СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок на тему: Влияние человека на животных

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок ориентирован на развитие как общеучебных умений учащихся, так и специальных умений.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок на тему: Влияние человека на животных»

Зоология

Урок 5.

Тема урока: Влияние человека на животных

Тип урока: урок общеметодологической направленности.

Используемые технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, развивающего обучения, групповой деятельности, интерактивные.

Формируемые УУД:

Коммуникативные – строить речевые высказывания в устной форме; адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции; сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;

Регулятивные – формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; планировать свою деятельность и прогнозировать ее результаты; осуществлять рефлексию своей деятельности;

Познавательные – работать с различными источниками информации; сравнивать и классифицировать, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций; составлять план параграфа;

Личностные – формировать и развивать познавательный интерес к изучению природы; осознавать необходимость охраны животных и среды их обитания; применять полученные знания в практической деятельности.

Планируемые результаты: описывать формы влияния человека на животных; оценивать результаты влияния человека на животных с этической точки зрения; устанавливать взаимосвязь между численностью отдельных видов животных и их взаимоотношениями в природе.

Оборудование: учебник, магнитная или интерактивная доска, компьютерная презентация, видеоматериалы, таблицы.

Предварительная подготовка: составить список животных, список определений, терминов, понятий, ученых (зоология, систематика, палеонтология, вид, анатомия, популяция, ареал, экология, семейство, Карл Линней, род, отряд) – можно в виде слайдов.


Ход урока

Организационный момент (2 мин)

Учитель приветствует учеников, проверяет готовность к уроку.

А вы знаете, что…Подсчитано, что ежегодно в мире используется 50—100 миллионов позвоночных животных. Несмотря на исключительную важность беспозвоночных для ряда широкого спектра экспериментов, их использование никак не контролируется, а учёт количества не ведется. Большинство животных после применения в опытах усыпляется.

Основная часть урока (35 мин)

Проверка домашнего задания

1.Работа с терминами: «цепочкой» ученики дают определения терминов, понятий, называют заслуги ученых. Перечень понятий или записывается на доске, или на интерактивной доске (зоология, систематика, палеонтология, вид, анатомия, популяция, ареал, экология, семейство, Карл Линней, род, отряд).

2.Определите правильную соподчиненность различных систематических категорий, начиная с самой крупной.

1) род Ворон

2) тип Хордовые

3) вид Серая ворона

4) семейство Врановые

5) отряд Воробьинообразные

6) класс Птицы

(Ответ: 265413)

3.Прочитайте список животных:

2 воробья домовых

2 воробья полевых

2 голубя сизых, 2 голубя породы "дутыш"

2 пары кур домашних

2 глухаря, 2 тетерева обыкновенных +

2 мыши домовые, 2 мыши белые

2 мыши лесные

2 крысы серые

2 крысы черные

2 зайца-беляка, 2 зайца-русака +

2 кролика диких, 4 кролика домашних

2 восточноевропейские овчарки, 2 лайки

2 домашние лошади, 2 домашних осла  +

Животные, указанные в одной строке, свободно скрещиваются и дают плодовитое потомство, за исключением тех, которые обозначены знаком "+": они тоже скрещиваются, но дают стерильное потомство.

Задание: Определите, сколько видов и сколько особей представлено в этом списке? Поясните.

Что бы правильно подсчитать нужно еще раз вспомнить определение вида (к одному виду принадлежат организмы, сходные по строению, происхождению, особенностям жизнедеятельности, способные скрещиваться и давать плодовитое потомство, т.е. способное оставить свое потомство.) (видов – 16, особей – 42)

В настоящее время вымирание видов животных происходит от 100 до 1000 раз быстрее темпа, соответствующего нормальному процессу эволюции. За последние 500 лет полностью вымерло 844 вида животных и растений.

Учитель выставляет оценки.

Устный журнал

Каждый ученик в классе, или почти каждый, готовят небольшой фрагмент общего рассказа. Выступающие с рассказом о животном обязательно готовят его фото или рисунки. Можно воспользоваться слайд-шоу, которое готовит учитель или просит приготовить учеников.

Подведение итогов и домашнее задание (3 мин)

Учитель оценивает работу учеников в проведении Устного журнала, выставляет оценки и их комментирует.

1. Прочитать §4 учебника. Выполнить задания §4 в ТПО.

2.Разделиться на творческие группы по 3-4 человека для изготовления плаката об этапе развития биологии, или ученом-биологе. Для плаката нужно заранее подобрать материал, фотографии, принести бумагу, клей, ножницы, рисовальные принадлежности. Продумать художественное оформление.

Учитель контролирует запись домашнего задания в дневник.



Дополнительный материал, который можно предложить ученикам за основу их творческого поиска по изготовлению Плакатов.

Зоология – древнейшая наука. Пожалуй, она старше всех других наук. Животных, их образ жизни, повадки, строение тела человек начал изучать еще до того, как отделил себя от мира зверей и осознал человеком. Где бы ни селились люди, они должны были хорошо изучить окружающий их животный мир: насекомых, рыб, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих. От этого зависела жизнь каждого. Задолго до появления письменности люди изображали в наскальных рисунках тех животных, на которых охотились .Наскальные рисунки обнаружены также и на территории России - в Каповой пещере в Башкортостане, а также на территории Челябинской области – в знаменитой Игнатьевской пещере. Рисунки сделаны красной охрой и принадлежат они неизвестному художнику Ледникового периода. Чтобы понять, что на камне рукой древнего человека нанесен рисунок, стены пещеры пришлось отмывать от толстого слоя копоти, скопившейся здесь за сотни лет от факелов и костров, керосиновых ламп и свечей, которыми пользовались все, кто посещал пещеру. После кропотливой работы по очистке стен перед археологами предстали изображения мамонта, щерстистого носорога, лошади и быка. Летом 2006 года археологические раскопки проводились в Ашинском районе – в пещере Козья. Пока наскальные рисунки не обнаружены, зато обнаружено много фрагментов костей животных, обитавших в пещерах или принесенных древним человеком.

Шло время. Началась эпоха Великих географических открытий, которая позволила расширить знания о видовом составе животного мира, а также привнесла в зоологию много легенд и вымыслов о мифических существах. С изобретением книгопечатания начали издаваться научные труды, а, следовательно, круг лиц, изучающих зоологию, расширился. Одним из таких людей оказался голландец Антонии Ван Левенгук.

Заслуга Левенгука состоит в том, что им был изготовлен микроскоп, позволивший взглянуть на мир микроскопических организмов и начать их изучение.

Попытки описать всех известных животных и предложить их классификацию предпринималась неоднократно. Наиболее значимая из них была система Карла Линнея, предложенная в 1735 году.

Тысячи экспедиций снаряжались во все концы света, чтобы на месте узнавать о новых животных, об их жизни. К началу прошлого столетия исследователи изучили почти всех известных к тому времени животных, собрали великое множество фактов. Казалось бы, что все нас окружающее давно известно и не представляет ничего интересного. Но это не так, стоит только внимательнее вглядеться в знакомое, чтобы узнать это знакомое с новой стороны. “Жить – чтобы узнавать” - таким должен быть девиз юного любителя зоологии

В нашей стране зоология имеет длительную и славную историю. Еще в первых русских книгах («Русская правда» и др.) есть упоминания о многих животных, обитавших в Древней Руси. Но широкое развитие зоологические исследования получили в России в XVIII в., когда Академия наук организовала серию далеких экспедиций для изучения природы различных районов страны. Академик П. Паллас (1741 —1811) совершил путешествие в Поволжье, Сибирь, Казахстан и на Урал, С. Стеллер (1709—1746) — на Дальний Восток, С. Гмелин (1745—1774) — на юг Европейской России, И. Гюльденштедт (1745—1781) — на Кавказ, И. Лепехин (1740—1802) — по центральным и северным областям страны. Ими были собраны большие зоологические коллекции и проведено много наблюдений за животными посещенных районов. На основе этих материалов П. Паллас создал капитальный труд «Русско-Азиатская зоография», в котором дал описание всех известных в то время позвоночных животных русской фауны.

Изучение животного мира России продолжалось и в первой половине XIX в., когда многие ученые совершили ряд длитель­ных путешествий в разные отдаленные районы страны. Особенно плодотворной была трехлетняя поездка академика А. Ф. Миддендорфа (1815—1894), объехавшего почти всю Сибирь и в полном смысле слова «научно открывшего» ее для естествоиспытателей.

Большое значение для развития русской зоологической науки имели труды профессора Московского университета К - Рулье (1814 — 1858), в которых он развивал идеи единства организма животного и окружающей среды, стремился показать, что измене­ния условий жизни вызывают изменения животных. К. Рулье вы­ступал против метафизических взглядов Ж - Кювье и других уче­ных, отстаивающих теорию неизменности видов.

Ученик К - Рулье Н. А. Северцов (1827—1885) создал ряд замечательных работ по экологии и зоогеографии. В них он всегда подчеркивал необходимость изучения животных в связи со средой обитания. С риском для жизни Н. А. Северцов проник в горы и пустыни Средней Азии и дал ' подробное описание фауны этой замечательной страны.

Большой вклад в зоологическую науку внес выдающийся рус­ский исследователь академик К - М. Бэр (1792—1876). Его заслу­женно считают одним из основоположников науки о развитии животных — эмбриологии. Огромное значение для развития рыбного промысла имели экспедиции К - М. Бэра на Каспийское и Азов­ское моря.


Особенно быстро стала развиваться русская зоологическая наука во второй половине XIX в. после опубликования Ч. Дарвином теории эволюции органической природы. Передовые ученые России — ботаник К. А. Тимирязев (1843—1920), зоологи A. О. Ковалевский (1840—1901), И. И. Мечников (1845—1916), B. О. Ковалевский (1842—1883) и др.— не только популяризировали и распространяли учение Дарвина, но и обогащали его своими исследованиями.

Во второй половине XIX и начале XX в. продолжалось экспе­диционное изучение фауны нашей страны и соседних с ней территорий. Таковы экспедиции Н. М. Пржевальского (1839—1888) и его учеников в Центральную Азию, Н. М. Кииповича (1862—1939) по морям России. Эти поездки значительно обогати­ли знания о фауне России.

Особенно широко развернулись зоологические исследования в нашей стране после Великой Октябрьской социалистической революции. Коренным образом изменились содержание и объем зоологических работ: вместо разрозненных исследований отдель­ных ученых началось планомерное комплексное изучение фауны страны, направленное на лучшее использование животных ресурсов в социалистическом строительстве, охрану и обогащение животного мира России. Выдающихся успехов достигли школы замечательных советских ученых: А. Н. Северцова (эволюционная морфология), Н. К. Кольцова (генетика), Е. Н. Павловского (паразитология), К - И. Скрябина (гельминтология), М. А. Мензбира (зоогеография), В. А. Догеля (протозоология), В. Н. Беклемишева (сравнительная морфология беспозвоночных) и многих других зоологов. Созданы научно-исследовательские институты, разрабатывающие вопросы теоретической и приклад­ной зоологии. Ежегодно десятки зоологических экспедиций направляются в различные районы России. Все эти работы позволили создать ряд обширных монографических описаний отдельных групп животных фауны России. По степени изученности своей фауны Россия занимает одно из первых мест среди стран мира.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!