Речевая разминка | 1). Речевая разминка. Прочитайте стихотворение скороговоркой (медленно, с ускорением, сердито, весело, с удивлением) а) Чтение скороговорки Стала утка на пруду учить своих утят, Утята плавать на виду у мамы не хотят. Ужасно утка мучится: "Ну что из них получится?" | Дети выполняют задания учителя |
2.Актуализация знаний. Сообщение целей и постановка учебной задачи. | -Сегодня познакомимся с новым рассказом. Прочитайте название рассказа и продолжите его «Ребята и …». - Рассказ называется «Ребята и утята» (учитель открывает тему урока). М.Пришвин. Ребята и утята. - Что бы вы хотели узнать и чему научиться на уроке? | -Дети читают название. - Мы хотим узнать об авторе, научиться выразительно читать рассказ. |
3.Работа с текстом до чтения. Подготовка к первичному восприятию Прогнозирова- ние содержания и целеполагание. Физкультминутка | Знакомство с писателем. - Ребята, рассмотрите портрет. Что можно сказать об этом человеке, глядя на портрет? Михаил Михайлович Пришвин детям подарил много книг. Он был агрономом, охотником. У него мир особый. Он в окружающем нас мире открывает что-то очень важное, близкое каждому человеку. Нас он делает умнее, добрее, великодушнее. С нами на уроке будет беседовать человек, влюблённый в свою землю, в Родину, в её луга и леса, в её птиц и зверей. Рассказы Пришвина надо читать неторопливо, внимательно. Надо очень внимательно вглядываться в каждое слово, пытаясь представить скрытую за словом картину. Словарная работа. - На доске написаны слова, которые встретятся в рассказе. Для чего я выписала эти слова? Какое задание нам нужно выполнить? - Вначале мы должны объяснить значения этих слов для того, чтобы лучше понять рассказ. Чирок-свистунок – водоплавающая птица. Верста – старая русская мера длины равна 1,06 км. Паровое поле – поле, оставленное на одно лето незасеянным для очищения от сорняков и удобрения почвы. Овсяное поле – поле, засеянное овсом. Кузница – мастерская с печью для переплавки металлов, для подковывания лошадей. Прогнозирование содержания по ключевым (опорным) словам. - На доске написаны ключевые слова. Прочитайте их. Догадайтесь, о чём мы будем читать. - Чтобы проверить ваши предположения, будем читать рассказ. - Скажите, какая задача стоит перед нами на уроке чтения? - Прочитав рассказ, мы должны ответить на вопрос: Над чем заставил задуматься каждого из вас этот рассказ? Что хотел объяснить Михаил Пришвин ребятам и читателям? | Учащиеся рассматривают портрет, высказывают своё мнение. - Мы должны раскрыть значение этих слов, чтобы понять содержание произведения. Дети читают ключевые слова: Уточка, утята, ребята зашвыряли шапками, мать бросилась спасать, продолжали путешествие к озеру. Мы должны внимательно прочитать рассказ и понять главное. После чтения высказывают своё предположение. |
6. Работа с текстом после чтения. | 1) Раскрытие идеи рассказа. - Что вы можете сказать о ребятах, которые ловили утят? Какие они? Подберите слова, которые характеризуют ребят: Весёлые, жестокие, глупые, несмышлёные, беззаботные. - Что можно сказать о человеке, от имени которого ведётся рассказ? - Почему автор разговаривал с ребятами строго? - Можем ли мы сейчас ответить на вопрос, который был поставлен в начале урока: Над чем заставил задуматься вас этот рассказ? - Сейчас поработаем в парах. Обсудите с другом главные вопросы урока: 1. Что пытался объяснить писатель ребятам и вам? 2. Почему ребята обрадовались приказу спасти утят? - Прочитайте эпиграф к нашему уроку. Как вы понимаете это высказывание: Любить природу – это наблюдать и помогать ей. Б) Работа по иллюстрациям и словесное рисование. - Найдите и прочитайте места, которые соответствуют иллюстрациям на страницах 94 и 95. - Какие картины ещё можно нарисовать к этому рассказу? Нарисуйте словесные картины. | Дети подбирают слова для характеристики ребят: глупые, несмышленые. - Это строгий, неравнодушный, принципиальный человек. Его девиз – не делать дурное природе. - Автор хочет, чтобы мальчики задумались над тем, что сделали, поняли свою вину и исправили её. Он любит детей и поэтому хочет помочь им стать лучше, добрее. - Надо охранять природу, животных, не давать их в обиду, необдуманно не тревожить их. Пришвин своим рассказом научил любить и беречь природу. Дети работают в парах, обсуждают проблемные вопросы и готовятся к ответу. - Природа сейчас очень нуждается в помощи. Охранять природу – значит охранять животных и птиц, помогать им. Дети читают соответствующие части текста. |
7. Подведение итогов урока. Оценка деятельности учащихся, рефлексия. | - С произведением какого писателя мы познакомились? - Почему это произведение относится к рассказу? - С опорой на таблицу вспомните, что такое рассказ. - О каком случае говорит в своём рассказе М. Пришвин? - Какова главная мысль рассказа? - Захотелось ли вам прочитать другие рассказы о природе у М. Пришвина? - Я вам покажу книги этого писателя. Они будет находиться на выставке. В них вы можете найти и прочитать много интересных рассказов о природе и животных. -Что нового узнали на уроке? -За что вы похвали бы себя? -Что у вас особенно получилось? - Я хорошо работал на уроке и мне понравилось, я всё понял и смогу помочь другим. Мне очень грустно, я не всё понял | С опорой на таблицу дети дают определение. Главная мысль рассказа: Охранять природу, животных и птиц, помогать им. Дети прикрепляют на доску соответствующий рисунок. |
8. Внеурочная деятельность (задание для самостоятельного выполнения дома). | - Для самостоятельного выполнения дома предлагается 3 задания на выбор: 1) Подготовить пересказ от имени ребят. 2) Подготовить пересказ от имени человека, который наблюдал этот случай со стороны. 3) Выполнить иллюстрацию к одной части рассказа и подготовиться рассказать по иллюстрации. | Дети выбирают одно задание и записывают в дневниках. |