СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 14.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок "М.Пришвин. Ребята и утята"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по литературному чтению. Тема "М.Пришвин Ребята и утята"

Просмотр содержимого документа
«Ребята и утята конспект»

Тема: М.М. Пришвин. Ребята и утята. 2 класс.

Цель: К концу урока ученик знает главную мысль рассказа М.Пришвина «Ребята и утята»: Охранять природу – значит охранять животных и птиц, помогать им. Самое большое счастье – делать добро.

Предметные результаты:

- продолжить формирование типа правильной читательской деятельности;

- совершенствовать умения осознанно, правильно, выразительно читать вслух и про себя;

- совершенствовать умение делить текст на части, озаглавливать их и составлять словесно-логический план;

- развивать умение читать выразительно по ролям часть рассказа и интонационно передавать отношение к героям;

- развивать умения объяснить лексическое значение слов чирок-свистунок, верста, паровое поле, овсяное поле, кузница, осознанно использовать их при пересказе.

Личностные результаты:

- формировать положительное отношение к процессу чтения и анализа произведения;

- воспитывать бережное отношение к природе (стремление охранять природу и её обитателей) и заботливого отношения к «братьям нашим меньшим».

Метапредметные результаты:

1) Регулятивные:

- развивать умение планировать свои действия в соответствии с задачами урока и условиями их реализации;

- развивать умение принимать и сохранять учебную задачу.

2) Познавательные:

- развивать умение выделять нужную информацию из художественного текста;

- развивать умение прогнозировать содержание произведения по ключевым словам;

- развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между поступками автора и ребят;

- продолжить работу над развитием умения сравнивать составленный учащимися и данный в учебной книге план, правильно его оценивать.


- развивать умение выявлять авторскую позицию и идею произведения.

3) Коммуникативные:

- развивать умение участвовать в диалоге при раскрытии идеи произведения и подготовке ответа на проблемный вопрос; вырабатывая общую позицию по теме обсуждения;

- развивать умение работать в паре, высказывать своё отношение, аргументировать собственную позицию;

- развивать умение задавать вопросы по тексту произведения, формулировать собственное мнение и понимать мнение других людей, отличное от собственного;

- развивать умение адекватно использовать речевые средства в процессе анализа и раскрытия содержания рассказа.

Образовательные ресурсы:

  1. Литературное чтение. Учебник для общеобразовательных учреждений. 2 класс. В двух частях. Часть 2. /Сост. Климанова Л.Ф. и др.- М.: Просвещение, 2010.

  2. Выставка книг М.Пришвина.

  3. Портрет М.Пришвина.

  4. Иллюстрация: Утка и утята.

  5. Загадка об утятах.

  6. Слова для толкования.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организа-

ционный момент.

Эмоциональный настрой на урок. Проверка готовности оборудования и класса к уроку.

Вот звонок нам дал сигнал: 

Поработать час настал. 

Так что время не теряем 

И работать начинаем.


Проверяют готовность к уроку


  1. Речевая разминка

1). Речевая разминка. Прочитайте стихотворение скороговоркой (медленно, с ускорением, сердито, весело, с удивлением)

а) Чтение скороговорки

Стала утка на пруду учить своих утят,

Утята плавать на виду у мамы не хотят.

Ужасно утка мучится:

"Ну что из них получится?"

Дети выполняют задания учителя

2.Актуализация знаний.

Сообщение целей и постановка учебной задачи.

-Сегодня познакомимся с новым рассказом.

Прочитайте название рассказа и продолжите его «Ребята и …».


- Рассказ называется «Ребята и утята» (учитель открывает тему урока). М.Пришвин.

Ребята и утята.

- Что бы вы хотели узнать и чему научиться на уроке?


-Дети читают название.





- Мы хотим узнать об авторе, научиться выразительно читать рассказ.


3.Работа с текстом до чтения.

Подготовка к первичному восприятию

























Прогнозирова-

ние содержания и целеполагание.


Физкультминутка


  1. Знакомство с писателем.

- Ребята, рассмотрите портрет. Что можно сказать об этом человеке, глядя на портрет?

Михаил Михайлович Пришвин детям подарил много книг. Он был агрономом, охотником. У него мир особый. Он в окружающем нас мире открывает что-то очень важное, близкое каждому человеку. Нас он делает умнее, добрее, великодушнее.

С нами на уроке будет беседовать человек, влюблённый в свою землю, в Родину, в её луга и леса, в её птиц и зверей.

Рассказы Пришвина надо читать неторопливо, внимательно. Надо очень внимательно вглядываться в каждое слово, пытаясь представить скрытую за словом картину.


  1. Словарная работа.

- На доске написаны слова, которые встретятся в рассказе. Для чего я выписала эти слова? Какое задание нам нужно выполнить?


- Вначале мы должны объяснить значения этих слов для того, чтобы лучше понять рассказ.


Чирок-свистунок – водоплавающая птица.

Верста – старая русская мера длины равна 1,06 км.

Паровое поле – поле, оставленное на одно лето незасеянным для очищения от сорняков и удобрения почвы.

Овсяное поле – поле, засеянное овсом.

Кузница – мастерская с печью для переплавки металлов, для подковывания лошадей.


  1. Прогнозирование содержания по ключевым (опорным) словам.

- На доске написаны ключевые слова. Прочитайте их.

Догадайтесь, о чём мы будем читать.





- Чтобы проверить ваши предположения, будем читать рассказ.

- Скажите, какая задача стоит перед нами на уроке чтения?

- Прочитав рассказ, мы должны ответить на вопрос:

Над чем заставил задуматься каждого из вас этот рассказ?

Что хотел объяснить Михаил Пришвин ребятам и читателям?







Учащиеся рассматривают портрет,

высказывают своё мнение.












- Мы должны раскрыть значение этих слов, чтобы понять содержание произведения.












Дети читают ключевые слова:


Уточка, утята, ребята зашвыряли шапками, мать бросилась спасать, продолжали путешествие к озеру.



Мы должны внимательно прочитать рассказ и понять главное.

После чтения высказывают своё предположение.


6. Работа с текстом после чтения.


























1) Раскрытие идеи рассказа.

- Что вы можете сказать о ребятах, которые ловили утят? Какие они? Подберите слова, которые характеризуют ребят:

Весёлые, жестокие, глупые, несмышлёные, беззаботные.


- Что можно сказать о человеке, от имени которого ведётся рассказ?



- Почему автор разговаривал с ребятами строго?




- Можем ли мы сейчас ответить на вопрос, который был поставлен в начале урока: Над чем заставил задуматься вас этот рассказ?



- Сейчас поработаем в парах. Обсудите с другом главные вопросы урока:

1. Что пытался объяснить писатель ребятам и вам?

2. Почему ребята обрадовались приказу спасти утят?



- Прочитайте эпиграф к нашему уроку. Как вы понимаете это высказывание: Любить природу – это наблюдать и помогать ей.



Б) Работа по иллюстрациям и словесное рисование.

- Найдите и прочитайте места, которые соответствуют иллюстрациям на страницах 94 и 95.

- Какие картины ещё можно нарисовать к этому рассказу? Нарисуйте словесные картины.



Дети подбирают слова для характеристики ребят: глупые, несмышленые.


- Это строгий, неравнодушный, принципиальный человек. Его девиз – не делать дурное природе.

- Автор хочет, чтобы мальчики задумались над тем, что сделали, поняли свою вину и исправили её. Он любит детей и поэтому хочет помочь им стать лучше, добрее.

- Надо охранять природу, животных, не давать их в обиду, необдуманно не тревожить их. Пришвин своим рассказом научил любить и беречь природу.


Дети работают в парах, обсуждают проблемные вопросы и готовятся к ответу.

- Природа сейчас очень нуждается в помощи. Охранять природу – значит охранять животных и птиц, помогать им.



Дети читают соответствующие части текста.

7. Подведение итогов урока.

Оценка деятельности учащихся, рефлексия.

- С произведением какого писателя мы познакомились?

- Почему это произведение относится к рассказу?

- С опорой на таблицу вспомните, что такое рассказ.

- О каком случае говорит в своём рассказе М. Пришвин?

- Какова главная мысль рассказа?

- Захотелось ли вам прочитать другие рассказы о природе у М. Пришвина?

- Я вам покажу книги этого писателя. Они будет находиться на выставке. В них вы можете найти и прочитать много интересных рассказов о природе и животных.

-Что нового узнали на уроке?

-За что вы похвали бы себя?

-Что у вас особенно получилось?


- Я хорошо работал на уроке и мне понравилось, я всё понял и смогу помочь другим.

Мне очень грустно, я не всё понял



С опорой на таблицу дети дают определение.


Главная мысль рассказа: Охранять природу, животных и птиц, помогать им.









Дети прикрепляют на доску соответствующий рисунок.

8. Внеурочная деятельность (задание для самостоятельного выполнения дома).


- Для самостоятельного выполнения дома предлагается 3 задания на выбор:

1) Подготовить пересказ от имени ребят.

2) Подготовить пересказ от имени человека, который наблюдал этот случай со стороны.

3) Выполнить иллюстрацию к одной части рассказа и подготовиться рассказать по иллюстрации.


Дети выбирают одно задание и записывают в дневниках.


Просмотр содержимого документа
«утята распечатать»



Просмотр содержимого презентации
«ребята и утята»

Речевая разминка Стала утка на пруду учить своих утят, Утята плавать на виду у мамы не хотят. Ужасно утка мучится:

Речевая разминка

Стала утка на пруду учить своих утят,

Утята плавать на виду у мамы не хотят.

Ужасно утка мучится:

"Ну что из них получится?"

М. М. Пришвин   утята   Ребята и

М. М. Пришвин

утята

Ребята и

Михаил Михайлович Пришвин 1873-1954

Михаил

Михайлович

Пришвин

1873-1954

М И Х А И Л П Р И Ш В И Н  Михаил Пришвин   добрый строгий неравнодушный 1873 - 1954

М И Х А И Л П Р И Ш В И Н

Михаил Пришвин

добрый

строгий

неравнодушный

1873 - 1954

М И Х А И Л П Р И Ш В И Н  1873 - 1954

М И Х А И Л П Р И Ш В И Н

1873 - 1954

раз-ли-ва-лось – разливалось заш-вы-ря-ли – зашвыряли пе-ре-лё-ты-ва-ла – перелётывала ве-ли-чай-шем – величайшем дейст-ви-тель-но – действительно

раз-ли-ва-лось – разливалось

заш-вы-ря-ли – зашвыряли

пе-ре-лё-ты-ва-ла – перелётывала

ве-ли-чай-шем – величайшем

дейст-ви-тель-но – действительно

об-ра-до-ва-лись – обрадовались про-дол-жа-ла – продолжала пу-те-шест-ви-е – путешествие за-пы-лён-ны-е – запылённые радос т но – непроизносимая буква т

об-ра-до-ва-лись – обрадовались

про-дол-жа-ла – продолжала

пу-те-шест-ви-е – путешествие

за-пы-лён-ны-е – запылённые

радос т но – непроизносимая буква т

Словарная работа:  ХОЛМ –  небольшой бугорок

Словарная работа:

ХОЛМ –

небольшой бугорок

ВЕРСТА –  русская мера длины,  равная 1, 06 км  1 км 1 верста

ВЕРСТА

русская мера длины,

равная 1, 06 км

1 км

1 верста

ЧИРОК-СВИСТУНОК  –  уточка.

ЧИРОК-СВИСТУНОК

уточка.

КУЗНИЦА  –  место, где работает кузнец.

КУЗНИЦА

место, где работает кузнец.

Самооценка Я хорошо работал на уроке. Мне понравилось, я всё понял и смогу помочь другим. Мне очень грустно, я не всё понял .

Самооценка

Я хорошо работал на уроке. Мне понравилось, я всё понял и смогу помочь другим.

Мне очень грустно, я не всё понял .

Домашнее задание Подготовить пересказ от имени ребят.  2) Подготовить пересказ от имени человека, который наблюдал этот случай со стороны.  3) Выполнить иллюстрацию к одной части рассказа и подготовиться рассказать по иллюстрации

Домашнее задание

  • Подготовить пересказ от имени ребят.

2) Подготовить пересказ от имени человека, который наблюдал этот случай со стороны.

3) Выполнить иллюстрацию к одной части рассказа и подготовиться рассказать по иллюстрации


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя