Урок математики в 1 классе
Тема: «Переместительное свойство сложения»
Цели:
- повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося;
- развитие умения соотносить свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.), и на этой основе выявлять и фиксировать во внешней речи причину затруднения;
-вывести переместительное свойство сложения посредством наблюдения и практических действий;
- осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
Оборудование:
- учебник по математике 1 класс Г.В. Дорофеев, Т.Н. Миракова, Т.Б.Бука (УМК «Перспектива»), рабочая тетрадь, презентация, интерактивная доска.
(большие и маленькие рыбы, раздаточный материал на парту для учащихся, карточки с заданиями, карточка-рефлексия)
Урок математики в 1 классе по теме «Перестановка слагаемых» имеет структуру проблемного урока с использованием деятельностного подхода к обучению, что соответствует требованиям ФГОС по формированию личностных и метапредметных результатов обучения (УУД).
Перечень УУД (универсальных учебных действий), выполняемых учащимися на данном уроке:
Личностные УУД:
Оценивание поступков героев урока с точки зрения общечеловеческих норм;
Смыслообразование.
Регулятивные УУД:
Организация рабочего места;
Определение цели выполнения задания на уроке;
Планирование; прогнозирование; контроль; коррекция; оценка.
Познавательные УУД:
Анализ, синтез, группировка, умение ориентироваться в системе своих знаний, в учебнике;
Умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя иллюстрации,
Решать задачи с помощью схем;
Коммуникативные УУД:
Сотрудничество с учителем и сверстниками;
Учѐт разных мнений;
Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;
Учиться работать в паре.
На уроке используются приѐмы проблемного обучения: диалог, исследовательские методы под руководством учителя.
Ход урока
1.Организационный момент.
- Ребята, сегодня на уроке у нас много гостей, повернитесь, поздоровайтесь с ними.
- Сядьте ровно, повернитесь,
- И друг другу улыбнитесь!
- Прикоснитесь ладошками друг к другу, чтобы почувствовать поддержку друга.
На уроке будь старательным,
Будь спокойным и внимательным.
Всё пиши, не отставая,
Слушай, не перебивая.
Говори все четко, внятно,
Чтобы было всем понятно.
Если хочешь отвечать,
Надо руку поднимать.
2. Актуализация (повторение) знаний.
- Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие по зимнему лесу, где вы познакомитесь с лесными жителями.
- На столах, у каждого из вас лежат СНЕЖИНКИ.
- Как вы думаете, почему именно снежинки? (Потому что сейчас зима)
- Зимушка нас не балует снегом, но мы с вами путешествуя по зимнему лесу и выполняя правильно задания постараемся набрать как можно больше снежинок, а в конце урока подведем итоги, у кого их больше.
Логическое задание «Найди лишнее»
Вот и первые наши гости, это стайка птиц.
- Ребята, как живётся птицам зимой?
Ученик: Для птиц зимой страшнее всего голод. За короткий зимний день птицы едва успевают утолить голод. В зимнюю стужу, голодные и ослабевшие птицы легко замерзают. В суровую зиму из десяти синичек выживает только одна. Поэтому необходимо помочь птицам в это трудное время.
- Как мы с вами можем им помочь? (Построить кормушки и не забывать насыпать в них корм)
- В лесу всегда очень много птиц, но мне кажется, что здесь одна птичка лишняя.
Ученик: Ласточка
3. Устный счёт
- В начале пути – к нам в встретилась лисичка, поможем лесной жительнице
а) Назови соседей числа: … 2 ... 4 … 6 7 … 9 10
Назовите соседей числа 2
Какое число предшествует 6
Какое число стоит за 7
Назовите соседей числа 3
Назовите соседей числа 8
- И мы отправляемся в гости к волку
б) Счет в пределах 10
- На прошлом уроке мы познакомились с компонентами сложения. Кто назовет компоненты сложения?
- Заполните таблицу устно:
Слагаемое | 5 | 6 | 7 | 4 | 9 |
Слагаемое | 3 | 1 | 3 | 2 | 0 |
Сумма | | | | | |
- Решив следующее задание мы с вами поможем лосю выбраться из снежного плена.
в) Реши цепочку примеров:
6
+
4 – 3 + 1 – 5 + 6
г) Индивидуальная работа (сигнальные карточки)
1 ученик
3 + … = 8 6 + … = 9 … + 4 = 6
… – 5 = 4 … – 3 = 4 7 – … = 7
2 ученик
У Маши 5 кукол, а у Ани 3 куклы. Сколько всего кукол у девочек?
4. Работа в тетради
- Ребята открываем тетради. Посередине строки записываем число, сегодня 28.01. Пропускаем вниз 1 клеточку, записываем: Классная работа.
- Кто готов продолжать работу, покажите.
Математический диктант
Двое учеников работают у доски (на обороте), остальные пишут в тетрадь только ответы.
Сумма чисел 7 и 3 из 8 отнять 2
к 1 прибавить 7 сумма чисел 5 и 5
из 6 вычесть 3 из 9 вычесть 5
9 – 2 к 5 прибавить 0
Взаимопроверка: 10, 8, 3, 7, 6, 10, 4, 5.
- Поменяйтесь тетрадями с соседом, проверяем с доской ответы. Если ваш сосед по парте не допустил ни одной ошибке, подарите ему снежинку. Верните тетради на место.
5. Открытие нового знания.
У каждого ученика на столе лежат карточки трех цветов
1
5 + 1 =
1 + 5=
3 + 4 =
4 + 3 =
вариант 2 вариант
3 + 2 =
2 + 3 =
- Ребята возьмите карточку синего цвета, решите пример. Кто готов поднимите ручку.
- София прочитай свой пример и ответ, а теперь ты Глеб
Возьмите оранжевую карточку, решите её.
- Алия, прочитай пример и ответ, что получилось. А теперь ты Анфиса.
-Решите пример на зеленой карточке. Кто готов?
- Андрей прочитай пример и ответ, что у тебя получилось? А теперь ты Артём?
- Ребята, а теперь сравните свои карточки, что вы увидели ?
Ученик: Слагаемые одинаковые и ответы одинаковые.
- А чем они тогда отличаются?
Ученик: Слагаемые поменялись местами.
- Отлично. Какой вывод можно сделать?
Ученик: От перестановки слагаемых сумма не меняется.
- Не забывайте – за каждый правильный ответ кладем себе в копилочку снежинку.
- Откройте учебник на странице 19. Кто прочитает правило?
- Совершенно верно, вот мы с вами и открыли тему сегодняшнего урока, которая называется… . Кто уже догадался?
Ученик: «Переместительное свойство сложения»
- Прежде чем продолжить наше путешествие, давайте устроим привал
6. Физминутка
Вы наверное устали?
Ну тогда все дружно встали.
Ручками похлопали,
Ножками потопали,
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Дружно глазки закрываем.
До 5-ти мы все считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
7. Работа по закреплению нового материала. Решение задачи - в тетрадь
Учебник страница 19 задача № 2
- Ребята поможем нашей гостье собрать орешки
1 задача
На одной ветке растет 5 орехов, а на другой – 2 ореха. Сколько всего орехов растёт на двух ветках?
- Что известно в задаче? Назовите условие задачи.
- Какой вопрос? Что нам надо найти в задаче?
- Как мы будем решать задачу? Кто скажет решение этой задачи?
5 + 2 = 7
-
Ответ: 7 орехов
Какой ответ нашей задачи?
- Запишите решение этой задачи в тетрадь.
2 задача
На одной ветке растет 2 ореха, а на другой – 5 орехов. Сколько всего орехов растёт на двух ветках?
- Что известно в задаче? Прочитайте условие задачи.
- Какой вопрос в задаче? Что нам надо найти в задаче?
- Как мы будем решать задачу? Назовите решение этой задачи?
2 + 5 = 7
-
Ответ: 7 орехов
Какой ответ нашей задачи?
- Запишите решение этой задачи в тетрадь.
- Чем похожи эти задачи?
- Чем различаются?
- Какие получились ответы? Почему?
Вывод: ОТ ПЕРЕСТАНОВКИ СЛАГАЕМЫХ СУММА НЕ МЕНЯЕТСЯ
- Проведем еще одно исследование.
Решим эти задачи с помощью числового отрезка .
- Сколько было орехов в первой задаче на первой ветке? А на второй?
- Кто покажет это на числовом отрезке?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
- Сколько было орехов во второй задаче на первой ветке? А на второй?
- Кто покажет это на числовом отрезке?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
- Как вы думаете, какой способ решения удобнее?
- К какому числу легче прибавлять, которое из чисел больше или меньше?
Ученик: Легче к большему числу прибавить меньшее число.
– Ох и тяжело идти по глубокому снегу, пора нам отдохнуть. Внимание на экран.
Физминутка для глаз
8.Повторение.
а). Самостоятельная работа
- Продолжим наше путешествие. У нас на пути … Мишка. Такое возможно? Зимой? (Нет. Зимой Медведи спять) -Давайте выполним следующее задание, и пусть Мишка продолжает спать в своей уютной берлоге.
Учащиеся работают в карточках по вариантам:
Сравните суммы, не вычисляя:
3 + 5 ….. 5 + 3 2 + 3 ….. 3 + 2
1 + 4 …. 4 + 1 6 + 3 ….. 6 + 3
Заполните пропуски такими числами, чтобы получились верные записи:
… + 1 = 1 + 8 4 + … = 5 + 4
3 + 7 = … + 3 2 + 6 = … + 2
Проверка
- Ребята, кто работал с карточкой желтого цвета, что вы заметили? Какой знак вы поставили в данных примерах? Какой вывод можно сделать?
- Поднимите руку кто работал с фиолетовой карточкой.
- Кто готов сказать правильные ответы?
- Какой вывод вы можете сделать?
Ученик: От перестановки слагаемых сумма не меняется.
б) Фронтальный опрос
- Проверим, насколько вы хорошо умеете считать. Открываем тетради и решаем примеры.
5 – 3 = 7 – 2 = 6 – 4 =
5 + 3 = 7 + 2 = 6 + 4 =
- Сравните примеры каждого столбика?
- Чем они похожи?
- Чем различаются примеры в каждом столбике?
- В каком примере ответ больше, и почему?
Ученик: Ответ больше там, где стоит плюс. Когда мы отнимаем, остается меньшее число.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке
Наш урок подходит к концу, ребята, вы были настоящие исследователи, давайте подведем итог.
- Какой математический закон мы сегодня открыли? Назовите его.
Ученик: Переместительное свойство сложение.
- Что для вас было интересным на уроке?
- Что вы научились сегодня делать?
- С кем вы поделитесь своим открытием?
- Давайте подведем итог. Посчитайте, сколько каждый из вас накопил снежинок? Покажите их гостям. Вот так хорошо мы с вами сегодня поработали. Молодцы!
- На память о нашем путешествии мне хочется, чтобы вы отметили свои достижения на нашей лесенке успеха
- Достаньте из вашего конверта большую снежинку, на обратной ее стороне - нарисуйте СМАЙЛИК с таким выражением лица, с каким настроением вы заканчиваете наш урок. Приклейте вашу снежинку на лесенку успеха.
10 . Динамическая пауза. «Игра с мячом»
Закрепление темы урока: «Переместительное свойство сложения».
- На этом наш урок окончен!