 1части. (аудиозапись)

(Как мы уже отметили, 1 часть исполняет роль пролога и вводит в цикл тему Родины. Что позволяет нам об этом говорить?

(Перед нами типичный русский пейзаж: «река раскинулась. Течет, грустит лениво и моет берега. Над скудной глиной желтого обрыва в степи грустят стога». Здесь заявлены основные образы, а сам лирический герой –это и воин Куликовской битвы, и современник Блока. Он размышляет накануне битвы, но чувствуется, что он не сразу понимает свое назначение. История словно помогает ему определить свой путь: «Наш путь – степной, наш путь – в тоске безбрежной// В твоей тоске, о Русь! // И даже мглы – ночной и зарубежной я не боюсь».

- Как ритм передает нарастание напряжения?

(Сочетание длинных и коротких стихов помогает передать противоречия между внешним спокойствием «неподвижной» Руси и напряженным ожиданием предстоящего. Время быстро ускоряет ход, тьма сменяется яркими огнями костров, блеском святого знамени и сабель. Бой начинается, от былого спокойствия не осталось и следа).

- Какой основной образ выделяется в стихотворении?

(образ Руси.)

-Какой видится она автору?

(Русь - это природа («Река раскинулась. Течет, грустит лениво и моет берега…», стога, степь), это жена («О, Русь моя! Жена моя! Нам ясен долгий путь…»)

- Но почему жена? Обычно с кем у поэтов ассоциировалась Русь?

(С матерью, Русь-матушка, это есть и в фольклорных произведениях)

- Некоторых современников Блока эта вольность шокировала, например,

М. Горького. Поэт Сельвинский сказал: «Меня коробит от того, что Родина оказывается женой Александра Александровича».

- А как вы объясните эту метафору в тексте?

(Русь, как женщина, занимается мирным трудом; в стихотворении – «моет берега». Но как невозможно остановить движение реки, так невозможно остановить движение Руси. Жена - любимый, дорогой человек, к ней испытывает поэт самые нежные чувства (такие чувства были у него к Менделеевой), о жене заботишься, бережешь ее. Жена-символ непреодолимой любви поэта к Родине, он любит ее, как любимую женщину)

(В символическом смысле «жена» - это и Святая Дева, и Русь. Образ Родины у Блока живой, он словно сливается с женским образом).

- Но в стихотворении мы видим и еще один яркий образ – кобылицы.Почему?

(Нарастает напряженность, меняется ритм стиха, автор показывает предстоящий бой: «И вечный бой! Покой нам только снится сквозь кровь и пыль… Летит, летит степная кобылица и мнет ковыль…»)

- Во второй и третьей части, мы сказали, рисуется главный герой как участник битвы. Прочитаем.

-Чем поражает 2 глава?

(появляется образ защитника родины. Он словно клянется в том, что защитит землю русскую, ради нее он готов отдать жизнь («За святое дело в землю лечь…». Появляется местоимение «мы» -это все русские люди, соотечественники. В стихотворении чувствуется влияние фольклорной поэтики: это горюч камень, кричащие лебеди. Горюч камень пришел из заклинаний и заговоров, словно идет заговор на оберег воина. Если вначале говорится о близкой гибели («Светлый стяг над нашими полками не взыграет больше никогда»), то в последней строфе гибель воина осмысленна и священна. Он не отделяет себя от Родины. («Я не первый воин, не последний…») Слово «светлый» повторяется 2 раза (символ), что говорит о святости битвы).

- Почему употреблено слово «татарва»?

(Враг в русском фольклоре, как правило не имеет лица и воспринимается как чудище. Здесь – татарва, просторечное слово имеет оттенок презрения)

(Все художественные средства используются Блоком с одной целью- донести главную идею единения героя со своей страной, с ее трагичной судьбой).

(В главе содержится призыв к защите родины, он произносится не только от имени друга, но и всего поколения)

- Остановимся на содержании 3 главы. Основной мотив этой главы?

(Битва с войском Мамая. Эту часть можно считать кульминацией цикла)

- Обратите внимание на строки «В темном поле были мы с Тобою.-

Разве знала Ты?»

- «И с туманом над Непрядвой спящей. // прямо на меня ты сошла, в одежде, свет струящей, не спугнув коня,»

-Кто же это сошел с небес?

(Образ Богородицы. Так говорилось в летописном источнике «Задонщине»).

- Кто это, чей лик нерукотворный светел для поэта навсегда?

(Образ женщины из символизма, она – символ тайны. Образ святой Руси сливается с образом Богоматери. Родина –самое дорогое и самое святое, чему поклоняется и служит поэт)

(Можно утверждать об иконе «владычица Вселенной» - вечная женственность. Прямо на меня// Ты сошла в одежде свет струящей//Не спугнув коня. //Серебром волны блеснула другу // На стальном мече, //Освежила пыльную кольчугу // На моем плече).

- Чем отличается 4 стихотворение от предыдущих? Каково его содержание?

(Оно полно тревоги и тяжких предчувствий, это слышится в строчках: «вековая тоска», «тоска могучая», «ущербная луна». Символы приобретают новый смысл: «Я вижу над Русью далече //широкий и тихий пожар».

- О каком часе говорит поэт?

(Стихотворение повернуто в современность, оно призвано знаменовать победу героя над «проклятым татарским игом» сомнений, противоречий, тем темным, что властвует над лирической душой героя.

- «Ты кличешь меня издали…» О ком идет речь?

(Ты - это мечта об идеальном (светлом) пути Руси, где царят добро, справедливость, чистота, мир. Но такое в России невозможно, т.к. поэт слышит вновь рокоты сечи)

- «Явись мое дивное диво! Быть светлым меня научи!»

- Что значит быть светлым?

(стремление к высшему идеалу. Мысли лирического героя светлы, поэтому он –на белом коне. Надо воспринимать белого коня как коня победителя).

Анализ 5 главы.

Учитель. Обратим внимание на эпиграф.

- О чем он говорит?

(Поэт говорит о настоящем и будущем, он предсказывает неизбежность исторических потрясений и свое участие в них: «Но узнаю тебя начало// Высоких и мятежных дней!» По мнению Блока, грядут решающие события, которые по своему размаху не уступают Куликовской битве.)

(Цикл завершается строками, в которых выражена устремленность лирического героя в будущее: «Не может сердце жить покоем,//недаром тучи собрались.// доспех тяжел, как перед боем.// Теперь твой час настал. Молись!» Лексика стиха торжественная.

- Каковы основные мотивы цикла?

(Родина - жена: «О Русь моя! Жена моя!), мотив битвы: «И вечный бой!» , образ лирического героя: «Нам ясен долгий путь!», святость Руси: «Блеснет святое знамя…»)

- Какой же образ Руси сложился в вашем представлении после чтения цикла?

(Образ Руси своеобразен и неповторим. Стихи поэта полны глубокой любви к России и веры в ее силы. Поэт хотел видеть ее свободной и счастливой. Для него жить в покое нельзя, и сам Блок не мог остаться в стороне от событий, которые совершались на его Родине. Таким образом, судьба поэта отождествлялась с судьбой России, он готов погибнуть за нее)

- На основании всего сказанного составьте кластер по теме «Образ России в цикле «на поле Куликовом»» или синквейн (1.-сущ. 2- 2 прилаг.3.-глагол. 4.- предложение.5- существ.) (Россия. Безбрежная, святая. Вздымается, пронзает, озаряет. «И нет конца! Мелькают версты, кручи…» Молитва)

Вывод. Так в чем же заключается символическое значение Куликовской битвы?

(Куликовская битва - это не просто историческое событие, символ испытания Руси. На пути Руси было много испытаний на прочность, твердость. Куликовская битва-это противостояние тьме. Это символ единства и мужества, самоотверженности русских воинов в борьбе с врагами. Куликовская битва – это символ повторяемости исторических событий. («Я вижу над Русью далече широкий и тихий пожар»)

Лейтмотивом звучат слова: «И вечный бой! Покой нам только снится // Сквозь кровь и пыль…// Летит, летит степная кобылица// И мнет ковыль»

- Цикл закольцован, Первое стихотворение начинается там, где кончается последнее. Форма произведения прекрасно выражает основную мысль поэта. Какую?

(У пути России нет конца. Игра. Вы стоите на пути России.

Домашнее задание.

1.Стихотворение «Река раскинулась»- выучить

2.Прочитать фрагменты статьи Д.С.Лихачёва «Мир на Куликовом поле» в учебнике – хрестоматии. Подготовить пересказ.



























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!