Открытый урок
Тема: Листья и их значение. Листопад.
Предмет: познание мира
Тема: Листья и их значение. Листопад.
Цель урока: углубить и расширить знания учащихся о значении листьев
Задачи:
- образовательная - познакомить с разнообразием форм листьев у растений, показать роль листьев в жизни растений и человека;
- развивающая – развивать наблюдательность, внимание, навыки устной речи, логическое мышление, воображение, творческую активность, чувство коллективизма и взаимопомощи;
- воспитательная – воспитывать бережное отношение к природе, экологическую культуру, эстетический вкус.
Базовые знания: лист, его функции, разнообразие форм листьев растений.
Опорные знания: знания учащихся о растениях, его частях растений, ежедневные наблюдения за природой.
Тип урока - сообщение новых знаний.
Методы: практический, наглядный, частично- поисковый.
Оборудование: компьютер, у каждого ученика: белая гуашь, кисточка, лист бумаги синего цвета, 3 салфетки, гербарий листьев, тест, учебники «Познание мира»; листья.
Ход урока
1.Организационный момент
Психологический настрой
Я рада видеть каждого из вас
И пусть в окно зима прохладой дышит,
Нам будет здесь уютно и тепло
Ведь весь наш класс
Друг друга любит, чувствует и слышит.
Организуют свою работу
2.Проверка дом.задания
2-3 мин.
«Мозговой штурм»
Если вы согласны с утверждением, то поднимите зеленый листок, а если не согласны - красный лист.
1. Растение – это не живой организм? (к)
2. Корень – это подземный орган растения? (з)
3. Растения питаются с помощью корня?(з)
4. Стебель нужен растению, чтобы держаться на ветру?(к)
5. Ствол – это стебель дерева?(з)
6. Наземный орган растения - это стебель и листья.(з)
А сейчас давайте вместе распределим группы по органам растения.
- Какие органы растения мы знаем?
1) корень
2) стебель
3) лист
4) плод ( семена)
Введение в тему урока
-Я загадаю вам загадку, а вы должны ее отгадать.
Растут- зеленеют,
Упадут – пожелтеют,
Полежат- почернеют. (Листья)
-Молодцы! Верно ! Так давайте назовем тему нашего урока.
-Какую цель вы ставите себе сегодня на уроке?
3. Работа над новой темой. Чтение текста в учебнике.
Работа по вопросам.
- Обратите внимание на размеры и формы листьев? Какие они?
Как вы думаете, для чего нужны листья? (растение ими дышит)
Какую функцию они выполняют? (они поглощают углекислый газ и выделяют кислород; листья испаряют лишнюю влагу, и растение не перегревается)
Учитель подводит итог:
Бывают листья разные по размеру и форме. Есть листья-хищники, это мухоловка. Своими хищными и чуткими листьями она манит насекомых в свой капкан, поедая мелких насекомых. Будьте осторожны, если повстречаете такую хищницу.
Учатся сравнивать, делать выводы
Работа с листьями гербария.
4 мин.
Игра « Угадай, чьи детки с какой ветки?»
-Вам нужно отгадать по форме листьев, с какого они дерева. Давайте поможем найти деревьям своих деток.
-Рассмотрите гербарии растений. Выберите среди растений те, которые вы встречали на нашем школьном дворе.
Вы теперь знаете, что деревья и кустарники бывают лиственные и хвойные. У лиственных растений листья в виде пластинок, а у хвойных - в виде иголок (хвоинок). Раньше всех теряют листья липа, берёза, осина. А ель и сосна стоят зелёные. Хвоинкам морозы не страшны. Каждая хвоинка покрыта восковым налётом.
Ученики зачитывают дополнительную информацию о листьях «А знаете ли вы?»
-Так почему же опадают листья? Сейчас мы с вами просмотрим мультфильм.
Обсуждение мультфильма. Работа по вопросам.
4. Физминутка «Ветер дует нам в лицо»
5. « Спор органов растения»
Корень: Я - корень! Всех сильнее и очень важен. Без меня растению не жить, кто с этим будет спорить? Водою я снабжаю всех, и удержаться в почве без меня никто не сможет.
Стебель: Нет, главный- я! Кто без меня даст листьям воду, доставит к свету их и запасти поможет в клубнях пищу людям?
Лист: Нет, я – самый главный! Я украшение любого растения. Я поглощаю углекислый газ и выделяю кислород. Без меня нет жизни!
Учитель: Как вы думаете, ребята, что важнее из всех? Сейчас мы узнаем.
На доске изображено дерево, 1 человек с каждого ряда подходит и снимает лист дерева с заданием.
1 задание по рядам:
1 ряд - корень
2 ряд - стебель
3ряд - лист
Работа по рядам:
Ответьте на вопросы:
- Что такое корень? Стебель?
- Зачем нужен стебель? Корень? Листья? Семена?
Каждый ряд обсуждает внутри и потом делится своим ответом всем классом.
Делают обобщение. Все органы растения важны, т.к без них не было бы растений.
1): Какие растения называются хвойными?
2) Какую пользу приносят листья людям?
3) Почему комнатные растения протирают или опрыскивают водой?
4) Когда начинается листопад?
- Какое хвойное растение является листопадным?
- Почему растениям нужен дождь?
- Что такое листопад?
- Под воздействием чего вырабатывается хлорофилл?
5 мин
3 задание.
6. Тест « Плюс-минус».
Если вы согласны с утверждением ставите +, не согласны -.
1.Растениям не нужен свет
-
2. Растениям нужны свет, тепло и воздух и вода.
+
3.Лист испаряет лишнюю влагу.
+
4.Хвойные деревья всегда зеленые.
+
5.Лист не поглощает углекислый газ и не выделяет кислород.
-
После теста проверить и сказать результаты.
Поднимите зеленый лист, если у вас нет ошибок.
Поднимите желтый лист, если у вас 1 ошибка
Поднимите красный лист, если у вас 2-3 ошибки.
Приходят к выводу
7. Закрепление материала.
5 мин.
Составить Синквейн « Лист»
Что?-1 слово Лист
Какие?-2 слова желтые, зеленые
Что делают?-3 слова растет, дышит, очищает
Предложение -1 Участвует в синтезе.
На что похожа? Растение
8.Домашнее задание.
А сейчас я предлагаю вам превратиться в юных художников. Свои впечатления мы изобразим на бумаге ! Для своего рисунка мы используем листья из гербария. А работу выполним в технике монотипия. Вспомним, что это такое?
Монотипия ( греч. слово) – это вид графики. С рисунка можно сделать только один отпечаток. Как вы думаете, почему мы взяли белую гуашь? За окном зима– деревья уже в снегу. Наш чудо – лес тоже будет белый.
9.Показ
У каждого на парте по 3 салфетки. На цветную кладём сухой лист из гербария, наносим кисточкой белую гуашь (не забываем кисть смачивать в воде). Раскрашенный листик кладём на синий альбомный лист, прижимаем салфеткой. Аккуратно убираем сухой листок. У нас получился отпечаток. Берём следующий лист из гербария и всё повторяем. Так делаем 3-4 отпечатка. Получились « чудо – листья» На что похоже? На деревья, ёлочки – на лес. Тонкой кистью можно подрисовать стволы, веточки, сугробы.
10. Самостоятельная работа.
11. Выставка работ.
Получился у нас « чудо – лес»? Покажем нашим гостям.
12.Итог урока.
С какой частью растений мы сегодня познакомились? Что интересного вы узнали про листья? Что запомнилось больше всего?
13.Сообщение оценок. Домашнее задание.
14.Рефлексия.
У каждого из вас на парте лежит листочек, вам нужно будет раскрасить этот листочек зеленым цветом- если вам урок понравился и было легко работать на уроке, желтым цветом – если были трудности, но вы с ними справились, красным- вам было очень тяжело работать на уроке.
Всем спасибо, до свидания!