СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок литературы 10 класс. "Правда Сони Мармеладовой" (по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание")

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературы в 10 классе по теме: "Правда Сони Мармеладовой" (по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание").

Урок является составной частью цикла уроков, посвященных изучению романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». Связь с предыдущим уроком основана на анализе содержания романа, который постепенно и подводит нас к изучению эпизодов (часть 4 глава 4; часть 5 глава 4).

 Урок «работает» и на последующие уроки: работа по карточкам (заполнение таблицы, ответ на проблемный вопрос); дифференцированное домашнее задание: сочинение-рассуждение или творческая работа «Письмо герою».

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок литературы 10 класс. "Правда Сони Мармеладовой" (по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание")»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2»

г. Альметьевска РТ

















Открытый урок по литературе в 10 классе:

«Правда Сони Мармеладовой»

(по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»)







учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ №2» г.Альметьевска РТ

Мазитова Олеся Арташесовна











Альметьевск



Цели урока:

  1. Обучающая: совершенствовать умение аналитического комментирования текста; определить, в чем «правда» Сони Мармеладовой;

проследить, как меняется взгляд Раскольникова на «преступление» Сонечки; осмыслить слова, вынесенные в эпиграф урока;

показать, в чем видит писатель источник обновления жизни, как решает вопрос, что делать, чтобы изменить существующий миропорядок.



  1. Развивающая: развивать коммуникативную компетенцию учащихся; совершенствовать умение выделять ключевые слова и выражения, определяющие основную мысль; находить связи предыдущего, настоящего и последующего содержания романа, проводить умозаключения.



  1. Воспитывающая: воспитывать сочувствие, сострадание к ближнему, толерантное, гуманное отношение друг к другу; воспитывать культуру общения.



Оборудование: портрет Ф.М.Достоевского, выполненный В.Г.Перовым в 1872 г., картина И.Н.Крамского «Христос в пустыне» (1872 г.), Евангелие, мультимедийная презентация.













































Ход урока



  1. Слово учителя.

  2. Сообщение ученика о сюжете картины И.Н.Крамского «Христос в пустыне».

  3. Эвристическая беседа.

  4. Беседа по эпизоду романа – «Чтение притчи о Воскрешении

Лазаря».

  1. Выразительное чтение учеником главы из Евангелия о воскрешении Лазаря.

  2. Аналитическая беседа. Работа с текстом.

  3. Инсценирование сцены признания Раскольникова Соне.

  4. Аналитическая беседа по части 5 главе 4 (сцена признания Раскольникова Соне).

  5. Проекция на современность.

  6. Итог урока.

















































Ход урока



Без любви к ближнему

никто из нас

обходиться не может.

В. Распутин

1. Слово учителя.



- Добрый день, уважаемые гости! Добрый день, уважаемые учащиеся!

Мы начинаем наш урок по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» с простого, на первый взгляд, слова – «добрый». Наверное, это не случайно.

Какую смысловую нагрузку несет это слово? Какие однокоренные слова вы можете к нему подобрать?

- Как вообще соотносится слово «добро» и производные от него с проблематикой романа «Преступление и наказание»?

- Добро – стержневое, ключевое понятие романа.

«Преступление и наказание» - это произведение, которое учит нас добру, состраданию, ответственности перед высшим судом за каждый свой шаг.

- Но прежде, чем приступим к анализу романа, обратите внимание на карточки, которые у каждого из вас на партах. Они состоят из таблицы и индивидуального вопроса по 4 части 4 главы или по 5 части 4 главы. Таблицу вы стараетесь заполнить по ходу урока, а ответ на вопрос сможете написать либо в конце урока, если останется время, либо допишите дома, если не хватит времени. Результаты получившейся работы мы обсудим на следующем уроке. Для оценивания работы применим метод взаимопроверки.



Характеристика героев романа



Соня

Какая она?

Раскольников

Какой он?

верующая

без Бога в душе

сильная

запутавшийся

преданная

эгоистичный

гуманная

лелеявший страшную теорию

способная

на самопожертвование

с трудом «отрывающий»

теорию от себя

мужественная

нервный

чуткая душой

раздражительный

наделенная даром

бесконечного сострадания

к людям

сотканный из противоречий

искренняя

скрытный

скромная

замкнутый



Таким образом, за урок каждый из вас получит оценки: две оценки (за заполнение таблицы, за ответ на вопрос карточки по материалу, изученному на уроке) и третью оценку вы получите за непосредственную работу на самом уроке.



- Посмотрите на картину И.Н.Крамского «Христос в пустыне»

(1872) и портрет Ф.М.Достоевского, написанный В.Г.Перовым (1872). Постарайтесь увидеть, что в них общего.

Основа сюжета картины Крамского «Христос в пустыне» трактуется по-разному. Послушаем сообщение ученицы, которая окончила художественную школу.



2. Сообщение ученика о сюжете картины И.Н.Крамского «Христос в пустыне».



И.Н.Крамской – известный живописец XXI века, художник-передвижник, автор картины «Христос в пустыне» (1872).



1-ая трактовка сюжета картины.

Христос, приняв крещение и услышав голос с небес о его мессианском назначении на земле (миссия – «спаситель», то есть его миссия – принести в жертву себя, чтобы спасти от грехов человечество), уходит в пустыню, где в течение сорока дней пребывает в полном уединении, без пищи, он размышляет о своем назначении, о том, как трудно на это решиться. Здесь мучительное усилие Христа осознать в себе единство Божественного и Человеческого.



2-ая трактовка сюжета картины.

Преданный одним из своих учеников Иудой, Христос удалился на ночь в пустыню, чтобы решить: скрыться ли от властей иудейских или погибнуть за свою идею.







3. Эвристическая беседа.

- Что общего в этих двух, на первый взгляд, разных картинах?

/И у Иисуса Христа, и у Достоевского руки сжаты до боли, взгляд сосредоточен, боль в глазах./



- Подобно приходу в мир Иисуса Христа, в русскую литературу со своим спасительным словом пришел и писатель Достоевский. В портрете писателя заключена вся боль за каждого из нас, стремление создать на земле царство добра, любви, милосердия, справедливости.

- А какой путь должен пройти человек, чтобы прийти к добру и любви к ближнему?

/ Путь к этому, по мнению Достоевского, - нравственное совершенствование каждого человека.



  1. Беседа по эпизоду романа – «Чтение притчи о Воскрешении Лазаря».



- Итак, дома вы читали 4 главу 4 части. У вас было задание: обратить внимание на поведение героев при встрече; определить, в каком контексте звучит библейская притча о Воскресении Лазаря; подумать о том, какие нравственные уроки, заключенные в ней, извлекут для себя герои романа.



- Какие вы сделали выводы, что показалось интересным, что – непонятным? Какие трудности возникли при осмыслении содержания главы? Чем хотите поделиться с товарищами?

/Поражает то, что Раскольников приходит именно к Соне, но в первый свой приход ничего не говорит об убийстве, обещает рассказать об этом в следующий свой визит./



- Раскольников просит прочесть из Евангелия о воскрешении Лазаря. Интересно, почему именно эту сцену?

Чтобы ответить на этот вопрос, давайте обратимся к героям, послушаем главы о воскрешении Лазаря из Евангелия. А вы откройте страницы, где находятся выдержки из Евангелия в произведении. Постарайтесь понять глубокий смысл библейских глав.

  1. Выразительное чтение учеником главы из Евангелия о воскрешении Лазаря.



  1. Аналитическая беседа. Работа с текстом.

- На какие моменты вы обратили внимание при чтении глав из Евангелия?

/Мария и Марфа искренне верили в воскрешение Лазаря, и поэтому Иисус помог им./



- Какие аналогии можно провести между притчей и романом «Преступление и наказание»?

/Маленькая, безутешная Соня духовно гораздо сильнее Раскольникова, она может выслушать и понять. Соня верит в Бога, верит, что Бог даст силы Раскольникову начать новую жизнь./



- Обратимся к тексту романа, вспомним, как Родион пришел к Соне, зачитайте фрагмент.

/…Он бродил в темноте и недоумении,… отворилась какая-то дверь, он схватился за нее машинально… Родион вошел в переднюю, тут, на продавленном стуле… стояла свеча»./



- Что можно сказать о Раскольникове, исходя из этой сцены?

/Эта сцена немаловажна: Раскольников идет из темноты на свет из Сониной комнаты. Она, как Иисус, выводящий из темноты, освещает дорогу Родиону. И он идет за ней, ведь пойти больше некуда./



- Но признается в содеянном Раскольников не сразу. Признание от него Соня слышит лишь во второй его приход к ней – это одна из главных сцен романа. Но перед признанием Родион предлагает Соне дилемму. Какую и почему?

/Если бы соня ответила, что лучше жить Катерине Ивановне с детьми, чем Лужину, то Раскольников тем самым был бы ею оправдан. Вышло бы, что он имел право убить процентщицу. Но Соня не может решать: кто должен жить, а кто нет.

«Да ведь я Божьего промысла знать не могу. Кто меня тут судьей поставил: кому жить, кому не жить?».

Ответ Сони – приговор, вынесенный ему и его идее. Тон героя после этого меняется.



Проблемная ситуация.

-Представьте ситуацию: к вам пришел Раскольников и сообщил об убийстве. Что бы вы ему сказали? Как отреагировали бы на это сообщение? А какова реакция Сони? Обратимся к героям.



  1. Инсценирование сцены признания Раскольникова Соне.



  1. Аналитическая беседа по части 5 главе 4 (сцена признания Раскольникова Соне).



- Почему Раскольников признается именно Соне в убийстве?

/Раскольников давно «избрал» Соню, еще тогда, когда впервые услышал о ней от Мармеладова. В Соне он хочет видеть единомышленника, который разделит с ним ответственность и страдание./



- Как объясняет Раскольников мотивы совершенного преступления?

/ «… мне надо было узнать тогда, и поскорее узнать, вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить или не смогу! Осмелюсь ли нагнуться и взять или нет? Тварь ли я дрожащая или право имею…»./



- Как Соня объясняет причину преступления Раскольникова?

/Соня видит причины страдания героя в безбожии: «От Бога вы отошли, и вас Бог поразил, дьяволу предал!» Для Сони все люди имеют одинаковое право на жизнь. Никто не может добиваться счастья, своего или чужого, путем преступления. Грех остается грехом, кто бы и во имя чего бы его ни совершал»./



- Какой путь предлагает Соня Раскольникову? В чем правда Сони Мармеладовой?

/Страдание принять и искупить себя им - вот что надо. Соня развенчивает индивидуалистическую теорию Раскольникова, поскольку она несет в мир слово Божие и выражает мысль Достоевского о сострадательной и деятельной любви, которая ведет к спасению. Даже в комнате Сони все говорит о спасении: на столе «синенькая скатерть» - покров Богородицы, свеча – символ живой души и молитвы, Евангелие – благая весть о Спасении.



- Но готов ли уже Раскольников принять такой выход? Можно ли говорить о полном его раскаянии?

/Раскольников говорит Соне после признания: «Я, Соня, еще в каторгу-то, может, и не хочу идти…». Нет. Он еще надеется одолеть судьбу. Убийственная теория еще не перестала владеть его сознанием. Родион еще не считает, что совершил преступление, поэтому и отказывается от креста, который хочет ему отдать Соня./



- Убийца (свобода и власть) и блудница (покаяние, всепрощение, добро)… Идти по одной дороге… Почему?

/ В.Распутин сказал: «Без любви к ближнему никто из нас обходиться не может». Не может без нее, как оказалось, и Родион Раскольников./





  1. Проекция на современность.

- Роман «Преступление и наказание» был написан в XIX веке, но идеи Достоевского вечны и находят продолжение своего существования и в наши дни.

Вашему вниманию предлагается текст В. Дроганова.

Подумайте, каким образом эта история связана с проблемами, поднятыми Достоевским в романе, и как бы вы могли закончить этот рассказ.

Я даже не помню, как называлась та книга. Помню только, что на коричневой обложке длинным зигзагом алел вымпел какого-то парусника. Я не особенно любил читать, но с удовольствием давал книги из нашей домашней библиотеки своим одноклассникам. Петька Солодков вытащил её из портфеля и положил на стол. Мы стояли у окна и смотрели на хмурое октябрьское небо, с которого, словно пух, падал редкий снег.

Санёк, спасибо за книгу! Я всю ночь сегодня читал: не мог оторваться! – восхищенно улыбаясь, произнес Петька и пожал мне руку.

В это время в класс вошел Колька Бабушкин – мой сосед по парте. Носатый, долговязый, нескладный… У него не было отца. Его и маленькую сестренку воспитывала мать, истеричная, крикливая женщина, которая то и дело приходила в школу, чтобы разобраться с обидчиками её детей. Но такое заступничество только усиливало наше презрительно-высокомерное отношение к её жалкому отпрыску.

Увидев Бабушкина, все сурово умолкли, и, кода он кивком головы, улыбаясь, поздоровался с нами, никто даже не взглянул на него. Он поставил изжеванный дерматиновый портфель на стол и вдруг увидел книгу. Она лежала на его половине парты. Бабушкин замер и благоговейно, словно святыню, взял её в руки.

Санёк, глянь! – толкнул меня Петька. Я от возмущения разинул рот.

Бабушкин пролистал книгу, и странная восторженная улыбка появилась на его лице. Он посмотрел на нас и вдруг сказал:

Спасибо за подарок!

Положи книгу на место и не трогай чужого! – выйдя из оцепенения, прорычал я.

Колька испуганно вздрогнул и выронил книгу. Все засмеялись. А он, готовый от стыда провалиться сквозь землю, густо покраснел, торопливо поднял её и, погладив обложку, отодвинул от себя, словно извиняясь за то, что посмел к ней прикоснуться.

Просто у меня сегодня день рождения, и я подумал, что…

(Высказывания учащихся)

В. Дроганов заканчивает текст так:

Тридцать лет прошло с тех пор. Когда я оглядываюсь назад и вижу, как много несчастий и бед окружает нас, я почему-то думаю, что всему виной не какие-то исторические закономерности, не какие-то высшие силы, а тот случай с книгой, когда я нечаянно разрушил огромный дом человеческой веры, когда я сделал больно другому и не нашел в себе мужества исправить ошибку. И наша жизнь пошла по другой дороге, где всем больно и одиноко, где нет тех, кто может поднять упавших.

А эта книга… Колёк, да я отдал бы тебе всю библиотеку! Да мы бы всё тебе отдали… Но только он сгорел в танке под Кандагаром, в Афганистане, когда я учился на втором курсе университета. Боль стала моей неразлучной спутницей, она смотрит на меня глазами долговязого восьмиклассника и терпеливо напоминает: человеческая жизнь коротка, можно не успеть, поэтому никогда не жалей того, что можешь дать, и никогда не отнимай того, что у тебя просят.

- Как вы считаете, можно ли последнюю фразу отнести и к роману Достоевского? Почему? Можно ли сказать, что именно этот нравственный урок преподносит нам автор?

/Комментарий эпизода: Соня с болью рассказывает Раскольникову, как однажды обидела Катерину Ивановну. В чем заключалась эта обида? Интерпретация индивидуалистической теории Раскольникова./



  1. Итог урока.

Таким образом, Ф.М.Достоевский преподносит нам, читателям, нравственный урок. А образ Сони Мармеладовой, ее правда – самый мощный аргумент в ряду тех, с помощью которых писатель развенчивает теорию Раскольникова, поскольку Соня несет в мир слово Божие и выражает мысль Достоевского о сострадании, всепрощении и любви. Сонина свеча будет освещать дорогу, по которой пойдет Раскольников. Дорога эта – путь к познанию Бога.

Домашнее задание:

  1. Закончить работа по карточкам (заполнение таблицы, ответ на проблемный вопрос).

  2. Дифференцированное задание:

а) Сочинение – рассуждение: «В чем заключается правда Сони Мармеладовой?»

б) Творческая работа. «Письмо герою из ХХI века» (Раскольникову или Соне Мармеладовой). Требования: сохранение особенностей жанра письма. Поговорить с героем, что вы принимаете в его взглядах и жизненных принципах, что отвергаете, за что могли бы поблагодарить, что бы хотели посоветовать.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!