СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок на тему: "Ткани организма"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

В многоклеточном организме группы клеток приспособлены к выполнению определенных функций.Такие группы клеток ,имеющих одинаковое строение и происхождение ,и их межклеточное вещество , выполняющие одинаковые функции , образуют ткани.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок на тему: "Ткани организма"»

Проверен экспертом

Тема : Ткани организма человека

Подготовила : учитель биологии МКОУ « Татильская СОШ» Табасаранского района с.Татиль. Курбанова Санабер Кадирбеговна

Предмет: Биология.

Тема урока:  Ткани организма человека

Тип урока: Изучение нового материала.

Цель:   определить каким образом осуществляется выполнение одной функции органом, если он образован тканями с различными функциями.

Задачи урока:

Образовательные:

1. дать понятие о тканях, раскрыть принцип их строения, показать   на примерах  взаимосвязь строения и функции;

2. научить распознавать ткани под микроскопом и на фотографии;

3. определять тип ткани по фотографиям микропрепаратов.

Развивающие:

1. развивать учебно-интеллектуальные умения и навыки (анализ, синтез, логика).

2. с помощью наглядного изображения развивать представление о гистологии человеческого организма;

3.развивать умения и навыки самостоятельной работы, исследовательской работы.

4.совершенствовать навыки работы с микроскопом.

5. развивать умения использовать информационную среду для поиска необходимой информации по определенной теме.

6. привлекать имеющие знания, рассуждать, систематизировать информацию, рассказывать по рисунку и таблице, делать выводы.

Воспитательные:

• научить бережно относиться к своему организму;

• продолжить формирование логического мышления.


Оборудование: микроскопы, препараты тканей человека (однослойный эпителий,

                            гиалиновый хрящ, поперечно-полосатые мышцы, рыхлая    

                            соединительная ткань, нервные клетки),карточки для работы с

микропрепаратами, компьютер, компьютерная презентация, проектор.

Планируемые достижения:

Предметные:

Знания:

представления о четырёх видах тканей организма человека

Умения:

отличать между собой разные виды тканей организма человека

уметь составлять описание ткани

определять какой тканью образован орган

Личностные:

характеризовать значимость каждой ткани для организма человека

развивать умения строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы

Метапредметные :

работать с разными источниками знаний для получения информации

преобразовывать информацию из одной формы в другую

аргументировать свою точку зрения

Формы работы на уроке: Фронтальная беседа. Исследовательская деятельность: работа с микропрепаратами, работа с таблицей, сравнительный анализ тканей.



Ход урока.



  1. Орг.момент

  2. Обозначение темы и цели урока.

Что является структурной единицей живого? (клетка)

Почему клетки имеют отличительные особенности строения даже в пределах одного организма? (имеют разное строение)

Как называется группа клеток сходных по строению в связи со сходными функциями? (ткань)

Слайд 1. Запись темы в тетрадь.

Определим цель урока.

Установлено, что в организме человека 4 типа тканей, обладающих своими особенностями строения и функционирования. И в то же время каждый орган , выполняющий определенную функцию, образован сразу несколькими разными тканями.

Цель урока: определить каким образом осуществляется выполнение одной функции органом, если он образован тканями с различными функциями.

Изучив строение и функции разных тканей организма человека, мы сможем решить сложившуюся проблему.

- Что мы изучим сегодня на уроке?(виды, строение, значение)

- Чему научимся? (различать виды тканей)

- А зачем нам изучать ткани? (узнать практическое значение)

- Как мы будем изучать тему?

1. Выясним строение ткани

2. Значение ткани

3. Научимся различать ткани

. Узнаем, зачем нам изучать эту тему.

  1. Изучение нового материала.

Ученые давно пытаются понять каким образом земноводные регенерируют хвосты, конечности, челюсти. Более того, у них восстанавливаются и сердце, и глазные ткани, и спинной мозг. А как у человека? Известно только 2 вида клеток, которые могут регенерировать – это клетки крови и печени. Есть ли шансы на то, что человеческое тело обретет способность регенерировать недостающие части? Можно ли выращивать новые зубы? Что нужно человеку, чтобы сохранить ткани? С этими вопросами мы обратились в НИИ «Цитологии и генетики» и сейчас представьте себе, что вы сотрудники научной лаборатории. Все необходимое для исследования тканей человека у вас есть.

Итак, повторим, что такое ткань?

У человека, как и у животных, существует 4 типа тканей : эпителиальная, соединительная, мышечная, нервная.

Сейчас вы начертите таблицу в тетрадь (слайд 2) и в течение урока будете ее заполнять.

Итак, первая ткань – это эпителиальная. Возьмите препарат с этой тканью и рассмотрите под микроскопом. Выполните задания по карточке, заполнив таблицу (слайд 2).

1. Как расположены клетки в этой ткани?

2. Сколько межклеточного вещества в этой ткани?

3. Где может располагаться эта ткань в организме человека?

4. Каковы могут быть функции этой ткани?

Ролевая игра « Живая скульптура».

Пять учащихся располагаются так, как клетки эпителиальной ткани (плотно). Еще 1 учащийся изображает чужеродной тело, пытающееся проникнуть через клетки. В каком случае ему это удастся?

Вывод : клетки микроорганизмов не проникнут через неповрежденные покровы.

Главная функция эпител.клеток – защитная.

А сейчас, сделайте самопроверку (слайд 3) и поставьте себе баллы в оценочный лист. За каждый правильный пункт – 1 балл.

Нервная ткань. Работа с препаратом карточкой, заполнение таблицы.

1.Как выглядит клетка нервной ткани?

2. Как расположены клетки в этой ткани?

3. Сколько межклеточного вещества в этой ткани?

4. Какие свойства могут иметь эти клетки?

3. Где может располагаться эта ткань в организме человека?

4. Каковы могут быть функции этой ткани?

Затем учащиеся проверяют правильные ответы по слайду 4. Правильный ответ – 1 балл.

Соединительная ткань . Работа с карточкой и препаратом.

1. Как расположены клетки в этой ткани?

2. Сколько межклеточного вещества в этой ткани?

3. Где может располагаться эта ткань в организме человека?

4. Каковы могут быть функции этой ткани?

Игра «Живая скульптура». Учащиеся становятся на расстоянии друг от друга.

Цель : показать, как происходит транспорт элементов в клетку и из клетки через межклеточное вещество. Вывод: соединительная ткань обеспечивает очищение клеток нашего организма.

Учащиеся осуществляют самопроверку (слайд 5) и ставят баллы в оценочный лист.

Мышечная ткань. Работа с карточкой и препаратом.

1. Как выглядит клетка мышечной ткани?

2. Какое свойство могут иметь эти клетки?

3. Где может располагаться эта ткань в организме человека?

4. Каковы могут быть функции этой ткани?



Игра. Учащиеся берутся за руки (вытянутые). Как будет происходить сокращение гладкой мускулатуры? (рукопожатия). А теперь, как клетки поперечно-полосатой мышечной ткани? (кольцо, взявшись за руки).

Вывод: гладкая мускулатура сокращается медленно, а поперечно-полосатая –быстро, сердечная – автономно.

Учащиеся осуществляют самопроверку (слайд 6) и ставят баллы в оценочный лист.



А теперь вернемся к проблемному вопросу, который вы поставили в начале урока. Так каким же образом осуществляется выполнение одной функции органом, если он образован тканями с различными функциями? (они тесно взаимосвязаны друг с другом и обеспечивают выполнение главной функции органа).

Правильный ответ на этот вопрос – ставит себе в оценочный лист 3 балла.

4. Закрепление. Слайд 7,8,9

На карточках – текст с пропущенными словами. Цель: вставить нужные по смыслу слова. (слайд 7). Подписать листочки. Взаимопроверка! Выставление баллов в оценочный лист.

5. Дом.задание. слайд 10

1 уровень - § 8

2 уровень - § 8, ответить на вопросы после параграфа

3 уровень- § 8, сделать практическую работу в конце параграфа под !

6. Оценивание.

1. Оцените вашу работу в группе( пункт 8)

2. Подсчитайте ваше кол-во баллов за урок и поставьте итоговую оценку.

7. Рефлексия

Попробуем воссоздать что мы сегодня узнали и чему научились.


- Какова была цель урока?

- Достиг ли я цели урока?

- Благодаря чему?

- Какое значение имеют знания о тканях? Например трансплантация органов и спасение жизни человеку, в некоторых тканях выращивают растения и появляются живые организмы.(питательная среда).

Приложения

Вставьте в текст «Ткани человека» пропущенные термины.

 

ТКАНИ ЧЕЛОВЕКА

В организме человека выделяют четыре основные группы тканей. В _______________ ткани хорошо развито межклеточное вещество. Эпителиальная ткань выполняет_____________________ функцию. Нервная ткань обладает следующими функциями: ____________________________________________.

Мышечная ткань находится в ________________________________________________.





Проблемный вопрос. Группа №_____________

Каким образом осуществляется выполнение одной функции органом, если он образован тканями с различными функциями?





Оценочный лист Группа № ___, ФИО уч-ся _________________________________Класс_______

1. Работа в группе. Эпителиальная ткань.

За каждый правильный ответ в каждой графе таблицы – 1 балл, при правильной половине ответа – 0,5 балла. Максимум – 3 балла.

Итоговый балл _____

2. Работа в группе. Нервная ткань.

За каждый правильный ответ в каждой графе таблицы – 1 балл, при правильной половине ответа – 0,5 балла. Максимум – 3 балла.

Итоговый балл _____

3. Работа в группе. Соединительная ткань.

За каждый правильный ответ в каждой графе таблицы – 1 балл, при правильной половине ответа – 0,5 балла. Максимум – 3 балла.

Итоговый балл _____

4. Работа в группе. Мышечная ткань.

За каждый правильный ответ в каждой графе таблицы – 1 балл, при правильной половине ответа – 0,5 балла. Максимум – 3 балла.

Итоговый балл _____

5Дополнительные баллы (ответы на вопросы учителя)

__________________________________________________________

6. Ответ на проблемный вопрос.

Правильный ответ – 3 балла, неправильный ответ – 0 баллов.

Итоговый балл _____

7. Работа «Необходимо восстановить текст». Критерии:

правильно 7 восстановленных слов – 7 баллов

правильно 6 восстановленных слов – 6 баллов

правильно 5 восстановленных слов – 5 баллов

правильно 4 восстановленных слова – 4 балла

правильно 3 восстановленных слова – 3 балла

правильно 2 восстановленных слова – 2 балла

правильно 1 восстановленное слово – 1 балл

Итоговый балл_________________

8. Активность в группе.

Высокая активность – 3 балла

Средняя активность – 2 балла

Низкая активность – 0 баллов

Итоговый балл_________________

9Итоговый балл за работу на уроке

30 – 19 баллов – 5

18-14 баллов – 4

13-9 баллов – 3

Меньше 8 баллов – 2

Итоговый балл ____________

Итоговая оценка за урок____________

Ткани организма человека











Эпителиальная ткань

1. Как расположены клетки в этой ткани?

2. Сколько межклеточного вещества в этой ткани?

3. Где может располагаться эта ткань в организме человека?

4. Каковы могут быть функции этой ткани?



Нервная ткань

1.Как выглядит клетка нервной ткани?

2. Как расположены клетки в этой ткани?

3. Сколько межклеточного вещества в этой ткани?

4. Какие свойства могут иметь эти клетки?

3. Где может располагаться эта ткань в организме человека?

4. Каковы могут быть функции этой ткани?



Соединительная ткань

1. Как расположены клетки в этой ткани?

2. Сколько межклеточного вещества в этой ткани?

3. Где может располагаться эта ткань в организме человека?

4. Каковы могут быть функции этой ткани?



Мышечная ткань

1. Как выглядит клетка мышечной ткани?

2. Какое свойство могут иметь эти клетки?

3. Где может располагаться эта ткань в организме человека?

4. Каковы могут быть функции этой ткани?








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей