СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок математики, 2 класс "Приём вычисления для случаев вида 35–7" (программа "Школа России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Раздел

Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание.

Тема:

«Приём вычисления для случаев вида 35–7»

Тип урока:

усвоение новых знаний.

Цель урока:

сформировать представление об устном способе вычитания однозначного числа из двузначного в пределах 100 с переходом через разряд;

ввести алгоритм устного вычитания однозначного числа из двузначного с переходом через разряд; научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок математики, 2 класс "Приём вычисления для случаев вида 35–7" (программа "Школа России"»

Открытый урок математики

Учитель высшей категории лицея №8 г.Махачкалы Аюбова Альбина Ахмедбековна

2 класс.

Учебник

Математика. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч. 1/ М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова, С. И. Волкова, С. В. Степанова. Математика. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 96 с.: ил. - (Школа России).

Раздел

Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание.

Тема:

«Приём вычисления для случаев вида 35–7»

Тип урока:

усвоение новых знаний.

Цель урока:

сформировать представление об устном способе вычитания однозначного числа из двузначного в пределах 100 с переходом через разряд;

ввести алгоритм устного вычитания однозначного числа из двузначного с переходом через разряд; научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

Планируемые результаты.

Личностные: развитие способностей положительной мотивации к учебной деятельности; учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой учебной задачи; способность к организации самостоятельной учебной деятельности; умение слушать и слышать собеседника; обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение.

Метапредметные.

Познавательные умения:

  • определять порядок вычитания однозначного числа из двузначного с переходом через разряд, используя устные приемы вычислений;

  • определять удобный и рациональный способ вычитания однозначного числа из двузначного с переходом через разряд и обосновывать своё мнение;

  • использовать приобретенные знания при решении задачи.

Регулятивные умения:

  • выполнять учебное задание в соответствии с целью;

  • выполнять учебные действия по алгоритму;

  • проверять результат выполнения учебного задания и вносить корректировку.

Коммуникативные умения:

  • комментировать, работая в паре, действия устного вычитания двузначных чисел с переходом через разряд, используя математические термины;

  • формулировать собственное мнение;

  • согласовывать позиции и находить общее решение в рамках учебного диалога.

Предметные:

  • выполнять вычитание однозначного числа из двузначного с переходом через разряд, используя устные приемы вычислений;

  • решать задачи, используя свои числовые данные.

Используемые методы:

объяснительно-иллюстративный (устные и письменные задания на применение знаний с использованием рисунков-схем, практическая работа на применение знаний правила);

частично-поисковый (выбор примеров, фактов, подтверждение с опорой на наглядность (иллюстрации);

репродуктивный (работа с книгой, работа в тетрадях);

наглядно-иллюстративный (презентационное сопровождение урока, использование разнообразного иллюстративно-наглядного материала: карточки, рисунки-схемы);

игровой.

Используемые технологии:

проблемное обучение;

ИКТ-технологии;

работа в группах и парах;

технология развивающего обучения;

достижения прогнозируемых результатов;

здоровьесберегающие технологии;

Межпредметные связи:

Информатика и ИКТ, окружающий мир, русский язык.

Ресурсы: основные, дополнительные

- тетради;

- Математика. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч. 1/ М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова, С. И. Волкова, С. В. Степанова. Математика. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 96 с.: ил. - (Школа России);

- презентационное сопровождение урока, компьютер для учителя, мультимедиа проектор, экран.

Используемые формы организации познавательной деятельности:

самостоятельная работа;

фронтальная работа;

работа в группах и парах;

индивидуальная.

Оборудование урока:

Презентация учителя Power Point 2007с включением видеофрагментов,

карточки для устного счёта, раздаточный счётный материал, счёты, декорации игры-путешествия, маршрутный лист, алгоритм нового способа действий, сигнальные флажки,

компьютер, интерактивная доска, ЭОР

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

I этап. Мотивирование к учебной деятельности.

Цель: эмоциональная и психологическая подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала.

Слайд №1  Приложение 1

Видео «Весёлая математика»

Добрый день, ребята!

На каком транспорте вы собираетесь в путь?

К какому виду он относится?

Слайд 2 Посмотрите друг на друга и улыбнитесь! 
На части не делится солнце лучистое, 
И вечную землю нельзя разделить, 
Но искорку счастья луча золотистого 
Ты можешь, ты в силах друзьям подарить. 

У нас сегодня гости, не забудьте и им подарить свою улыбку

Я приглашаю вас в путешествие за новыми знаниями, но оно не обычное, а математическое.

Нас ждут в пути испытания, я верю, что вы их легко преодолеете.

А вот и девиз нашего урока. Он поможет нам в успешной работе:

Умеешь сам - научи другого”  Слайд 3

Учащиеся входят в класс группами, напевая песню «Весёлая математика» и выстраиваются вдоль доски.

Поездом отправимся.

К наземному






Приветствуют гостей кивком головы.








Регулятивные: обеспечение учащимся организации их учебной деятельности. Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия.

Личностные: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения.

II этап. Актуализация знаний и умений.

Цель: воспроизведение понятий, необходимых для открытия нового знания, постановка проблемы





Ребята, а у вас есть они?

Ваши знания-ваш проходной билет.  Приложение 2

Первая станция «Я это знаю». Вперёд!

 В класс входит ученик с рупором: «Уважаемые пассажиры, просим занять места согласно купленным билетам!»

Нет.

Личностные: готовность целенаправленно использовать математические ЗУН в учебной деятельности.

Познавательные: переработка полученной информации.

Регулятивные умения:

- выполнять учебное задание в соответствии с поставленной целью;

- проверять результат выполненного задания и вносить корректировку.

Коммуникативные:

сотрудничают с товарищами и выслушивают партнера, сравнивают полученные результаты, корректно сообщают товарищу об ошибках.



Устный счет.

1.Что за число, в котором 3дес.4ед.?

2.Сколько единиц в 1 десятке?

3.Какое число следует за числом 38?

4.Найдите разность чисел 25 и 5.

5.Сумма чисел 8 и 9.

6.Увеличить 12 на 6

7.Сколько углов у квадрата?

8.В двух вагончиках сидят 9 маленьких ребят.

В первом едут двое только.

Во втором их будет сколько?

9.Представьте число 29 в виде суммы разрядных слагаемых.

10. Уменьши 15 на 9 единиц

11. Какое число стоит между 14 и 16?

12. Найдите длину ломаной, состоящей из двух звеньев. Длина одного звена – 30см, другого-7см.

13. Сколько см в 3дм?

14. Установи закономерность и назови следующее число: 3, 13, 23…

15.Чему равна сумма чисел 26 и 5?

16.Найди разность чисел 35и 7.

Кто может помочь?

Один билет без номера. Проходи, садись.

Кстати, как говорят о пассажире без билета?

Как называются такие выражения?

Какие учебные действия помогли вам занять места в вагонах?

Ребята, вспомним правила работы в группах и выберем проводника (слайд 4).

Нельзя забывать и о правилах поведения вблизи железной дороги (слайд 5 с видеоматериалом).




Вы справились с испытанием на станции «Я это знаю». Отметьте в маршрутном листе Приложение 3 знаком плюс, если не ошиблись, а знаком минус, если допустили ошибку.

 Дети занимают места в группах. Номер билета (место) соответствует числу ответа

34.

10

39

20

17

18

4



7

20+9


6

15

37см


30см

33

31

?

Дети затрудняются ответить.


Едет зайцем.

Фразеологизмы.

Умение устно вычислять, читать числа.


1.Умей слушать других.

2.Говори спокойно, ясно, по делу.

3. Помогай товарищу.

4.Точно выполняй возложенные на тебя обязанности.

Дети оценивают свою работу в маршрутном листе.

III этап. Определение темы урока, формулирование учебной задачи

Цель: определение затруднения, его место и причину; определение необходимости нового знания.

Ребята, почему один пассажир без билета?

Какое выражение вызвало затруднение?

Как вы думаете, почему?

Кто уже догадался, какая тема урока? Чему мы будем учиться сегодня на уроке? (слайд 6 с названием темы?)

Какая цель урока?

Путь за новыми знаниями! Следующее наше испытание до станции «Я решил проблему!». Если все готовы к отправке, покажите жёлтым сигнальным флажком.

Оставим путевые заметки в тетрадях. Запишите число, классная работа. Что можете сказать о числе 30? (Слайд 7) (Учитель подводит уч-ся к связи числа и сезона года)

С чего начинаем работу в тетрадях?

Пропишите цифру 3. (Слайд 8)

Обменяйтесь тетрадями, подчеркните самую красивую цифру соседа.

Потому что мы столкнулись с тем, что еще не изучали. Нам нужны новые знания.


Решение примеров вида 35-7



Закрепить умение решать примеры изученных видов.






Записывают в рабочую тетрадь – дату и классная работа. Характеризуют число 30.

 



С минутки чистописания.  Прописывают цифру со взаимопроверкой в парах.

Коммуникативные: сотрудничество с учителем и детьми, высказывание своего мнения, обсуждение.

Познавательные: учатся совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу и цель урока.

Личностные:

учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой учебной задачи;

способность к организации самостоятельной учебной деятельности;

формирование личностных качеств;

умение слушать и слышать собеседника;

обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение.

Ребята, поднимите красный флажок те, у кого возникли трудности при выполнении д/з.

Закрепим прошлую тему.

Решите примеры 36+6, 45+8 с устным объяснением.

Может кто-то догадался, как решить пример 35-7 и пробить билет пассажиру?

Перед вами счетный материал. Сколько вам понадобится пучков и отдельных палочек?

Сколько можем сразу убрать?

Сколько еще осталось убрать? Почему?

Что для этого сделаем?

Сделаем запись и сравним с той, что дана в учебнике на стр.67.

Обобщим, к какому выводу пришли?



Работа с ЭОР на интерактивной доске.



А теперь самостоятельно составьте алгоритм Приложение 4 (путь) решения данного вида примеров.

Сравните с образцом на слайде 9.

1. Заменю число 7 суммой удобных слагаемых

2. Вычту из числа 35 число 5, чтобы получилось круглое число.

3. Вычту из 30 оставшееся число.

4. Запишу ответ – 28.


Отметьте результат работы в маршрутном листе на станции «Я решил проблему!»

А теперь остановка! Физминутка электронная (слайд 10)

Усаживайтесь на места. Покажите сигнальным флажком готовность к отправке.

Следующая станция «Я это понял».





Двое у доски работают, остальные - в тетрадях.


Предположения детей.


3 пучка и 5 палочек.



5

2, т.к. 7 –это 5 и 2

Раскроем пучок и заберем оттуда.



Чтобы из числа 35 вычесть 7, надо число 7 представить в виде суммы разрядных слагаемых. Из 35 вычесть 5, получить круглое число30. Остается из 30 вычесть 2. Ответ:28


Учащиеся закрепляют способ действия на счетах.


В алгоритме пропущены числа, нужно восстановить алгоритм.


Алгоритм решения примеров вида 35-7

1._________ __число …. ________ удобных слагаемых.

2. ___________из числа … число …, чтобы получилось круглое число.

3. ___________ из … оставшееся число.

4. ___________ ответ … .






Повторяют движения электронной физминутки.

Коммуникативные: сотрудничество с детьми, высказывание своего мнения, обсуждение.

Регулятивные умения:

- выполнять учебное задание в соответствии с поставленной целью;

- умение производить анализ

Личностные:

учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой учебной задачи;

способность к организации самостоятельной учебной деятельности;

формирование личностных качеств;

умение слушать и слышать собеседника; обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение.

Познавательные: овладение логическими действиями анализа.

IV этап. Этап усвоения новых знаний и способов действия

Цель: усвоение восприятия, осмысления и первичного запоминания учащимися изучаемого материала, развитие умения обобщать и делать выводы.

Слайд 11

Если вместе всем работать, быстро получается.

Дружбой этакое чувство в народе называется.


Какую сейчас задачу поставим перед собой?

Откройте учебник на стр.67. Наша цель – закрепить новые знания. Рассмотрите примеры №2,решим первую строку

Чем эти примеры отличаются от тех, которые решали на прошлом уроке?

Что общего?


Молодцы! Отметьте работу в маршрутном листе на станции «Я это понял».

Следующая станция «Я это могу»


Дети хором читают двустишие

Регулятивные: учатся работать по предложенному плану.

Познавательные: добывать новые знания: выполнять практическую работу, извлекают необходимую информацию из практической деятельности, делают выводы.

Коммуникативные: соблюдают очерёдность действий, сравнивают полученные результаты; рассуждают; высказывают своё мнение; следят за действиями других учеников в группе.

Личностные:

учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой учебной задачи;

способность к организации самостоятельной учебной деятельности;

формирование личностных качеств;

умение слушать и слышать собеседника. Обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение.







Научиться применять алгоритм.

Запись в тетрадях, сверка с решением одноклассника, который работает у доски.

Вчера были примеры на сложение, мы добавляли до круглого числа. Сегодня на вычитание, уменьшаем до круглого числа.

Применяем знания состава числа.


Отмечают маршрутный лист, сигнализируют флажком готовность к отправке.

Физкультминутка для глаз

Цель: снятие умственного и физического перенапряжения.

 

Повторение движений

 

V этап. Включение в систему знаний и повторение.

Цель: обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний учащихся.

Решение задач. Слайд 12.

Посмотрите на слайд с задачей. Что нужно сделать?

В вагоне было … пассажиров. Когда несколько пассажиров вышли, в вагоне осталось 7 человек. Сколько пассажиров покинули поезд?


Можем ли сразу решить?

Дополните задачу таким числом, чтобы при решении действовал новый алгоритм.

Проводник, посмотрите, совпадают ли ответы пассажиров в соседних вагонах с вашими?

Сигнал к отправке.

Мы проехали все станции, прежде чем высадиться и отправить вагон в депо, нам надо вычислить, какое расстояние мы преодолели. В маршрутном листе образовалась линия. Что вы можете о ней сказать? (Слайд 13)

Кто может предложить задание?


Прочитать, составить краткую запись, решить, написать ответ.








Нет, она с недостающими данными

Дети дополняют задачу, составляют и записывают краткую запись совместно с учителем. Самостоятельно пишут решение и ответ.







Ломаная.

Можно измерить звенья каждой ломаной от станции до станции и вычислить всё расстояние.

Самостоятельно измеряют линейкой, складывают, ответ записывают на листе маршрута и сдают учителю.

 Регулятивные умения:

- выполнять учебное задание в соответствии с поставленной целью;

- умение производить анализ

Личностные:

учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой учебной задачи;

способность к организации самостоятельной учебной деятельности;

формирование личностных качеств;

умение слушать и слышать собеседника; обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение.

Познавательные: овладение логическими действиями анализа.

VI этап. Домашнее задание

Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей.

c. 67 №2 (нижняя строка), выберите из предложенных задач одну – ту, которая вам по силам.


Записывают домашнее задание в дневнике.

Домашнее задание по выбору, каждый сам определяет, какая задача им по силам.

 

IX этап. Рефлексия учебной деятельности.

Цель: рефлексия деятельности на уроке, самооценка учащимися собственной деятельности.

Закончи предложения:

- Сегодня на уроке я научился...

- Мне было на уроке...

Если есть хоть один, который что-то не понял, поезд не тронется с места. Мы не оставим товарища в беде.

Просигнализируйте флажками, проводники.

Спасибо, дети, за активную работу. Поблагодарите кивком головы гостей. Урок окончен.

Свободные высказывания учащихся.


Личностные: формулируют собственную позицию и мнение.

Регулятивные: самооценка деятельности на уроке; оценивание результатов выполнения работы на уроке.













Использованные источники и литература:

  1. Математика. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч. 1/ М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова, С. И. Волкова, С. В. Степанова. Математика. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 96 с.: ил. - (Школа России).

  2. Т.Н. Ситникова, И.Ф. Яценко. Поурочные разработки по математике: к учебнику М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова, С. И. Волкова, С. В. Степанова. Математика. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 96 с.: ил. - (Школа России)

  3. http://nsportal.ru/bykova-natalya-viktorovna - сказка о мамонтёнке

  4. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/matematika/2011/10/29/organizatsionnye-momenty - Стихотворения для проведения организационных моментов на уроках 

  5. http://collegy.ucoz.ru/load/36-1-0-2062 - Стихотворения для проведения организационных моментов на уроках 



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!