Тема: Счёт до пяти .Число и цифра 5.
Цели:
Сформировать представление о числе и цифре 5, умение считать до 5, соотносить цифру 5 с количеством.
Сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством педагога.
Закреплять счётные умения, умение выделять,называть ,сравнивать свойства предметов,умение сравнивать и уравнивать группы предметов по количеству.
Тренировать мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение, развивать внимание, память, речь.
Материалы к занятию:
Демонстрационный:кукла Катя, карточки с цифрами от 1до7.
Раздаточный:по 5 котят на каждого, по 5 мисок-кругов на каждого, карточка с цифрой 5 на каждого, карточка с заданием к игре « Котята заблудились» на каждого, карандаши каждому.
Ход занятия.
1.Введение в игровую ситуацию.
Дидактические задачи:мотивировать детей на включение в игровую деятельность.
Дети собираются около педагога. Педагог задаёт детям вопросы:
-У кого дома живут животные?
-Как вы за ними ухаживаете?
-У моей знакомой девочки Кати родились котята.
-Хотите побывать в гостях у Кати и помочь ей покормить котят?
Мы пойдём к домику Кати пешком.
2.Актуализация знаний. Игра « В гостях у Кати.»(Начало.)
Дидактические задачи:актуализировать представление о числе 4 и о понятии «столько же» , закрепить умение считать в пределах четырёх, тренировать мыслительные операции:анализ,сравнение,развивать внимание,речь.
Подошли к домику Кати. Постучались. Познакомились. Катя пригласила всех сесть за столы.
Вдруг выбегают котята. Их четверо. Садятся перед вами.
Дети отсчитывают четырёх котят.
-Сколько прибежало котят?(Четыре.)
-Покормите их молочком из миски.
Педагог выкладывает детям круги-миски.(По количеству котят.)
-Поставьте столько же мисок с молоком.
Дети берут по четыре миски.
-Всем котятам хватило мисок с молоком?
-Сколько вы поставили мисок?(Четыре.)
-Почему вы поставили четыре миски?( Каждому котёнку по одной миске. Котят -4, мисок-4.
4и4-поровну.)
- Затруднение в игровой ситуации.(Продолжение игры « В гостях у Кати».)
Дидактические задачи:создать мотивационную ситуацию для введения числа 5, счёта до 5;сформировать опыт фиксации затруднения и понимания его причины под руководством педагога; тренировать мыслительные операции, воспитывать любовь к животным..
Вдруг из-под дивана вылез ещё один котёнок и замяукал.
Каждый берёт из рук педагога по одному котёнку, гладит его и кладёт рядом с остальными.(Он отличается от остальных размером, цветом.)
-Чем отличается котёнок от других котят?(Цветом, размером)
-Сколько теперь котят?
Дети считают, дотрагиваясь пальчиком до каждого котёнка. Если кто-то сбился,возникает затруднение- как правильно считать дальше?
-Сумели ли все дети сосчитать котят?
-Почему не сумели?( Не знаем, как считать дальше.)
4.Открытие детьми нового знания.( Продолжение игры « В гостях у Кати.»)
Дидактические задачи:закрепить представления детей об образовании последующего числа из предыдущего, сформировать представление о числе пять, умение считать до пяти, сравнивать и уравнивать численность групп, состоящих из пяти предметов; сформировать опыт самостоятельного открытия, эмоционального переживания радости открытия.
- Что нужно сделать , чтобы узнать количество котят?( Надо узнать, как считать дальше.)
- Кто знает, какое число следует при счёте за числом 4?
Выслушиваются версии детей, если кто-то называет число пять, воспитатель хвалит его.
- Затем все дети считают котят, согласовывая числительные с существительными: один котёнок, два котёнка, три котёнка, четыре котёнка, пять котят.
- Если никто из детей не ответит, то можно актуализировать с ними способ действий в ситуации, когда надо что-то узнать- «спросить у того,кто знает»(у педагога)
Педагог рассказывает детям, что при счёте за числом 4 идёт число 5.
Педагог подводит итог: при счёте после 4 идёт 5.
-Как получилось 5 котят?(Было четыре, прибежал ещё один , получилось пять.)
- А теперь котят и мисок поровну? Всем ли котятам хватит молока?(Котят больше,чем мисок. Одному не хватит.)
- Как сделать поровну?
- Дети должны дать два варианта уравнивания: либо «прогнать» одного котёнка, либо добавить миску. Педагог и дети , конечно, останавливаются на втором варианте.
- Сколько теперь мисок?(5)
Делается вывод, что котят и мисок поровну.
5.Затруднение в игровой ситуации.
Продолжение игры «В гостях у Кати» .
Дидактические задачи: создать мотивационную ситуацию для введения новой цифры 5 ;сформировать опыт фиксации затруднения под руководством педагога; тренировать мыслительные операции, развивать речь,память.
На столе в стороне от детей карточки с цифрами 1,2,3.4,5(по количеству детей),6,7.
Педагог говорит детям, что на улице Кате кричат друзья и просят написать и показать в окно, сколько котят у неё.
-Выберите на столе карточку, которую Кате надо показать друзьям в окно.
Возникает затруднение, т.к. не все дети знают цифру 5.
-Сумели все выбрать карточку с цифрой 5? (Нет)
-Почему не сумели?(Не знаем, как записывается число пять.)
6.Преодоление затруднения. Окончание игры « В гостях у Кати».
Дидактические задачи:познакомить детей с цифрой 5, сформировать у них умение распознавать цифру 5 среди других цифр и соотносить её с количеством;закрепить умение преодолевать затруднение способом» спросить у того, кто знает»;тренировать мыслительные операции, развивать речь.
-Что нужно сделать , если не знаешь и очень хочешь узнать?(Спросить у того, кто знает.)
Дети спрашивают педагога, и он показывает им карточку, на которой написана цифра 5.
Педагог делает вывод: число пять записывается с помощью цифры 5.
Дети берут цифры 5 и показывают в окно друзьям Кати. Катя благодарит детей.
Они прощаются с Катей . Идут домой.
7.Включение нового знания в систему знаний.
Игра: «Что умеют делать котята.»
Дидактические задачи: организовать активный отдых детей, развивать воображение, фантазию, воспитывать бережное отношение к животным.
Педагог предлагает детям представить, что умеют делать котята и показать это.
Дети мяукают,облизываются, лакают, ходят, царапаются, выгибают спинки, как котята.
Игра: «Котята потерялись.»
Дидактические задачи:закрепить умение соотносить цифру с количеством предметов.
Детям раздаются карточки с заданием, на них пять домиков с номерами от 1 до 5 и пять котят с ошейниками, на которых точки от 1 до 5.
- Катя подарила котят друзьям. Друзья одели своим котятам ошейники от блох, на них написали точками номер дома, в котором они теперь живут. Котята ещё малы и однажды убежали из дома погулять и заблудились. Как помочь котятам?(Версии детей.)
-Нужно сосчитать количество точек на ошейнике котёнка и «отвести»его в свой дом.
Дети самостоятельно выполняют задание.(Помощь педагога детишкам,у которых задание вызвало затруднения.)
8.Итог занятия.
Дидактические задачи:восстановить в памяти детей, то что они делали на занятии, создать ситуацию успеха для всех.
Дети собираются около педагога.
-Где вы сегодня побывали?
-Кому помогли? Что интересного сделали?
Педагог хвалит детей и говорит о том, что они смогли накормить всех котят, помогли котятам найти дом, потому что научились считать до пяти и узнали, как записывается число 5.