СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 15.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок "Образ Плюшкина в поэме Н.В.Гоголя "Мёртвые души""

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок литературы "Образ Плюшкина в поэме Н.В.Гоголя "Мёртвые души"" (9 класс)

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок "Образ Плюшкина в поэме Н.В.Гоголя "Мёртвые души""»

Раздел ІІІ

САТИРА НА ОБЩЕСТВО

Фамилия, имя, отчество педагога

Тугомбаева Б.К.

Дата

24.02.2023

Класс:


Количество

присутствующих:

Количество

отсутствующих:

Тема урока

Образ Плюшкина в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души»

Цели обучения в соответствии

с учебной программой

9.2.6.1 - анализировать художественный мир произведения, оформляя своё представление с помощью различных способов свертывания информации (схемы, таблицы, интеллект-карты, ментальные карты, ПОПС-формулы, диаграммы и пр.);


9.2.7.1 - определять способы выражения авторского отношения к героям и изображаемым событиям

Цели урока

  • анализировать поэму «Мёртвые души», сворачивая информацию через ПОПС – формулу, таблицу, кластер, ментальную карту;

  • определять 3 способа авторского отношения к Плюшкину (через описание портрета, интерьера и жизнь героя).

ХОД УРОКА


Этап урока/ Время

Действия педагога

Действия ученика

Оценивание

Ресурсы

Начало урока.

5 мин.


Вызов


І. Организационный момент

Мотивация.

Ребята, сейчас мы мысленно садимся в дорожные экипажи и вслед за Чичиковым продолжим путешествие по страницам поэмы Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души».


ІІ. Актуализация опорных знаний

Вопрос:

? - С чем литературоведы сравнивают композицию «Мертвых душ»? Как ее называют?

Приблизительный ответ:

омпозицию «Мертвых душ» называют ниткой с бусами).


? - Почему композиция поэмы получила такое название? Чем в ней является ниткой и что - бусами?

Приблизительный ответ:

(Нитка – это дорога, по которой путешествует Чичиков, а бусинками на ней являются эпизоды и сцены, где Чичиков встречается с помещиками и чиновниками города N.)


Обращаю внимание ребят на портреты помещиков, нарисованных Арефьевой Инной и расположенных в виде нитки с бусами.

ІІІ. Формулировка темы урока.

? – Какие сцены – бусинки мы с вами уже изучили, с какими помещиками познакомились? К кому приезжал Чичиков и у кого на время останавливался?

Приблизительный ответ:

(Вначале наш герой приехал к Манилову, затем - к Коробочке, потом на постоялом дворе встретился с Ноздревым, и тот уговорил его поехать к нему. От него Чичиков отправился к Собакевичу.)


? - Заканчивается ли на этом путешествие героя? Если нет, то о ком пойдет сегодня наш разговор на уроке?

Приблизительный ответ:

(Чичиков продолжает свой путь и приезжает к Плюшкину. Именно об этом герое пойдет сегодня речь на уроке.)


? - Как мы можем сформулировать тему сегодняшнего урока?

Учитель помогает скорректировать тему.

Приблизительный ответ:

Она звучит так: «Образ Плюшкина в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»


IV. Мотивация деятельности. Целеполагание.

? - Что мы узнаем о герое?

Приблизительный ответ:

а) Мы познакомимся с его портретной характеристикой и социальным положением (Портретная характеристика – важнейшее средство раскрытия характера героя, его нравственной сути).

б) Описанием усадьбы, дома, интерьера и жизни героя.

г) Наконец, поразмышляем о том, как сам автор относится к герою и как этот герой помогает ему раскрыть главную идею своего произведения.


V. Первичное усвоение знаний. Первичная проверка понимания.

? - Вспомните, по какому плану Гоголь строит все главы о помещиках? Что, кроме портрета, помогает писателю раскрыть характер каждого помещика?

Приблизительный ответ:

(Писатель обязательно описывает дом помещика, обращает внимание на его интерьер, рассказывает о хозяйстве: хозяйственные постройки, огороды, хозяйственная деятельность; затем писатель описывает обед и, наконец, подробно повествует о поведении героев во время заключения торговой сделки.)








Определяют композицию поэмы.

Отвечают на вопросы.




Отвечают на вопрос «Почему композиция поэмы получила такое название?»






















Формулируют тему урока.

Предполагаемые варианты учащихся:

Помещик Плюшкин. Чичиков у Плюшкина.



Прогнозируют, что они узнают о Плюшкине.












Вспоминают по какому плану Гоголь строил все главы о помещиках.

Словесная похвала

Стикеры


Презентация


Фрагменты из художественного текста


Бумага А4



Ватманы


Середина урока

(35 мин.)


Осмысление























VІ. Открытие нового

1 группа: Деревня, усадьба, дом и хозяйство Плюшкина (заполнить таблицу)

Критерии:

- Описывает поместье и дом помещика

- Определяет авторское отношение к Степану Александровичу Плюшкину через описание поместья и дома помещика

Что увидел Чичиков

Состояние владений

Обширное село со множеством изб и улиц

Какая-то особенная ветхость…на всех деревенских строениях

Бревенчатая мостовая

Бревна, как фортепьянные клавиши, подымались то вверх, то вниз

Дома с балкончиками под крышами и перилами

покосились и почернели

Две сельские церкви, одна возле другой, опустевшая деревянная и каменная, с желтенькими стенами

испятнанная, истрескавшаяся

Господский дом

Каким-то дряхлым инвалидом глядел сей странный замок…

2 группа: Портрет Плюшкина (заполнить шаблон)

Критерии:

- Описывает внешний вид главного героя

- Определяет авторское отношение к Плюшкину через портрет


3 группа: Интерьер комнаты Плюшкина (составить ментальную карту на основе художественного текста)

Критерии:

- Описывает интерьер комнаты главного героя

- Определяет авторское отношение к Плюшкину через интерьер


4 группа: Торговая сделка между Плюшкиным и Чичиковым по продаже и покупке «мертвых» душ (составить монолог от имени Павла Ивановича Чичикова)

Критерии:

- Описывает эпизод торговой сделки между Плюшкиным и Чичиковым по продаже и покупке «мертвых» душ

- Определяет авторское отношение к Плюшкину через торговую сделку


Защита учащимися творческих работ


? - Почему Н.В.Гоголь рассказывает историю жизни Плюшкина в «Мертвых душах»?

СЛОВО УЧИТЕЛЯ: Плюшкин потерял свою индивидуальность, потерял свое лицо во всех отношениях. Что же привело его к такому результату? Что такого произошло в его жизни, что заставило его так опуститься? Перечитайте историю жизни Плюшкина и в рабочей тетради напишите, каким был герой в начале истории жизни и в конце ее. Обладал ли герой какими-либо положительными качествами в начале и в конце ее. Перечислите эти качества, если они есть.


Критерии:

- Находит в тексте описание Плюшкина до его превращения в «прореху на человечестве»

- Определяет авторское отношение через описание жизни героя ДО / ПОСЛЕ

 

? - В шестой главе есть немало деталей, указывающих на возможность духовного преображения помещика Плюшкина. 

? – Умерла ли душа Плюшкина окончательно? Или имеет ли Плюшкин надежду на возрождение?


ФОРМУЛА – ПОПС

ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС:

- Так имеет ли Плюшкин надежду на возрождение?

П – позиция.

«Я считаю, что…», «На мой взгляд, эта проблема заслуживает / не заслуживает внимания», «Я согласен с…».

О – обоснование, объяснение своей позиции.

«Потому что…» или «Так как…».

П – примеры.

«Например, …», «Я могу доказать это на примере…».

С – следствие (суждение или умозаключение).

«Таким образом…», «Подводя итог…», «Поэтому…», «Исходя из сказанного, я делаю вывод о том, что…».


? - Зачем Гоголь подробно описывает сад Плюшкина?

Приблизительный ответ:

(Гоголь подробно описывает сад Плюшкина, потому что среди безнадёжного положения, всеобщего вымирания и ужаса сад всё ещё живёт, является донельзя очевидной метафорой надежды на возрождение, на тот самый шанс искупления всех человеческих грехов и обретения чего-то поистине светлого.)


? - Что символизирует сад Плюшкина?

Приблизительный ответ:

(Автор сравнивает берёзу с колонной. Колонна символизирует мировую ось, удерживающую Небо и связывающую его с Землёй; также символизирует Древо Жизни. Из этого следует, что душа Плюшкина тянется к Небу, к раю. Сад, как образ рая, является обиталищем души. И если исходить из того, что Плюшкин, как было сказано выше, обнаруживает признаки души, то сад в шестой главе поэмы «Мёртвые души» - это метафора души нашего героя: «Старый, обширный, тянувшийся позади дома сад, выходивший за село и потом пропадавший в поле, заросший и заглохлый…». У сада Плюшкина нет ограждений, он выходит за село и пропадает в поле. За ним нет догляда, он предоставлен самому себе. Он как будто безграничен. Как душа.


Выполняют групповую работу.



































Защита учащимися творческих работ




Работают по художественному тексту.

Читают историю жизни Плюшкина в «Мертвых душах».


Находят в тексте описание Плюшкина до его превращения в «прореху на человечестве».

Определяют авторское отношение через описание жизни героя ДО / ПОСЛЕ.










Отвечают на проблемный вопрос по ФОРМУЛЕ ПОПС.











Находят в тексте описание сада Плюшкина.

Отвечают на вопрос «Зачем Гоголь подробно описывает сад Плюшкина?»



Отвечают на вопрос «Что символизирует сад Плюшкина?»




















Дескрипторы:

1. Составляет и заполняет

бланк паспорта Плюшкина из пунктов не менее 7-и.

2. Характеризует

Плюшкина, выражает своё и авторское отношение к герою.














Взаимооценивание групп

(Две звезды, одно пожелание).























Взаимоценивание групп.




Учебник




































Учебник



























































Конец урока

5 мин.


Рефлексия













СЛОВО УЧИТЕЛЯ

- Перед нами человек, который не выполнил своего предназначения – быть человеком. Рисуя вконец развалившуюся жизнь Плюшкина, Гоголь снова и снова оглядывается на природу человеческую, напоминая о долге человека перед самим собой.

ЧТЕНИЕ ОТРЫВКА УЧИТЕЛЕМ

«И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек! Мог так измениться!

И похоже это на правду? Все похоже на правду, все может статься с человеком. Нынешний же пламенный юноша отскочил бы с ужасом, если бы показали ему его же портрет в старости. Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом! Грозна, страшна грядущая впереди старость, и ничего не

отдает назад и обратно!»


? - Как вы понимаете смысл последнего предложения?

Старость подводит итог человеческой жизни. В старости исправлять ошибки уже поздно.


? - Старость подвела итог жизни Плюшкина. Его душа превратилась в руины. А что нужно для того, чтобы к старости выстроить прекрасный дворец? Найдите ответ в словах Гоголя.

«Для этого нужно в юности беречь душу, не позволить себе растерять, растратить духовные ценности».

Иными словами, быть ответственными перед самими собой, беречь в себе человека.


? - Актуальны ли слова Гоголя, сказанные им почти 200 лет назад сейчас?

(Почему-то принято считать, что юность – это еще не жизнь, а только репетиция. Все еще успеется, все еще впереди. А ведь именно в юности закладываются основы мировоззрения,

формируется система нравственных ценностей. Юность – своеобразный вектор жизни, если он будет неправильным, жизнь скатится под откос. Вы еще очень юны, и я желаю вашей юности,

как бы это парадоксально не звучало, мудрости. Будьте мудрыми, не упустите сейчас главное, важное, прекрасное, тогда и здание, выстроенное вами к старости, тоже будет прекрасно.)


ІV. Рефлексия


1 - 2 группы ответьте на вопрос: «Какое из качеств человеческого характера мне кажется наиболее отвратительным, и я никогда не позволю поселиться ему в моей душе?»

Ответ запишите на листе, заверните край, закрыв свой ответ, и передайте лист сидящему за вами товарищу.


3 - 4 группы должны проделать такую же работу, ответив на другой вопрос: «Какое качество характера мне кажется самым важным для человека, и мне хотелось бы обладать им?»

Когда вы ответите на них и вернете листочки, вы построите свою лестницу человеческого совершенствования и несовершенствования.


V. Домашнее задание:

Написать мини- эссе (50- 70 слов)

«Как и почему трудолюбивый хозяин Плюшкин превратился в «прореху на человечестве»?







Слушают отрывок из художественного текста.










Отвечают на вопросы учителя «Как вы понимаете смысл последнего предложения?


Делятся своими мыслями по вопросу «Для этого нужно в юности беречь душу, не позволить себе растерять, растратить духовные ценности».)



Отвечают на вопрос «Актуальны ли слова Гоголя, сказанные им почти 200 лет назад сейчас?»










Отвечают на вопросы в стикерах.

Выстраивают лестницу человеческого совершенствования и несовершенствования.







Записывают Д/З в дневниках.


Лист самоценивания







































































Стикеры












Дневник









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя