СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок на тему: « Финансовая грамотность ».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок на тему: « Финансовая грамотность ».»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Левашинская СОШ








Открытый урок

на тему:

« Финансовая грамотность ».




Выполнила учитель по истории и обществознанию

Магомедова Патимат Багаутдиновна



2018г



Тема:  «Финансовая грамотность»








Цель урока: повышение финансовой грамотности учащихся, содействие формированию разумного финансового поведения, принятию обоснованных решений, проявления ответственного отношения к личным финансам.



Задачи урока:

информировать о проблеме кредитного долга в нашей стране;

- повышать осведомленность в сфере семейных финансов;

- развивать ответственность при обращении с финансами.

Тип урока: комбинированный урок.

Технологии: технология коммуникативного обучения, ИКТ, обучение в сотрудничестве, игровая технология, здоровьесберегающая технология.

Методы: беседа, методы развития творческих способностей и личностных качеств учащихся, игровой метод, метод контроля, метод постановки системы перспектив, метод выстраивания вокруг учебного материала игрового сюжета, метод создания ситуации совместных переживаний.

Средства обучения:

н аглядные: онлайн-тест http://вашифинансы.рф/, видео-урок по профориентации «Профессия - Фининсист» Центра онлайн-обучения Фоксфорд http://foxford.ru/events/239, презентация и конспект «Бюджет семьи и бережное потребление», предоставленные Министерством Финансов Российской Федерации в рамках Национальной программы повышения финансовой грамотности граждан.

раздаточный материал: карточки – домино по теме, таблицы и материалы для выполнения практического задания, наглядные пособия - подсказки;

технические: проектор, компьютер, экран.



Ход урока



  1. Н ачало урока.

- Организационный момент (1-2 мин)

Добрый день, ребята! Сегодня мы с вами продолжим готовиться к «Неделе финансовой грамотности» и будем не только смотреть и слушать, но и самостоятельно принимать решения, как взрослые. Но, для начала, нам надо разделиться на три группы и сесть за «круглые столы». Спасибо.



- Актуализация знаний (1-2 мин)

Давайте вспомним, о чём мы говорили на прошлых встречах.

Д: Мы узнали, чтобы что-то произвести, сначала нужно найти для этого средства. И о профессии финансиста, который знает, откуда взять деньги для предприятия и для начала производства продукции.

Д: Мы разобрались, как сохранить свои деньги при помощи банков. На какие условия надо обращать внимание. Как можно получить дополнительный доход.

\



II.Основная часть.



- Определение темы урока, постановка целей (2-3 мин)

Давайте подумаем, а вам уже можно принимать какие-нибудь финансовые решения? Какие операции с денежными средствами вы можете совершать? У вас есть карманные деньги? Откуда они берутся? Как вы их обычно тратите?

Д: (возможные ответы) Деньги дают родители, мы покупаем сок, конфеты.

У: Вот мы и подошли к теме нашего урока «Бюджет семьи». И мы сегодня узнаем, что не только родители могут зарабатывать деньги. Еще разберем, какие из трат надо осуществлять в первую очередь, а что может и подождать. И сравним, всегда ли поровну семья зарабатывает и тратит. (Метод постановки системы перспектив)

- Новый материал (просмотр презентации) (10 мин)

Комментарии к первой части презентации «Откуда берутся деньги».

Зарплата – основной источник доходов. В России человек, достигший 14-летнего возраста, уже может пойти работать. И за работу ему будут платить деньги, т. е. он будет получать зарплату.

Как думаете, одинаково будут получать уборщица и инженер? (Нет) Конечно, они будут получать разную зарплату. Это объясняется разными причинами.

Все зависит от того, сколько часов в день этот человек будет работать (и соответственно, сколько успеет сделать работы, за которую платят деньги). В России по закону люди моложе 18 лет не могут работать полный рабочий день, т. е. 8 часов. Понятно, что, работая меньше взрослых, они и зарабатывать так же, как взрослые, не смогут.

А вот после 18 лет уже можно работать полный рабочий день и зарабатывать больше. Кроме того, взрослые люди, желающие увеличить свои доходы, могут работать и более 8 часов. Такую работу называют сверхурочной. И она оплачивается дороже обычной.

Величина зарплаты работника зависит от его образования, опыта и сложности работы, которую он способен выполнять. За работу, требующую особых знаний и умений, наниматели будут готовы заплатить больше, чем за работу простую, не требующую высокой квалификации, которую может сделать любой мало-мальски здоровый человек.

Например, в Воронеже за работу дворника, не требующую особых знаний и умений, за неполный рабочий день в месяц платят 11 тыс. рублей плюс некоторое дополнительное вознаграждение (премию), если свои обязанности дворник будет выполнять с особым старанием.

Но уже человеку, получившему подготовку программиста, т. е. знающему специальные языки, на которых пишутся программы для компьютера, предлагают работу с оплатой примерно 24 тыс. рублей в месяц.

Более высокую заработную плату получают те, кто имеет больше знаний и способен выполнять более сложную работу. Вот почему так важно получить профессиональное образование после окончания школы.

Уровень оплаты труда зависит и от того, в каком районе Российской Федерации человек трудится. В разных районах за одинаковую по квалификации и качеству работу ему могут платить по-разному.

В зависимости от сочетания трёх перечисленных выше обстоятельств месячный заработок взрослого человека в России может различаться в 10 и более раз (от 4—6 тыс. рублей в месяц до 40—60 тыс. рублей в месяц и больше).

Но зарплата родителей не единственный источник доходов, хотя и самый распространенный. Какие еще есть источники доходов в нашей стране.

Следующий источник – это социальные выплаты. В жизни любого человека может случиться так, что он временно или постоянно не сможет работать из-за болезни или отсутствия работы. Тут государство может прийти на помощь и поддержать такого человека социальным пособием. Например, пособие по уходу за ребенком, пособие безработным и другие.

Третий источник — доходы от владения собственностью. Самые большие доходы получают люди, обладающие чем-то особо ценным для окружающих: талантом или собственностью, за использование которой можно брать плату. Собственность — это различное имущество или права на произведения искусства, за использование которых владельцы (их называют собственники) вправе требовать платы. Обрести такой источник доходов довольно трудно, и на это обычно уходит много лет, хотя бывают и исключения. Например, вам может достаться хорошее наследство.

Такой собственностью может быть и большой бизнес, который вырос из маленького и превратил своих владельцев в миллионеров. Например, известный Марк Цукерберг, основатель соц.сети «Facebook» очень быстро стал богатым. Как и его русский последователь Павел Дуров, основавший «Вконтакте».

Четвёртый источник — заёмные средства. Это средства, взятые в долг у знакомых или в банке в виде кредита. Этот вариант позволяет, конечно, решить неотложные задачи, возникшие у человека, которому временно на эти цели не хватает собственных средств. Например, необходимо сделать ремонт или купить холодильник вместо сломавшегося. В этом случае человек может пойти в банк и попросить кредит. Однако за пользование заёмными или полученными в долг деньгами придётся заплатить, т. е. вернуть больше, чем было одолжено. Поэтому этим источником дохода надо пользоваться очень аккуратно.

Таким образом, чем больше у семьи таких источников дохода и чем сами доходы выше, тем комфортабельнее такая семья может жить.

Комментарии ко второй части презентации «Куда уходят деньги».

Представим, что у нас есть обычная семья, в которой есть мама, папа, бабушка, ребенок вашего возраста и годовалый ребенок.

Папа в этой семье получает зарплату в 32.000. Бабушка получает пенсию 8 тыс., и ещё 18 тыс. ей платят за квартиру, которую она сдаёт. На маленького ребенка маме дают детское пособие в 11 тыс. рублей. Итого 72 тыс. рублей. Как думаете, это много?А вот сейчас мы проверим, да или нет.

Помимо доходов у каждой семьи есть и расходы, то, на что тратятся деньги. Начнём с главных расходов. Первым делом отложим деньги на еду. Без неё никак нельзя обойтись, и на это у нашей семьи в месяц уходит примерно 35 тыс. – почти половина всех денег.

Теперь нам надо вычесть то, что мы каждый месяц платим за квартиру, воду, свет, газ, телефон. Это12 тыс. рублей на то, чтобы нам не выключили свет и на улицу не выселили.

Теперь, чтобы ездить на работу и в школу членам семьи нужно выделить еще 4.000 руб.

В жизни случается всякое, и от болезни никто не застрахован. Поэтому еще 3.000 откладываем на лечение и лекарства.

И это еще не все. Во многих семьях такие нужные вещи, как телевизор, стиральная машина, компьютер куплены в кредит в банке, т. е. в долг. И каждый месяц в среднем отдается банку 6 тысяч руб.

Ребята, а вы ходите на какие-нибудь дополнительные занятия. Но эти занятия тоже стоят денег. В среднем на это уходит около 2-х тысяч в месяц.

А теперь вам и вашим родителям нужна новая одежда и обувь.

Не будем забывать, что у нас еще остались расходы на зубную пасту, мыло, стиральный порошок.

А вы ходите с родителями в кафе или кино? Траты на это идут тоже из оставшихся денег. А еще из этих же денег покупаются подарки на праздники и дни рождения.

Вот так мы с вами, ребята, расписали расходы и доходы среднестатистической семьи. Как думаете, эта семья бедная?

Эта семья не бедная, но и не богатая тоже, потому что из расчетов они не испытывают недостатка в чем-то важном и могут оплатить различные расходы.

Все расходы людей делятся на обязательные, желательные и неразумные.

Обязательные расходы, которые мы будем обозначать зеленым цветом — это те, без которых обойтись просто невозможно. Нельзя не тратить денег на покупку продуктов питания — без еды человек жить не может. Нельзя не платить за газ, свет и воду, иначе их отключат, и придётся сидеть в тёмной комнате со свечой, а воду таскать из реки или ручья. И наконец, если не платить за квартиру, то на тебя подадут в суд те организации, которые отвечают за обслуживание дома. А тогда возможны два варианта событий:

— если квартира, в которой вы живёте, не ваша собственность, то вас из неё просто выселят;

— а если квартира собственная, т. е. ты её когда-то получил в собственность от государства или купил на свои деньги, то суд наложит арест на твоё имущество и зарплату. Это значит, что из неё будут принудительно вычитать деньги в уплату долгов, а на руки выдавать только то, что останется.

Немного сократить семейные расходы можно только за счёт желательных покупок - которые мы будем обозначать желтым цветом. Так называют расходы на те товары или услуги, без которых вообще-то прожить можно. Например, можно обойтись без сотовой связи, Интернета, походов в кино, украшений и косметики для девочек и т. д.

Но тогда жизнь потеряет много привлекательного и покажется совсем унылой. Недаром существует шутка, что человек может прожить без необходимого, но не может без лишнего!

Когда денег не хватает, надо найти в себе силы отказаться от необязательных покупок, иначе нечем будет платить за действительно необходимое. А этого, как мы только что обсудили, допускать никак нельзя.

Ну а главный враг семейного благосостояния — расходы лишние, которые мы будем обозначать красным цветом. Это то, без чего можно легко обойтись, но что так активно призывают купить различные рекламные объявления по телевидению, радио и в Интернете. И устоять перед такой рекламой многие не могут. А вам такая реклама совершенно лишних товаров попадалась?

Комментарии к третьей части «Семейный бюджет».

Ребята, мы выяснили с вами, откуда берутся деньги в вашей семье, выяснили и то, на что они тратятся. А все доходы и расходы семьи за месяц и есть семейный бюджет.

При ведении домашнего хозяйства важно приучиться всё время сверять, сколько и на что потрачено денег и сколько ещё можно в этом месяце потратить.

Чтобы было проще сверять, сколько и на что потрачено денег и сколько ещё можно в этом месяце потратить, можно, например, раскладывать доходы семьи по конвертикам, на которых будут написаны расходы, как вы можете увидеть на слайде. Отдельный конверт для питания, коммуналки, кредиты. Или можно вести вот такую таблицу семейного бюджета с доходами и расходами за месяц (на слайде).

При составлении этой таблицы важно помнить два простых правила:

1) серьёзно обдумать и обсудить с другими членами семьи, сколько реально придётся потратить на те или иные семейные нужды в следующем месяце;

2) составлять бюджет так, чтобы намечаемые расходы были равны ожидаемым доходам, а лучше — меньше. Тогда у нас появится запас.

Первое, конечно, удаётся не сразу. Но если записывать свои расходы из месяца в месяц, то со временем можно достаточно точно представлять, сколько придётся потратить на те же цели в следующем месяце. И ваши записи предстоящих расходов будут совпадать с реальными тратами. И тогда уже не деньги будут править вашей жизнью, а вы — деньгами!

Особенно вы в этом преуспеете, если научитесь выполнять и второе правило — намечать и реально осуществлять расходы на сумму, не превышающую фактических доходов в следующем месяце. Вообще-то именно это умение и убережёт вас в жизни от постоянной нехватки денег и долговой ямы. А если человек или семья будут всё время тратить больше, чем получают, и влезать в долги, то добром это точно не кончится. Отдавать взятые в долг деньги приходится обычно с процентами, т. е. платой за временное пользование ими, и свести концы с концами становится всё труднее. В России недаром есть полушутливая поговорка про одалживание денег: «Берёшь чужие и на время, а от даёшь свои и навсегда».

Вот почему путь к благополучию, зажиточности и, возможно, богатству всегда предполагает овладение двумя важнейшими умениями:

1) тратить денег меньше, чем зарабатываешь, т. е. держать под контролем свой бюджет;

2) находить законные способы увеличения своих регулярных доходов.

(Беседа)



- Разрядка для глаз и физкультминутка (Игра) (2-3 мин)

Мы назвали разные профессии. Представим, что мы – капитаны корабля. Встали на капитанский мостик. Смотрим вдаль, за горизонт. Слева увидели дельфинов. Они медленно плывут направо. Следим глазами. Увидели справа чайку, она медленно летит влево. Следим глазками. Чайка приближается, спускается и садится перед нами на палубу. Молодцы. А теперь повторите за мной движения и отгадайте, что это за профессия (футболист). Миша, правильно. Теперь ты покажи профессию, а мы повторим движения и попробуем отгадать (летчик, пловец, учитель….)

- Закрепление полученных знаний (Игра) (5 минут)

Спасибо, все садитесь за «круглые столы». Поиграем в домино. За каждым столом – две команды, в команде можно совещаться, но ходят по очереди все игроки. Раздавайте фишки, каждой команде по 14 фишек. Вы должны стыковать названия статей расходов, или названия статей доходов. Или просто картинки, относящиеся к желательным тратам. На доске я вам оставляю подсказки. Выигрывает та команда, которая первой избавится от своих фишек. (Метод выстраивания вокруг учебного материала игрового сюжета)

  • Повышение социо-культурной компетенции учащихся (10 мин)

Молодцы, за каждым столом у нас есть победитель. Но главное, что теперь вы вместе готовы к самостоятельному принятию решений, потому, что сейчас у вас появляется возможность самим спланировать бюджет семьи. У нас есть три разные семьи, с разным уровнем дохода. Вам нужно решить, сколько человек будет в вашей семье, но не меньше двух. Какие у семьи источники доходов, какие расходы. Обязательное условие, что семья должна иметь хотя бы небольшие средства на развлечения. Вы же знаете, что без положительных эмоций человек существовать не может. И, самое главное, мы не будем брать кредиты и загонять наши семьи в долговую яму. Советую сначала заполнить круговые диаграммы доходов и расходов, раскрасить их в зависимости от приоритетов, а потом тщательно сосчитать деньги, не забудьте сделать проверку вычислений. (Метод создания ситуации совместных переживаний)

I II.Заключительная часть.



  • Итоги урока, рефлексия (5 мин)

Итак, бюджеты готовы. Молодцы, вы справились. Расчеты верные. Ивановы идут в кино, Петровы - на бесплатный городской праздник, Сидоровы едут в Сочи. Кредиты никто не брал.

У: Ребята, что вам больше всего запомнилось? Какие новые понятия вы узнали?

Д: Доходы от собственности, нецелевое расходование

У: Давайте вспомним русские пословицы, которые выражают мудрость нашего народа и помогут нам подытожить наш урок.

Д: Берёшь чужие и на время, а отдаешь свои и навсегда. Деньги – хороший слуга, но плохой хозяин. Не деньги правят человеком, а человек – деньгами. Долг платежом красен. Копейка рубль бережет. Чем богаты, тем и рады. Не в деньгах счастье. Береги хлеб для еды, а деньги для беды. Деньги счёт любят. Был бы ум, будет и рубль, а нет ума, не будет и рубля.



- Домашнее задание (1-2 мин)

Обсудите с родителями покупку для вас новой вещи из разряда желательных. Не выпрашивайте, аргументируйте, предложите варианты дополнительных доходов семейного бюджета или сокращения расходов. Будьте готовы рассказать о своих успехах классу.



- Резерв (5 мин)

Играем в крестики-нолики. Чтобы поставить крестик, назовите одну из статей дохода семьи, чтобы поставить нолик, назовите одну из статей расходов семьи. Если команда затрудняется с ответом или её ответ неправильный, то ход переходит к противнику.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!