СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок на тему: "Будем беречь, и охранять природу"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок на тему: "Будем беречь, и охранять природу"»


МБОУ СОШ №40


Открытый урок

в 5 -аклассе

Будем беречь, и охранять природу.






Учитель: Магарамова Р.И.



Махачкала 2019.

Тема: Будем беречь, и охранять природу.


Цель: Воспитание любви к природе, личной  ответственности за её сохранность.

                         

Ход урока.

1.Организация  класса. 

Оргмомент.


1. Приветствие учителя: «Здравствуйте, ребята! Сядьте поудобнее, создадим друг другу хорошее рабочее настроение? Как это сделать? Улыбнёмся друг другу, дети!»

2. Взаимное приветствие детей в парах: «Привет, сосед! Улыбнись мне в ответ!
Я хочу, чтобы ты не грустил,
Всем улыбку сегодня дарил!»

3. Посмотрите, нам, и солнышко сегодня улыбается (рисунок мелом на доске), только лучиков у него нет, они обязательно появятся в конце урока – как результат работы каждого из вас.


2. Вступительное слово.           


Посмотри, мой милый друг,

Что находится вокруг?

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса.

Человек и время года –

Это все вокруг... (природа)


Природа - это особенный дом. Внутри неё всё очень тесно связано: животные с растениями, растения с растениями, животные с другими животными и все вместе с солнцем, землей, водой. Если нарушить эти связи, то они упадут, словно стены в нашем доме. Чтобы не случилось такое надо знать природу, изучать и охранять её. Все животные и растения в природе нуждаются в защите так, как загрязнена окружающая среда, вырублены леса, обезвожены реки, моря и озера.

- Кто же виноват в этом? Как помочь природе? Вот на эти вопросы попытаемся ответить.


3. Ситуация «В лесном царстве».

«В природном царстве жил-был Лесной царь. Жилось в его царстве всем очень хорошо. Но однажды напала Чернь на Природное царство, стало топтать шёлковую травушку, рубить зеленую дубравушку, разорять маленькие гнездышки, убивать пташек, бабочек и зверушек. Отправились все живые существа к Лесному царю просить спасти их от Черня свирепого, защитить их от его беззакония».

Вопрос классу: Как бы вы поступили на месте Лесного царя?

Ответы учащихся.

Конец сказки.


«Долго думал лесной царь над бедами своего народа. И решил издать закон при невыполнении, которого сам человек становится животным или растением, которое он мучил, и будет испытывать все ужасы своей деятельности».

Вывод. Из этой сказки мы видим, как мы относимся к природе.


4. Правила в природе. Игра “А если бы?...”

Я начину предложение, а вы закончите его.

-Если бы дрожащий зайка под кустиком умел говорить, он сказал бы…

-Если бы муравей, на которого вот-вот наступят, умел говорить, он сказал бы…

-.Если Бы рыбка из грязной лесной речки могла говорить, она сказала бы…


Учитель:

Дерево, трава, цветок и птица,
Не всегда умеют защититься.
Если, будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.


Учитель: Человек должен быть в лесу не хозяином, а гостем, приходить сюда с добром и не мешать лесным жителям.

Чтение и обсуждение рассказа В. Сухомлинского “Стыдно перед соловушкой


Оля и Лида пошли в лес. После трудной дороги сели на траву отдохнуть и пообедать.

Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда девочки закончили обед, недалеко от них запел соловей. Оля и Лида сидели, боялись пошевельнуться.

Соловей перестал петь.

Оля собрала остатки своей еды и обрывки бумаги и бросила под куст.

Лида же завернула в газету яичные скорлупки и положила кулёк в сумку.

- Зачем ты берёшь с собой мусор?- сказала Оля.- Брось под куст. Ведь мы в лесу. Никто не увидит.

- Стыдно… перед соловушкой,- ответила тихо Лида.


Соблюдают ли законы природы девочки из рассказа?

Кому стало стыдно перед соловушкой? Почему?

Учитель: Лес – это праздничный стол. А на нем ягоды, орехи и грибы. Мы пришли в гости к природе, надо хорошо знать, как себя вести в лесу, выполнять определенные правила поведения. Что же это за правила?

Дети:

- Не оставлять мусор в лесу.
- Не ломать ветки и деревья.
- Не разорять птичьи гнезда и муравейники.
- Не разжигать костры, беречь лес от пожара.

- Ребята, надо ли рвать цветы? (Ответы детей.)

Учитель:

- Многие растения становятся редкими из-за того, что люди рвут их, совсем не жалея. Срывая красивые цветки, мы лишаем их будущих плодов, разрываем цепь питания в природе. Сорванные растения быстро вянут. Лучше любоваться цветами в лесу.

- Сколько погибло бы растений, если каждый из 25 учеников нашего класса сорвал бы хотя бы по 1 цветку

Если я сорву цветок – стих.

(«Правила потерялись»- слайд)

А сейчас мы проверим, как вы, ребята, знаете правила поведения в лесу. Для этого поиграем с вами в игру «Если я приду в лесок». Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать, если я буду поступать хорошо, говорите "да" и хлопайте в ладоши, если плохо, то все вместе говорите "нет" и топайте ногами.

- Если я приду в лесок и сорву ромашку? (нет)

- Если съем я пирожок и выброшу бумажку? (нет)

- Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? (да)

- Если ветку подвяжу, колышек подставлю? (да)

- Если разведу костёр, а тушить не буду? (нет)

- Если сильно насорю и убрать забуду? (нет)

- Если мусор уберу, банку закопаю? (да)

- Я люблю свою природу, я ей помогаю! (да)

Вывод: В природе нет ничего лишнего. В ней все взаимосвязано.

Учитель: Вы знаете пословицы о лесе? (Дети рассказывают):

  • Лес кормит, лечит, укрывает и согревает.

  • Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади.

  • Кто лес любит – тот его не губит.

  • Лес богатство и краса, береги свои леса.

  • Враг природы тот, кто её не бережёт.

Поиграем в игру “Можно-нельзя” (дети отвечают хором).

  • Ломать деревья и ветки (нельзя)

  • Сажать больше деревьев (можно)

  • Ходить и топтать на лугах цветы (нельзя)

  • Ходить только по тропинкам (можно)

  • Рвать большие букеты цветов (нельзя)

  • Любоваться ими (можно)

  • Оставлять мусор в лесу (нельзя)

  • Собрать мусор в яму и закопать (можно)

  • Разжигать костры в лесу (нельзя)

  • Беречь лес от пожара (можно)

  • В лесу шуметь (нельзя)

Долг каждого ученика беречь и охранять природу – значить охранять Родину.

Сажать деревья и кустарники, выращивать цветы, охранять зеленые насаждения и соблюдать правила в природе. Какие же это правила, сейчас мы узнаем.

- Запрещено разводить костры в сухую погоду, при сильном ветре.

- Нельзя обламывать ветки деревьев и кустарников, не повреждайте их топорами и режущими предметами.

- Не повреждайте норы животных, гнезда птиц, муравейники. Не трогайте птичьи яйца и птенцов.

- Запрещен самовольный отлов птиц и животных.

- Нельзя загрязнять лес. Не оставляй после себя мусор в лесу.

5. О красной книге.

У растений и животных есть своя особая книга, которая называется «Красная книга». В нее занесены редкие растения и животные, которые на грани исчезновения. Поэтому:

- нельзя сливать в водоемы нефтепродукты.

- нельзя рвать дикорастущие лекарственные растения для гербария и букета.

- нельзя ловить насекомых для коллекций.

6. Работа над высказыванием.

«Рыбе – вода, птице – воздух,    здоровью - лес,  горы. А  человеку   нужна  Родина.  И   охранять  природу - значит  охранять Родину».                            

 

Сценка.

Мальчик.

Сейчас, дорогие друзья…

Девочка.

Стоп, стоп, стоп!!!!

Мальчик.

Почему ты меня останавливаешь?

Девочка.

Я останавливаю? Я помогаю

Мальчик

Хорошенькая помощь. Ни с того ни с сего кричит: «стоп, стоп, стоп!» я даже забыл. Что хотел сказать.

Девочка.

Зато я знаю: стоп – это.

Мальчик

Опять «Стоп!»

Девочка

Да, именно, «Стоп» ведь это название театра – сатирический театр охраны природы.

Мальчик

Ах, вон что! Оригинально. Но, по – моему. Напоминает Правила дорожного движения

Девочка

Увы, нарушителей Закона охраны природы гораздо больше, чем нарушителей на дорогах. Поэтому мы и назвали наш театр «Стоп»!

Стоп – расхитителям!

Стоп – браконьерам!

Сем, кто природу

Тратит без меры!

Мальчик.

Стоп – нерадивым,

Стоп – бюрократам!

Долг наш пред нею

Вырос стократно!....

Песня «Чунга – чанга».

1.Чугна – чанга, воздух весь в пыли!

Чунга – чанга, вот этим дышим мы!

Чунга – чанга, газы травят нас!

Чунга – чанга, зависит всё от нас!

Припев.

Чунга – чанга, чунга – чанга.

Жить в стране «легко и просто» - 2 раза

Чунга – чанга!

Наше счастье постоянно:

Жуй отходы, ешь нитраты, чунга – чанга!

Учитель.

Физминутка: В лесу.

Вверх руки подняли и покачали

Это деревья в лесу.

Низко присели, вниз посмотрели

Это жучок пьёт росу.

В стороны руки, плавно помашем.

Это к нам птицы летят,

Где они сядут, тоже покажем .

Сели все дружно назад.

Учитель: Посмотрите, нам в класс поступили жалобы от животных.

(читают дети).

Жалоба 1.

«Ох, и не любят же меня люди. Голос, видите ли, мой им не нравится и глаза, говорят, у меня не красивые. Считают, что я беду приношу. А так ли это? Если бы не я, пришлось бы некоторым сидеть без хлеба».

Учитель: Кто это? (Сова).

Сова с 1964г. находится под охраной государства. Одна сова уничтожает за лето 1000 мышей, которые способны уничтожить 1 тонну зерна.

Жалоба 2.

«Сама знаю, что не красавица. А, окажись, я рядом, многие шарахаются в сторону, а то еще и камнем бросят или ногой пнут. А за что? Польза от меня большая».

Это жаба. Одна жаба сохраняет от гусениц и червей целый огород. Если в доме завелись тараканы, принеси жабу – и они исчезнут.

Учитель: Помните, беречь нужно и тех животных, которые не внесены в Красную книгу. Это хорошо нам известные животные: белка, ёж, синица, дятел и т.д. их жизнь часто зависит от нас, нашего поведения в природе.

Учитель: Давайте вспомним экологические правила.


Частушки.

1. Воздух весь пропитан ядом,

Предприятия дымят,

Всё живое дышит смрадом-

Противогаз надеть велят!

2. Городская теплотрасса

В речку грязный сток даёт.

Каждый день и каждый час

Гибнет реченька у нас!

3. Раньше ели овощи,

Были очень рады.

А теперь нельзя их есть:

Говорят, нитраты!

4. Была речка чистая,

Чистая, лучистая.

Но построили завод,

И не стало чистых вод.

5.Набросали банки, склянки,

Даже бросили бревно.

И от этого завода

Стало всё грязным – грязно.

Тесты.
1.Виновниками экологических катастроф являются …

а) птицы
б) звери
в) люди

2.Книга, в которую занесены редкие и исчезающие животные, грибы, растения?
а) Книга рекордов Гиннеса
б) Красная книга
в) Зелёная книга

3.Заповедное место, где оберегаются редкие и ценные животные, растения?

а) заповедник
б) деревня
в) парк

4.Окружающая среда – это …
а) тепло, свет ,пища, воздух, вода
б) животные, растения
в) птицы, рыбы

5.Самые красивые насекомые, которые превращаются из гусеницы в прекрасное крылатое существо?

а) божья коровка
б) бабочка
в) жук


7. Заключение.

Берегите эти земли, эти воды

Даже малую былиночку любя

Берегите всех зверей внутри природы

Убивайте лишь зверей внутри себя!

Человек никогда не должен забывать, что и сам он часть природы. Только он поможет природе сохранить её леса, поля, реки. Земля не только планета, а наш дом родной, вот почему мы должны содержать в чистоте свою планету


8. Тренинг.
- А теперь, давайте скажем хором слова благодарности родной природе, солнцу, которое щедро дарит нам своё тепло; голубому небу, в неоглядную высь которого смотрим мы с замиранием сердца; цветам, которые делают нашу жизнь яркой и праздничной.

Хором: «Спасибо!»
- Мы просим нас простить за сорванную травинку, поломанный куст, покалеченное дерево.

Хором: «Простите!»



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!