ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО СЛУШАНИЮ МУЗЫКИ
Для преподавателей ДМШ№1 (хоровой).
Дата 09. 10.18
Класс 3.
Преподаватель музыкально – теоретических дисциплин ДМШ№1 (хоровой)
Сахабутдинова Лейла Ренатовна.
Тема: Природа в музыке.
Цели:
Обучающая: Уметь применить полученные знания, закрепление пройденного материала, выполнение блиц – опросов, кроссвордов и знакомство с новыми произведениями композиторов – классиков.
Воспитывающая: сформировать в детях умение работать в команде, активность, эмоциональную отзывчивость на классическую музыку.
Воспитание усидчивости и внимательности при работе с классическими произведениями
Развивающая: Воспитывать в детях умение анализировать услышанный музыкальный материал. Развивать образно – эмоциональную сферу, самостоятельность,
Осознанное отношение к классической музыке. Умение определять звучание инструментов симфонического оркестра. Определять жанровую принадлежность музыки.
Тип урока: Комплексное применение знаний и способов деятельности.
Вид урока: Открытый урок.
Методы обучения: Проблемно – поисковый, наглядный, игровой.
Музыкальный материал: А. Вивальди – «Времена года»; Осень; П. И. Чайковский альбом «Времена года» Сентябрь, Октябрь; Э. Григ «Утро»;
И.С. Бах « Шутка»; Баккерини «Менуэт»; В. А. Моцарт « Маленькая ночная серенада»;
П. И. Чайковский «Детский альбом»: «Болезнь куклы», «Марш деревянных солдатиков», «Игра в лошадки», «Баба- яга».
Дидактическое обеспечение урока: Музыкальный центр, СД –диски, портреты композиторов, ноутбук, кроссворд, рабочие тетради.
ХОД УРОКА:
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП:
Задачи:
Организация внимания и психологическая подготовка учащихся к общению, создание дружеской , рабочей обстановки в классе.
Содержание этапа урока:
Вход учащихся под музыку (Диск «Рондо Венециано»).
Обеспечение доброжелательной, доверительной
атмосферы урока, организация внимания учащихся.
АКТУАЛИЗАЦИЯ:
Задачи:
Проверка знаний и применение различных способов действия, осуществление взаимоконтроля и самоконтроля. Определение причин в возникших затруднениях.
Содержание этапа урока:
1.Музыкальный блиц - опрос:
Детям предлагается записать ответы на отрывки мелодий:
И.С. Бах « Шутка»; Баккерини «Менуэт»; В. А. Моцарт « Маленькая ночная серенада»; П. И. Чайковский «Танец маленьких лебедей», И. Штраус «большой вальс».
Затем выставляются первые баллы тем, кто больше набрал верных ответов.
2. «Найди портрет композитора»
Повторно поставить те же произведения, в другом расположении;
Детям дать задание – к звучащему произведению подобрать портрет композитора, который написал это произведение.
3.Работа с кроссвордом:
На доске вывешивается заранее подготовленный кроссворд на большом листе ватмана. Дети отвечают на вопросы, самостоятельно
записывают ответы.
4.Вопросы - ответы по «Детскому альбому» П. И. Чайковского.
Педагог ставит отрывки произведений из «Детского альбома».
Дети предлагается, назвав произведение, описать характер и настроение прозвучавшей пьесы, те образы, которые возникли у детей при прослушивании пьесы.
(Болезнь куклы», «Марш деревянных солдатиков», «Игра в лошадки», «Баба - яга»., «Неаполитанская песенка», « Шарманка играет», « Старинная французская песня», « Нянина сказка», «Сладкая грёза».
ФОРМИРОВАНИЕ НОВЫХ ПОНЯТИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ:
Задачи:
Понимание практической значимости изучаемого материала. Обеспечение включения детей в совместную деятельность.
Содержание этапа урока:
Углубление ранее полученных знаний, используя различные методы.
5.Знакомство с новой темой: «Природа в музыке». Человек неразрывно связан с природой. Он подчинён её циклам, явления природы очень сильно влияют на эмоциональную сторону природы. Предложить детям пофантазировать на тему «Осень», «Дождь», «Солнце».
- Как вы себя будете чувствовать? Какое у вас будет настроение?
- Если бы вы были композитором - какое явление природы вам бы хотелось отобразить в музыкальном произведении?
6.Знакомство с циклом А. Вивальди « Времена года» - Осень. Какие две яркие картины Осени вы себе представляете? Показать видеоряд по этому произведению. Вместе разобрать – звучание каких инструментов слышат дети?
7.Знакомство с альбомом «Времена года» П.И.Чайковского.
Показать иллюстрацию – к произведению «Охота».
- Прочитать произведение Паустовского «Корзина с еловыми шишками», слушаем произведение Э. Грига «Утро».
- Какая картина рисуется перед глазами? Отметить, что в произведении звучит одна музыкальная фраза, но при помощи средств музыкальной выразительности, изменение темпа, постепенного расширения звучания в оркестре, благодаря подключению различных инструментов, музыка приобретает новые окраски, получает развитие.
-Какие изобразительные средства использует композитор? (переливы птичей трели, звучание пастушьего рожка).
ПРИМЕНЕНИЕ, ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ.
Задачи: Обеспечить восприятие, осмысление изучаемой темы. Осознание школьниками способов проработки информации.
Содержание этапа урока: выполнение творческих задач, применение активных форм обучения. Выполнение поставленных задач на основе логического мышления. Обеспечение закрепления учащимися знаний и способов действий, необходимых для самостоятельной работы. Выявить умение детей строить фразу, описывать произведение.
8. «Представь себя композитором». Надо сочинить пьесу под названием: «Гроза». Какие средства музыкальной выразительности вам помогут справиться с задачей ( форте, играть аккордами, престо, пассажи)
Давайте послушаем произведение Дворжака «Гроза» и вместе определим – правильные ли мы поставили перед собой задачи?
9. «Обогащаем словарный запас» А теперь давайте попробуем, прослушав произведение «Утро» Э. Грига, подобрать яркие прилагательные, которые описывали бы услышанное. (Дети подирают прилагательные : музыка- яркая, расширяющаяся, волнующая, величественная, образная, развивающаяся и т.д.)
Сегодня мне бы хотелось вас познакомить с прилагательными Грандиозная, Пасторальная. (дать понятия этих прилагательных, предварительно спросив у детей – может, они сами могут всем нам рассказать – что означают эти слова?)
10. «Игра правильно – не правильно» а сейчас я прочитаю предложения, которые нам составил Диссонанс. Вы все знаете, что характер у этого волшебника скверный, поэтому есть предложения с подвохом. Ваша задача – соглашаться с предложением или нет.
1. «Детский альбом» написал Петр ИВАНОВИЧ Чайковский – верно? (нет - Ильич)
2. Антонио Вивальди был священнослужителем (да).
3. В произведении А. Вивальди «Времена года» Осень солирует фортепиано? (скрипка)
4. В. А. Моцарт великий норвежский композитор? (нет, Австрийский)
5. «Детский альбом» посвящен племяннику? (да)
ЭТАП ИНФОРМАЦИИ О ДОМАШНЕМ ЗАДАНИИ:
Задачи:
Обеспечить понимание учащимися цели содержания и способов выполнения домашнего задания.
Содержание этапа урока: Информация, мотивация к выполнению домашнего задания. Инструктаж к выполнению домашнего задания.
Домашнее задание:
Предложить нарисовать иллюстрацию к произведению А. Вивальди « Осень».
ЭТАП ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ:
Задачи: Дать оценку работе учеников на уроке, выделить наиболее активных учеников.
Содержание этапа урока: Подведение итогов учебного занятия.
ЭТАП РЕФЛЕКЦИИ:
Задачи и содержание:
Инициировать рефлексию учащихся по поводу своего эмоционального состояния, взаимодействия с учителем и с одноклассниками.
ПЛАН УРОКА: