Начало урока. 5 мин. Вызов | І. Организационный момент Мотивация. Ребята, сейчас мы мысленно садимся в дорожные экипажи и вслед за Чичиковым продолжим путешествие по страницам поэмы Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души». ІІ. Актуализация опорных знаний Вопрос: ? - С чем литературоведы сравнивают композицию «Мертвых душ»? Как ее называют? Приблизительный ответ: (Композицию «Мертвых душ» называют ниткой с бусами). ? - Почему композиция поэмы получила такое название? Чем в ней является ниткой и что - бусами? Приблизительный ответ: (Нитка – это дорога, по которой путешествует Чичиков, а бусинками на ней являются эпизоды и сцены, где Чичиков встречается с помещиками и чиновниками города N.) Обращаю внимание ребят на портреты помещиков, нарисованных Арефьевой Инной и расположенных в виде нитки с бусами. ІІІ. Формулировка темы урока. ? – Какие сцены – бусинки мы с вами уже изучили, с какими помещиками познакомились? К кому приезжал Чичиков и у кого на время останавливался? Приблизительный ответ: (Вначале наш герой приехал к Манилову, затем - к Коробочке, потом на постоялом дворе встретился с Ноздревым, и тот уговорил его поехать к нему. От него Чичиков отправился к Собакевичу.) ? - Заканчивается ли на этом путешествие героя? Если нет, то о ком пойдет сегодня наш разговор на уроке? Приблизительный ответ: (Чичиков продолжает свой путь и приезжает к Плюшкину. Именно об этом герое пойдет сегодня речь на уроке.) ? - Как мы можем сформулировать тему сегодняшнего урока? Учитель помогает скорректировать тему. Приблизительный ответ: Она звучит так: «Образ Плюшкина в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» IV. Мотивация деятельности. Целеполагание. ? - Что мы узнаем о герое? Приблизительный ответ: а) Мы познакомимся с его портретной характеристикой и социальным положением (Портретная характеристика – важнейшее средство раскрытия характера героя, его нравственной сути). б) Описанием усадьбы, дома, интерьера и жизни героя. г) Наконец, поразмышляем о том, как сам автор относится к герою и как этот герой помогает ему раскрыть главную идею своего произведения. V. Первичное усвоение знаний. Первичная проверка понимания. ? - Вспомните, по какому плану Гоголь строит все главы о помещиках? Что, кроме портрета, помогает писателю раскрыть характер каждого помещика? Приблизительный ответ: (Писатель обязательно описывает дом помещика, обращает внимание на его интерьер, рассказывает о хозяйстве: хозяйственные постройки, огороды, хозяйственная деятельность; затем писатель описывает обед и, наконец, подробно повествует о поведении героев во время заключения торговой сделки.) | Определяют композицию поэмы. Отвечают на вопросы. Отвечают на вопрос «Почему композиция поэмы получила такое название?» Формулируют тему урока. Предполагаемые варианты учащихся: Помещик Плюшкин. Чичиков у Плюшкина. Прогнозируют, что они узнают о Плюшкине. Вспоминают по какому плану Гоголь строил все главы о помещиках. | Словесная похвала | Стикеры Презентация Фрагменты из художественного текста Бумага А4 Ватманы |
Середина урока (35 мин.) Осмысление | VІ. Открытие нового 1 группа: Деревня, усадьба, дом и хозяйство Плюшкина (заполнить таблицу) Критерии: - Описывает поместье и дом помещика - Определяет авторское отношение к Степану Александровичу Плюшкину через описание поместья и дома помещика Что увидел Чичиков | Состояние владений | Обширное село со множеством изб и улиц | Какая-то особенная ветхость…на всех деревенских строениях | Бревенчатая мостовая | Бревна, как фортепьянные клавиши, подымались то вверх, то вниз | Дома с балкончиками под крышами и перилами | …покосились и почернели | Две сельские церкви, одна возле другой, опустевшая деревянная и каменная, с желтенькими стенами | … испятнанная, истрескавшаяся | Господский дом | Каким-то дряхлым инвалидом глядел сей странный замок… | 2 группа: Портрет Плюшкина (заполнить шаблон) Критерии: - Описывает внешний вид главного героя - Определяет авторское отношение к Плюшкину через портрет 3 группа: Интерьер комнаты Плюшкина (составить ментальную карту на основе художественного текста) Критерии: - Описывает интерьер комнаты главного героя - Определяет авторское отношение к Плюшкину через интерьер 4 группа: Торговая сделка между Плюшкиным и Чичиковым по продаже и покупке «мертвых» душ (составить монолог от имени Павла Ивановича Чичикова) Критерии: - Описывает эпизод торговой сделки между Плюшкиным и Чичиковым по продаже и покупке «мертвых» душ - Определяет авторское отношение к Плюшкину через торговую сделку Защита учащимися творческих работ ? - Почему Н.В.Гоголь рассказывает историю жизни Плюшкина в «Мертвых душах»? СЛОВО УЧИТЕЛЯ: Плюшкин потерял свою индивидуальность, потерял свое лицо во всех отношениях. Что же привело его к такому результату? Что такого произошло в его жизни, что заставило его так опуститься? Перечитайте историю жизни Плюшкина и в рабочей тетради напишите, каким был герой в начале истории жизни и в конце ее. Обладал ли герой какими-либо положительными качествами в начале и в конце ее. Перечислите эти качества, если они есть. Критерии: - Находит в тексте описание Плюшкина до его превращения в «прореху на человечестве» - Определяет авторское отношение через описание жизни героя ДО / ПОСЛЕ ? - В шестой главе есть немало деталей, указывающих на возможность духовного преображения помещика Плюшкина. ? – Умерла ли душа Плюшкина окончательно? Или имеет ли Плюшкин надежду на возрождение? ФОРМУЛА – ПОПС ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС: - Так имеет ли Плюшкин надежду на возрождение? П – позиция. «Я считаю, что…», «На мой взгляд, эта проблема заслуживает / не заслуживает внимания», «Я согласен с…». О – обоснование, объяснение своей позиции. «Потому что…» или «Так как…». П – примеры. «Например, …», «Я могу доказать это на примере…». С – следствие (суждение или умозаключение). «Таким образом…», «Подводя итог…», «Поэтому…», «Исходя из сказанного, я делаю вывод о том, что…». ? - Зачем Гоголь подробно описывает сад Плюшкина? Приблизительный ответ: (Гоголь подробно описывает сад Плюшкина, потому что среди безнадёжного положения, всеобщего вымирания и ужаса сад всё ещё живёт, является донельзя очевидной метафорой надежды на возрождение, на тот самый шанс искупления всех человеческих грехов и обретения чего-то поистине светлого.) ? - Что символизирует сад Плюшкина? Приблизительный ответ: (Автор сравнивает берёзу с колонной. Колонна символизирует мировую ось, удерживающую Небо и связывающую его с Землёй; также символизирует Древо Жизни. Из этого следует, что душа Плюшкина тянется к Небу, к раю. Сад, как образ рая, является обиталищем души. И если исходить из того, что Плюшкин, как было сказано выше, обнаруживает признаки души, то сад в шестой главе поэмы «Мёртвые души» - это метафора души нашего героя: «Старый, обширный, тянувшийся позади дома сад, выходивший за село и потом пропадавший в поле, заросший и заглохлый…». У сада Плюшкина нет ограждений, он выходит за село и пропадает в поле. За ним нет догляда, он предоставлен самому себе. Он как будто безграничен. Как душа. | Выполняют групповую работу. Защита учащимися творческих работ Работают по художественному тексту. Читают историю жизни Плюшкина в «Мертвых душах». Находят в тексте описание Плюшкина до его превращения в «прореху на человечестве». Определяют авторское отношение через описание жизни героя ДО / ПОСЛЕ. Отвечают на проблемный вопрос по ФОРМУЛЕ ПОПС. Находят в тексте описание сада Плюшкина. Отвечают на вопрос «Зачем Гоголь подробно описывает сад Плюшкина?» Отвечают на вопрос «Что символизирует сад Плюшкина?» | Дескрипторы: 1. Составляет и заполняет бланк паспорта Плюшкина из пунктов не менее 7-и. 2. Характеризует Плюшкина, выражает своё и авторское отношение к герою. Взаимооценивание групп (Две звезды, одно пожелание). Взаимоценивание групп. | Учебник Учебник |
Конец урока 5 мин. Рефлексия | СЛОВО УЧИТЕЛЯ - Перед нами человек, который не выполнил своего предназначения – быть человеком. Рисуя вконец развалившуюся жизнь Плюшкина, Гоголь снова и снова оглядывается на природу человеческую, напоминая о долге человека перед самим собой. ЧТЕНИЕ ОТРЫВКА УЧИТЕЛЕМ «И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек! Мог так измениться! И похоже это на правду? Все похоже на правду, все может статься с человеком. Нынешний же пламенный юноша отскочил бы с ужасом, если бы показали ему его же портрет в старости. Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом! Грозна, страшна грядущая впереди старость, и ничего не отдает назад и обратно!» ? - Как вы понимаете смысл последнего предложения? Старость подводит итог человеческой жизни. В старости исправлять ошибки уже поздно. ? - Старость подвела итог жизни Плюшкина. Его душа превратилась в руины. А что нужно для того, чтобы к старости выстроить прекрасный дворец? Найдите ответ в словах Гоголя. «Для этого нужно в юности беречь душу, не позволить себе растерять, растратить духовные ценности». Иными словами, быть ответственными перед самими собой, беречь в себе человека. ? - Актуальны ли слова Гоголя, сказанные им почти 200 лет назад сейчас? (Почему-то принято считать, что юность – это еще не жизнь, а только репетиция. Все еще успеется, все еще впереди. А ведь именно в юности закладываются основы мировоззрения, формируется система нравственных ценностей. Юность – своеобразный вектор жизни, если он будет неправильным, жизнь скатится под откос. Вы еще очень юны, и я желаю вашей юности, как бы это парадоксально не звучало, мудрости. Будьте мудрыми, не упустите сейчас главное, важное, прекрасное, тогда и здание, выстроенное вами к старости, тоже будет прекрасно.) ІV. Рефлексия 1 - 2 группы ответьте на вопрос: «Какое из качеств человеческого характера мне кажется наиболее отвратительным, и я никогда не позволю поселиться ему в моей душе?» Ответ запишите на листе, заверните край, закрыв свой ответ, и передайте лист сидящему за вами товарищу. 3 - 4 группы должны проделать такую же работу, ответив на другой вопрос: «Какое качество характера мне кажется самым важным для человека, и мне хотелось бы обладать им?» Когда вы ответите на них и вернете листочки, вы построите свою лестницу человеческого совершенствования и несовершенствования. V. Домашнее задание: Написать мини- эссе (50- 70 слов) «Как и почему трудолюбивый хозяин Плюшкин превратился в «прореху на человечестве»? | Слушают отрывок из художественного текста. Отвечают на вопросы учителя «Как вы понимаете смысл последнего предложения? Делятся своими мыслями по вопросу «Для этого нужно в юности беречь душу, не позволить себе растерять, растратить духовные ценности».) Отвечают на вопрос «Актуальны ли слова Гоголя, сказанные им почти 200 лет назад сейчас?» Отвечают на вопросы в стикерах. Выстраивают лестницу человеческого совершенствования и несовершенствования. Записывают Д/З в дневниках. | Лист самоценивания | Стикеры Дневник |