Проверен экспертом
Тема : Ткани организма человека
Подготовила : учитель биологии МКОУ « Татильская СОШ» Табасаранского района с.Татиль. Курбанова Санабер Кадирбеговна
Предмет: Биология.
Тема урока: Ткани организма человека
Тип урока: Изучение нового материала.
Цель: определить каким образом осуществляется выполнение одной функции органом, если он образован тканями с различными функциями.
Задачи урока:
Образовательные:
1. дать понятие о тканях, раскрыть принцип их строения, показать на примерах взаимосвязь строения и функции;
2. научить распознавать ткани под микроскопом и на фотографии;
3. определять тип ткани по фотографиям микропрепаратов.
Развивающие:
1. развивать учебно-интеллектуальные умения и навыки (анализ, синтез, логика).
2. с помощью наглядного изображения развивать представление о гистологии человеческого организма;
3.развивать умения и навыки самостоятельной работы, исследовательской работы.
4.совершенствовать навыки работы с микроскопом.
5. развивать умения использовать информационную среду для поиска необходимой информации по определенной теме.
6. привлекать имеющие знания, рассуждать, систематизировать информацию, рассказывать по рисунку и таблице, делать выводы.
Воспитательные:
• научить бережно относиться к своему организму;
• продолжить формирование логического мышления.
Оборудование: микроскопы, препараты тканей человека (однослойный эпителий,
гиалиновый хрящ, поперечно-полосатые мышцы, рыхлая
соединительная ткань, нервные клетки),карточки для работы с
микропрепаратами, компьютер, компьютерная презентация, проектор.
Планируемые достижения:
Предметные:
Знания:
представления о четырёх видах тканей организма человека
Умения:
отличать между собой разные виды тканей организма человека
уметь составлять описание ткани
определять какой тканью образован орган
Личностные:
характеризовать значимость каждой ткани для организма человека
развивать умения строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы
Метапредметные :
работать с разными источниками знаний для получения информации
преобразовывать информацию из одной формы в другую
аргументировать свою точку зрения
Формы работы на уроке: Фронтальная беседа. Исследовательская деятельность: работа с микропрепаратами, работа с таблицей, сравнительный анализ тканей.
Ход урока.
Орг.момент
Обозначение темы и цели урока.
Что является структурной единицей живого? (клетка)
Почему клетки имеют отличительные особенности строения даже в пределах одного организма? (имеют разное строение)
Как называется группа клеток сходных по строению в связи со сходными функциями? (ткань)
Слайд 1. Запись темы в тетрадь.
Определим цель урока.
Установлено, что в организме человека 4 типа тканей, обладающих своими особенностями строения и функционирования. И в то же время каждый орган , выполняющий определенную функцию, образован сразу несколькими разными тканями.
Цель урока: определить каким образом осуществляется выполнение одной функции органом, если он образован тканями с различными функциями.
Изучив строение и функции разных тканей организма человека, мы сможем решить сложившуюся проблему.
- Что мы изучим сегодня на уроке?(виды, строение, значение)
- Чему научимся? (различать виды тканей)
- А зачем нам изучать ткани? (узнать практическое значение)
- Как мы будем изучать тему?
1. Выясним строение ткани
2. Значение ткани
3. Научимся различать ткани
. Узнаем, зачем нам изучать эту тему.
Изучение нового материала.
Ученые давно пытаются понять каким образом земноводные регенерируют хвосты, конечности, челюсти. Более того, у них восстанавливаются и сердце, и глазные ткани, и спинной мозг. А как у человека? Известно только 2 вида клеток, которые могут регенерировать – это клетки крови и печени. Есть ли шансы на то, что человеческое тело обретет способность регенерировать недостающие части? Можно ли выращивать новые зубы? Что нужно человеку, чтобы сохранить ткани? С этими вопросами мы обратились в НИИ «Цитологии и генетики» и сейчас представьте себе, что вы сотрудники научной лаборатории. Все необходимое для исследования тканей человека у вас есть.
Итак, повторим, что такое ткань?
У человека, как и у животных, существует 4 типа тканей : эпителиальная, соединительная, мышечная, нервная.
Сейчас вы начертите таблицу в тетрадь (слайд 2) и в течение урока будете ее заполнять.
Итак, первая ткань – это эпителиальная. Возьмите препарат с этой тканью и рассмотрите под микроскопом. Выполните задания по карточке, заполнив таблицу (слайд 2).
1. Как расположены клетки в этой ткани?
2. Сколько межклеточного вещества в этой ткани?
3. Где может располагаться эта ткань в организме человека?
4. Каковы могут быть функции этой ткани?
Ролевая игра « Живая скульптура».
Пять учащихся располагаются так, как клетки эпителиальной ткани (плотно). Еще 1 учащийся изображает чужеродной тело, пытающееся проникнуть через клетки. В каком случае ему это удастся?
Вывод : клетки микроорганизмов не проникнут через неповрежденные покровы.
Главная функция эпител.клеток – защитная.
А сейчас, сделайте самопроверку (слайд 3) и поставьте себе баллы в оценочный лист. За каждый правильный пункт – 1 балл.
Нервная ткань. Работа с препаратом карточкой, заполнение таблицы.
1.Как выглядит клетка нервной ткани?
2. Как расположены клетки в этой ткани?
3. Сколько межклеточного вещества в этой ткани?
4. Какие свойства могут иметь эти клетки?
3. Где может располагаться эта ткань в организме человека?
4. Каковы могут быть функции этой ткани?
Затем учащиеся проверяют правильные ответы по слайду 4. Правильный ответ – 1 балл.
Соединительная ткань . Работа с карточкой и препаратом.
1. Как расположены клетки в этой ткани?
2. Сколько межклеточного вещества в этой ткани?
3. Где может располагаться эта ткань в организме человека?
4. Каковы могут быть функции этой ткани?
Игра «Живая скульптура». Учащиеся становятся на расстоянии друг от друга.
Цель : показать, как происходит транспорт элементов в клетку и из клетки через межклеточное вещество. Вывод: соединительная ткань обеспечивает очищение клеток нашего организма.
Учащиеся осуществляют самопроверку (слайд 5) и ставят баллы в оценочный лист.
Мышечная ткань. Работа с карточкой и препаратом.
1. Как выглядит клетка мышечной ткани?
2. Какое свойство могут иметь эти клетки?
3. Где может располагаться эта ткань в организме человека?
4. Каковы могут быть функции этой ткани?
Игра. Учащиеся берутся за руки (вытянутые). Как будет происходить сокращение гладкой мускулатуры? (рукопожатия). А теперь, как клетки поперечно-полосатой мышечной ткани? (кольцо, взявшись за руки).
Вывод: гладкая мускулатура сокращается медленно, а поперечно-полосатая –быстро, сердечная – автономно.
Учащиеся осуществляют самопроверку (слайд 6) и ставят баллы в оценочный лист.
А теперь вернемся к проблемному вопросу, который вы поставили в начале урока. Так каким же образом осуществляется выполнение одной функции органом, если он образован тканями с различными функциями? (они тесно взаимосвязаны друг с другом и обеспечивают выполнение главной функции органа).
Правильный ответ на этот вопрос – ставит себе в оценочный лист 3 балла.
4. Закрепление. Слайд 7,8,9
На карточках – текст с пропущенными словами. Цель: вставить нужные по смыслу слова. (слайд 7). Подписать листочки. Взаимопроверка! Выставление баллов в оценочный лист.
5. Дом.задание. слайд 10
1 уровень - § 8
2 уровень - § 8, ответить на вопросы после параграфа
3 уровень- § 8, сделать практическую работу в конце параграфа под !
6. Оценивание.
1. Оцените вашу работу в группе( пункт 8)
2. Подсчитайте ваше кол-во баллов за урок и поставьте итоговую оценку.
7. Рефлексия
Попробуем воссоздать что мы сегодня узнали и чему научились.
- Какова была цель урока?
- Достиг ли я цели урока?
- Благодаря чему?
- Какое значение имеют знания о тканях? Например трансплантация органов и спасение жизни человеку, в некоторых тканях выращивают растения и появляются живые организмы.(питательная среда).
Приложения
Вставьте в текст «Ткани человека» пропущенные термины.
ТКАНИ ЧЕЛОВЕКА
В организме человека выделяют четыре основные группы тканей. В _______________ ткани хорошо развито межклеточное вещество. Эпителиальная ткань выполняет_____________________ функцию. Нервная ткань обладает следующими функциями: ____________________________________________.
Мышечная ткань находится в ________________________________________________.
Проблемный вопрос. Группа №_____________
Каким образом осуществляется выполнение одной функции органом, если он образован тканями с различными функциями?
Оценочный лист Группа № ___, ФИО уч-ся _________________________________Класс_______
1. Работа в группе. Эпителиальная ткань.
За каждый правильный ответ в каждой графе таблицы – 1 балл, при правильной половине ответа – 0,5 балла. Максимум – 3 балла.
Итоговый балл _____
2. Работа в группе. Нервная ткань.
За каждый правильный ответ в каждой графе таблицы – 1 балл, при правильной половине ответа – 0,5 балла. Максимум – 3 балла.
Итоговый балл _____
3. Работа в группе. Соединительная ткань.
За каждый правильный ответ в каждой графе таблицы – 1 балл, при правильной половине ответа – 0,5 балла. Максимум – 3 балла.
Итоговый балл _____
4. Работа в группе. Мышечная ткань.
За каждый правильный ответ в каждой графе таблицы – 1 балл, при правильной половине ответа – 0,5 балла. Максимум – 3 балла.
Итоговый балл _____
5. Дополнительные баллы (ответы на вопросы учителя)
__________________________________________________________
6. Ответ на проблемный вопрос.
Правильный ответ – 3 балла, неправильный ответ – 0 баллов.
Итоговый балл _____
7. Работа «Необходимо восстановить текст». Критерии:
правильно 7 восстановленных слов – 7 баллов
правильно 6 восстановленных слов – 6 баллов
правильно 5 восстановленных слов – 5 баллов
правильно 4 восстановленных слова – 4 балла
правильно 3 восстановленных слова – 3 балла
правильно 2 восстановленных слова – 2 балла
правильно 1 восстановленное слово – 1 балл
Итоговый балл_________________
8. Активность в группе.
Высокая активность – 3 балла
Средняя активность – 2 балла
Низкая активность – 0 баллов
Итоговый балл_________________
9. Итоговый балл за работу на уроке
30 – 19 баллов – 5
18-14 баллов – 4
13-9 баллов – 3
Меньше 8 баллов – 2
Итоговый балл ____________
Итоговая оценка за урок____________
Ткани организма человека
Эпителиальная ткань
1. Как расположены клетки в этой ткани?
2. Сколько межклеточного вещества в этой ткани?
3. Где может располагаться эта ткань в организме человека?
4. Каковы могут быть функции этой ткани?
Нервная ткань
1.Как выглядит клетка нервной ткани?
2. Как расположены клетки в этой ткани?
3. Сколько межклеточного вещества в этой ткани?
4. Какие свойства могут иметь эти клетки?
3. Где может располагаться эта ткань в организме человека?
4. Каковы могут быть функции этой ткани?
Соединительная ткань
1. Как расположены клетки в этой ткани?
2. Сколько межклеточного вещества в этой ткани?
3. Где может располагаться эта ткань в организме человека?
4. Каковы могут быть функции этой ткани?
Мышечная ткань
1. Как выглядит клетка мышечной ткани?
2. Какое свойство могут иметь эти клетки?
3. Где может располагаться эта ткань в организме человека?
4. Каковы могут быть функции этой ткани?