СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 20.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок на тему: "Листья и их значение. Листопад. "

Нажмите, чтобы узнать подробности

Углубить и расширить знания учащихся о значении листьев.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок на тему: "Листья и их значение. Листопад. "»








Открытый урок


Тема: Листья и их значение. Листопад.









Предмет: познание мира

Тема: Листья и их значение. Листопад.

Цель урока: углубить и расширить знания учащихся о значении листьев


Задачи:

- образовательная - познакомить с разнообразием форм листьев у растений, показать роль листьев в жизни растений и человека;

- развивающая – развивать наблюдательность, внимание, навыки устной речи, логическое мышление, воображение, творческую активность, чувство коллективизма и взаимопомощи;

- воспитательная – воспитывать бережное отношение к природе, экологическую культуру, эстетический вкус.


Базовые знания: лист, его функции, разнообразие форм листьев растений.


Опорные знания: знания учащихся о растениях, его частях растений, ежедневные наблюдения за природой.


Тип урока - сообщение новых знаний.


Методы: практический, наглядный, частично- поисковый.


Оборудование: компьютер, у каждого ученика: белая гуашь, кисточка, лист бумаги синего цвета, 3 салфетки, гербарий листьев, тест, учебники «Познание мира»; листья.


Ход урока

1.Организационный момент


Психологический настрой


Я рада видеть каждого из вас

И пусть в окно зима прохладой дышит,

Нам будет здесь уютно и тепло

Ведь весь наш класс

Друг друга любит, чувствует и слышит.


Организуют свою работу


2.Проверка дом.задания


2-3 мин.

«Мозговой штурм»


Если вы согласны с утверждением, то поднимите зеленый листок, а если не согласны - красный лист.



1. Растение – это не живой организм? (к)


2. Корень – это подземный орган растения? (з)


3. Растения питаются с помощью корня?(з)


4. Стебель нужен растению, чтобы держаться на ветру?(к)


5. Ствол – это стебель дерева?(з)


6. Наземный орган растения - это стебель и листья.(з)

А сейчас давайте вместе распределим группы по органам растения.


- Какие органы растения мы знаем?


1) корень


2) стебель


3) лист


4) плод ( семена)


Введение в тему урока

-Я загадаю вам загадку, а вы должны ее отгадать.


Растут- зеленеют,

Упадут – пожелтеют,

Полежат- почернеют. (Листья)


-Молодцы! Верно ! Так давайте назовем тему нашего урока.


-Какую цель вы ставите себе сегодня на уроке?


3. Работа над новой темой. Чтение текста в учебнике.

Работа по вопросам.


- Обратите внимание на размеры и формы листьев? Какие они?


Как вы думаете, для чего нужны листья? (растение ими дышит)


Какую функцию они выполняют? (они поглощают углекислый газ и выделяют кислород; листья испаряют лишнюю влагу, и растение не перегревается)


Учитель подводит итог:


Бывают листья разные по размеру и форме. Есть листья-хищники, это мухоловка. Своими хищными и чуткими листьями она манит насекомых в свой капкан, поедая мелких насекомых. Будьте осторожны, если повстречаете такую хищницу.


Учатся сравнивать, делать выводы


Работа с листьями гербария.


4 мин.

Игра « Угадай, чьи детки с какой ветки?»


-Вам нужно отгадать по форме листьев, с какого они дерева. Давайте поможем найти деревьям своих деток.

-Рассмотрите гербарии растений. Выберите среди растений те, которые вы встречали на нашем школьном дворе.


Вы теперь знаете, что деревья и кустарники бывают лиственные и хвойные. У лиственных растений листья в виде пластинок, а у хвойных - в виде иголок (хвоинок). Раньше всех теряют листья липа, берёза, осина. А ель и сосна стоят зелёные. Хвоинкам морозы не страшны. Каждая хвоинка покрыта восковым налётом.

Ученики зачитывают дополнительную информацию о листьях «А знаете ли вы?»


-Так почему же опадают листья? Сейчас мы с вами просмотрим мультфильм.

Обсуждение мультфильма. Работа по вопросам.

4. Физминутка «Ветер дует нам в лицо»

5. « Спор органов растения»


Корень: Я - корень! Всех сильнее и очень важен. Без меня растению не жить, кто с этим будет спорить? Водою я снабжаю всех, и удержаться в почве без меня никто не сможет.


Стебель: Нет, главный- я! Кто без меня даст листьям воду, доставит к свету их и запасти поможет в клубнях пищу людям?


Лист: Нет, я – самый главный! Я украшение любого растения. Я поглощаю углекислый газ и выделяю кислород. Без меня нет жизни!



Учитель: Как вы думаете, ребята, что важнее из всех? Сейчас мы узнаем.

На доске изображено дерево, 1 человек с каждого ряда подходит и снимает лист дерева с заданием.


1 задание по рядам:


1 ряд - корень


2 ряд - стебель


3ряд - лист



Работа по рядам:


Ответьте на вопросы:


- Что такое корень? Стебель?


- Зачем нужен стебель? Корень? Листья? Семена?


Каждый ряд обсуждает внутри и потом делится своим ответом всем классом.


Делают обобщение. Все органы растения важны, т.к без них не было бы растений.


1): Какие растения называются хвойными?


2) Какую пользу приносят листья людям?


3) Почему комнатные растения протирают или опрыскивают водой?


4) Когда начинается листопад?



- Какое хвойное растение является листопадным?


- Почему растениям нужен дождь?


- Что такое листопад?


- Под воздействием чего вырабатывается хлорофилл?

5 мин

3 задание.


6. Тест « Плюс-минус».


Если вы согласны с утверждением ставите +, не согласны -.

1.Растениям не нужен свет

-


2. Растениям нужны свет, тепло и воздух и вода.

+


3.Лист испаряет лишнюю влагу.

+


4.Хвойные деревья всегда зеленые.

+


5.Лист не поглощает углекислый газ и не выделяет кислород.

-



После теста проверить и сказать результаты.


Поднимите зеленый лист, если у вас нет ошибок.


Поднимите желтый лист, если у вас 1 ошибка


Поднимите красный лист, если у вас 2-3 ошибки.


Приходят к выводу


7. Закрепление материала.


5 мин.

Составить Синквейн « Лист»


Что?-1 слово Лист


Какие?-2 слова желтые, зеленые


Что делают?-3 слова растет, дышит, очищает


Предложение -1 Участвует в синтезе.


На что похожа? Растение


8.Домашнее задание.


А сейчас я предлагаю вам превратиться в юных художников. Свои впечатления мы изобразим на бумаге ! Для своего рисунка мы используем листья из гербария. А работу выполним в технике монотипия. Вспомним, что это такое?


Монотипия ( греч. слово) – это вид графики. С рисунка можно сделать только один отпечаток. Как вы думаете, почему мы взяли белую гуашь? За окном зима– деревья уже в снегу. Наш чудо – лес тоже будет белый.


9.Показ


У каждого на парте по 3 салфетки. На цветную кладём сухой лист из гербария, наносим кисточкой белую гуашь (не забываем кисть смачивать в воде). Раскрашенный листик кладём на синий альбомный лист, прижимаем салфеткой. Аккуратно убираем сухой листок. У нас получился отпечаток. Берём следующий лист из гербария и всё повторяем. Так делаем 3-4 отпечатка. Получились « чудо – листья» На что похоже? На деревья, ёлочки – на лес. Тонкой кистью можно подрисовать стволы, веточки, сугробы.


10. Самостоятельная работа.


11. Выставка работ.


Получился у нас « чудо – лес»? Покажем нашим гостям.

12.Итог урока.


С какой частью растений мы сегодня познакомились? Что интересного вы узнали про листья? Что запомнилось больше всего?


13.Сообщение оценок. Домашнее задание.




14.Рефлексия.

У каждого из вас на парте лежит листочек, вам нужно будет раскрасить этот листочек зеленым цветом- если вам урок понравился и было легко работать на уроке, желтым цветом – если были трудности, но вы с ними справились, красным- вам было очень тяжело работать на уроке.

Всем спасибо, до свидания!


























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!