СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок литературы в 7 «Б» классе «Мир детства ребенка XIX века и современного школьника" (По повести Л.Н.Толстого "Детство")

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок литературы в 7 «Б» классе

«Мир детства ребенка XIX века и современного школьника"

(По повести Л.Н.Толстого  "Детство")

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок литературы в 7 «Б» классе «Мир детства ребенка XIX века и современного школьника" (По повести Л.Н.Толстого "Детство")»

Открытый урок литературы в 7 «Б» классе

«Мир детства ребенка XIX века и современного школьника"

(По повести Л.Н.Толстого "Детство")

Цель: формирование предметных, личностных и метапредметных УУД

Предметные:

  • формирование у учащихся способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания.

Личностные:

  • самооценка на основе критерия успешности учебной деятельности через игру;

  • самомотивация учебной деятельности;

Метапредметные:

познавательные:

  • Уметь систематизировать материал, сравнивать и рассуждать, находить нужную информацию

регулятивные:

  • определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, анализировать собственную работу, уметь оценивать результаты своей деятельности;

коммуникативные:

  • Уметь слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию; уметь с достаточной полнотой выражать свои мысли

Тип урока: урок систематизации знаний (общеметодологической направленности)

Вид урока: урок-игра «Лаборатории, изучающие детство разных эпох»

Технология: на игровой основе

I. Организационный этап

Слайд 1.

- Здравствуйте, ребята! Мы рады видеть Вас на интегрированном уроке литературы и психологии! Давайте улыбнемся друг другу.

-Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки. Я думаю, что этот день принесёт вам радость общения друг с другом. Сядьте удобно, закройте глаза и повторяйте за мной: "Я в школе, я на уроке. Я радуюсь этому. Внимание моё растёт. Я как разведчик, всё замечу. Память моя крепка. Голова мыслит ясно Я хочу учиться. Я готов к работе. Я работаю"

II. Мотивация

Слайд 2.

- Посмотрите, пожалуйста, на доску. Я попрошу вас разгадать кроссенс* (*приём, развивающий логическое и творческое мышление). Смысл в том, что перед вам предстают 9 рисунков, связанных одним целым, все рисунки восходят к 1 ключевому слову, самое главное слово в центре.

-Как вы думаете, какое изображение должно появиться в центре кроссенса и почему? - Фотография Л.Н.Толстого. Потому что на прошлом уроке мы стали изучать творчество писателя, фотографии указывают на события его жизни.

-Молодцы, правильно! На прошлом уроке мы познакомились с жизнью и творчеством Л.Н.Толстого. Проверим, какие же факты из жизни писателя вам хорошо запомнились.

Слайд 3.

-Обратите внимание на слайд. Восстановите недостающие фрагменты биографии писателя.

У вас на партах лежат распечатки с изображением писателя, выполните работу в этих карточках. (Показать). (Обсуждение ответов, показать правильные ответы на слайде).

1) К какому сословию принадлежит Л.Н.Толстой? __________

2) Где проходила жизнь семьи Л.Н.Толстого?________________

3) Первым произведением Л.Н.Толстого была _______________

4)Что Л.Н.Толстой открыл в Ясной Поляне? ________________

5) Какую важную книгу для школы создал Л.Н.Толстой?______

6) Среди знаменитых романов Л.Н.Толстого можно выделить «Анну Каренину» и ___________________________

-Итак, ребята, молодцы!

-Не случайно, большинство названных Вами фактов, так или иначе, относятся к детству Льва Николаевича Толстого.

Детство – это самая прекрасная пора, это период жизни человека от рождения до отрочества. Психологи трактуют этот возраст как период в развитии личности, имеющий судьбоносное значение для последующей жизни.



-На прошлом уроке, мы начали знакомство с автобиографической повестью Л.Н.Толстого «Детство», которая является частью трилогии «Детство. Отрочество. Юность» .

-Мы видим главного героя, Николеньку Иртеньева, в разные периоды его жизни. Это детство, отрочество и юность. Толстой выбрал эти периоды потому, что они самые важные в жизни человека. В детстве ребенок осознает свою связь с семьей и миром, он очень искренен и наивен; в отрочестве мир расширяется, происходят новые знакомства, человек учится взаимодействовать с другими людьми; в юности происходит осознание себя уникальной личностью, выделение из окружающего мира. Все эти этапы проходит и Николенька.

-На прошлом уроке, мы хорошо поработали, но нам предстоит усвоить ещё одну важную сторону этой темы.

-Какую именно, попробуем угадать, посмотрев видеоролик.

III. Актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии

Слайд 4.

Просмотр видеоролика «Машина времени» - путешествие по временам: XIX и XXI вв.

Слайд 5. Чёрный экран

После просмотра видео:

-Ребята! Что-то случилось! Машина времени сломалась!

-Может быть, вы заметили, кто путешествовал на этой машине? (герои повести Толстого и мы с вами)

-Как вы это поняли? (перед нами картины жизни XIX века и современности)

- Из-за случившейся аварии, дети оказались в чужой эпохе.

-Мы должны помочь им вернуться в своё время.

-Для этого, нужно починить машину времени, разлетевшуюся на кусочки.

-Для этого, нам потребуется собрать воедино все детали.

-Трилогия «Детство. Отрочество. Юность» рисует перед нами картины московской жизни XIX века: это описание ряда эпизодов жизни Николеньки— детских игр, первой охоты и первой влюбленности в Сонечку Валахину, смерти матери, отношений с друзьями, балов и учебы. То, что окружающим кажется мелким, недостойным вниманиями то, что для других является действительными событиями жизни Николеньки, в сознании самого героя-ребёнка занимают равное место. Обида на воспитателя Карла Ивановича, который убил над головой Николеньки муху хлопушкой и разбудил его, переживается героем не менее остро, чем первая любовь или разлука с родными. Толстой подробно описывает чувства ребёнка

-А каков ваш мир детства? Что в нем? (Просмотр видео-интервью) (Мир технологий, общения со сверстниками, школа)

Слайд 6.

-Ребята! Как вы думаете, зачем мы вспомнили Николеньку и его время? Ваше детство? Может быть это как-то связано с темой нашего урока? чему мы посвятим сегодняшний урок, какова цель нашего урока? ([Нам нужно сравнить мир ребенка XIX века и мир современного школьника])

-Верно! Молодцы!

Слайд 7.

-Ребята! Посмотрите на слайд. Где мы находимся? (В лаборатории)

-Правильно! Сегодня мы - учёные!

Слайд 8. Чёрный экран

-Наша задача, как вы правильно заметили, сравнить мир ребенка XIX века и современного школьника. Эта работа поможет отремонтировать машину времени.

-Выполнив намеченную работу, собрав нужные материалы, мы подберем нужные детали для того, чтобы дети XIX и XXI вв. смогли вернуться домой на машине времени.

Слайд 9.

-Ребята, сегодня на уроке будут работать 4 лаборатории: «Знатоки», «Умники и умницы», «Тимур и его команда», «Эрудиты».

-В каждой из них есть командир: Бутынин Артем, Титова Лида, Кузьмин Тимур, Мосаков Женя.



1 лаборатория

2 лаборатория

3 лаборатория

4 лаборатория

Командир


Бутынин А.

Титова Л.

Кузьмин Т.

Мосаков Ж

Участники

1

2

3

4

5

6

Глоба А.

Грешняков К.

Сурова Л.

Кутузова Д.

Турчинова Н.

Стрельцов А.

Алексеева В.

Кругляков М.

Круглов В.

Карпунин Д.

Латышева У.

Тюренкова Д

Бахтин В

Кудинова А.

Гутюм М.

Арзамасцева

Титов Б.

Краснова А.

Шутов К.

Тараскин Т.

Абрамова Л.

Ноготков Л.

Портнова А.

Слайд 10. Чёрный экран

-Обратите внимание. У каждой лаборатории есть свой личный журнал (показать лист с основными критериями), в него вы будете заносить всё самое основное, что будет происходить во время нашего исследования.

IV. Этап закрепления с проговариванием в устной речи

-Ознакомьтесь с вашим рабочим журналом. Какие пункты он включает в себя? (Критерии, XIX век , XXI век, вывод)

-Сколько пунктов в колонке «Критерии» вы видите? (три)

Наша задача узнать, что же это за критерии, благодаря которым мы сможем починить машину времени.

-Понять, как они применимы к образу ребенка XIX и XXI вв.?

Подводка к чертам характера: Слайд 11 -Посмотрите, пожалуйста, на доску. Знаком ли Вам этот портрет? ([Нет, но мы хотим узнать кто это, как он связан с предстоящей работой])

- На ваших партах лежит фрагмент. (QR-код) Сейчас мы объясним, для чего он нужен.

-Он нужен для того, чтобы узнать: кто изображен на фото, чем знаменит этот человек.

-Для того чтобы узнать эту информацию, вам нужно просканировать этот код. Возьмите в руки телефон.

*У подготовленного ученика на телефоне установлено приложение «Молния QR-сканер».

-Вам нужно будет считать информацию с помощью специального приложения «Молния QR-сканер».

-Итак. Кто изображен на фото? (Куно Фишер — известный немецкий историк философии и философ)

- Что ещё вы расшифровали с помощью этого кода? (Высказывание: «Характер — величайший умножитель человеческих способностей»).

-Ребята, чему посвящено это высказывание? (характеру человека, его возможностям).

Слайд 12.

-Верно, как вы считаете, чему посвящен первый критерий в таблице? (Характеру, чертам характера).

-Запишите полученную информацию в колонку «Критерии» в рабочем журнале.

Критерии

19 век

21 век

Вывод:

Черты характера


+ ранимый, отходчивый, впечатлительный, отзывчивый на доброе отношение, наблюдательный, отзывчивый, честный.

- подражал ребятам, был застенчив, хотел быть всеми любим.




Общительные

Позитивные

Добрые

Отзывчивые Раздражительные, вспыльчивые

Ленивые

Ранимые, обидчивые



есть явное сходство в качествах ребёнка 19 века и 21 века. И хотя каждый человек индивидуальность, он проходит одни и те же периоды взросления. Но, что делать с отрицательными качествами? Их необходимо замещать положительными качествами. Ведь работая над собой, самосовершенствуясь, человек развивает себя как сильную личность.

Слайд 13. Чёрный экран

- Итак, в начале нашей работы мы выяснили, что объектом нашего исследования является образ Николеньки и современных детей.

-Для начала давайте вспомним, что нам уже известно о Николеньке.

-Сейчас, мы создадим кластер с основными чертами Николеньки. (На доске изображение Николеньки)

-Скажите, какие черты характера мы можем выделить у Николеньки?

( К доске выходят представители каждой лаборатории записать по одной черте характера Николеньки)

Далее каждая группа коллективно создает свой собственный кластер в журнале - обсуждение.

Николенька — + ранимый, отходчивый, впечатлительный, отзывчивый на доброе отношение, наблюдательный, отзывчивый, честный. - подражал ребятам, был застенчив, хотел быть всеми любим.

- А теперь обратимся к вашим чертам характера!)

-Игра «Алфавит».

-Ребята, какой возраст у Николеньки и у Вас? (10 лет и 13-14 лет)

Сделайте вывод: что общего и различного в чертах характера можно выделить у ребенка XIX и XXI вв.?

-Есть явное сходство в качествах ребёнка 19 века и 21 века. И хотя каждый человек индивидуален, он проходит одни и те же периоды взросления. Но, что делать с отрицательными качествами? Их необходимо замещать положительными качествами. Ведь работая над собой, самосовершенствуясь, человек развивает себя как сильную личность.

Слайд 14. Сравним ваш вывод с образцом

После вывода клеим на доску первую деталь машины времени.

Слайд 15.

Подводка к увлечениям

Посмотрите на коллаж.

-Что изображено на каждой картинке?

-Какое слово (отвлеченное существительное) объединяет фото, входящие в коллаж? ([Увлечения])

-Как вы думаете, каков же следующий критерий в таблице?

Слайд 16. Чёрный экран

Критерии

19 век

21 век

Вывод:

Увлечения

Танцы

Игры

Охота

Литература

Рисование

Рисование

Спорт

Компьютер, телефон, интернет

Чтение

Танцы

Музыка

Кулинария

Фотографирование

Коллекционирование

Изучение иностранных языков

В кругу детских интересов 19 и 21 веков есть много общего: дети читают книги, рисуют, танцуют. Приятно отметить возвращение увлечений подростков к вечным ценностям; но есть и различия. Дети 21 века интересуются и пользуются новыми технологиями и инновациями. У современных детей больше выбора занятий по интересам, чем у детей 19 века.



















-Вспомним, какие увлечения были у Николеньки?

-Приведите примеры из текста. Прочитайте.

Далее каждая группа коллективно записывает увлечения Николеньки в соответствующую колонку - обсуждение.

-Посмотрим, какие увлечения встречаются у современных детей?

Сделайте вывод: что общего и различного в увлечениях можно выделить у ребенка XIX и XXI вв.?

В кругу детских интересов 19 и 21 веков есть много общего: дети читают книги, рисуют, танцуют. Приятно отметить возвращение увлечений подростков к вечным ценностям; но есть и различия. Дети 21 века интересуются и пользуются новыми технологиями и инновациями. У современных детей больше выбора занятий по интересам, чем у детей 19 века.



Слайд 17. Сравним ваш вывод с образцом

После вывода клеим на доску вторую деталь машины времени.

Слайд 18. Физкультминутка

Подводка к семейным ценностям

-Ребята! На урок мы принесли необычную яркую коробку. Содержимое этого короба поможет вам отгадать следующий критерий.

-Понять, что в нём, вы сможете, отгадав загадку:

Без чего на белом свете
Взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит вас, друзья?
Ваша дружная ... (семья)

-Молодцы, ребята! Быстро, дружно отгадали загадку!

-Скажите, а как вы думаете, что может быть в этой коробке?

- (варианты детей): семейное фото, реликвия, игрушка и т.д.

-Правильно, в этой коробке наши фотографии. Узнали нас?:) (Показать фото)

-К сегодняшнему уроку вы подготовили интересное домашнее задание - коллаж из своих семейных фотографий. Их мы видим на доске. (Всего 4 коллажа по количеству лабораторий).

-Взгляните на слайд 19.

Кто изображен на этой иллюстрации? (семья Николеньки Иртеньева).

-Какое представление складывается о его семье? Расскажите, кто входил в его семью?

- Ребята, посмотрев на ваше фото, на наши с Ольгой Сергеевной фотографии, на иллюстрацию к произведению , как вы считаете, что может их объединять? (на фотографиях все люди вместе, одна семья)

-Как бы вы сформулировали следующий критерий? ([семья, семейные ценности в семье ребенка XIX века и XXI века])

Слайд 20.

С ейчас мы проведем интересный тренинг под названием «Семейные ценности»

Ц

XIX

XXI

ель: определение и распределение семейных ценностей.

Перед вами заготовка «Дерева семейных ценностей», разделенная на две половины XIX и XXI вв. и примерный перечень возможных ценностей.

Ваша задача участников – распределить ценности:

– в корневую систему помещают самые важные, от которых не откажутся ни при каких условиях.

- в ствол – важные, но от которых в некоторых случаях можно отказаться.

- в крону – желаемые, но не обязательные ценности.

Участникам объясняется, что они могут воспользоваться подсказкой из перечня, могут что – то добавить свое.

Перечень возможных семейных ценностей: (на карточке)

Уважение, забота о каждом члене семьи, семейное проведение праздников, финансовая обеспеченность, здоровье, любовь, взаимопонимание, общие цели, семейные традиции, общее хобби, образование, связь поколений, совместное проведение выходных, комфортабельное жилье, дети, занятия спортом, высокооплачиваемая работа, наличие общих друзей, совместные путешествия, знания, преданность, достоинство, творчество, честь, красота, счастье, развлечения, физическая сила, совместный труд, принципы, верность, карьерный рост, доверие.

Далее коллективно распределяет семейные ценности – обсуждение. Ученики называют ценности, учителя распределяют их на доске

Сделайте вывод: что общего и различного в семейных ценностях можно выделить у ребенка XIX и XXI вв.?

Слайд 21. Чёрный экран

Слайд 22. Сравним ваш вывод с образцом

После вывода клеим на доску третью деталь машины времени.

V. Включение изученного в систему знаний

- Уважаемые ребята! Все детали, необходимые для успешной работы машины времени собраны. Чтобы машина заработала, необходимо вспомнить составляющие внутреннего мира человека важные в любое время!

-1-черты характера, 2- увлечения, 3-семья

Слайд 23.

Просмотр видеоролика*2, закончившегося хорошо.

Прозу Л.Н.Толстого отличает углублённое изображение душевных переживаний героя. О своеобразии психологизма Толстого Чернышевский писал: «Внимание графа Толстого более всего обращено на то, как одни чувства и мысли развиваются из других…. По сути, именно в повести «Детство» Лев Николаевич впервые использовал прием, который критики позже назвали «диалектикой души». Описывая состояние своего героя, автор использовал внутренний монолог, который свидетельствовал об изменении душевного состояния героя: от радости к печали, от злости к чувству неловкости и стыда. Именно такие быстрые и внезапные изменения душевного состояния героя — диалектику души — и будет использовать Толстой в своих знаменитых произведениях.

Итак, сегодня мы рассмотрели диалектику души литературного героя и современного школьника.

-именно поэтому была выбрана столь необычная форма урока: соединение психологии и литературы.

VI. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Слайд 24.

Ребята! Сейчас мы вместе создадим облако "тегов", которые необходимо дополнить.

сегодня я узнал...

было трудно…

я понял, что…

я научился…

я смог…

было интересно узнать, что…

меня удивило…

мне захотелось… и т.д.

– Вернёмся к цели урока, которую мы поставили в начале урока. Достигли ли мы этой цели? – Понравилось ли Вам наше исследование?
– Что запомнилось?– Над чем ещё нужно поработать?

Слайд 25. Чёрный экран
– На ваших партах лежат листы самооценки! Заполните их и отдайте командирам вашей лаборатории.

Слайд 26. Домашнее задание – Наше исследование двух детских эпох состоялось!

-Спасибо за ваше усердие и старание!

Критерии

19 век

21 век

Вывод:

Черты характера







Увлечения












Семейные ценности























Общий вывод:









XXI

XIX












10



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!