СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок литературы в 8 классе по теме "А.С.Пушкин. "Песнь о вещем Олеге"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке представлен конспект урока литературы в 8 классе по теме "А.С.Пушкин. "Песнь о вещем Олеге". Одной из главных целей урока является выявление различий и общего между летописным источником и балладой А.С.Пушкина, сопоставление князя Олега и волхва как отражение главной мысли поэта.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок литературы в 8 классе по теме "А.С.Пушкин. "Песнь о вещем Олеге"»

  1. ТЕМА: А.С. Пушкин «ПЕСНЬ О ВЕЩЕМ ОЛЕГЕ». Сопоставление князя и волхва как  отражение главной мысли поэта.

Цели урока:

1) Выявление художественной идеи баллады, различий между летописным фрагментом и произведением А. С. Пушкина, сопоставление князя Олега и волхва как отражение главной мысли поэта.

2) Формирование навыков выразительного чтения, лексической работы, работы с учебником и терминами, самостоятельной исследовательской работы с текстом, навыков работы с таблицами.

3) Формирование нравственно-эстетических представлений учащихся в ходе выявления лексического значения слов предопределение, судьба.

ХОД УРОКА

1. Сообщение целей урока.

 «Уважение  к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости» - сказал А.С.Пушкин.

2. Сообщение о князе Олеге (презентация).

3. Заполнение таблицы (по ходу диалога с учащимися).


«Повесть временных лет»

А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге»

Жанр

Летопись — жанр древне­русской литературы, исто­рическое повествование о событиях в хронологиче­ской последовательности


Баллада — лиро-эпическое произведение с фантастиче­ским, сказочным или истори­ческим сюжетом


Образ Олега

Олег – князь новгородский (с 879г.) и киевский (с 882г.)

Герой, несмотря на внешнюю неуязвимость, гордость и даже высокомерие, — натура, умею­щая тонко чувствовать


Образ волхва

Волхв — кудесник, чаро­дей, предсказатель судьбы


Кудесник — личность, равная князю, внутренне свободная


Авторская позиция

Авторская позиция не проявляется


«Товарищеская любовь старого князя к своему коню и заботли­вость о его судьбе — есть черта трогательного простодушия...» Автор сочувствует герою




Песнь – древний способ прославления. Название произведения нередко многое сообщает читателю: Слово «Песнь…» указывает на связь её с народным героическим эпосом.

4. Исследовательская работа с текстами.

Чтение отрывка из летописи.

1) Назовите жанр «Повести временных лет» (летопись).

2) Какими изображены Олег и волхв во фрагменте летописи? (лишены индивидуальных особенностей).

3) Каков язык летописного фрагмента? (сдержан и немногословен, не выражены средства художественной выразительности, не проявляется авторское отношение к событиям).

4) Выражена ли авторская позиция в тексте? (нет)

Вернёмся к толкованию В. Даля:

Поэт – «умно и красно говорящий». Итак, это о поэте, о себе писал А. С. Пушкин.

Поэт независим, неподкупен, творит по велению Бога и сердца.

V. Исследование эпизода «Предсказание кудесника»

Класс поделен на три группы: историки, литературоведы, лингвисты. Работа рассчитана на10 минут.

Задания группам (слайды 14, 15, 16, 17)

1 группа
Историки – 
Выразительное чтение 1, 2 строф «Песни…» 
Кто такие хазары? О каком событии напоминают выражения «цареградская броня» и «щит на вратах Цареграда»? 


ХАЗАРЫ - тюркоязычный народ, появившийся в Восточной Европе после гуннского нашествия (IV век) и кочевавший в Западно-Прикаспийской степи.



2 группа
Литературоведы –
Выразительное чтение 3, 4, 5строф «Песни…» 
Где происходит встреча вещего Олега с кудесником?
Когда происходит эта встреча? (определите время употреблённых глаголов) Почему Пушкин использует глаголы настоящего времени изъявительного наклонения и глаголы повелительного наклонения?





3 группа
Лингвисты
 
Выразительное чтение 6, 7 строф «Песни…»
Что обозначают слова «броня», «Перун», «пращ», «сеча», «по бранному полю», «волхвы»?
С какими словами употребляется слово «вещий»? Какой смысл вкладывает Пушкин в эти выражения?



Выступление учащихся с результатами исследования.

АНАЛИЗ ТЕКСТА

1) Какова тема баллады Пушкина? (Человек и судьба. Роль предопределения в судьбе человека).

Слово учителяВ основе развития летописного сюжета лежит мотив роковой предопределенности. Для Пушкина это сокровенный мотив, так как в его жизни были события, заставившие его поверить в предопределение.

Известная в то время в Петербурге гадалка А.Ф. Кирхгоф напророчила поэту ряд событий, которые стали таинственным образом сбываться. Для Пушкина это послужило поводом очень серьезно отнестись к ее последнему предсказанию трагического характера: поэт проживет долго, если в год своего 37-летия избежит встречи белого человека на белой лошади. (Убийца Пушкина Жорж Дантес был высоким, светловолосым, служил в кавалергардском корпусе и носил парадный костюм белого цвета, ездил на белой лошади.)

Подобно вещему Олегу, Пушкин пытался спорить с судьбой, избегая встречи с «белыми людьми». Баллада А.С. Пушкина — размышления о роли предопределения в жизни человека.

2) Дайте определение жанру баллады.

3) Лексическая работа: обрек (предназначение к неизбежной участи), пращ (орудие для метания камней), отроки, тризна, секира, предопределение, судьба.

4) Каким представлен князь в балладе? (Высокомерным)

5) Каким чувством проникнут ответ кудесника? (Его не страшит могущество Олега, отвечает с чувством собственного достоинства. Волхв отказывается от подарка Олега).

6) Какие чувства волнуют Олега после предсказания волхва?

7) Как передана привязанность Олега к своему верному боевому товарищу? (конь ретивый, бурный, игривый, друг одинокий).

О коне князь вспоминает в некотором смысле потребительски:

« Мой конь и доныне носил бы меня…»

О кудеснике оскорбительно:

«Кудесник, ты лживый…»

О судьбе:

«Так вот где таилась…»

Подтвердите ответы примерами из текста (средства художественной выразительности). (Кудри их белы, как утренний снег)

8) Назовите слова, передающие ощущение смертельной опасности, грозящей князю («из мертвой главы гробовая змея, // Шипя, между тем выползала...», «внезапно ужаленный князь»). Назовите приём, используемый поэтом (аллитерация).

9) Какой обычай Древней Руси рисуют заключительные строки?

Тризну, пиршество на могиле. На тризне обычно слагались и пелись песни в честь умершего, в этих песнях прославлялись воинские подвиги, если умерший был воином.

10) Как тема судьбы решена в балладе? Почему «вещий» Олег не сумел уберечься от злой участи?

Поэт уверен в том, что судьба человека предопределена.

Итог урока. Пушкин писал своему другу Вяземскому: «Судьба не перестает с тобою проказить. Не сердись на нее, не ведает бо, что творит. Представь её огромной обезьяной, которой дана полная воля. Кто посадит ее на цепь? Ни ты, ни я, никто. Делать нечего, так и говорить нечего...»

Учитель -  Может быть, Олег поступает как фаталист, как человек, который верит в рок, судьбу, и его душу влечет к смерти. Если бы князь отверг предсказания волхва, то его жизнь сложилась бы иначе. И смерть тоже была бы другой. А предсказатели скорее вредят человеку, к ним нельзя прибегать. У людей всегда есть выбор стать лучше и чище.

             Художественная литература зачастую дает нам более глубокое и широкое представление об исторической эпохе и исторических деятелях. Акцентируя на нравах, а не на событиях, поэт характеризует общество «изнутри». Ведь от того, во что верит народ, зависит его духовное здоровье.



«Песнь о Вещем Олеге» дополняет содержание летописи, помогает представить исторических героев, увидеть их характеры и судьбы. Вещий Олег наделён душевной привязанностью к коню. Над его чувствами не властно ни время, ни даже смерть коня. Не слепой рок приговорил Олега к смерти «от коня своего», а привязанность к коню, заставившая отбросить все опасения и пожалеть, что у них не одна судьба.

Именно это делает Олега лицом поэтическим. Вслушайтесь в последние строки стихотворения:

Князь Игорь и Ольга на холме сидят,
Дружина пирует у брега.
Бойцы вспоминают минувшие дни
И битвы, где вместе рубились они.

В них выражена надежда на преодоление горечи утраты. Верность долгу может привести к смерти, но в верности человеческой памяти – залог бессмертия.




Домашнее задание.




Первого киевского князя за ум и военное мастерство, за умелое управление государством народ прозвал «вещим», т.е. многознающим, хитрым, дальновидным.

                        Олег прославился в народе своими делами: сумел объединить славян, обезопасить Русь от  врагов.






























1 группа
Историки – 
Выразительное чтение 1, 2 строф «Песни…» 
Кто такие хазары? О каком событии напоминают выражения «цареградская броня» и «щит на вратах Цареграда»? 
Какое событие произошло раньше – поход на хазаров или взятие Царьграда? Какое историческое несоответствие вы заметили?

ХАЗАРЫ - тюркоязычный народ, появившийся в Восточной Европе после гуннского нашествия (IV век) и кочевавший в Западно-Прикаспийской степи.







2 группа
Литературоведы –
Выразительное чтение 3, 4, 5строф «Песни…» 
Где происходит встреча вещего Олега с кудесником?
Когда происходит эта встреча? (определите время употреблённых глаголов) Почему Пушкин использует глаголы настоящего времени изъявительного наклонения и глаголы повелительного наклонения?

3 группа
Лингвисты
 
Выразительное чтение 6, 7 строф «Песни…»
Что обозначают слова «броня», «Перун», «пращ», «сеча», «по бранному полю», «волхвы»?
С какими словами употребляется слово «вещий»? Какой смысл вкладывает Пушкин в эти выражения?



Заполнение таблицы «Сравнение отрывка из «Повести временных лет» и баллады

А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге».


«Повесть временных лет»

А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге»

Жанр





Образ Олега







Образ волхва









Авторская позиция












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!