МБОУ «Ивановская средняя общеобразовательная школа»
Открытый урок
в 8б классе по теме
"Нестандартные способы решения квадратных уравнений".
(со слайдовым сопровождением)
Подготовила и провела: учитель математики
I квалификационной категории
Минаева Инна Ивановна
2015 год
Открытый урок по теме: «Нестандартные способы решения квадратных уравнений»
Эпиграф к уроку:
Предмет математики настолько серьёзен, что полезно не упускать случая.делать его немного занимательным.
Паскаль
Цели:
Показать уровень усвоения программного материала по теме «Квадратные уравнения», навыкирешения квадратных уравнений с помощью применения формул корней квадратныхуравнений, изучить новый способ решения квадратных уравнений.
Развитие вычислительных навыков, навыков решения квадратных уравнений с помощьюформул, навыков нахождения дискриминанта квадратного уравнения, развитие логическогомышления,
Способствовать воспитанию рациональной организации труда, внимательности, активному участию в учебно-познавательном процессе, самостоятельности.
Оборудование к уроку: Мультимедийный проектор, памятки, «домино» - карточки для работы в парах.
Ход урока
1. Организационный момент «Настроимся на урок!»
Здравствуйте, ребята и гости нашего урока! Мы завершаем изучение темы «Квадратные уравнения». И на сегодняшнем уроке вы, ребята, покажите, что не только имеете знания по этой теме, но и умеете их применять, а я вам в этом помогу. А ещё мы заглянем за страницы учебника алгебры и познакомимся с некоторыми нестандартными способами решения квадратных уравнений.
Эпиграфом к уроку я взяла слова великого математика Паскаля: «Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упускать случая, делать его немного занимательным». В течение урока мы еще не раз вернемся к этим словам. (Слайд 2)
2. Проверка домашнего задания.
Начнем урок с проверки домашнего задания. Проверим №549. (Слайды 3, 4)
3. Устная работа
Вспомнить основные способы решения квадратных уравнений (слайд 5).
1. х2-7х = 0; 4. 3х2 +2х – 1 = 0;
2. х2 + 6х + 5 = 0; 5. х2 – 16 = 0;
3. х2 + 4х – 5 = 0; 6.2х2 - 5х + 3 = 0.
Вопросы к классу:
1. Какого вида уравнения записаны на доске?
2. Какие квадратные уравнения называются: а) полными; б) неполными?
3. Укажите из данных квадратных уравнений: а) полные; б) неполные.
Назовите коэффициенты неполных уравнений.
4. Какие уравнения называются приведёнными?
5. Назовите приведённые квадратные уравнения и укажите сумму и
произведение корней этих уравнений.
6. Как можно найти корни приведенного квадратного уравнения?
4. Знакомство с нестандартными способами решения уравнений.
Как можно решить уравнения 2, 3, 4,6?
При решении квадратных уравнений, кроме известных приёмов и формул часто удобно
применять другие методы, с которыми мы сегодня познакомимся.
Первый способ: (использование свойствкоэффициентов квадратного уравнения).
Решите уравнения 2,3,4,6на местах, каждая парта – пара, каждый ряд – группа. Через 10 мин. ответы на экране.
Провести анализ результатов решённых уравнений: сравнить ответы, найти общее и
отличие. Обратить внимание на коэффициенты уравнений, установить связь между суммой коэффициентов уравнения и его корнями.
На экране:
х2 + 6х + 5 = 0 3х2 +2х – 1 = 0 х2 + 4х – 5 = 0 2х2 – 5х + 3 = 0
a = 1, b = 6, c = 5 a = 3, b = 2, c = –1 a = 1, b = 4, c = – 5 a = 2, b = – 5, c = 3
a + c = b a + c = b a + b +c = 0 a + b + c = 0
x1 = – 1, x2 = – -5 x1 = – 1, x2 = 1/3 x1 = 1, x2 = – 5 x1 = 1, x2 = 3/2
(учащиеся замечают, что для коэффициентов в уравнениях существует определенная связь).
Памятка №1
При решении уравнения ax²+bx +c =0, (a ≠ 0) можно пользоваться следующим
правилом:
1. Если a+b+c=0, то х1 = 1, x2 = с/а;
2. Если a+c=b, то x1 = -1, x2 = - с/а.
Замечание: При решении полного квадратного уравнения полезно сначала проверить, является ли число 1(число -1) его корнем. Если да, то воспользоваться правилом №1 (правилом №2).
Творческое задание. Составить два уравнения, коэффициенты которых обладают даннымиспособами, и найти их корни (два ученика у доски решают свои уравнения).
Второй способ: (способ «переброски» старшего коэффициента).
Каким способом можно решить уравнение 2х2 – 11х + 15 = 0? (по формуле). Это уравнение можно решить другим способом. Рассмотрим его (слайд).
Умножить обе части уравнения на 2, получим 2² х²- 2*11х+ 2*15=0
Пусть 2х = t, получим t² – 11t +30 =0, по теореме обратной теореме Виета найдем корни:
t1 = 5, t2 = 6.
Затем найдем корни исходного уравнения, следующим образом:
2х1 = 5 и 2х2 = 6
х1 = 2,5 х2 = 3
Ответ: 2,5; 3
Памятка №2
Умножим обе части уравнения на a ≠ 0, получим , а²х² + аbх +ас = 0.
Пусть ах = t, получим t² + bt + ас = 0,
t1, t2 найдем по теореме обратной теореме Виета.
Имеем ах1 = t1 и ах2 = t2,
тогда х1 = t1/а и х2 = t2/а
Замечание:Данный метод подходит для квадратных уравнений с «удобными» коэффициентами.
В некоторых случаях он позволяет решить уравнение устно.
Задание.Решить уравнения данным способом самостоятельно в парах, а затем два ученика у доски. 2х² + 7х + 6 = 0, 5х² + 3х – 2 = 0.
5. Самостоятельная работа (задание по рефлексии их деятельности).
Вернемся к эпиграфу нашего урока. Попытаемся сделать математику хотя бы сегодня на уроке немного более занимательной. Вам необходимо угадать, что же находится в черном ящике.
На каждой парте лежит по 1 экземпляру домино. Учащиеся должны его разложить, чтобы получилась «цепочка» : уравнение – больший корень и т. д.. Домино считается разложенным, если все карточки использованы, причем крайние половинки первой и последней карточки должны быть пустыми. Если же использованы не все карточки, значит, допущена ошибка.
Если все разложено верно, то перевернув карточки, можно прочитать зашифрованное слово:
Решить уравнения, надо используя один из новых методов решения уравнений (пользуясь памятками).
Решив, уравнения вы должны расшифровать слово.
Чтобы его расшифровать нужно взять больший корень уравнения. (слайд)
1 вариант 2 вариант
а) 2х² - 5х +3 = 0; а) х² - 19х + 18 = 0;
б) 2х² + 3х +1 = 0; б) 9х² + х - 10 = 0;
в) х² +5х - 6 = 0; в) 2х² + 9х + 10 = 0;
г) 5х² - х - 6 = 0; г) х² + 3х + 2 = 0;
д) 4х² - 37х + 9 = 0. е) 4х² - 17х + 4 = 0.
Через 10 минут проверить кодовые слова (на экране ключ).
1 вариант
К
О
Р
Е
Н
Ь
УЧИТЕЛЬ: - Как вы думаете, какой корень может находиться в чёрном ящике?
2 вариант
Ц
В
Е
Т
О
2 | |
К
Учитель: Значит, в черном ящике лежит корень какого - то цветка.
Догадайтесь, корень какого цветка лежит в чёрном ящике, если в народе о нём говорят: «Цветы ангельские, а когти дьявольские».
(РОЗА)
Видите, ребята, все в этом мире взаимосвязано: математика, русский язык, биология. Мы увидели, что слово «корень» встречается на уроках и русского языка, и биологии, и математики. И не только.
6. Немного истории (сообщение учащегося)
История возникновения квадратных уравнений.
А) Индия. Задачи на квадратные уравнения встречаются уже в 499 году.
В Древней Индии были распространены публичные соревнования в решении трудных задач. В одной из старинных индийских книг говорится по поводу таких соревнований следующее: «Как солнце блеском своим затмевает звезды так ученый человек затмит славу другого в народных собраниях, предлагая и решая алгебраические задачи». Часто они были в стихотворной форме.
Слайд 1
б) Европа. Формулы решения квадратных уравнений в Европе были впервые изложены в «Книге абака» написанной в 1202 году итальянским математиком Леонардо Фибоначчи. Эта книга способствовала распространению алгебраических знаний не только в Италии, но и в Германии Франции и в других странах. Общее правило решения квадратных уравнений было сформулировано лишь в 1544 году Штифелем.
Слайд №2
В) Древний Вавилон. Необходимость решать уравнения не только первой, но и второй степени еще в древности была вызвана потребностью решать задачи связанные с нахождением площадей земельных участков и земляными работами военного характера, а также с развитием астрономии и самой математики. Квадратные уравнения умели решать около 2000 лет до н.э. вавилоняне. Но решения были только в виде рецептов, и отсутствовало отрицательное число и общие методы решения квадратных уравнений.
7. Итог урока
Учитель:
Что нового мы узнали на уроке?
Какое уравнение называется квадратным?
Какие виды квадратных уравнений вы знаете?
И закончить сегодняшний урок хотелось бы словами великого математика У. Сойера: «Человеку, изучающему алгебру, часто полезнее решить одну и ту же задачу тремя различными способами, чем решить три-четыре различные задачи. Решая одну задачу различными методами, можно путем сравнений выяснить, какой из них короче и эффективнее. Так вырабатывается опыт»
Оценивание учащихся. Сообщение домашнего задания.
8. Домашнее задание.
Составить и решить три квадратных уравнения, используя новые методы решения.
Памятка №1
При решении уравнения ax²+bx +c =0, (a ≠ 0) можно пользоваться следующим
правилом:
1. Если a+b+c=0, то х1= 1, x2 = с/а;
2. Если a+c=b, то x1 = -1, x2 = - с/а.
Замечание: При решении полного квадратного уравнения полезно сначала проверить, является ли число 1(число -1) его корнем. Если да, то воспользоваться правилом №1 (правилом №2).
Памятка №1
При решении уравнения ax²+bx +c =0, (a ≠ 0) можно пользоваться следующим
правилом:
1. Если a+b+c=0, то х1= 1, x2 = с/а;
2. Если a+c=b, то x1 = -1, x2 = - с/а.
Замечание: При решении полного квадратного уравнения полезно сначала проверить, является ли число 1(число -1) его корнем. Если да, то воспользоваться правилом №1 (правилом №2).
Памятка №1
При решении уравнения ax²+bx +c =0, (a ≠ 0) можно пользоваться следующим
правилом:
1. Если a+b+c=0, то х1 = 1, x2 = с/а;
2. Если a+c=b, то x1 = -1, x2 = - с/а.
Замечание: При решении полного квадратного уравнения полезно сначала проверить, является ли число 1(число -1) его корнем. Если да, то воспользоваться правилом №1 (правилом №2).
Памятка №1
При решении уравнения ax²+bx +c =0, (a ≠ 0) можно пользоваться следующим
правилом:
1. Если a+b+c=0, то х1= 1, x2 = с/а;
2. Если a+c=b, то x1 = -1, x2 = - с/а.
Замечание: При решении полного квадратного уравнения полезно сначала проверить, является ли число 1(число -1) его корнем. Если да, то воспользоваться правилом №1 (правилом №2).
Памятка №2
Умножим обе части уравнения на a ≠ 0, получим , а²х² + аbх +ас = 0.
Пусть ах = t, получим t² + bt + ас = 0,
t1, t2 найдем по теореме обратной теореме Виета.
Имеем ах1 = t1 и ах2 = t2,
тогда х1 = t1/а и х2 = t2/а
Замечание: Данный метод подходит для квадратных уравнений с «удобными» коэффициентами.
Памятка №2
Умножим обе части уравнения на a ≠ 0, получим , а²х² + аbх +ас = 0.
Пусть ах = t, получим t² + bt + ас = 0,
t1, t2 найдем по теореме обратной теореме Виета.
Имеем ах1 = t1 и ах2 = t2,
тогда х1 = t1/а и х2 = t2/а
Замечание: Данный метод подходит для квадратных уравнений с «удобными» коэффициентами.
Памятка №2
Умножим обе части уравнения на a ≠ 0, получим , а²х² + аbх +ас = 0.
Пусть ах = t, получим t² + bt + ас = 0,
t1, t2 найдем по теореме обратной теореме Виета.
Имеем ах1 = t1 и ах2 = t2,
тогда х1 = t1/а и х2 = t2/а
Замечание: Данный метод подходит для квадратных уравнений с «удобными» коэффициентами.
Памятка №2
Умножим обе части уравнения на a ≠ 0, получим , а²х² + аbх +ас = 0.
Пусть ах = t, получим t² + bt + ас = 0,
t1, t2 найдем по теореме обратной теореме Виета.
Имеем ах1 = t1 и ах2 = t2,
тогда х1 = t1/а и х2 = t2/а
Замечание: Данный метод подходит для квадратных уравнений с «удобными» коэффициентами.
«Человеку, изучающему алгебру, часто полезнее решить одну и ту же задачу тремя различными способами, чем решить три-четыре различные задачи. Решая одну задачу различными методами, можно путем сравнений выяснить, какой из них короче и эффективнее. Так вырабатывается опыт»
У. Сойер