СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок музыки в 6 классе "Образы батыров в музыке и гравюрах"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок музыки в 6 классе. Тема четверти " Музыка и живопись"

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок музыки в 6 классе "Образы батыров в музыке и гравюрах"»

Тема: Образы батыров в музыке и гравюрах.



Цель: Познакомить учащихся с лучшими воплощениями образов батыров в произведениях искусства.

Задачи:

• Формирование у учащихся понятий о средствах музыкальной и изобразительной выразительности.

  • Развитие умения слушать и слышать, смотреть и видеть, выделять главное.

  • Развитие эстетических качеств личности.

  • Воспитывать бережное отношение к наследию прошлого и глубокого интереса к творчеству акынов.


Тип урока: комбинированный.


Оборудование: компьютер, проектор для показа слайдов, аудиозаписи, видеозаписи, иллюстрации.

Ход урока.


  1. Орг. момент.

2. Повторение пройденного материала.

-Назовите тему второй четверти? (музыка и живопись)

-Существует ли связь между этими видами искусств? (да)

-Назовите тему прошлого урока? О чём говорили? (о петроглифах)

-Что такое петроглифы? (древнее искусство, наскальные рисунки)

-Что изображали первобытные люди на скалах?

- Где в Казахстане были обнаружены крупные скопления петроглифов? (урочища Тамгалы, Мангыстау)

3. Актуализация знаний.

Посмотрите на эти иллюстрации. Кого они изображают? Слайд 2,3 (батыров)

Давайте прислушаемся. Какая музыка звучит с этих картин? (смелая, отважная, быстрая, решительная, мужественная)

Верно, так о ком пойдёт речь сегодня на уроке? (о батырах)

Давайте запишем тему урока: «Образы батыров в музыке и гравюрах»

С каким батыром, кюйши, поэтом вы уже познакомились на уроке музыки в I четверти? (Махамбет) Слайд 4.

Что вы о нём можете рассказать?

4. Работа по теме урока.

Казахские батыры Кобланды, Алпамыс, Ер-Таргын, Кёр-оглы, Карасай живут в памяти народа и остаются национальными героями для все новых и новых поколений. Почему так происходит? Эпические герои передают воинственный дух народа, отражают его мечту о воинах, которые будут бороться с предательством и несправедливостью, защитят от врагов родную землю и вернут людям счастье.

Образ батыров сформирован в творчестве жырау, которые могли воспевать их подвиги в течение многих часов, а иногда и нескольких дней. Тема батыров пронизала все казахское искусство. Но в музыке и живописи образы героев получили разное воплощение. Слайд 5.

Кюйши мог рассказать то, что хотел передать, в кюе, который звучит 2-3 минуты. Художник помещает все повествование в одну картину. Разные виды искусства воплощают одни и те же художественные образы по-разному. Слайд 6.

Даулеткерей в кюе «Кероглы» передает характер батыра, всегда сильного, непобедимого. Кюй не дает развития сюжета. Он создает образ героя, олицетворяющего мужество. Слайд 7.

5. Послушаем музыку.

-Давайте послушаем кюй «Кероглы».

- Какая музыка по характеру? Созвучна ли она картинам, которые вы видели в начале урока? Слайд 8. (видео)

-Характер музыки? (сначала спокойный, задумчивый, потом стремительный, быстрый)

-Что представили?

В народном кюе «Карасай» образ батыра передан через накал битвы. Вслушайтесь в музыку, и вы услышите натиск сражения, почувствуете силу напряжения схватки. Содержание этого кюя сосредоточено на образе борьбы.

-Давайте послушаем кюй «Карасай»(видео).

-Мне сегодня на уроке хотелось бы обратить ваше внимание на работы художника Е.М. Сидоркина. Слайд 9.

Образы батыров стали ведущей темой в творчестве Евгения Сидоркина. Художник создал портреты многих эпических героев, и в каждой картине он подчеркивает и выделяет одну, самую важную черту характера. В изображенных Сидоркиным сценах схватки батыров с врагами передается стремительный бег коней, полет птиц, движение борющихся тел. Картины художника отличаются огромной силой богатырского духа. Все образы даются в движении, порыве.

Главное в гравюре – образы батыров, все второстепенные детали отсутствуют. Художник стремится передать душевное состояние своих героев перед схваткой, показать глубину, сущность персонажей.

И картины, и кюи характеризуют один конкретный образ. В кюе мы слышим ритм скачки, на картине видим «летящих» коней, готовых к бою. И в музыке, и в живописи образы передают определенное состояние.

Художественный образ казахских батыров появился очень давно, но он будет жить вечно, потому что стал символом мужества.

6. Давайте споем! «Песня о колоколах».

Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с песней композитора Е. Крылатова «Песня о колоколах», она о времени, о соотношении уходящего прошлого и наступающего нового времени (видео).

7. Это интересно! Биографические сведения о художнике Е. Сидоркине.


Евгений Матвеевич Сидоркин (1930-1982)художник-график. Народный художник РК, лауреат Государственной премии республики им. Ч. Валиханова. Международные награды — бронзовая и золотая медали книжных выставок в Лейпциге, I премия и золотая медаль Международных биеннале графики в Кракове, дипломы выставок в Венеции, Будапеште. Работы в книжной графике: книга «Басни» С. Михалкова, иллюстрации на темы казахских народных сказок «Веселые обманщики», «Казахский эпос», серии «Казахские народные игры», «Читая Сакена Сейфуллина», «Киргизские сказки», «Аксакалы», «Путь Абая» М. Ауэзова, «Из мглы веков», «История одного города» М. Салтыкова-Щедрина, «Гаргантюа и Пантагрюэль» Ф. Рабле. Слайд 10,11,12.

-Что такое гравюра? Давайте запишем определение. Слайд 13.(видео)

Да, Евгений Матвеевич рано ушел из жизни, и, словно предчувствуя это, он торопился сделать как можно больше. Темы брал масштабные, пласты поднимал мощные, историю ощущал на уровне генетической интуиции, мышление имел эпохальное. Со временем он был на «ты» и извлекал из него уже утраченные было для нас, сегодняшних, картины и образы далекой старины.

-Откуда в русском человеке, рожденном и воспитанном в рамках собственной культуры, столь прочувствованное понимание иной национальной культурной традиции? Как вы думаете?

Считается, что не последнюю роль тут сыграла встреча с Гульфайрус Исмаиловой, которая стала его женой.

Произошло это в Ленинграде, где они оба учились в «Репинке». Удивительной красоты и духовной наполненности человек, изысканно-утонченный художник, Гульфайрус действительно сделала все, чтобы избранник сердца ее полюбил то, что дорого ей. Бродя с ним по набережным Невы, она живописала ему красоты Алма-Аты и гор Заилийского Алатау, приобщила к миру легенд и преданий казахского народа. Она вложила в его умные, талантливые руки, разорванные когда-то кем-то нити сотканной предками духовности с ее вечными темами любви, ненависти, горести, радости бытия, зависти, благородства. «Мне думается, — читаем мы приведенное в книге его высказывание, — что тема актуальная, сегодняшняя только тогда имеет право на существование в искусстве, если она несет в себе черты и прошлого, и будущего».

-Посмотрите на его работы. Что вы о них можете сказать? Слайды 14,15, 16, 17,18.

-Какого значение творчества этого художника для казахского искусства?

Значение творчества Сидоркина «для казахского искусства громадно». Сегодня оно, казахское искусство, «немыслимо без его тонких и проникновенных работ. Любовь, мудрость и тончайший психологизм художника раскрыли тайны бытия и помогли проникнуть в душу и сердце казахского национального мироощущения и миросозерцания. Благодаря яркой индивидуальности, дарованию Мастера мы имеем возможность осознать богатство нашей национальной культуры».

Дополнительные сведения о жизни и творчестве Е. Сидоркина вы можете прочитать в книге Гульмиры Шалабаевой «Евгений Сидоркин. Онтология художественного метода».

  1. Рефлексия. Итог урока.

- К какому виду изобразительного искусства можно отнести наскальные рисунки? (Древнее искусство, петроглифы)

- Какими средствами музыкальной выразительности кюйши создавали образ батыров?

- Каких батыров и богатырей отраженных в литературе вы можете назвать?

( Кобланды, Алпамыс, Ер-Таргын, Кёр-оглы, Карасай)

- Какими средствами художественной выразительности Е. Сидоркин создавал образы батыров в гравюре? Слайд 19.

9. Домашнее задание: Придумайте свой образ героя-батыра, сочините о нем рассказ, сказку или изобразите его в виде рисунка. Слайд 20.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!