СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок на тему: "Общая характеристика типа Кольчатые черви" 7 класс. Самоанализ урока.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок на тему: "Общая характеристика типа Кольчатые черви"

Просмотр содержимого документа
«³žT‚³³T€T‹T‚T‹³³_TƒT€³-³³_³š³-³¿TŒT‡³-T‚T‹³³_T‡³³T€³-³¿_2018_12_20_10_15_59_893»

МБОУ Павловская СШ












Открытый урок на тему:


«Общая характеристика типа Кольчатые черви»


7 класс

Самоанализ урока















Выполнил учитель: Антипов Михаил Александрович







Технологическая карта открытого  урока по биологии

Учитель биологии- химии Антипов Михаил Александрович

Класс 7

Урок № 37

Учебник В. Б. Захаров, Н.И. Сонин.

Тема урока: «Общая характеристика типа Кольчатые черви»


Нет сомнения, что вряд ли есть еще другие животные,
которые сыграли бы столь важную роль в истории мира,
как эти низкоорганизованные существа.
Дарвин Ч.(1881)

Цель урока: рассмотреть внутреннюю организацию кольчатых червей, более сложную, чем у плоских и круглых червей. Отметить появление наружных паразитов (пиявок), охарактеризовать важную роль дождевых червей в процессах почвообразования. Закрепить умение проводить сравнение.

Задачи:

Образовательные:

Дать представление о многообразной и роли Кольчатых червей в природе и жизни человека, о значении Кольчатых червей.

Развивающие:

развивать логическое мышление ,познавательный интерес, умение анализировать, делать выводы и аргументировано отвечать на поставленные вопросы; умение высказывать собственное мнение и его обосновывать.

Воспитательные:

воспитание коммуникативных качеств, навыков взаимопомощи.


Планируемые  результаты учебного занятия:

Предметные:  

-сформировать представления учащихся об особенностях организации кольчатых червей как наиболее эволюционно продвинутой группы животных по сравнению с плоскими и круглыми червями, их происхождении от примитивных плоских червей;

- выяснить роль кольчатых червей в природных сообществах.

Метапредметные:

-продолжить формирование умений узнавать изученных животных, сравнивать их, делать выводы, работать с таблицами, рисунками, выполнять лабораторную работу по инструкции, наблюдать, решать проблемные вопросы.

регулятивные: - самостоятельно  определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели;

- участвовать в коллективном обсуждении проблемы, высказывать свое мнение;

- самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;

коммуникативные: 

- слушать товарища и обосновывать свое мнение;

- выражать свои мысли и идеи.


Личностные:  

- проявлять интерес к новому содержанию;

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

- оценивать собственный труд.

Формирование УУД:


Познавательные УУД

Продолжить формирование умения находить  отличия, работать с учебником, информационными текстами и таблицами, преобразовывать информацию из одного вида в другую.  

Коммуникативные УУД

  1. Продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение.

  2. Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи.

Регулятивные УУД        

  1. Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.

  2. Продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.

  3. Продолжить формирование навыков самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.

  4. Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки.

Личностные УУД

  1. Создание условий к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.

  2. Проявлять интерес к новому содержанию

  3.  Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом

Тип урока: комбинированный.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная и групповая.

Оборудование: Учебник биология В.Б.Захарова, Н.И. Сонина. таблица по теме: «Строение  дождевого  червя», влажный препарат дождевого червя, дождевой червь, лупы.

Применяемые технологии: классно-урочная деятельность, интерактивные

Ход урока:


Этап 1. Организационный этап

Приветствие учащихся. Проверяет готовность обучающихся к уроку. Создает эмоциональный настрой на урок.

Этап 2. Актуализация знаний:


. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Открываем свои тетради, записываем в них число и тему урока.
- Что бы начать наш с вами урок, для начала нужно определить тему урока:


«Общая характеристика типа Кольчатые черви»


Давайте вспомним, с какими живыми организмами вы познакомились на прошлом уроке. Тип Круглые черви- правильно, а теперь ответим на вопросы прошлого урока.


Фронтальный опрос.

1. Охарактеризовать жизненный цикл аскариды и меры профилактики аскаридоза.

2. Каково разнообразие круглых червей?

3. Что можно считать простейшим головным мозгом у круглых червей? (Нервная система представлена окологлоточным нервным кольцом, лежащим вокруг передней части пищевода. От окологлоточного кольца отходят несколько стволов, наиболее мощные брюшной и спинной. Стволы соединяются многочисленными перемычками.)

4.Привести примеры многообразия паразитических червей.

5. Какой учёный изучал и разработал меры борьбы с паразитическими червями.

Этап 3. Открытие новых знаний

Форма работы: групповая



Этап 3 Изучение нового материала

Начать объяснение нового материала можно с происхождения кольчатых червей и их классификацией

К типу Кольчатые черви относятся классы Многощетинковые (Полихеты) и Малощетинковые (Олигохеты) черви и Пиявки.

Систематика дождевого червя:

Тип Кольчатые черви - Annelida

Подтип Поясковые - Clitellata

Класс Малощетинковые – Oligochaeta

Отряд Высшие олигохеты – Lumbricomorpha

Семейство Люмбрициды - Lumbricidae

ВидДождевой червь – Lumbricus terrestris

Эта группа животных произошла от древних свободноживущих плоских червей, с которыми их сближает сходство покрытых ресничками личинок.

Далее следует рассмотреть прогрессивные черты строения кольчатых червей, такие как: подвижные параподии (прообразы парных конечностей), вторичная полость тела, замкнутая кровеносная система, усложнение нервной, дыхательной (наличие кожных жабр), пищеварительной и выделительной систем. Отметить сегментацию внешнего и внутреннего строения, появление нервных узлов, формирование головного отдела у многощетинковых червей.

Впервые учитель может рассказать об особенностях строения и образа жизни наружных (временных) паразитов – кровососущих пиявок. Следует отметить наличие в их слюне гирудина, вещества препятствующего свертыванию крови; эта адаптация свойственна всем кровососущим животным, вплоть до летучих мышей – вампиров, живущих в Южной Америке (в других регионах мира, в том числе в России, они не встречаются).

Представители класса Малощетинковых – дождевые черви исключительно полезны, они повышают плодородие почвы.

Дополнение. Одним из первых ученых, обративших внимание на полезную почвообразовательную деятельность дождевых червей, был Чарлз Дарвин, опубликовавший на эту тему специальную статью.

Деликатес для папуасов Новой Гвинеи – тихоокеанские многощетинковые черви палоло. В период размножения их задние части разрастаются в мешки, набитые яйцами или спермиями, которые затем отрываются, одновременно (в зависимости от фазы луны) всплывают к поверхности океана и лопаются, обеспечивая оплодотворение. Многие миллионы набитых «икрой» червей привлекают местных рыбаков, собирающих в эти дни (об их наступлении аборигены хорошо знают) богатый урожай «даров моря».

Этап 4 Закрепление: Выполнить лабораторную работу

Форма работы групповая

Лабораторная работа №16

«Внешнее строение дождевого червя»

Цель: Изучить внешнее строение дождевого червя

Оборудование: Ванночка, лист бумаги.

Ход работы

  1. Рассмотрите дождевого червя, находящегося в ванночке, определите его форму тела, кольчатое строение, размеры (с помощью линейки).

  2. Рассмотрите с помощью лупы тело червя, состоящее из колец-члени­ков, выясните, одинаковые ли они на всем протяжении тела червя.

  3. Найдите передний (более заостренный) коней тела с ротовым отвер­стием и задний (более тупой) конец с анальным отверстием, через которое из организма удаляются непереваренные части пищи.

  4. Определите выпуклую (спинную) и плоскую (брюшную) части тела, определите окраску этих частей тела.

  5. Осторожно проведите пальцем по брюшной или боковой части тела червя от заднего к переднему концу; при этом вы ощутите прикосновение щетинок. Рассмотрите с помощью лупы щетинки на теле червя.

  6. Обратите внимание на кожу червя, определите, какая она - сухая или влажная, и ответьте на вопрос: какое значение имеет такая кожа в жизни этого червя в почве?

7. Понаблюдайте за передвижением червя по стеклу и на шероховатой бу­маге. Выясните роль щетинок.

8. Осторожно прикоснитесь палочкой к разным участкам тела дождевого червя и определите, как реагирует червь на эти раздражения.

9. Зарисуйте дождевого червя в тетради, обозначьте части его тела и под­черкните особенности строения этого червя в связи с жизнью в почве.

1. Уместно задать учащимся вопрос – возможно ли происхождение кольчатых червей от паразитических форм плоских червей? Отрицательный ответ аргументируется далеко зашедшей специализацией паразитических червей, утративших многие черты, необходимые для жизни вне организма хозяев.

2. Учитель предлагает учащимся занести основные характеристики классов кольчецов в таблицу.

1.Тело всегда сегментировано.

2.Сегментация выражена не только во внешнем строении, но и во внутреннем, а также в повторяемости многих внутренних органов.

3.Имеют вторичную полость тела(целом).

4.Полость тела разделена перегородками.

5.Кровеносная система замкнутая.

6.Выделительные органы открытого типа.

7.Нервная система состоит из окологлоточного нервного кольца и брюшной нервной цепочки. Надглоточный узел- «головной мозг».

8.Органы чувств у многощетинковых червей расположены на головных сегментах.

9.Органами передвижения у малощетинковых являются щетинки (по 8 на каждом сегменте), у многощетинковых- параподии с пучками щетинок.

Сформулируем выводы урока: Кольчатые черви имеют более высокую организацию по сравнению с плоскими и круглыми червями. Это высшие черви.

Какой проблемный вопрос у нас был в начале урока? Смогли ли мы на него ответить. Ответ учащихся.

Объявление оценок.

Рефлексия: Представим себя лучиками солнца. Разместите лучики  на солнце согласно своему настроению.

Домашнее задание: Учебник биология В. Б. Захаров, Н.И. Сонин стр. 125-131.

Выполнить тест «Кольчатые черви»

Вариант 1

1.Тип Кольчатые черви включает классы:

а)многощетинковые, малощетинковые, ресничные черви

б)пиявки, малощетинковые, многощетинковые черви

в)пиявки, сосальщики, дождевые черви

г)цепни, пиявки, сосальщики

2.Представителем класса Малощетинковые является:

а)пескожил в)дождевой червь

б)планария г)пиявка

3. Пескожил и нереида являются представителями класса:

а) Малощетинковые в)Пиявки

б)Многощетинковые г) Дождевые черви

4. Боковые выросты у малощетинковых червей, расположенные попарно на каждом сегменте и являющиеся органами движения – это:

а)параподии в)уроподы

б)псевдоподии г)педипальпы

5.Дыхание у кольчатых червей:

а)отсутствует в)дышат кислородом

б)бескислородное г)при помощи легких

6.Выделительная система дождевого червя представлена:

а)метанефридиями в)почками

б)мальпигиевыми сосудами г)зелеными железами

7.Метанефридии – это:

а)личинки кольчатых червей в)боковые выросты тела у червей

б)органы выделения кольчатых червей г)органы осязания



8.Нервная система дождевого червя представлена:

а)головным и спинным мозгом

б)нервными клетками, разбросанными по всему телу

в) окологлоточным нервным кольцом и брюшной нервной цепочкой

г)окологлоточным нервным кольцом, надглоточным, подглоточным узлами, брюшной нервной цепочкой

9. Слюнные железы пиявок содержат:

а)инсулин в)пепсин

б)гирудин г)фибрин

10. В медицине используется:

а)дождевой червь в)пиявка

б)пескожил г)нереида

Тест «Кольчатые черви»

Вариант 2

1.Представителями типа Кольчатые черви являются:

а)аскарида в)дождевой червь

б)планария г)бычий цепень

2. Представителями класса Многощетинковые является:

а)пескожил в)дождевой червь

б)планария г)пиявка

3. Дождевой червь, трубочники являются представителями класса:

а) Малощетинковые в)Пиявки

б)Многощетинковые г) Дождевые черви

4.Песполое размножение некоторых кольчатых червей осуществляется путем:

а)почкования в)продольного деления

б)спорообразования г)слияния яйцеклетки и сперматозоиды

5.Кровеносная система у дождевого червя:

а)замкнутая в)отсутствует

б)незамкнутая г)включает сердце

6.Органами выделения у дождевого червя являются:

а)почки в)метанефридии

б)зеленые железы г)мальпигиевы сосуды

7. Параподии – это:

а)личинки кольчатых червей в)боковые выросты тела у червей

б)органы выделения кольчатых червей г)органы осязания

8. Оплодотворение у дождевого червя:

а)отсутствует в)самооплодотворение

б)перекрестное г)происходит в воде

9. Слюна пиявок:

а)препятствует свертыванию крови в)сгущает кровь

б)способствует свертыванию крови г)вызывает кровотечение

10. Важную роль в процессах почвообразования играет:

а)дождевой червь в)пиявка

б)пескожил г)нереида







Спасибо за урок, было очень интересно с вами работать!

Урок закончен.











Самоанализ урока по теме «Общая характеристика

типа Кольчатые черви»

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА АНАЛИЗА УРОКА (ЗАНЯТИЯ)

БИОЛОГИИ

НА ОСНОВЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА

Цель посещения   урока: Аттестация педагога. Оценка уровня достижения педагогом требований нового Федерального государственного общеобразовательного стандарта (Ф ГОС) к результатам образования.

Задачи:

- проанализировать урок (занятие) по биологии с точки зрения реализации на нем общекультурного системно- деятельностного подхода, предусмотренного ФГОС;

- проанализировать мастерство педагога

Время (порядковый номер урока): 37

Класс (группа): 7

Предмет БИОЛОГИЯ

Тема урока (занятия):    «Общая характеристика типа Кольчатые черви»

Тип  форма урока (занятия): комбинированный

Цели урока (занятия) в деятельностной форме:

Изучить новый материал по теме «Общая характеристика Кольчатых червей»

Задачи:

Образовательная Дать представление о многообразной и роли Кольчатых червей в природе и жизни человека, о значении Кольчатых червей.


Развивающая развивать логическое мышление, познавательный интерес, умение анализировать, делать выводы и аргументировано отвечать на поставленные вопросы; умение высказывать собственное мнение и его обосновывать.


Воспитательная – воспитывать познавательный интерес к предмету, бережное отношение к животным воспитывать аккуратность, внимательное отношение к ответам товарищей воспитание коммуникативных качеств, навыков взаимопомощи.






Показатель

Да\нет

(1\0 балл)

Примечания

1.Системно-деятельностный подход



1.1. Участие детей в целеполагании, формулировке личностного смысла  урока биологии

 1

Участвуют в формировании задач урока.

Отвечают на вопросы учителя

1.2. Рефлексия обучающимися границ своего знания – незнания

1

Фиксируют проблемы

1.3. Осознанность постановки и решения учебных задач учащимися

1

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу

1.4. Решение учебных задач предполагает освоение ориентировочной основы   учебного действия

1

Участвуют в обсуждении содержания материала. Учатся формулировать собственное мнение и позицию

1.5. Учащиеся ориентируются на получение образовательного продукта с диагностично заданными свойствами

1

Осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий. Воспринимают  ответы друг друга

ВСЕГО по пункту 1:

5


2. Учебные задачи



2.1. Целенаправленное развитие, закрепление, применение

универсальных учебных действий (указать группы):  

- познавательных общеучебных

- познавательных логических

- коммуникативных

- регулятивных

- личностных

1

Учитель развивает УУД

Личностные: аккуратность, внимательное и бережное отношение к растениям и природе в целом.

Регулятивные: планирование своей деятельности, самоконтроль, рефлексия.

Познавательные: умение формулировать ответы на вопросы, критическое осмысление полученных знаний, умение применения на практике.

Коммуникативные: действовать по правилам сотрудничества, принимая во внимание позиции партнёров.

2.2.  Соответствие решаемых учебных задач  возрастным  особенностям учащихся, ведущей деятельности

1

Задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями

2.3. Соответствие решаемых учебных задач преемственной последовательности формирования УУД по вертикали и по горизонтали

1

Учащиеся планируют свою деятельность, критически осмысливают, сотрудничают, принимая во внимание позиции партнёров

2.4. Характер учебной деятельности

- индивидуальный,

- коллективно-распределенный,

-групповой,

- в разновозрастных группах

1

Индивидуальный,

 групповой

2.5. Этапы урока соответствуют нормативной структуре деятельности

1

Этапы урока соответствуют требованиям  современного урока

ВСЕГО по пункту 2:

5


3. Критерии оценивание



3.1. Контроль решения учебных задач с использованием критериев оценивания

1

Учитель предлагает критерии оценивания к заданиям урока

3.2. Использование в аппарате контроля заданий и вопросов с использованием  всех групп универсальных учебных действий

1

Задания направлены на развитие всех УУД

3.3. Оценка предметных, метапредметных и личностных результатов занятия (урока)

1

Рефлексия своих действий.

Осуществляют:

  • самооценку;

  • самопроверку;

3.4. Сочетание оценки и самооценки

1

Учащиеся осуществляют самоконтроль

3.5. Образовательный продукт анализируется учителем и учащимися на основе заранее определенных критериев (критериальное оценивание)

1

Учитель делает анализ, проверку заданий

ВСЕГО по пункту 3:

5


4. Содержание образования



4.1. Используются педагогически адаптированные реальные жизненные ситуации, содержание жизненную (напр.,экологическую) проблему (со-проектирования безопасной  образовательной среды)

1

Задание 5. Что произошло бы, если бы не было дождевых червей?

4.2. Включение в содержание образования не только предметной информации, но и способов работы в ней

1

Работа по учебнику, по карточкам, картинкам, с таблицами

4.3. Содержание соответствует  Фундаментальному ядру содержания образования, Программе развития и формирования УУД, Программе духовно-нравственного развития, Программе социализации и воспитания личности  

1

Приобретение социального опыта, развитие учащихся как личности, проявление способности к саморазвитию, готовность и способность выражать и отстаивать свою позицию, критически оценивать собственные мысли

4.4.Источники содержания образования не ограничиваются наукой, а включают фрагменты разных структурных элементов культуры

1


4.5. Присутствует элемент интеграции (естественно-научной, гуманитарной, технической)  

1

С информатикой, литературой, химией

ВСЕГО по пункту 4:

5


5. Воспитание



5.1. Ставятся и решаются задачи формирования экологической культуры, основанной на общенациональных ценностях гражданственности, межнациональной толерантности,  здоровья, качества окружающей среды

1

Предлагается задание, которое решается с позиции экологии

5.2. Воспитательные задачи имеют личностную ориентированность, а также связь с местными условиями обитания дождевых червей

1

Учитель  воспитывает бережное отношение к животным, акцентирует внимание на охране животного мира, бережное отношение к природе.

5.3. Психологический климат занятия,

контакты учитель – ученик:

- комфорт – напряжение

- сотрудничество – авторитарность

- индивидуальные – фронтальные – малые группы взаимодействия

- преодоление негативных установок на отдельных учащихся

- культура речи учителя

- культура неречевого общения

1

Учитель создаёт на уроке ситуацию успеха, сам выступает в роли консультанта.

Учитель грамотно строит этапы урока, комментирует  где нужно

5.4. Психологический климат,

контакты ученик – ученик:

- сотрудничество – соперничество

- дружелюбие – враждебность

- заинтересованность – безразличие

- активность – пассивность

- культура речевого общения

- культура неречевого общения

1

Ученики работают в непосредственном сотрудничестве между собой, проявляют заинтересованность в выполнении заданий.

Темп урока умеренный. Учитель развивает качества: восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, речи

5.5. Соответствие решаемых учебных задач:

- личному опыту социализации и самоопределения;

- индивидуальным возможностям (создание ситуаций успеха)

1

Учитель грамотно организует учебное взаимодействие учеников, предлагает индивидуальные и групповые задания, создаёт на уроке ситуацию успеха

ВСЕГО по пункту 5:

5


Результаты подсчета баллов по каждому пункту суммируйте:

  1. Теория учебной деятельности - 5

  2. Учебные задачи - 5

  3. Критерии оценивание - 5

  4. Содержание образования 5

  5. Воспитание -   5                                                   ИТОГО: 25 баллов

Комментарии: Урок построен в соответствие с требованиями ФГОС, учитель создаёт условия для формирования УУД, используя разнообразные приёмы и методы. Содержание урока соответствует требованиям программы, осуществляется связь теории с практикой, учитывается жизненный опыт обучающихся. Использовались задания разного уровня сложности. Домашнее задание имеет оптимальный объем, доступно изложен инструктаж. Цели и задачи урока достигнуты. Урок соответствует современным требованиям ФГОС.



16






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!