СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по ОРКСЭ по теме: "Милосердие и сострадание" (в рамках V Муниципальных Рождественских образовательных чтений Смоленской области «Великая Победа: наследие и наследники»)

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок "Милосердие и сострадание" 

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по ОРКСЭ по теме: "Милосердие и сострадание" (в рамках V Муниципальных Рождественских образовательных чтений Смоленской области «Великая Победа: наследие и наследники»)»

Тема урока: МИЛОСЕРДИЕ И СОСТРАДАНИЕ

« … во всем, как хотите

чтобы с вами поступали люди,

так поступайте и вы с ними»

Цель урока: углубление представлений о милосердии и сострадании. Освоение данных понятий на новом для учащихся уровне.

Тип урока: Открытие новых знаний

Задачи урока:

  • Формировать у детей понимание сути милосердия как умения человека сострадать, сочувствовать, воспринимать чужое несчастье и горе как свое собственное.

  • Создать ситуацию для осознания личностного опыта. На примере притчи – «Если ты такой милосердный, то забирай даром» показать детям, что самая большая радость для человека – это протянуть руку помощи нуждающемуся.

  • Раскрыть перед учащимися мысль о том, что вера и милосердие связаны между собой как свет и тепло весной. Когда они объединены, то все на земле расцветает.



Планируемый результат:

Предметные:

Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке; самостоятельно работать по плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение .

Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им .


Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на урок.


Основные термины и понятия: Милосердие. Близкий. Любовь к врагам. Милостыня.

Оборудование урока и средства наглядности: учебник Основы православной культуры А.В. Кураев М., «Просвещение», 2011.; Толковый словарь Ожегова.

Мультимедийная презентация к уроку. Раздаточный материал.

Методы: стимулирование и мотивация учебно-познавательной деятельности, проблемно-поисковый, самоконтроль, наглядный, словесный, практический,

Формы, приемы обучения: фронтальная; индивидуальная; коллективная, речь учителя.

Педагогические технологии проблемного обучения личностно-ориентированная, деятельностный подход, «Ассоциативный ряд», здоровьесберегающая, технология сотрудничества.



Ход урока


I.Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

- Добрый день, ребята! Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Повернитесь к гостям и поприветствуйте их. Ребята, давайте настроимся на хорошую, благодатную работу. Вспомните, какой добрый поступок сегодня совершил ваш друг или вы. Улыбнитесь этому поступку, порадуйтесь за своего друга и за себя. Я очень рада видеть, что не осталось ни одного равнодушного лица. Наш класс просто расцвёл от улыбок.

2. Проверка домашнего задания.
-Ребята, с чем мы с вами познакомились на прошлом занятии?
-Что такое заповеди? ( Закон, повеление) Сколько их? ( 10) .Вспомните, о каких заповедях вы узнали на прошлом уроке? («Почитай отца твоего и матерь твою», «Не убивай», «Не кради», «Не прелюбодействуй», «Не лги», «Не завидуй».) Чему они нас учат ?- Молодцы! ( Верно, заповеди нас учат любить отца и мать, не лгать, не завидовать, не убивать. ) - Заповеди нам помогают различать добрые поступки от злых.

- Кто их дал людям? ( Бог через пророка Моисея.) Где это произошло?

( На горе Синай).

-Где записаны заповеди? ( В Библии)
- А для чего Бог дал людям заповеди?

- Давайте еще раз вспомним заповеди по вашим рисункам, которые вы нарисовали дома. Я буду показывать вам рисунок, а вы называйте заповедь.

3. Актуализация знаний.

- Я предлагаю прослушать стихотворение А. Дементьева и определить главные слова урока .

Жизнь нуждается в милосердии.

Милосердием мы бедны,

Кто-то злобствует, кто-то сердится,

Кто-то снова в тисках беды.

Жизнь нуждается в сострадании.

Наши души как топоры…

Слишком многих мы словом раним,

Позабыв, что слова остры.

(ключевые слова: милосердие, сострадание)

-Если главные слова милосердие и сострадание, то какая же тема нашего урока? СЛАЙД 1.

4. Обсуждение проблемной ситуации.

- Каких два корня мы можем выделить в слове «милосердие». Назовите их. (Дети отвечают)

-Молодцы! Итак, корень «мил» и корень «серд».

-Что значит милосердный? (милый сердцу).

- А как вы понимаете смысл слова сострадать? ( сопереживать другому человеку)

4.Словарная работа.

- А теперь давайте прочитаем значение слов

1) милосердие 2) сострадание

(Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.

Сострадание – сочувствие другому страданию, участие, возбуждаемое горем, несчастьем другого человека. Это жалость, сочувствие, вызываемые чьим-нибудь несчастьем, горем). СЛАЙД 2,3.

- Давайте попробуем подобрать антоним к слову милосердие

( жестокосердие).

- Милосердию противоположно жестокосердие. Сейчас мы послушаем два стихотворения, а вы определите в каком говорится о милосердии, а в каком о жестокосердии. Почему вы так решили?

  1. НИЩИЙ

У врат обители святой

Стоял просящий подаянья

Бедняк иссохший, чуть живой

От голода, жажды и страданья.

Куска лишь хлеба он просил,

И взор являл живую муку,

И кто-то камень положил

В его протянутую руку.

М. Ю.Лермонтов. (Жестокосердие. Камень вместо помощи.)





2.НИЩИЙ.

Знавал я нищего: как тень,

С утра, бывало, целый день

Старик под окнами бродил

И подаяние просил;

Но все, что в день насобирал,

Бывало, к ночи раздавал

Больным, калекам и слепцам,

Таким же нищим, как и сам. ( Я.П. Полонский)

( Милосердие. Помогал нуждающимся)

- Давайте же подумаем, какие душевные качества присущи милосердному человеку?

Заполняется схема на доске. ( напечатать таблички и крепить на доску)

МИЛОСЕРДИЕ

Сочувствие ДОБРОТА

ПРОЩЕНИЕ ОБИДЧИКА Неравнодушный

Бескорыстие

- Слово милосердие- одно из самых красивых слов на свете. Оно говорит о сердце, которое милует, любит и жалеет.

5. Притча о добром самарянине. СЛАЙД 4.

- Однажды Иисуса Христа спросили: «Какая самая главная среди множества заповедей?» Он сказал: «Важнее всего любовь к Богу и к человеку. Люби ближнего, как самого себя». И тогда ему задали непростой вопрос: «А кто мой ближний?»

- Ребята, а как бы вы ответили на этот вопрос? ( ответы детей)

Христос же на заданный ему вопрос ответил притчей о добром самарянине.

Сначала, ребята, чтобы все вам было понятно, мы проговорим с вами все незнакомые слова

6. Словарная работа

Притча - рассказ с поучением, который чему- то учит.

Самарянин - означает чужак, человек другой веры.


7. Постановка проблемы. Открытие нового.

- Я предлагаю прочитать в учебнике урок 12 «Притчу о добром самарянине». Во время чтения текста постарайтесь выбрать в нем отрывки, которые:

- радуют вас, потому что вы согласны со сказанным (+)

- печалят вас, потому что так поступать тяжело (-)

Проверка.

- Давайте проверим какие отрывки вас порадовали и почему, а какие опечалили и почему?

- Прочитав притчу какой можно сделать вывод о том, кто такой ближний?

( «Ближний – тот, кто не оставит тебя в беде. И еще ближний – это тот, кто нуждается в твоей помощи») СЛАЙД 5.

8. Физкультминутка СЛАЙД 6.

- Вы хорошо трудились, а сейчас давайте немного отдохнем.

Прилетели ангелочки-

Становились на носочки!

Вверх руками потянулись

И друг другу улыбнулись.

Крылышки расправили-

В стороны направили,

Наклонились до земли,

Словно тяжести несли.

Ножками потопали,

Ручками похлопали,

Поскакали в высоту,

Чтобы там поймать звезду.

Глубоко вздохнули,

Плечи развернули,

Повели руками

Чуть над головами.

А теперь им всем пора

Делать добрые дела.

9.Беседа по притче.

- Можно ли назвать самарянина милосердным? Почему?

(Он оказал помощь человеку оказавшемуся в беде.)

Иисус Христос учил, что всякий нуждающийся в нашей помощи и есть наш ближний. Мы должны поступать с ним так же, как желали бы, чтобы поступали с нами. Исполняя завет своего основателя, христианская церковь уже много веков помогает больным, бездомным, малоимущим, детям, инвалидам, тем, кто попал в беду.

10 .Понятие «сестра – милосердия»

- Ребята, а как вы думаете,нужно ли милосердие сегодня? (Да.)

- А почему? (Это хорошо, когда люди помогают друг другу, выручают друг друга, прощают. А особенно сегодня, когда в мире происходят войны, всё больше проявляется непонимание, грубость и даже жестокость. Нам так не хватает милого и доброго сердца).

- А можно ли научиться милосердию? (Да)

- Каким образом? (Делать добрые дела)

- Наша жизнь, наша история дают нам многочисленные примеры истинного милосердия и любви.

- Посмотрите на экран. СЛАЙД 7.

- Кто эти женщины на фотографиях? Как их называют?

-Существует такое словосочетание – «сестра милосердия». Это женщины, которые помогают больным и нуждающимся по своему выбору, добровольно.

- Вот Великая княгиня Елизавета Фёдоровна организовала в России орден «Сестер милосердия» и она сама ухаживала за ранеными солдатами добровольно в качестве сестры милосердия. СЛАЙД 8.

- В годы ВОВ ( Когда была? Сколько лет будет со дня Великой Победы?) ценой собственной жизни медицинские сестры спасали раненых защитников Родины. СЛАЙД 9.

- 1 сентября 2004 года произошла трагедия в городе Беслане, где террористы захватили школу. Это яркий пример самопожертвования во имя жизни другого человека. Страшное бедствие всколыхнуло людей, вызвало самые добрые чувства, помощь пострадавшим оказывали все народы России. Сдавали кровь, перечисляли деньги, приносили вещи, игрушки детям. СЛАЙД 10.

- Также одним из дел милосердия является милостыня.

- Как вы думаете, что такое милостыня?

(Помощь другому человеку из жалости к нему) СЛАЙД 11

-А вы сами или ваши родители когда-нибудь подавали милостыню?

-Какие чувства вы испытывали при этом? (Да ребята, как правило, это радость. Радость от того, что вы помогли другому человеку).

- Христос говорил: «Всякому просящему у тебя – дай!». А Святой Дорофей пояснял: «Когда ты подал милостыню, ты умножил количество добра в мире. Но бедняк, которому ты помог, получил лишь десятую часть добра, произведенного твоим добрым поступком. Остальное добро ты принес самому себе. Ведь от этого твоя душа стала светлее».

Учебник про Святую Ульяну Муромскую. СЛАЙД 12.

-Что делала Святая Ульяна Муромская, чтобы помочь бедным?

(Шила одежду, мало ела, чтобы поделиться с нищими, пекла хлеб из коры деревьев. Т.е., она не просто отдавала излишки, но делилась тем, что ей нужно было самой, и посвящала делу милосердия свое время, иногда и не спала.)

-У детей ещё денег нет. Как вы думаете, что может пожертвовать ребенок?

(Ребенок может пропустить любимый мультфильм – и вместо этого навестить больного товарища, хотя бы позвонить ему; или,например, помыть полы в своей комнате. Можно уделить внимание старенькой бабушке: расспросить, как она себя чувствует, какое у неё сегодня настроение… Пожилым людям очень нужны наше внимание, забота и уважение). СЛАЙД 13.

11.Ситуации. В паре.

- У вас на партах лежат листочки с различными жизненными ситуациями. Прочитайте их и найдите способы помощи нуждающимся.

1.Вы узнали, что рядом живет одинокая бабушка.

2. Вы нашли у своего дома маленького котенка

3.Зимой бывает скользко. Вы идете по улице. Перед вами идет бабушка и вдруг она падает. Ваши действия?

- Какой можно сделать из этого вывод? ( Делать добрые дела и совершать хорошие поступки)

- Вот мы сейчас и проверим внимательны вы были сегодня на уроке.

Игра на внимание.

- Выбери из перечисленных добрые дела. (Назвать ( 6), дети хлопают)




12.Рефлексия. «Дерево Добра».

Учитель: Вы сегодня привели много примеров добрых дел, которые уже

совершили. А теперь подумаем, какие добрые дела нас ждут впереди.

-Напишите на листочках от Дерева Доброты ( сердечки), какое доброе дело вы хотели бы совершить уже сегодня или в ближайшее время.

( Прикрепить)

- Молодцы! Много добрых дел запланировали. Вы только в начале своего жизненного пути. Пусть это будет путь милосердия, любви и добра!

14. Итог урока:

Учитель: Мне хочется верить, что сегодня наш урок не прошёл даром для нас всех.

Учитель:

Не стой в стороне равнодушно,

Когда, у кого-то беда.

Рвануться на выручку нужно

В любую минуту, всегда

И если кому-то, кому-то поможет

Твоя доброта, улыбка твоя,

Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,

Что годы живешь ты не зря.

«…во всем, как хотите чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними»!

Спасибо всем за урок! Творите добро себе на благо!






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!