СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок на тему "Русская равнина"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщение и систематизация знаний о природной взаимосвязи природных компонентов  на территории Русской равнины.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок на тему "Русская равнина"»

9

Тема урока: ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРИРОДНЫХ КОМПОНЕНТОВ НА ТЕРРИТОРИИ РУССКОЙ РАВНИНЫ


Цели:

Обобщение и систематизация знаний о природной взаимосвязи природных компонентов на территории Русской равнины.

Задачи:

1) образовательные – актуализация знаний, упрочнение географической номенклатуры;

2) развивающие — стимулирование творческой, мыслитель­ной деятельности учащихся; выявление причинно-следственных связей, развитие у учащихся познавательного инте­реса, стремление к самостоятельному поиску знаний по различным источникам географического знания;

3) воспитательные – формирование умения работать в коллективе, включаться в диалог друг с другом.

Оборудование:

тематические карты, атласы (физическая, тектониче­ская, климатическая, почвенная, карта растительности, зоогеографическая); карточки-задания; мультимедийное оборудование, презентация.


План урока

1. Организационный момент

2. Повторение ранее изученного материала (путешествие по Русской равнине)

3. Самостоятельная работа в группах (проблемы природных зон)

4. Тест

5. Домашнее задание

6. Подведение итогов урока

*7. Творческое задание



Ход урока

1. Организационный момент.

1) объявление темы урока (слайд 1);

2) постановка цели, задач урока (слайд 2)

Слово учителя.

— Ребята! Сегодня мы заканчиваем изучение темы «Природный комплекс Русской равнины». Давайте попробуем сформулировать цель нашего обобщающе-повторительного урока (Ответы учащихся, появляется слайд 2)


2. Повторение ранее изученного материала (путешествие по Русской равнине)


Слово учителя.

— Ребята! Сегодня мы заканчиваем изучение темы «Природный комплекс Русской равнины». Давайте попробуем сформулировать цель нашего обобщающе-повторительного урока (Ответы учащихся, появляется слайд 2)

А теперь задачи, которые мы должны выполнить в ходе этого урока. (Ответы учащихся, появляется слайд 2)

Велика территория Русской равнины, необъятны ее просторы. Какова протяженность Русской равнины с севера на юг? (Ответы учащихся,2,5 тыс. км)

Для того, чтобы повторить те знания, которые вы получили в ходе изучения данной темы давайте совершим небольшое путешествие от Кольского полуострова до Прикаспийской низменности (слайд № 3,4).

Отправной точкой нашего путешествия являются горы Хибины на Кольском полуострова — почему именно на Кольском полуострове находится самая высокая точка Русской равнины? (Ответы учащихся, выход кристаллического щита на поверхность).

А что лежит в основании Русской равнины? (Ответы учащихся древняя докембрийская платформа)

Каким образом мы можем попасть с Кольского полуострова в Центральную часть Русской равнины? (Ответы учащихся наземным, воздушным транспортом а также водным по системам каналов рек и озер, которыми богата северная часть Русской равнины)

С чем связана такое обилие водных ресурсов на севере равнины? (Ответы учащихся при небольшом количестве осадков недостаточное испарение приводит к избыточному увлажнению).

Какой тип климата наблюдается в данном природном комплексе (Ответы учащихся, большая часть территории равнины находится в умеренном континентальном климате и только небольшая часть северных территорий в зоне субарктического)

Большая протяженность равнины с севра на юг приводит к широтной зональности в результате которой наблюдается смена природных зон от арктических пустынь на севере до полупустынь и пустынь на юге (слайд № 3,4)..

Мы повторили основные природные компоненты Русской равнины. Остались животный и растительный мир. Потапову Саши было дано задние подготовить презентацию «Природа Русской равнины» (выступление Потапова Саши)


Самостоятельная работа в группах

(проблемы природных зон)

Следующим этапом нашего урока является групповая работа, в ходе которой вы должны будете узнать природную зону по описанию и назвать проблемы, с которыми человек сталкивается в результате хозяйственной деятельности в этой природной зоне (Учащиеся разбиваются на 6 групп согласно количеству зон, раздача карточек-заданий, время на подготовку ответов 5 мин, ответы представителей групп).


Зарядка (смена динамический поз – поворот друг к другу)


В карточках-заданиях содержится задание: По описанию определите тип природной зоны Русской равнины и укажите проблемы, с которыми человек сталкивается в результате хозяйственной деятельности в этой природной зоне:

1. Полярный день и полярная ночь, снежный покров маломощный, но плотный, сильные ветры, короткое прохладное лето, множество озер и болот, нет деревьев, господство мхов, лишайников, кустарничков, брусники, черники морошки, много перелетных птиц летом, типичные животные лемменги, песцы, северные олени, полярные совы.

2. Умеренно континентальный климат, увлажнение избыточное, много болот, почва подзолистая, среди растительности выделяются ель, сосна обыкновенная, пихта, типичные животные — бурый медведь, лось, рысь, белка, соболь.

3. Увлажнение достаточное, почвы дерново-подзолистые, серые лесные, растительность — ель, сосна, бук, дуб, липа, клен, береза, орешник, много птиц, типичные животные — лиса, заяц, волк, белка.

4. По долинам рек, в балках можно встретить участки леса дуб, клен, ясень, здесь близко расположены грунтовые воды, почвы серые лесные и черноземы, увлажнение недостаточное, но благодаря продолжительному теплому периоду создаются благоприятные условия для почвообразования.

5. Сплошной травянистый покров, образующий плотную дернину, много ковылей, внешний облик меняется в течение теплого периода от весны до осени, полное отсутствие деревьев, увлажнение недостаточное, почвы черноземные, типичные животные грызуны и копытные.

6. Климат континентальный, увлажнение скудное, лето жаркое, почвы каштановые и бурые, растительность не образует сплошного покрова (полынь, типчак, верблюжья колючка, солянка), типичные животные верблюд, множество пресмыкающихся — змеи, черепахи, ящерицы.


КАРТОЧКА–ЗАДАНИЕ № 1


По описанию определите тип природной зоны Русской равнины и укажите проблемы, с которыми человек сталкивается в результате хозяйственной деятельности в этой природной зоне:

«Полярный день и полярная ночь, снежный покров маломощный, но плотный, сильные ветры, короткое прохладное лето, множество озер и болот, нет деревьев, господство мхов, лишайников, кустарничков, брусники, черники морошки, много перелетных птиц летом, типичные животные лемменги, песцы, северные олени, полярные совы»


Зона

Проблемы, с которыми человек сталкивается в результате хозяйственной деятельности в этой природной зоне


























КАРТОЧКА–ЗАДАНИЕ № 2


По описанию определите тип природной зоны Русской равнины и укажите проблемы, с которыми человек сталкивается в результате хозяйственной деятельности в этой природной зоне:

«Умеренно континентальный климат, увлажнение избыточное, много болот, почва подзолистая, среди растительности выделяются ель, сосна обыкновенная, пихта, типичные животные — бурый медведь, лось, рысь, белка, соболь».


Зона

Проблемы, с которыми человек сталкивается в результате хозяйственной деятельности в этой природной зоне



























КАРТОЧКА–ЗАДАНИЕ № 3


По описанию определите тип природной зоны Русской равнины и укажите проблемы, с которыми человек сталкивается в результате хозяйственной деятельности в этой природной зоне:

«Увлажнение достаточное; почвы дерново-подзолистые, серые лесные; растительность — ель, сосна, бук, дуб, липа, клен, береза, орешник; много птиц; типичные животные — лиса, заяц, волк, белка».


Зона

Проблемы, с которыми человек сталкивается в результате хозяйственной деятельности в этой природной зоне



























КАРТОЧКА–ЗАДАНИЕ № 4


По описанию определите тип природной зоны Русской равнины и укажите проблемы, с которыми человек сталкивается в результате хозяйственной деятельности в этой природной зоне:

«По долинам рек, в балках можно встретить участки леса дуб, клен, ясень, здесь близко расположены грунтовые воды, почвы серые лесные и черноземы, увлажнение недостаточное, но благодаря продолжительному теплому периоду создаются благоприятные условия для почвообразования».


Зона

Проблемы, с которыми человек сталкивается в результате хозяйственной деятельности в этой природной зоне



























КАРТОЧКА–ЗАДАНИЕ № 5


По описанию определите тип природной зоны Русской равнины и укажите проблемы, с которыми человек сталкивается в результате хозяйственной деятельности в этой природной зоне:

«Сплошной травянистый покров, образующий плотную дернину; много ковылей; внешний облик меняется в течение теплого периода от весны до осени; полное отсутствие деревьев; увлажнение недостаточное; почвы черноземные; типичные животные грызуны и копытные».


Зона

Проблемы, с которыми человек сталкивается в результате хозяйственной деятельности в этой природной зоне



























КАРТОЧКА–ЗАДАНИЕ № 6


По описанию определите тип природной зоны Русской равнины и укажите проблемы, с которыми человек сталкивается в результате хозяйственной деятельности в этой природной зоне:

«Климат континентальный, увлажнение скудное, лето жаркое, почвы каштановые и бурые, растительность не образует сплошного покрова (полынь, типчак, верблюжья колючка, солянка), типичные животные верблюд, множество пресмыкающихся — змеи, черепахи, ящерицы»


Зона

Проблемы, с которыми человек сталкивается в результате хозяйственной деятельности в этой природной зоне


























Итоговая самостоятельная работа (тест)


Тест

1) К поднятиям фундамента приурочены:

а) Валдайская возвышенность;

б) Среднерусккая возвышенность;

в) Тиманский кряж;

г) Северные Увалые.


2) Климат Русской равнины:

а) морской;

б) континентальны;

в) умеренно-континентальный.


3) «Озерным краем» называют:

а) центр Русской равнины;

б) северо-восток Русской равнины;

в) северо-запад Русской равнины.


4) Самое крупное озеро Русской равнины:

а) Ладожское;

б) Онежское;

в) Имандра.


5) В тайге Русской равнины распространены леса:

а) еловые и сосновые;

б) листвиничные;

в) еловые и пихтовые.





После решения заданий учащиеся обмениваются карточками и проверяют решения друг у друга с выставлением баллов: «правильно» – 1 балл, «неправильно» – 0 баллов. Учитель показывает на слайде № 7 правильные решения заданий.

Ответы: 1 – б; 2 – в; 3 – в; 4 – а; 5 – а. 6 - Тиманский кряж; 7 - Белое море; 8 - Дон; 9 - Ергени; 10 - Валдайская возвышенность.


Рефлексия

1. Какие природные территории Русской равнины вам показались наиболее интересными? Почему?

2. Почему на данной территории так много замечательных уголков природы?


Домашнее задание.

Слайд № 9

1. Подготовиться к итоговой проверочной работе, повторить §§ 32 – 34.

2*. Творческое задание по теме: «Составить туристический проспект «По Русской равнине».




Итог урока

Я думаю урок вам понравился. Вы вспомнили и повторили учебный. И теперь эти знания используйте в итоговой проверочной работе.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!